Тема урока: «Мораль».(слайд №1)
Цели: рассмотреть содержание понятия “мораль”, расширить, систематизировать и углубить знания о морали;
Задачи урока:
образовательные: рассмотреть содержание понятия “мораль”, “моральный поступок”, “золотое правило нравственности”; подвести учащихся к осознанию важности соблюдения моральных норм, правил и последствий их нарушения; выяснить сходство и отличие морали и права.
развивающие: развивать свои умения анализировать конкретные ситуации с позиций норм морали, продолжить развивать умение анализировать, сравнивать, участвовать в беседе, рассуждать и делать выводы, работать с текстом учебника, актуализировать ранее изученное, составлять таблицу; умение анализировать свои поступки, поведение, события своей жизни; формировать у учащихся умение приводить примеры различных жизненных ситуаций.
воспитывающие: воспитывать в учащихся нравственные качества, потребность в хороших поступках, содействовать воспитанию уважения к моральным нормам.
Основные понятия: “мораль”, “золотое правило нравственности”, “нравственные ценности”.
Оборудование: доска, учебник “Обществознание” 6 класс под редакцией А.И.Кравченко, Е.А.Певцова, заготовки лепестков ромашки, презентация
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
Эпиграф к уроку: Не делай зла, не то на зло нарвёшься, не рой другому яму, – сам споткнёшься.(пословица) (слайд№2)
1. Организация урока.2. Подготовка к изучению нового материала.
- Итак, хочется начать наш урок с притчи “Яма”. Послушайте её внимательно. (Учитель читает, а дети слушают)Притча “Яма”
“Однажды пастух обидел одного человека, а тот затаил на него злобу и решил отомстить ему. Он знал, что обидчик пасет животных в определенном месте, где почти никто не ходит, и решил воспользоваться этим: выкопать глубокую яму, чтобы пастух упал в нее. Поздней ночью человек начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадает в яму и, может быть, что-нибудь себе сломает, или умрет в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадет его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, не замечая, как яма становилась все глубже и глубже. Но вот забрезжил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что за это время выкопал такую глубокую яму, что сам не сможет вылезти из нее”.
- Какое отношение она имеет к сегодняшнему уроку?
3. Новая тема.
- Мы живем в обществе, в котором существуют определенные ценности. Практически ежедневно мы стоим перед выбором - протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается, пройти мимо бездомной собаки или накормить ее, угостить товарища своим завтраком или съесть его самому, навредить человеку, или простить его. Чтобы понять, какой выбор нужно сделать, мы опираемся на два регулятора: мораль и право. Они указывают как нам себя вести.
- С какими из этих двух слов вы уже знакомы? (Право)
- С правом мы уже знакомы, а с таким регулятором, как мораль - мы сегодня и познакомимся.
- Откройте тетради, запишите тему урока “Мораль”. (Записывают тему урока в тетради)
План урока (слайд№3)
1. Что такое мораль?
2 Что общего и отличительного морали с правом?
3.Нравственные (моральные) ценности.
4. Какова связь морали с добром и злом?
- Давайте исходя из плана сформулируем цель нашего урока. (Узнаем что такое мораль, для чего она существует, что представляет собой нравственный человек.)
- Итак, с чего начнем? (С определения мораль) слайд№4)
Ребята, какие ассоциации у вас возникают при слове “мораль”? Пусть каждый подумает о собственном понимании морали и попробует найти ключевые термины, характеризующие это чувство (хорошее, доброе, правильное). (Высказывают свои ассоциации: хорошее, доброе)
Давайте посмотрим, какое определение дается в учебнике на странице 146.
Мораль - нравственные правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости, долге, чести и совести и др.
(Записывают определение в тетради)
Право тоже контролирует поведение человека.
- Что такое право? (слайд№5)
Право - система общеобязательные правил поведения, установленных государством.(вы это определение знаете)
- Что объединяет эти понятия, а что отличает?
Задание: приведите примеры, где человек сталкивается с моралью и правом. (Н-р. Катя доверила подруге важный секрет, а подруга Маша рассказала о нем всему классу – мораль). Вадим угнал автомобиль, и совершая очередной угон, он был задержан сотрудниками милиции (право).
Давайте сравним этих два регулятора жизни- право и мораль и заполним результат в таблице. .(слайд №6)
(Чертят таблицу в тетрадь)
Вопросы для сравнения Право Мораль
Кто вырабатывает Государство Общество
Где закреплено? В законах государства. Нет письменного закрепления
Каковы последствия
нарушения? Наступает юрид. ответственность Общественное осуждение,
критика, “угрызение” совести
Выполнение Обязательно . Не обязательно
Что регулирует? Служат для регулирования и оценки поступков человека.
- Итак, каковы же признаки морали? Давайте их запишем в тетрадь.
(Выписывают в тетради признаки морали из таблицы.)
-религия оказала большое воздействие на нравственность человека. В мировых религиях ( христианстве, исламе, буддизме) содержатся нравственные ценности, которые считаются общечеловеческими и не зависят от исторической эпохи, государственных границ. Это любовь к ближнему, почтение к отцу и матери,верность, терпение,помощь слабым. (слайд №7)
Одна из заповедей христианства стала для многих людей золотым правилом нравственности: «и так во всем- как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте, и вы с ними». Чему учит это правило? (Прежде чем сделать что либо, нужно оценить последствия поступка и задать себе вопрос каково было бы мне, если бы так поступили со мной?)
Давайте запишем его в тетрадь, выделим цветной ручкой
-Ч то необходимо для того, что бы золотое правило нравственности действовало в твоей жизни? (Задумываться о своих поступках, любить людей как самого себя, любить самого себя
3. нравственные качества человека бывают положительные и отрицательные (слайд №8)
порядочность предательство
Отзывчивость безответственность
Патриотизм ложь
Уважение к старшим черствость
Доброта зло
Вывод: Положительные нравственные качества человека- это нравственные ценности
А каковы черты морального человека?
Задание: работая в парах составьте черты, качества высокоморального человека. Воспользуйтесь для помощи учебником на странице 147-148.
- Каждая пара предложит черту, которая должна принадлежать нравственному человеку. Для этого у каждого на парте лежит лепесток ромашки. Запишите характеристику этого человека. (Милосердие, совестливый, добрый, честный, справедливый, благородный, порядочный, бескорыстный, честность, воспитанность, ответственность, доброжелательность, почтительность, законопослушание)
(Работают с ромашкой, каждая пара записывает характеристику высоконравственного человека на лепесток ромашки.)Ромашка оформляется на доске.(музыка)
4.
Учитель. В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта.
Сочинения «Кто такой добрый человек?»
Учитель. Как Вы думаете, что в общении друг с другом помогает делать отношения добрее и искреннее? (Дети дают версии.)
– Конечно же, это добрые, теплые слова.
–
Игра «Доскажи словечко» (слайд №9 -12)
– Я прочту стихотворение, а ваша задача – досказать подходящее по смыслу доброе слово.
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро продлится до вечера.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: ... («добрый день!»)
Растает ледяная глыба
От слова доброго ... («спасибо!»)
Когда бранят за шалости,
Мы говорим: ... («прости, пожалуйста!»)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы: ... («спасибо!»)
– Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа.
– Большое количество пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость.
– Какие Вы знаете пословицы о доброте? Назовите.(это было дом. задание)
6. Работа с пословицами (слайд №13)
Худо жить без ласкового слова
За добро добром платят
Рубашка износится, а доброе дело не забудется.
– Только ли хорошие слова нужно говорить, что бы быть добрым?
(но и дела)
В нашем мире добро и зло всегда идут рядом.
Хочется в заключение урока послушать стихотворение Юрия Шмидта:
Гласит легенда, в смутное то время,
Воды с тех пор немало утекло,
Сев на коней, слегка поправив стремя,
Сражались на Земле Добро и Зло.
И белого коня вперед направив,
Добро открыто мчалось на врага.
Но Зло, оно не соблюдает правил,
Ударило ножом исподтишка.
Добро едва успело увернуться,
А может, ему просто повезло,
С тех пор они сражаются, дерутся,
И кто из них сильней, Добро иль Зло?
Вот, кажется, Добро уж победило,
Мы воспоем победу храбреца,
Но живо зло, оно лишь затаилось,
Оно не умирает до конца.
И что поделать, им не примириться,
Никто из них не может победить.
Менялись их доверенные лица,
Добро и Зло – их некем заменить.
– Какова главная мысль стихотворения? (Добро и зло всё время в борьбе, и от нас зависит, чего на земле будет больше, что победит)
(слайд № 14)
Вывод: Заботу о порядке в обществе возлагать только на государство не следует. Каждый человек делает самостоятельный сознательный выбор между нравственным и безнравственным поведением. Для этого необходимы разум и добрая воля. Д/З (слайд №15)
Проверка знаний
( напротив каждого предложения пишем слова «да» или «нет».)
1. Выбирая между добром и злом ,человек делает моральный выбор
2. Быть моральным это значит отвечать за свои поступки, совершать добрые делам
3. Мораль представляет собой нормы, установленные государством
4. Высоконравственным считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим, ответственного за свои поступки и т.д.
5. Нравственные поступки требуют наград, слова благодарности
6. Золотое правило нравственности учит нас относиться к людям так, как хотим мы, что бы относились к нам
7. Мораль и право регулируют поведение человека в обществе
8. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением
9. Выполнение норм морали обязательно