Разработка урока на тему «Правоспособность и дееспособность российского гражданина. Гражданские права несовершеннолетних»
Разработка урока на тему «Правоспособность и дееспособность российского гражданина. Гражданские права несовершеннолетних»
Разработка урока на тему «Правоспособность и дееспособность российского гражданина. Гражданские права несовершеннолетних»
Право. 11класс. Учитель Гейкина Елена Ивановна
МБОУ СОШ №1 г Морозовска Ростовской области.
Цели урока:
дидактические: разъяснить учащимся особенности гражданской правоспособности и дееспособности, раскрыть совокупность гражданских прав несовершеннолетних.
воспитательные: воспитывать стремление к правомерному поведению, уважение к закону.
развивающие: умение извлекать информацию из текстовых компонентов источника, отработка навыков работы в группе.
Задача: Рассмотреть с учащимися понятия правоспособность и дееспособность, правосубъектность.
Основные понятия: Правоспособность. Дееспособность. Эмансипация. Опека и попечительство.
Оборудование урока:
Учебник «Право» 10-11 классов. Никитин А. Ф.
Гражданский Кодекс Российской Федерации. Конституция РФ. Контрольный лист (у каждого)
Учитель. Наши права систематизированы в законодательной базе страны. Для актуализации знаний я предлагаю вам проверить ваши музыкальные правовые способности. КОНКУРС «Песня о правах» : МОЗГОВОЙ ШТУРМ
Вопросы и задания для обсуждения:
1. Отрасль права, рассматривающая отношения, регулируемые Конституцией,положении самой Конституции, Конституционных законов(КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО)
2. Отрасль права, регулирующая брачно-семейные отношения (СЕМЕЙНОЕ ПРАВО) 3.Совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере трудовой деятельности(ТРУДОВОЕ ПРАВО) 4.Отрасль, которая регулирует отношения в сфере управления (АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО) 5.Эта отрасль занимается самыми тяжкими правонарушениями(УГОЛОВНОЕ ПРАВО) 6.Отрасль, регулирующая отношения,возникающие по поводу имущества, и некоторые личные неимущественные отношения(ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО) В системе права значительное место занимает гражданское право.
СИНКВЕЙН на тему « Гражданское право» ТЕМА УРОКА : учитель: прошу вас обозначить тему нашего урока (дети самостоятельно) ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ и ДЕЕСПОСОБНОСТЬ. Цели нашего занятия: разъяснить особенности гражданской правоспособности и дееспособности, раскрыть совокупность гражданских прав несовершеннолетних. У.ВОПРОС : назовите источники Гражданского права У.ВОПРОС Что является основой гражданского законодательства? КОНСТИТУЦИЯ РФ (работа с документом) . Нормы, посвященные правовому статусу личности сосредоточены в Конституции главным образом в специальной Главе 2 “ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА”. Однако ряд важнейших принципов и норм можно найти уже в Главе 1 ”ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ”.
Какие же принципы заложены Конституцией 1993 г. в основу правового статуса личности? Ответ на этот вопрос мы находим в Главе 1 ”ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ”. В этой главе закреплены такие фундаментальные принципы, как принцип приоритета (высшей ценности) прав и свобод человека (статья 2), а также принцип непосредственного действия общепризнанных принципов и норм международного права на территории Российской Федерации (часть 4 статьи 15). В Главе 2 закреплены принципы неотчуждаемости прав и свобод человека (часть 2 статьи 17), прямого и непосредственного действия прав и свобод человека (статья 18), равноправия (равенства перед законом и судом)(статья 19). У. ВОПРОС Перечислите гражданские права граждан Российской Федерации У.ВОПРОС Как ГК регламентирует виды договоров и обязательств?.
Заключая договор Вы чаще всего становитесь собственником, приобретая определенные правомочия. У. ВОПРОС что требуется, чтобы граждане могли принимать участие в гражданско-правовых отношениях?- ответ ДЕЕСПОСОБНОСТЬ и ПРАВОСПОСОБНОСТЬ.
Задание. Работая в парах, прочтите ст17, ст.18 ГКРФ, определите понятие «гражданская правоспособность, содержание правоспособности граждан.
Вывод: Формируется определение термина правоспособность, сверяется с определением, приведённым на с. 163учебника запись определения в тетрадь.
Задание. Работая с законом определите понятие «гражданская дееспособность», содержание дееспособности граждан с.163 учебника, запись определения в тетрадь.
Самостоятельная поисковая деятельность учащихся.
Форма работы – групповая.
Проверьте себя
Считается, что к совершеннолетию человек уже обладает зрелым рассудком и самостоятельной волей и поэтому может разумно вести свои дела.
А что же говорит закон о людях в возрасте с 6 до 18 лет? Работаем с книгой (с.46-48).
Что означает термин «неполная дееспособность»?
Что такое эмансипация? В каком случае и в каком возрасте её возможно и целесообразно проводить.
Выполните тест « Ваши шансы на эмансипацию» - с. 51-52 учебного пособия.
VI. Контроль эффективности обучения через тестовую работу.
Формирование способности к рефлексии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему «Правоспособность и дееспособность российского гражданина. Гражданские права несовершеннолетних»»
Разработка урока на тему «Правоспособность и дееспособность российского гражданина. Гражданские права несовершеннолетних»
Право. 11класс. Учитель Гейкина Елена Ивановна
МБОУ СОШ №1 г Морозовска Ростовской области.
Цели урока:
дидактические: разъяснить учащимся особенности гражданской правоспособности и дееспособности, раскрыть совокупность гражданских прав несовершеннолетних.
воспитательные: воспитывать стремление к правомерному поведению, уважение к закону.
развивающие: умение извлекать информацию из текстовых компонентов источника, отработка навыков работы в группе.
Задача: Рассмотреть с учащимися понятия правоспособность и дееспособность, правосубъектность .
Основные понятия: Правоспособность. Дееспособность. Эмансипация. Опека и попечительство.
Оборудование урока:
Учебник «Право» 10-11 классов. Никитин А. Ф.
Гражданский Кодекс Российской Федерации. Конституция РФ. Контрольный лист (у каждого)
авторская презентация к уроку, сделанная в программе Power Point.
Учитель. Наши права систематизированы в законодательной базе страны. Для актуализации знаний я предлагаю вам проверить ваши музыкальные правовые способности. КОНКУРС «Песня о правах» : 1. «Песня бременских музыкантов» (право на свободу передвижения , мирных собраний) 2. «Чему учат в школе»(право на образование) 3. «На крутом бережку» из мультфильма «Приключения кота Леопольда» (право на отдых) 4. «До чего дошел прогресс» из к/ф «Приключения электроника»(право на пользование благами научно-технического прогресса) 5. ?????????? об имуществе МОЗГОВОЙ ШТУРМ Вопросы и задания для обсуждения: 1. Отрасль права , рассматривающая отношения, регулируемые Конституцией ,положении самой Конституции, Конституционных законов(КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО) 2. Отрасль права, регулирующая брачно-семейные отношения (СЕМЕЙНОЕ ПРАВО) 3.Совокупность правовых норм , регулирующих отношения в сфере трудовой деятельности(ТРУДОВОЕ ПРАВО) 4.Отрасль, которая регулирует отношения в сфере управления (АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО) 5.Эта отрасль занимается самыми тяжкими правонарушениями(УГОЛОВНОЕ ПРАВО) 6.Отрасль, регулирующая отношения ,возникающие по поводу имущества, и некоторые личные неимущественные отношения(ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО) В системе права значительное место занимает гражданское право.
СИНКВЕЙН на тему « Гражданское право» -первая строка –одно ключевое слово ,определяющее содержание синквейна; вторая строка- два прилагательных, характеризующих данное понятие; -третья строка –три глагола, показывающие действие понятия; -четвертая строка- короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение; -пятая строка-одно слово (существ.) через которое выражаются свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием. ТЕМА УРОКА : учитель: прошу вас обозначить тему нашего урока (дети самостоятельно) ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ и ДЕЕСПОСОБНОСТЬ. Цели нашего занятия: разъяснить особенности гражданской правоспособности и дееспособности, раскрыть совокупность гражданских прав несовершеннолетних. У.ВОПРОС : назовите источники Гражданского права (Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ(1994 и 1996 приняты части 1 и 2 3-я нового ГК РФ), Законы «О защите прав потребителей», «Об акционерных обществах», «Об авторских правах»и др. У.ВОПРОС Что является основой гражданского законодательства? КОНСТИТУЦИЯ РФ (работа с документом) .Нормы, посвященные правовому статусу личности сосредоточены в Конституции главным образом в специальной Главе 2 “ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКАИ ГРАЖДАНИНА”.Однако ряд важнейших принципов и норм можно найти уже в Главе 1 ”ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ”. Отдельные нормы, затрагивающие права человека, обнаруживаются также практически во всех других главах основного закона. Именно в совокупности, со всеми процессуальными и институциональными гарантиями эти нормы образуют единый институт конституционных прав и свобод личности в Российской Федерации.
Какие же принципы заложены Конституцией 1993 г. в основу правового статуса личности? Ответ на этот вопрос мы находим в Главе 1 ”ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ”. В этой главе закреплены такие фундаментальные принципы,как принцип приоритета (высшей ценности) прав и свобод человека (статья 2), а также принцип непосредственного действия общепризнанных принципов и норм международного права на территории Российской Федерации (часть 4 статьи 15). В Главе 2 закреплены принципы неотчуждаемости прав и свобод человека (часть 2 статьи 17), прямого и непосредственного действия прав и свобод человека (статья 18), равноправия (равенства перед законом и судом)(статья 19). У. ВОПРОС С принципами гражданского законодательства нас ознакомит…. (ДЮЖАНОВА)с.149 У. ВОПРОС Перечислите гражданские права граждан Российской Федерации (наследовать и завещать имущество, иметь имущество на праве собственности, иметь права автора, создавать юридические лица, избирать место жительства, заниматься предпринимательской и другой деятельностью не запрещенной законом,(слайд1) право совершать сделки и участвовать в обязательствах. ) ПАВЛОВИЧ сделка-договор стр 152. У.ВОПРОС Как ГК регламентирует виды договоров и обязательств? КИРПИЧЕВА стр 155.
Заключая договор Вы чаще всего становитесь собственником, приобретая определенные правомочия. Правомочия собственника и основания приобретения права собственности нам охарактеризует Орлова . У. ВОПРОС что требуется, чтобы граждане могли принимать участие в гражданско-правовых отношениях?- ответ ДЕЕСПОСОБНОСТЬ и ПРАВОСПОСОБНОСТЬ. Задание. Работая в парах, прочтите ст17, ст.18 ГКРФ, определите понятие «гражданская правоспособность, содержание правоспособности граждан.
Вывод: Формируется определение термина правоспособность, сверяется с определением, приведённым на с. 163учебника.(слайд 2) запись определения в тетрадь. Задание. Работая с законом определите понятие «гражданская дееспособность», содержание дееспособности граждан с.163 учебника, запись определения в тетрадь.
Виды дееспособности.
Полная дееспособность.
Частичная дееспособность.
Незначительно дееспособные.
Ограниченно недееспособные.
Абсолютно недееспособные.
Самостоятельная поисковая деятельность учащихся.
Форма работы – групповая.
Проверьте себя.
На экране слайд № Дееспособность
Считается, что к совершеннолетию человек уже обладает зрелым рассудком и самостоятельной волей и поэтому может разумно вести свои дела.
А что же говорит закон о людях в возрасте с 6 до 18 лет? Работаем с книгой (с.46-48).
Что означает термин «неполная дееспособность»?
Что такое эмансипация? В каком случае и в каком возрасте её возможно и целесообразно проводить.
Уточните с помощью учебника понятия опека и попечительство.
Выполните тест « Ваши шансы на эмансипацию» - с. 51-52 учебного пособия.
VI. Контроль эффективности обучения через тестовую работу.