Мастер-класс
Тема: «Я и закон»
Цель урока:
углубление знаний о законе Республики Казахстан, воспитание осознанного к ней отношения, основанного на уважении, почитании и выполнении своих прав и обязанностей;
Задачи урока:
- формирование умений и навыков по принятию решений в конкретных ситуациях; активизация творческого мышления;
- совершенствование индивидуальных и коллективных форм взаимодействия;
- воспитать правовую культуру учащихся.
Основные понятия: конституция - Основной закон РК, «человек», «гражданин», «права и свободы», «обязанности гражданина».
Тип урока: интерактивный.
Технология: элементы игровых технологий,
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения: метод научного познания, частично - поисковый, деловой игры, метод проектов, работа с текстом Конституции,
Методическое оснащение урока: конституция РК, слайдовая презентация, схемы - опоры, слова - назидания
Педагог: закон РК определяет объем и характер прав и обязанностей, составляющих правовой статус казахстанцев. При этом казахстанское государство имеет право требовать от граждан правомерного поведения, то есть поведения, соответствующего эталону, закрепленному в конституционных правах и обязанностях.
Этапы урока:
I. Мотивация
Звенит колокольчик. Сегодня мы начинаем наш урок со звона колокольчика. Потому что звон колокольчика символизирует посвящение, борьбу с силами разрушения. Покачивания колокольчика знаменуют собой крайности добра и зла. А для буддистов, звон колокольчика - это чистый звук учения и совершенной мудрости.
Начать наш сегодняшний разговор я предлагаю со сказки.
В одном Королевстве жил добрый сказочный народ. И была в этом Королевстве большая волшебная книга — Книга Законов, которая учила людей, как нужно правильно жить, как разрешать споры, поступать по справедливости. Все было хорошо, но Злой Колдунье не нравилось, что сказочный народ живет спокойно и мирно. Она украла Книгу Законов, и сказочная страна превратилась в «Королевство Беззакония…» Это послужило тому, что в этом королевстве родилась совесть. Она ходила по земле, и как только заходила к человеку, он терял сон и переживал за свои неблаговидные поступки. Люди забеспокоились и стали думать. Как от совести избавиться. Обратились они к мудрецу, мудрец сказал: «Давайте сочинять законы. Напишем на свитках, что человеку можно делать и что нельзя. Тогда все освободятся от совести, потому что на её упрёки будут отвечать: «поступили так, потому что в законе написано». И все будут спать спокойно.
Пофантазируйте и продолжите сказку. Хотели бы вы жить в Королевстве Беззакония? Почему?
Дебаты
Учащиеся делятся на 2 группы. Каждой группе надо дать обоснование по следующим утверждениям:
- Знать и соблюдать законы страны надо……
- Жить не соблюдая законы, легче….
Выслушав мнения групп, думаю становится очевидным, что без знаний законов, прав и обязанностей жизнь будет полна неразберихи. Давным - давно люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и, к сожалению, в битвах, войнах, не говоря уже о самых заурядных драках…В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появились права, обязанности и законы. Если в точности соблюдать все, что в них записано, то кошмар и неразбериха на земле немедленно прекратятся. Правда, только в том случае, если соблюдать законы. А чтобы соблюдать, нужно, по крайней мере, знать свои права и обязанности, и законы страны
II. Изучение нового материала
1. Объявление целей, задач и темы урока
Давным - давно, тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны и чего не обязаны?
На что они имеют права и на что не имеют? И т. д.
В общем, тысячи вопросов и ни одного конкретного ответа. А без этого жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Людям требовался ясный ответ на конкретный вопрос. Как жить?
— Кто из вас знает, когда были придуманы первые законы.
Сотни, тысячи лет на протяжении нескольких веков люди принимали участие в создании этого важного и нужного в жизни страны документа.
- Спасибо, за рассказ, присаживайся и послушай нас.
4. Историческая справка «Назад в прошлое»
Древнегреческий мыслитель Платон две с половиной тысячи лет назад указывал 4 качества, необходимых для устройства государства:
1 ) Мудрость – это знание, с помощью которого можно решать не мелкие, а общегосударственные вопросы.
2) Рассудительность – разумные и благопристойные граждане.
3) Мужество – воины, которые должны защищать интересы государства.
4) Справедливость – это то, что связывает воедино все части государства, не давая ни одной из них выйти из заданного законом режима.
Платон говорил: «Закон – необходимое для исполнения правительством решение спорных вопросов. Также закон – государственное постановление большинства на неопределённый срок». Таким образом, закону отводилась главная роль в государстве.
Законы Тауке хана
Вплоть до 1920 - х гг. на территории современного Казахстана господствовала система обычного права (адат). Оно существовало преимущественно в устной форме, что было естественно при почти сплошной неграмотности населения. Обычное право отличалось архаичностью и противоречивостью, его нормы соответствовали потребностям патриархального общества кочевников - скотоводов.
Наиболее значительная до присоединения Казахстана к России кодификация обычаев была предпринята при Тауке - хане (1680 - 1718 гг. ). Созданная им Жеты - Жаргы (Семь уложений) не была писаным правом, а представляла собрание устных пословиц и изречений, которые обязан был знать каждый бий - судья, старшина и аксакал казахских родов, отделений и аулов. Нормы обычного права, в том числе и Жеты - Жаргы, постоянно пополнялись и видоизменялись в процессе судебной деятельности ханов, султанов и особенно биев - судей, решения наиболее авторитетных из которых становились обязательными прецедентами.
Одной из форм правотворческой деятельности биев - судей были положения нескольких биев (эреже) о том, какими именно нормами обычного права они будут руководствоваться при рассмотрении определенных судебных дел. Такие ереже становились источниками права. СТР 97
Законы Хаммураппи
2. Понятие о Конституции
Мы - граждане суверенного Казахстана. Все, что мы видим вокруг, создано нашими предками – мудрыми, добрыми и гостеприимными людьми. Каждый гражданин нашей многонациональной Родины должен стремиться к сохранению дружбы, доверия, согласия и стабильности в нашем общем доме - Республике Казахстана.
Поэтому закономерным становится то, что каждая страна закрепляет права и свободы граждан в основной закон, который называется Конституцией.
Итак ребята давайте подведем итоги сегоднешнего занятия
- Что нового вы узнали сегодня:
- Понравилось ли вам занятие
- Каков главный вывод вы сделали для себя.
Ребята а сейчас наступит самый приятный момент занятия я бы хотела вас наградить за активное участие на открытом занятии медалями юнных правоведов.
Спасибо вам ребята на этом урок закончен. Досвидания!
Каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначения, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное — конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Конституцию справедливо называют основным, главным законом государства.
- Где записаны права и обязанности гражданина любой страны? Они записаны в Конституции
- Так что же такое Конституция?
Конституция — это основной закон нашего государства, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории государства. Слово (термин) «конституция» означает «установление», «устройство».