Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Свобода в деятельности человека"»
Тема: «Свобода в деятельности человека»
урок обществознания, 11 класс
Цели:
Обучающая. Формирование представлений у учащихся обществоведческих понятий: «свобода», «выбор», «ответственность»;
Развивающая. Организация и упорядочение полученных знаний, приведение их в систему. Принятие самостоятельных решений и выдвижение собственных идей. Умение отстаивать свою точку зрения, ее аргументация при организации дискуссии. Развитие коммуникативных навыков, умение представлять информацию;
Основные понятия: свобода, абсолютная и относительная свобода, выбор, ответственность.
Раздаточный материал: кейс с вопросами.
Ход урока
Оргмомент. Стадия вызова. Вступительное слово учителя.
Тема сегодняшней нашей беседы для вас актуальна. Вы сейчас находитесь в таком состоянии, когда стремление к свободе становится преобладающим. А это одно из самых сильных человеческих чувств. Оно пронизало всю историю человечества. Ёще в древние времена было осмыслено значение свободы для самореализации человека. С особой силой оно проявилось в новое и новейшее время. Все революции писали слово «свобода» на своих знаменах. Свобода личности в различных ее проявлениях выступает сегодня важнейшей ценностью цивилизованного человечества.
Стадия осмысления.
Категория свободы является одной из центральных и в философских исканиях человечества. И как политики окрашивают это понятие в разные цвета, подчиняя нередко его своим конкретным политическим целям, так и философы подходят к его осмыслению с разных позиций. Попробуем разобраться в разнообразии этих трактовок. Как же категория «свободы» нашла отражение в философских исканиях человечества?
Имя философа
Отношение к свободе
Сократ
«Человеческая свобода состоит в том, чтобы поступать наилучшим образом»
Аристотель
Обосновал понимание свободы как свободы воли, свободы отдельного человека
М.Лютер, Ж. Кальвин
Учение о предопределении свободы нет, т.к. все предопределено Богом.
Вольтер
«Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов»
Ш. Монтескье
«Свобода есть право делать все, что дозволено законами» (эта формула определяет отношение между человеком и государством)
Б. Спиноза, Гегель, Энгельс
«Свобода есть осознанная необходимость»
Учащиеся работают с данной таблицей и делают выводы.
Учитель. А сейчас мы рассмотрим видение «свободы» человеком искусства на примере картины Делакруа «Свобода, ведущая на баррикады».
- Какой, на ваш взгляд, видит «свободу» автор картины? Подберите эпитеты, которые у вас ассоциируются с образом «свободы». (Выслушиваются мнения учащихся).
Глядя на картину Делакруа, у меня появляется иллюзия возможности делать все, что мне хочется. Так есть ли пределы, ограничение свободы, или она все- таки безгранична?
Учитель. Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Прежде всего, потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. К примеру, кому-то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку. Включив на полную мощность магнитофон, человек осуществил свое желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно выспаться в ночное время.
Рассуждая о невозможности абсолютной свободы, обратим внимание еще на одну сторону вопроса. Такая свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение при принятии решения. Широко известно нарицательное выражение «буриданов осел». Французский философ Буридан рассказал об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудаленными от него охапками сена. Не решив, какую охапку предпочесть, осел умер от голода. Еще раньше аналогичную ситуацию описывал Данте, но говоря не об осле, а о людях: «Поставленный между двумя блюдами, одинаково удаленными и одинаково влекущими, человек скорее умрет, чем, обладая абсолютной свободой, возьмет в рот одно из них». Абсолютно свободным человек быть не может. А один из ограничителей здесь права и свободы других людей. Человека побуждает действовать так, а не иначе и определенные общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель» должного поведения». С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.
На доске появляются записи: свобода ограничена
Правами, свободами Общественными условиями
интересами других нормы морали, нормы права,
людей традиции и общественное мнение
Учитель. Мы с вами перешли от рассмотрения внешних ограничителей свободы к внутренним запретам, которые человек устанавливает для себя. Человеку в его действиях дана свобода выбора. Это великий дар, которым не обладает больше ни одно живое существо. Человек сам всегда решает, как ему поступить: соблюдать или не соблюдать те нормы, которые существуют в обществе. Что же предопределяет выбор человека из многообразия возможных вариантов поведения?
Учитель. При всей важности учета внешних факторов свободы и ее границ еще большее значение, по мнению многих мыслителей, имеет внутренняя свобода. Проблема злободневного выбора в заданных обстоятельствах и ответственность за свои решения. Кто-то понимает свободу как анархию, как возможность делать то, что он хочет, не соблюдая никаких правил и не придерживаясь каких бы то ни было границ. А кто-то просто принимает свою судьбу, рассчитывая на силу коллектива, государственную социальную защиту, но и он ежеминутно делает свой выбор (с какой ноги встать, с кем общаться, какие купить сигареты). Каждый миг своего существования мы делаем осознанный или неосознанный выбор. Этот выбор, конечно же, зависит от самого человека и от его личностных качеств. Делая свой выбор, адекватный человек проанализирует его, рассмотрит все возможные варианты и выберет лучший. Этот выбор зависит то духовного мира человека. Рассмотрим человека как своеобразный сосуд, в котором находится его духовный мир. А теперь взглянем на основные составляющие этого мира. Существенную роль играет ответственность и чувство долга, совести человека, в какой мере она у него развита. Выбор также зависит от идеалов и стремлений человека. Немалую роль в решении занимают ценности личности. Свобода выбора и ответственность за него – скорее бремя, но только оно делает человека воистину свободным, делает его хозяином своей судьбы.
Учитель. А теперь от слов перейдем к рассмотрению конкретной ситуации, ситуации очень сложного и ответственного морального выбора. Работа учащихся с кейсом и вопросами к нему. Обсуждение кейса, выступление групп.
Чтение кейса и обсуждение ситуации сопровождается кадрами из фильма
.
После обсуждения учитель делает вывод: В жизни часто встречаются такие ситуации, где выбор сделать очень сложно. От выбора конкретного человека зависит очень многое, иногда даже жизнь самих людей. Огромную роль при выборе играет и общество, в котором живет человек. Можно ли жить в обществе и быть свободным от общества? Над этим вопросом вы подумайте дома.
Стадия рефлексии. Какие из приведенных ниже определений понятие «свободы» вам представляются наиболее точными?
Свобода - это отсутствие всяких преград и помех.
2) Свобода - это осознанное следование необходимости.
3) Свобода - это избавление жизни от ограничений и принуждения.
4) Свобода ( свободная воля) -это не своеволие, способное привести к каким угодно поступкам, а регулярность, постоянство, неумолимость в осуществлении человеком моральных требований.