kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

: Религия как одна из форм культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Обучающая:

·       Определить роль религии как одной из форм культуры.

·       Изучить особенности религиозной веры.

·       Научить анализировать и обобщать полученную информацию.

         Воспитательная:

·       Подвести  учащихся  к пониманию важности религии в современном обществе, как одной из форм культуры  и  источника нравственного развития человека и общества в целом.

·       Сформировать отношение к религии, религиозному сознанию, толерантное отношение к представителям различных религиозных конфессий.

         Развивающая:

Сформировать способность к визуально-вербальному  восприятию материалов урока

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«: Религия как одна из форм культуры»

Учитель: Таранюкова Наталия Викторовна, учитель истории МБОУ СОШ № 1 имени А.В.Суворова, г.Усть-Лабинск Краснодарского края

Предмет: Обществознание

Класс: 8

Тема: Религия как одна из форм культуры

Тип урока: урок – исследование

УМК: УМК по обществознанию под ред. Л.Н.Боголюбова

Технологическая карта


Тема

Религия как одна из форм культуры


Цель

Обучающая:

  • Определить роль религии как одной из форм культуры.

  • Изучить особенности религиозной веры.

  • Научить анализировать и обобщать полученную информацию.

Воспитательная:

  • Подвести учащихся к пониманию важности религии в современном обществе, как одной из форм культуры и источника нравственного развития человека и общества в целом.

  • Сформировать отношение к религии, религиозному сознанию, толерантное отношение к представителям различных религиозных конфессий.

Развивающая:

  • Сформировать способность к визуально-вербальному восприятию материалов урока.

Задачи

Определять сущностные характеристики религии

Понимать роль религии в культурной жизни общества

Объяснять сущность и значение веротерпимости

Раскрывать сущность свободы совести

Оценивать свое отношение к религии и атеизму

Формируемые УУД

Личностные:

  • Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

  • Ценностные ориентиры, основанные на идеях поддержания гражданского мира и согласия, отношения к человеку, его правам и свободам как высшей ценности, признания равноправия народов, единства разнообразных культур

Регулятивные:

  • Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)

  • Способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.

  • Умение выполнять задания на оценку своих учебных достижений, поведения с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения.

  • Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

Познавательные:

  • Умение планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя, определять область незнания

  • Умение выполнять познавательные задания на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках, перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу).

  • Умение объяснять явления и процессы с точки зрения науки

Коммуникативные:

  • Владение различными видами публичных выступлений (сообщений, дискуссий, диалога) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога.

  • Продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе деятельности

  • Учитывать позиции других участников деятельности

  • Ясно и точно излагать свою точку зрения

Методы и педтехнологии

Поисковый метод, групповая, парная, самостоятельная работа, дискуссия, самооценка, взаимооценка.

Основные понятия

Религия, вера, религиозный культ, церковь, секта, свобода совести

Организация пространства

Компьютер, экран, проектор, мультимедийная презентация «Технологическая карта урока», организация мест для групповой работы, оценочные карты учащихся.



№этапа

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности

Приветствует учащихся, проверяет готовность уч-ся к уроку.

Приветствую учителя, проверяют готовность к уроку

Л: корректировка собственного поведения.

2

Повторение ранее изученного

1. Организует самостоятельную работу в индивидуальных рабочих картах учащегося.

2. Зачитывает суждения:

1. Наука – это особая система знаний;

2. Наука не связана с деятельностью;

3. Наука объясняет мир с помощью символов, знаков, понятий;

4. Результаты исследования ценятся больше честного имени ученого;

5. Нобелевская премия – результат международного признания ученого;

6. Индустриальное общество потребовало от науки более тесной связи с производством;

7. Наука входит в структуру экономической сферы

8. Достижения науки не могут использоваться в антигуманных целях

9. Плагиат – это присвоение чужих идей;

10. Лауреатами Нобелевской премии в области науки стали А. Д. Сахаров, Л. Д. Ландау, И. И. Мечников, И. П. Павлов.

Организует и проверяет выполнение задания

1. Выполняют задание: верны ли суждения? Заполняют таблицу в карте учащегося, которая лежит на столе: согласны с суждением – Х; не согласны с суждением - 0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Х

0

Х

0

Х

Х

0

0

Х

Х



2. Составляют схему, используя термины: мораль, образование, наука, религия, духовная сфера общества. (Слова и схема записаны на экране и в карте учащихся)


3. Формулируют свое затруднение: объясняют, что «духовная сфера общества» - обобщающее понятие, все остальные – его составные части.

Л: уметь выполнять задания на оценку своих учебных достижений;















П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

3

Создание проблемной ситуации

Организует ситуацию для определения границ знания и незнания (ситуация практического затруднения)

  1. Особые духовные правила, регулирующие поведение человека;

  2. Отличная от природы, но тесно связанная с ней часть окружающего мира, мир людей и человеческих отношений;

  3. Достижения людей в материальной и духовной жизни;

  4. Чувство любви к Отечеству, забота об его интересах;

  5. Один из видов человеческой деятельности, носящий условный характер;

  6. Человек, как участник общественных отношений, а также сознательной деятельности;

  7. Они всегда там, где права.

- Найдите ключевое слово.

Решают кроссворд: вспоминают знания, полученные ранее



м

о

р

а

л

ь





о

б

щ

е

с

т

в

о






к

у

л

ь

т

у

р

а




п а

т

р

и

о

т

и

з

м






и

г

р

а









л

и

ч

н

о

с

т

ь




о

б

я

з

а

н

н

о

с

т и




Определяют ключевое слово.

П: поиск и выделение необходимой информации;









Р: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;

4

Актуализация знаний по теме: «Религия как одна из форм культуры »

Актуализирует знания по теме:

Есть Бог, есть мир, они живут во век,

И жизнь людей мгновенна и убога,

НО ВСЁ В СЕБЕ ВМЕЩАЕТ ЧЕЛОВЕК,

Который любит мир и верит в Бога.

Н. Гумилёв

- Определите тему урока.


Определяют тему урока. Записывают в тетрадь.

Л: формирование социальных мотивов; интерес к новому;



5

Планирование

Использует методику «Мозгового штурма»

Запишите на листе бумаги известные вам слова – синонимы, словосочетания, слова-ассоциации, которые связаны с понятием «религия»;

Сгруппируйте похожие понятия и назовите признаки, по которым проводилось объединение;

Представьте на доске все идеи, которые у вас появились.

Формирует способности анализировать, сравнивать, группировать учебный материал.

Объясните:

- Что вы сегодня узнаете на уроке?

- С какими новыми понятиями познакомитесь?

Работа в группе

Записывают на листе ассоциации связанные с понятием «религия». Объединяют понятия по признакам:

  • Символы

  • Обряды

  • Правила поведения

  • Влияние на общество

  • Отношение к религии и т.д.

Представитель одной из групп переносит записи на доску

К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности; Р:выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат; планировать свою деятельность работать по плану;

6

Открытие «нового знания»

Организует ситуацию решения учебной задачи: побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, стимулирует активное участие всех детей к поисковой деятельности. 1.Организует работу с терминами в учебнике на с. 75, рубрика «Мнение»: Сформулируйте свое понятие религии на основе мнений. Обратитесь к учебнику и найдите научные определения этих понятий.

2. Организует поисковую работу по заполнению таблицы «Функции религии».

3. Побуждает к высказываниям о сущности религии, просит привести примеры.

4. Обращается к христианским заповедям на экране. Подводит к выводу: к чему призывают библейские заповеди?

5. Организует самостоятельную работу с учебником по группам. Задание: выявите характерные черты секты и характерные черты церкви, найти соответствие по теме «Религиозные организации»

Читают текст учебника. Открывают новые знания. Делают свои формулировки. Выводят понятия: религия, обряды, молитва. Фиксируют их в тетрадь, используя текст учебника и слайд. По ходу урока заполняют таблицу, работают с текстом учебника и презентацией.

Функции религии

Сущность

Примеры

Регулирующая

Регулирует поведение

Библейские заповеди

Воспитательная

Формирует положительные качества

Воспитание доброты, милосердия

Мировоззренческая

Дает определенный взгляд на мир

Легенды о сотворении мира

Психологическая

Снимает психологическое напряжение

Дает веру в спасение

Коммуникативная

Избавляет от одиночества

Диалог с Богом, молитва

Интеграционная

Объединяет людей

Сергий Радонежский в борьбе Руси с ордынцами


Устанавливают соответствие:

Характеристика

Религиозные организации

1.Объединяет последователей религиозного вероучения;

2) Характерно четкое разделение верующих на священнослужителей и мирян

3) Замкнутость;

4) Абсолютная нетерпимость к инакомыслию;

5) Жесткий контроль над жизнью своих приверженцев;

6) Имеет официальных религиозных лидеров, систему непреложных обрядов

А) Церковь

Б) Секта



П: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

К: излагать свое мнение в диалоге; Л:формировать учебные мотивы; выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным; интерес к способу решения и общему способу действия;

К: излагать свое мнение, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

П: делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата; структурировать знания;

7

Учебные действия по применению нового знания.

1. Предлагает задания на «новое» знание. Организует работу со статистическими сведениями: По данным всероссийского опроса, РФ по религиозной принадлежности распределяется следующим образом:

- Православие – 75%

- Ислам - 5%

- Протестантизм, Иудаизм, Буддизм – 1%

- Неверующие - 8%

Как вы понимаете выражение «неверующие»?

Есть такое понятие Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного - богов, духов.

По конституции РФ: Каждому гарантируется свобода вероисповедования, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Данное право реализуется многими государствами во избежание религиозных конфликтов, оно получило название - свобода совести.

2. Организует работу с документом на экране и в учебнике.

Вопросы религии не только отражены в конституции, но и в других документах: Конвенция ООН о правах ребёнка.

Ст. 14. Свобода мысли, совести и религии. Государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руководством их родителей.

- Какой из этих точек зрения придерживаешься ты? Кто должен сделать выбор в вере: ребенок или родители за него? Почему?

Работают индивидуально, обосновывают выбор своего решения



Дают развернутые ответы, обобщают информацию

Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме:

Заполняют Таблицу «Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания в РФ».

  • Все религии на территории РФ являются равноправными, отсутствует государственная религия

  • Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ.

  • В РФ церковь отделена от государства.

  • Предусматривается равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению образования.

Работают с документом в учебнике на стр.81 из рубрики «Мнение».

Вступают в диалог



Р: работать в соответствии с поставленной задачей.

К: излагать свое мнение; стремление к приобретению новых знаний и умений;

П: делать анализ и отбор информации;

П: структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

К: излагать свое мнение, способность строить понятные для всех высказывания, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

К: понимать позицию другого, оценивать работу одноклассников;

8

Рефлексия

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса.

Как вы понимаете слова В.Набокова: «К Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники»?



Определяют степень продвижения к цели , делают выводы, рассуждают: Религия – это дело каждого или это коллективное деяние?

Л: самооценка на основе критерия успешности; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде;

9

Домашние задание

Комментирует домашнее задание.

§10, зад. 1 на стр. 82: составить краткое сообщение об основных идеях и символах наиболее распространенных религий в нашем регионе.

Записывают домашние задание.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
: Религия как одна из форм культуры

Автор: Таранюкова Наталия Викторовна

Дата: 07.12.2016

Номер свидетельства: 366805

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Религия как одна из форм культуры "
    ["seo_title"] => string(36) "rielighiia-kak-odna-iz-form-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "139287"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417694485"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "« Религия как одна из форм культуры»."
    ["seo_title"] => string(38) "rielighiia_kak_odna_iz_form_kul_tury_1"
    ["file_id"] => string(6) "367024"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1481130198"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "ОРКСЭ Возникновение религий"
    ["seo_title"] => string(31) "orkse-vozniknovieniie-rielighii"
    ["file_id"] => string(6) "287358"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454480456"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Обществознание, "Роль религии в обществе", 9 класс "
    ["seo_title"] => string(57) "obshchiestvoznaniie-rol-rielighii-v-obshchiestvie-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182865"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425630426"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Разработка урока по теме "Религиозная вера как форма духовной культуры общества" 10 класс "
    ["seo_title"] => string(98) "razrabotka-uroka-po-tiemie-rielighioznaia-viera-kak-forma-dukhovnoi-kul-tury-obshchiestva-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "161641"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422261968"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства