kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обществознание, "Роль религии в обществе", 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок № 23

Тема:

Цели и задачи:

1) познакомить с сущностью религии, показать признаки религиозного сознания, роль религии в жизни общества, основные идеи каждой из мировых религий, объяснить сущность принципа свободы совести;

2) развивать умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие Теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;

3) формировать отношение к религии, религиозному сознанию.
План урока:

1.Орг.момент

2.Проверка домашнего задания

3.Новая тема

4.Закрепление

5.Подведение итогов

6.Д/з

Ход урока:

1.Организационный момент
Одной из древнейших форм культуры является религия. Сложен и тернист был путь церкви в нашей стране. Сегодня интерес к религии чрезвычайно высок. В одной из телевизионных передач «Вечер с Познером» состоялась встреча с религиозными деятелями, на которой обсуждалась роль религии в современном обществе. Ведущий задал служителям культа вопрос: «10 заповедей Моисея существуют 2000 лет. Стало ли человечество меньше убивать, воровать?» В конце урока попробуем ответить на этот вопрос, определив место религии в духовной жизни человека.

2.Проверка д/з

  • Дать определения понятиям: наука, научно-технический прогресс, образование.
  • Внимательно прочитай Статью 30 п.1 Конституции РК и ответь на вопрос: Статья 30, п. 1. «Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно».

           - как вы считаете, учиться в школе – долг или обязанность? Почему?

  • Выскажи свое мнение: «Правильный выбор профессии – не только важнейшее условие жизненной успешности личности, но и определяющий фактор развития общества» (Ж.Маханбетова).

3.Новая тема

1. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии.
2. Роль религии в жизни общества.
3. Принцип свободы совести.
 

Проблемы религии всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сферах жизни общества, происходящих в нашей стране, интерес к религии резко возрастает.

Существует множество определений религии. Приведём некоторые из них.

Запись в тетрадях: 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обществознание, "Роль религии в обществе", 9 класс »

Урок № 23

Тема:

Цели и задачи:

1) познакомить с сущностью религии, показать признаки религиозного сознания, роль религии в жизни общества, основные идеи каждой из мировых религий, объяснить сущность принципа свободы совести;

2) развивать умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие Теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;

3) формировать отношение к религии, религиозному сознанию.
План урока:

1.Орг.момент

2.Проверка домашнего задания

3.Новая тема

4.Закрепление

5.Подведение итогов

6.Д/з


Ход урока:

1.Организационный момент
Одной из древнейших форм культуры является религия. Сложен и тернист был путь церкви в нашей стране. Сегодня интерес к религии чрезвычайно высок. В одной из телевизионных передач «Вечер с Познером» состоялась встреча с религиозными деятелями, на которой обсуждалась роль религии в современном обществе. Ведущий задал служителям культа вопрос: «10 заповедей Моисея существуют 2000 лет. Стало ли человечество меньше убивать, воровать?» В конце урока попробуем ответить на этот вопрос, определив место религии в духовной жизни человека.

2.Проверка д/з

  • Дать определения понятиям: наука, научно-технический прогресс, образование.

  • Внимательно прочитай Статью 30 п.1 Конституции РК и ответь на вопрос: Статья 30, п. 1. «Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно».

- как вы считаете, учиться в школе – долг или обязанность? Почему?

  • Выскажи свое мнение: «Правильный выбор профессии – не только важнейшее условие жизненной успешности личности, но и определяющий фактор развития общества» (Ж.Маханбетова).


3.Новая тема

1. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии.
2. Роль религии в жизни общества.
3. Принцип свободы совести.

Проблемы религии всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сферах жизни общества, происходящих в нашей стране, интерес к религии резко возрастает.

Существует множество определений религии. Приведём некоторые из них.

Запись в тетрадях:

Религияэто:

  • вера в сверхъестественное (в Бога);

  • совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;

  • одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

Религия (от лат. связывать) – это система учений, верований и культовых действий, связанных с единением человека со сверхъестественным и священным существом, именуемым Богом или Абсолютом, Творцом всего существующего на земле и управляющим мыслями и поступками людей.

Учитель: Будучи одной из основ духовной жизни людей, а также формой общественного сознания, религия характеризуется следующими признаками:

Запись в тетрадях:

Признаки религии:

  • вера в сверхъестественное;

  • организованное поклонение высшим силам;

  • стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала.


Учитель: Вера является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий. Она выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств.

Религиозная вера включает в себя:

  • нормы морали, которые объявлены происходящими от Божественного откровения; нарушение этих норм является грехом и, соответственно, осуждается и наказывается;

  • определённые юридические нормы, которые также объявлены или появившиеся непосредственно в результате вдохновенной Богом деятельности законодателей;

  • веру в боговдохновенность деятельности тех или иных священнослужителей, лиц, объявленных святыми, угодниками, блаженными и т.п.

  • веру в спасительную силу для души человека ритуальных действий, которые совершают верующие люди в соответствии с указаниями Священных книг, священнослужителей и деятелей церкви (крещение, молитва, пост, богослужение и т.п.)

Ранние формы религии

Форма религии

Её сущность

Тотемизм

Поклонение какого – либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику.

Первоначально тотемизм выражал веру в глубокое внутреннее тождество всех членов того или иного первобытного объединения с особями одного определенного вида животных. Постепенно он оброс значительным количеством ритуалов, магией. От магии неотделим и фетишизм – религиозное поклонение, суть которого сводиться к приписыванию отдельным предметам (амулетам, фигуркам и т.п.) магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата.

Магия и фетишизм не являются особыми формами религии, их пережитки сохраняются в многочисленных проявлениях и сейчас.

Анимизм

Выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворённость природы.

Первобытный человек населил духами весь окружающий мир: душой обладают животные, растения, явления природы. Постепенно сложилось представление об особом мире сверхъестественных существ, отличном от реального мира. В анимизме можно увидеть основу для возникновения современных религий.



Учитель: В современном мире существуют религии, которые условно можно разделить на три большие группы:

  1. Родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;

  2. Национально – государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций: иудаизм, индуизм др.

  3. Мировые религии: буддизм, христианство (католицизм, православие, протестантизм), ислам (суннизм, шиизм).

Работа учащихс с раздаточным материалом – составление таблицы «Мировые религии »:

Название религии

Время возникновения

Численность верующих

В каких странах и районах наиболее распространена

Основные положения вероучения






- Что объединяет все эти мировые религии?
- Какие отличия между ними вы увидели?

Роль религии в жизни общества
- Проведем небольшой эксперимент. Ответьте на вопрос: что такое религия лично для вас?
Как видно из ваших ответов, религия - один из способов найти ответы на философские вопросы: «Есть ли душа?», «Что лежит в основе поступков человека?», «В чем разница между добром и злом?» Некоторые утверждают, что дополнительные силы человеку придавала уверенность в том, что он не один, что у него есть божественные покровители, которые приходят к нему в трудную минуту. Другие считают, что в мире остается множество непознанных вещей, тайну которых человек жаждет раскрыть, но не может этого сделать, а когда нет научных ответов на вопросы, их находят в религиозных представлениях и т. д.
Что же говорят обществоведы, рассматривая роль религии в жизни общества? Изучите и прокомментируйте схему.

Принцип свободы совести
Мы говорили о том, что в нашей стране происходит формирование гражданского общества. А значит, на первый план должна выйти проблема взаимодействия, диалога различных религиозных конфессий. Но религии отличаются друг от друга.
- Как найти общий язык?
Правовой основой разрешения всех противоречий может стать соблюдение принципа свободы совести.
- Что мы подразумеваем под понятием «свобода совести»?
Под свободой совести сейчас понимается право человека на автономию духовной жизни.
Работая с текстом Конституции РК, рассмотрите аспекты законодательства Казахстана по осуществлению свободы совести.
Итак, основные аспекты принципа свободы совести:
1. Принцип отделения религиозных организаций от государства предусматривает невмешательство государства во внутреннюю жизни религиозных организаций.
2. Светский характер государственного образования предполагает:
• равный доступ представителей всех религиозных конфессий и атеистов к получению гарантированного государством образования;
• запрещение любых форм религиозной и атеистической пропаганды в образовательных учреждениях;
• воспитание подрастающего поколения в духе толерантности к проявлениям инакомыслия.
3. Возможность свободно отправлять свой культ.

4.Закрепление

Открытый тест:

1) совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность (религия)

2)к какой группе религий относятся буддизм, христианство, ислам? (мировые)

3)право человека самостоятельно формировать свое мировоззрение и открыто выражать его в социальных взаимодействиях, не причиняя ущерба свободе других людей и обществу в целом (свобода совести)

4)как вы думаете, если РК – светское государство, то, как должен решаться вопрос о свободе вероиповедания?


5.Подведение итогов

- В чем вы видите причины особой популярности ранних форм религии в наши дни? Почему люди стали чаще обращаться к магам, хиромантам, астрологам?
- Существует мнение, что повышение процента верующих среди молодежи в нашей стране связано не столько с верой в Бога, сколько с привлекательностью обрядов венчания, крещения, причастия и т. д. А как думаете вы?
Прочитайте притчу.
У одной бедной женщины умер единственный сын. Убитая горем, она не смогла смириться с утратой и во что бы то ни стало хотела вернуть к жизни свое чадо. Соседи посоветовали ей обратиться к Будде, который вместе со своими последователями остановился в это время возле их деревни. Будда, выслушав историю женщины, обещал вернуть ей сына в том случае, если она принесет ему зерно из дома, где никто не умирал.
- Чем, на ваш взгляд, закончилась эта история? Какие выводы можно из нее сделать?
- Основатель какой религии произнес эту заповедь: «Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь»?
- Какие положения данной религии можно выделить из приведенного отрывка? Какова основная мысль этого высказывания?
Прочитайте фрагмент из религиозного источника:
Хвала Аллаху, Господу миров;
Всемилостив и Милосерден Он один,
Дня судного один Он властелин.
Лишь пред Тобой колени преклоняем И лишь к Тебе о помощи взываем:
«Направь прямой стезею нас,
Что Ты избрал для тех,
Кто милостью Твоею одарен,
Но не для тех, на ком Твой гнев И кто в неверии блуждает».
- О какой религии идет речь? Какие мысли заключены в этом тексте? С чем могут согласиться люди, исповедующие другие мировые религии?

6.Домашнее задание: параграф 55; ответить на вопрос: «Как вы относитель к религиозным сектам?» Ответ обоснуйте





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Обществознание, "Роль религии в обществе", 9 класс

Автор: Плехова Татьяна Николаевна

Дата: 06.03.2015

Номер свидетельства: 182865

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Презентация к уроку обществознания для учащихся 10 класса, по теме "Человек как существо духовное""
    ["seo_title"] => string(109) "priezientatsiiakurokuobshchiestvoznaniiadliauchashchikhsia10klassapotiemiechieloviekkaksushchiestvodukhovnoie"
    ["file_id"] => string(6) "301877"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457006025"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Презентация - тренажер для подготовки к ГИА по обществознанию, задание В1 "
    ["seo_title"] => string(85) "priezientatsiia-trienazhier-dlia-podghotovki-k-gia-po-obshchiestvoznaniiu-zadaniie-v1"
    ["file_id"] => string(6) "137401"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417348244"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Рабочая программа окр. мир "
    ["seo_title"] => string(28) "rabochaia-proghramma-okr-mir"
    ["file_id"] => string(6) "113062"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1409109757"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока по обществознанию "Общество как форма жизнедеятельности людей" "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-obshchiestvo-kak-forma-zhizniedieiatiel-nosti-liudiei"
    ["file_id"] => string(6) "221856"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435634702"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Урок на тему "Наука и научное познание" "
    ["seo_title"] => string(41) "urok-na-tiemu-nauka-i-nauchnoie-poznaniie"
    ["file_id"] => string(6) "202079"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429179651"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства