Тема | Религия как одна из форм культуры |
Цель | Обучающая: Определить роль религии как одной из форм культуры. Изучить особенности религиозной веры. Научить анализировать и обобщать полученную информацию. Воспитательная: Подвести учащихся к пониманию важности религии в современном обществе, как одной из форм культуры и источника нравственного развития человека и общества в целом. Сформировать отношение к религии, религиозному сознанию, толерантное отношение к представителям различных религиозных конфессий. Развивающая: |
Задачи | Определять сущностные характеристики религии Понимать роль религии в культурной жизни общества Объяснять сущность и значение веротерпимости Раскрывать сущность свободы совести Оценивать свое отношение к религии и атеизму |
Формируемые УУД | Личностные: Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; Ценностные ориентиры, основанные на идеях поддержания гражданского мира и согласия, отношения к человеку, его правам и свободам как высшей ценности, признания равноправия народов, единства разнообразных культур Регулятивные: Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) Способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей. Умение выполнять задания на оценку своих учебных достижений, поведения с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения Познавательные: Умение планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя, определять область незнания Умение выполнять познавательные задания на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках, перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу). Умение объяснять явления и процессы с точки зрения науки Коммуникативные: Владение различными видами публичных выступлений (сообщений, дискуссий, диалога) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога. Продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе деятельности Учитывать позиции других участников деятельности Ясно и точно излагать свою точку зрения |
Методы и педтехнологии | Поисковый метод, групповая, парная, самостоятельная работа, дискуссия, самооценка, взаимооценка. |
Основные понятия | Религия, вера, религиозный культ, церковь, секта, свобода совести |
Организация пространства | Компьютер, экран, проектор, мультимедийная презентация «Технологическая карта урока», организация мест для групповой работы, оценочные карты учащихся. |
№этапа | Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Самоопределение к деятельности | Приветствует учащихся, проверяет готовность уч-ся к уроку. | Приветствую учителя, проверяют готовность к уроку | Л: корректировка собственного поведения. |
2 | Повторение ранее изученного | 1. Организует самостоятельную работу в индивидуальных рабочих картах учащегося. 2. Зачитывает суждения: 1. Наука – это особая система знаний; 2. Наука не связана с деятельностью; 3. Наука объясняет мир с помощью символов, знаков, понятий; 4. Результаты исследования ценятся больше честного имени ученого; 5. Нобелевская премия – результат международного признания ученого; 6. Индустриальное общество потребовало от науки более тесной связи с производством; 7. Наука входит в структуру экономической сферы 8. Достижения науки не могут использоваться в антигуманных целях 9. Плагиат – это присвоение чужих идей; 10. Лауреатами Нобелевской премии в области науки стали А. Д. Сахаров, Л. Д. Ландау, И. И. Мечников, И. П. Павлов. Организует и проверяет выполнение задания | 1. Выполняют задание: верны ли суждения? Заполняют таблицу в карте учащегося, которая лежит на столе: согласны с суждением – Х; не согласны с суждением - 0 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Х | 0 | Х | 0 | Х | Х | 0 | 0 | Х | Х |
2. Составляют схему, используя термины: мораль, образование, наука, религия, духовная сфера общества. (Слова и схема записаны на экране и в карте учащихся) 3. Формулируют свое затруднение: объясняют, что «духовная сфера общества» - обобщающее понятие, все остальные – его составные части. | Л: уметь выполнять задания на оценку своих учебных достижений;
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; |
3 | Создание проблемной ситуации | Организует ситуацию для определения границ знания и незнания (ситуация практического затруднения) Особые духовные правила, регулирующие поведение человека; Отличная от природы, но тесно связанная с ней часть окружающего мира, мир людей и человеческих отношений; Достижения людей в материальной и духовной жизни; Чувство любви к Отечеству, забота об его интересах; Один из видов человеческой деятельности, носящий условный характер; Человек, как участник общественных отношений, а также сознательной деятельности; Они всегда там, где права. - Найдите ключевое слово. | Решают кроссворд: вспоминают знания, полученные ранее | м | о | р | а | л | ь | | | | | о | б | щ | е | с | т | в | о | | | | | | к | у | л | ь | т | у | р | а | | | | п а | т | р | и | о | т | и | з | м | | | | | | и | г | р | а | | | | | | | | | л | и | ч | н | о | с | т | ь | | | | о | б | я | з | а | н | н | о | с | т и | |
Определяют ключевое слово. | П: поиск и выделение необходимой информации;
Р: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; |
4 | Актуализация знаний по теме: «Религия как одна из форм культуры » | Актуализирует знания по теме: Есть Бог, есть мир, они живут во век, И жизнь людей мгновенна и убога, НО ВСЁ В СЕБЕ ВМЕЩАЕТ ЧЕЛОВЕК, Который любит мир и верит в Бога. Н. Гумилёв - Определите тему урока. | Определяют тему урока. Записывают в тетрадь. | Л: формирование социальных мотивов; интерес к новому;
|
5 | Планирование | Использует методику «Мозгового штурма» Запишите на листе бумаги известные вам слова – синонимы, словосочетания, слова-ассоциации, которые связаны с понятием «религия»; Сгруппируйте похожие понятия и назовите признаки, по которым проводилось объединение; Представьте на доске все идеи, которые у вас появились. Формирует способности анализировать, сравнивать, группировать учебный материал. Объясните: - Что вы сегодня узнаете на уроке? - С какими новыми понятиями познакомитесь? | Работа в группе Записывают на листе ассоциации связанные с понятием «религия». Объединяют понятия по признакам: Представитель одной из групп переносит записи на доску | К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности; Р:выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат; планировать свою деятельность работать по плану; |
6 | Открытие «нового знания» | Организует ситуацию решения учебной задачи: побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, стимулирует активное участие всех детей к поисковой деятельности. 1.Организует работу с терминами в учебнике на с. 75, рубрика «Мнение»: Сформулируйте свое понятие религии на основе мнений. Обратитесь к учебнику и найдите научные определения этих понятий. 2. Организует поисковую работу по заполнению таблицы «Функции религии». 3. Побуждает к высказываниям о сущности религии, просит привести примеры. 4. Обращается к христианским заповедям на экране. Подводит к выводу: к чему призывают библейские заповеди? 5. Организует самостоятельную работу с учебником по группам. Задание: выявите характерные черты секты и характерные черты церкви, найти соответствие по теме «Религиозные организации» | Читают текст учебника. Открывают новые знания. Делают свои формулировки. Выводят понятия: религия, обряды, молитва. Фиксируют их в тетрадь, используя текст учебника и слайд. По ходу урока заполняют таблицу, работают с текстом учебника и презентацией. Функции религии | Сущность | Примеры | Регулирующая | Регулирует поведение | Библейские заповеди | Воспитательная | Формирует положительные качества | Воспитание доброты, милосердия | Мировоззренческая | Дает определенный взгляд на мир | Легенды о сотворении мира | Психологическая | Снимает психологическое напряжение | Дает веру в спасение | Коммуникативная | Избавляет от одиночества | Диалог с Богом, молитва | Интеграционная | Объединяет людей | Сергий Радонежский в борьбе Руси с ордынцами | Устанавливают соответствие: Характеристика | Религиозные организации | 1.Объединяет последователей религиозного вероучения; 2) Характерно четкое разделение верующих на священнослужителей и мирян 3) Замкнутость; 4) Абсолютная нетерпимость к инакомыслию; 5) Жесткий контроль над жизнью своих приверженцев; 6) Имеет официальных религиозных лидеров, систему непреложных обрядов | А) Церковь Б) Секта |
| П: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; К: излагать свое мнение в диалоге; Л:формировать учебные мотивы; выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным; интерес к способу решения и общему способу действия; К: излагать свое мнение, приводить аргументы, подтверждая их фактами; П: делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата; структурировать знания; |
7 | Учебные действия по применению нового знания. | 1. Предлагает задания на «новое» знание. Организует работу со статистическими сведениями: По данным всероссийского опроса, РФ по религиозной принадлежности распределяется следующим образом: - Православие – 75% - Ислам - 5% - Протестантизм, Иудаизм, Буддизм – 1% - Неверующие - 8% Как вы понимаете выражение «неверующие»? Есть такое понятие Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного - богов, духов. По конституции РФ: Каждому гарантируется свобода вероисповедования, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Данное право реализуется многими государствами во избежание религиозных конфликтов, оно получило название - свобода совести. 2. Организует работу с документом на экране и в учебнике. Вопросы религии не только отражены в конституции, но и в других документах: Конвенция ООН о правах ребёнка. Ст. 14. Свобода мысли, совести и религии. Государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руководством их родителей. - Какой из этих точек зрения придерживаешься ты? Кто должен сделать выбор в вере: ребенок или родители за него? Почему? | Работают индивидуально, обосновывают выбор своего решения
Дают развернутые ответы, обобщают информацию Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме: Заполняют Таблицу «Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания в РФ». Все религии на территории РФ являются равноправными, отсутствует государственная религия Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ. В РФ церковь отделена от государства. Предусматривается равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению образования. Работают с документом в учебнике на стр.81 из рубрики «Мнение». Вступают в диалог
| Р: работать в соответствии с поставленной задачей. К: излагать свое мнение; стремление к приобретению новых знаний и умений; П: делать анализ и отбор информации; П: структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; К: излагать свое мнение, способность строить понятные для всех высказывания, приводить аргументы, подтверждая их фактами; К: понимать позицию другого, оценивать работу одноклассников; |
8 | Рефлексия | Предлагает вспомнить тему и задачи урока, оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса. Как вы понимаете слова В.Набокова: «К Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники»?
| Определяют степень продвижения к цели , делают выводы, рассуждают: Религия – это дело каждого или это коллективное деяние? | Л: самооценка на основе критерия успешности; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде; |
9 | Домашние задание | Комментирует домашнее задание. §10, зад. 1 на стр. 82: составить краткое сообщение об основных идеях и символах наиболее распространенных религий в нашем регионе. | Записывают домашние задание. |
|