Обществознание, "Роль религии в обществе", 9 класс
Обществознание, "Роль религии в обществе", 9 класс
Урок № 23
Тема:
Цели и задачи:
1) познакомить с сущностью религии, показать признаки религиозного сознания, роль религии в жизни общества, основные идеи каждой из мировых религий, объяснить сущность принципа свободы совести;
2) развивать умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие Теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
3) формировать отношение к религии, религиозному сознанию. План урока:
1.Орг.момент
2.Проверка домашнего задания
3.Новая тема
4.Закрепление
5.Подведение итогов
6.Д/з
Ход урока:
1.Организационный момент
Одной из древнейших форм культуры является религия. Сложен и тернист был путь церкви в нашей стране. Сегодня интерес к религии чрезвычайно высок. В одной из телевизионных передач «Вечер с Познером» состоялась встреча с религиозными деятелями, на которой обсуждалась роль религии в современном обществе. Ведущий задал служителям культа вопрос: «10 заповедей Моисея существуют 2000 лет. Стало ли человечество меньше убивать, воровать?» В конце урока попробуем ответить на этот вопрос, определив место религии в духовной жизни человека.
2.Проверка д/з
Дать определения понятиям: наука, научно-технический прогресс, образование.
Внимательно прочитай Статью 30 п.1 Конституции РК и ответь на вопрос: Статья 30, п. 1. «Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно».
- как вы считаете, учиться в школе – долг или обязанность? Почему?
Выскажи свое мнение: «Правильный выбор профессии – не только важнейшее условие жизненной успешности личности, но и определяющий фактор развития общества» (Ж.Маханбетова).
3.Новая тема
1. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии.
2. Роль религии в жизни общества.
3. Принцип свободы совести.
Проблемы религии всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сферах жизни общества, происходящих в нашей стране, интерес к религии резко возрастает.
Существует множество определений религии. Приведём некоторые из них.
Запись в тетрадях:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обществознание, "Роль религии в обществе", 9 класс »
Урок № 23
Тема:
Цели и задачи:
1) познакомить с сущностью религии, показать признаки религиозного сознания, роль религии в жизни общества, основные идеи каждой из мировых религий, объяснить сущность принципа свободы совести;
2) развивать умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие Теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
3) формировать отношение к религии, религиозному сознанию. План урока:
1.Орг.момент
2.Проверка домашнего задания
3.Новая тема
4.Закрепление
5.Подведение итогов
6.Д/з
Ход урока:
1.Организационный момент Одной из древнейших форм культуры является религия. Сложен и тернист был путь церкви в нашей стране. Сегодня интерес к религии чрезвычайно высок. В одной из телевизионных передач «Вечер с Познером» состоялась встреча с религиозными деятелями, на которой обсуждалась роль религии в современном обществе. Ведущий задал служителям культа вопрос: «10 заповедей Моисея существуют 2000 лет. Стало ли человечество меньше убивать, воровать?» В конце урока попробуем ответить на этот вопрос, определив место религии в духовной жизни человека.
2.Проверка д/з
Дать определения понятиям: наука, научно-технический прогресс, образование.
Внимательно прочитай Статью 30 п.1 Конституции РК и ответь на вопрос: Статья 30, п. 1. «Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно».
- как вы считаете, учиться в школе – долг или обязанность? Почему?
Выскажи свое мнение: «Правильный выбор профессии – не только важнейшее условие жизненной успешности личности, но и определяющий фактор развития общества» (Ж.Маханбетова).
3.Новая тема
1. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. 2. Роль религии в жизни общества. 3. Принцип свободы совести.
Проблемы религии всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сферах жизни общества, происходящих в нашей стране, интерес к религии резко возрастает.
Существует множество определений религии. Приведём некоторые из них.
Запись в тетрадях:
Религия – это:
вера в сверхъестественное (в Бога);
совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;
одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.
Религия (от лат. связывать) – это система учений, верований и культовых действий, связанных с единением человека со сверхъестественным и священным существом, именуемым Богом или Абсолютом, Творцом всего существующего на земле и управляющим мыслями и поступками людей.
Учитель: Будучи одной из основ духовной жизни людей, а также формой общественного сознания, религия характеризуется следующими признаками:
Запись в тетрадях:
Признаки религии:
вера в сверхъестественное;
организованное поклонение высшим силам;
стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала.
Учитель: Вера является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий. Она выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств.
Религиозная вера включает в себя:
нормы морали, которые объявлены происходящими от Божественного откровения; нарушение этих норм является грехом и, соответственно, осуждается и наказывается;
определённые юридические нормы, которые также объявлены или появившиеся непосредственно в результате вдохновенной Богом деятельности законодателей;
веру в боговдохновенность деятельности тех или иных священнослужителей, лиц, объявленных святыми, угодниками, блаженными и т.п.
веру в спасительную силу для души человека ритуальных действий, которые совершают верующие люди в соответствии с указаниями Священных книг, священнослужителей и деятелей церкви (крещение, молитва, пост, богослужение и т.п.)
Ранние формы религии
Форма религии
Её сущность
Тотемизм
Поклонение какого – либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику.
Первоначально тотемизм выражал веру в глубокое внутреннее тождество всех членов того или иного первобытного объединения с особями одного определенного вида животных. Постепенно он оброс значительным количеством ритуалов, магией. От магии неотделим и фетишизм – религиозное поклонение, суть которого сводиться к приписыванию отдельным предметам (амулетам, фигуркам и т.п.) магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата.
Магия и фетишизм не являются особыми формами религии, их пережитки сохраняются в многочисленных проявлениях и сейчас.
Анимизм
Выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворённость природы.
Первобытный человек населил духами весь окружающий мир: душой обладают животные, растения, явления природы. Постепенно сложилось представление об особом мире сверхъестественных существ, отличном от реального мира. В анимизме можно увидеть основу для возникновения современных религий.
Учитель: В современном мире существуют религии, которые условно можно разделить на три большие группы:
Родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;
Национально – государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций: иудаизм, индуизм др.
Мировые религии: буддизм, христианство (католицизм, православие, протестантизм), ислам (суннизм, шиизм).
Работа учащихс с раздаточным материалом – составление таблицы «Мировые религии »:
Название религии
Время возникновения
Численность верующих
В каких странах и районах наиболее распространена
Основные положения вероучения
- Что объединяет все эти мировые религии? - Какие отличия между ними вы увидели?
Роль религии в жизни общества - Проведем небольшой эксперимент. Ответьте на вопрос: что такое религия лично для вас? Как видно из ваших ответов, религия - один из способов найти ответы на философские вопросы: «Есть ли душа?», «Что лежит в основе поступков человека?», «В чем разница между добром и злом?» Некоторые утверждают, что дополнительные силы человеку придавала уверенность в том, что он не один, что у него есть божественные покровители, которые приходят к нему в трудную минуту. Другие считают, что в мире остается множество непознанных вещей, тайну которых человек жаждет раскрыть, но не может этого сделать, а когда нет научных ответов на вопросы, их находят в религиозных представлениях и т. д. Что же говорят обществоведы, рассматривая роль религии в жизни общества? Изучите и прокомментируйте схему.
Принцип свободы совести Мы говорили о том, что в нашей стране происходит формирование гражданского общества. А значит, на первый план должна выйти проблема взаимодействия, диалога различных религиозных конфессий. Но религии отличаются друг от друга. - Как найти общий язык? Правовой основой разрешения всех противоречий может стать соблюдение принципа свободы совести. - Что мы подразумеваем под понятием «свобода совести»? Под свободой совести сейчас понимается право человека на автономию духовной жизни. Работая с текстом Конституции РК, рассмотрите аспекты законодательства Казахстана по осуществлению свободы совести. Итак, основные аспекты принципа свободы совести: 1. Принцип отделения религиозных организаций от государства предусматривает невмешательство государства во внутреннюю жизни религиозных организаций. 2. Светский характер государственного образования предполагает: • равный доступ представителей всех религиозных конфессий и атеистов к получению гарантированного государством образования; • запрещение любых форм религиозной и атеистической пропаганды в образовательных учреждениях; • воспитание подрастающего поколения в духе толерантности к проявлениям инакомыслия. 3. Возможность свободно отправлять свой культ.
4.Закрепление
Открытый тест:
1) совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность (религия)
2)к какой группе религий относятся буддизм, христианство, ислам? (мировые)
3)право человека самостоятельно формировать свое мировоззрение и открыто выражать его в социальных взаимодействиях, не причиняя ущерба свободе других людей и обществу в целом (свобода совести)
4)как вы думаете, если РК – светское государство, то, как должен решаться вопрос о свободе вероиповедания?
5.Подведение итогов
- В чем вы видите причины особой популярности ранних форм религии в наши дни? Почему люди стали чаще обращаться к магам, хиромантам, астрологам? - Существует мнение, что повышение процента верующих среди молодежи в нашей стране связано не столько с верой в Бога, сколько с привлекательностью обрядов венчания, крещения, причастия и т. д. А как думаете вы? Прочитайте притчу. У одной бедной женщины умер единственный сын. Убитая горем, она не смогла смириться с утратой и во что бы то ни стало хотела вернуть к жизни свое чадо. Соседи посоветовали ей обратиться к Будде, который вместе со своими последователями остановился в это время возле их деревни. Будда, выслушав историю женщины, обещал вернуть ей сына в том случае, если она принесет ему зерно из дома, где никто не умирал. - Чем, на ваш взгляд, закончилась эта история? Какие выводы можно из нее сделать? - Основатель какой религии произнес эту заповедь: «Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь»? - Какие положения данной религии можно выделить из приведенного отрывка? Какова основная мысль этого высказывания? Прочитайте фрагмент из религиозного источника: Хвала Аллаху, Господу миров; Всемилостив и Милосерден Он один, Дня судного один Он властелин. Лишь пред Тобой колени преклоняем И лишь к Тебе о помощи взываем: «Направь прямой стезею нас, Что Ты избрал для тех, Кто милостью Твоею одарен, Но не для тех, на ком Твой гнев И кто в неверии блуждает». - О какой религии идет речь? Какие мысли заключены в этом тексте? С чем могут согласиться люди, исповедующие другие мировые религии?
6.Домашнее задание: параграф 55; ответить на вопрос: «Как вы относитель к религиозным сектам?» Ответ обоснуйте