«Добрые нравы имеют бóльшее значение, чем хорошие законы».
Тацит Публий Корнелий –
древнеримский историк
58 – 117 гг. от Рождества Христова
Мораль – (лат.) mores – общепринятые традиции и нравы.
(Толковый словарь С.И. Ожегова)
Мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.
Задачи морали
Оценивать
Поступки людей с точки зрения добра и зла, идеалов и ценностей.
Регулировать
Деятельность человека, общества, ориентируя её на гуманные цели.
Воспитывать
Положительные человеческие качества, востребованные в обществе.
Мораль и право
Мораль и право
Мораль и право
Мораль и право
Мораль и право
Мораль и право
Нравственность - это степень усвоения личностью моральных ценностей общества и
практическое следование им в повседневной жизни, то есть
ВЫРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО В ЧЕЛОВЕКЕ.
(Толковый словарь С.И. Ожегова)
Мораль
Нравственность
Правила поведения (как надо поступать)
Практические поступки людей
Этапы формирования нравственной культуры личности
Этапы
1
На чём основан
Послушание и подражание
2
Главный мотив нравственного поведения
Для кого характерен
Боязнь наказания «Что со мной сделают?»
Общественное мнение
3
Дети, инфантильные взрослые
Саморегуляция
Стыд, честь «Что обо мне подумают?»
Взрослые
Совесть «Что я сам о себе подумаю?»
Взрослые
Социологический опрос учащихся 8 – 11 классов
Социологический опрос учащихся 8 – 11 классов
Вопрос
Предложенные варианты ответов
1. Как вы понимаете добро?
Выбор учащихся
а) Нормы морали.
а) 33,3%
б) Конкретные поступки, которые вы расцениваете как хорошие.
б) 47,7%
в) Отсутствие зла.
в) 20%
Социологический опрос учащихся 8 – 11 классов
Вопрос
Предложенные варианты ответов
2. В чём, по вашему мнению, основная причина зла в мире?
Выбор учащихся
а) Во внешних обстоятельствах : голод, стихийные бедствия.
б) Основная причина зла в природе людей: их алчность, зависть, не умение справится с собственными желаниями.
а) 4,4%
б) 95,5%
Социологический опрос учащихся 8 – 11 классов
Вопрос
Предложенные варианты ответов
3. Чем вы в первую очередь руководствуетесь в своих поступках?
а) Соображениями пользы.
Выбор учащихся
б) Совестью.
а) 24,4%
в) Сиюминутными желаниями.
г) Соблюдением приличий.
б) 66,7%
в) 2,2%
г) 6%
Социологический опрос учащихся 8 – 11 классов
Вопрос
Предложенные варианты ответов
4. В чём главное предназначение морали?
а) Мораль помогает дать оценку действиям окружающих и собственным поступкам.
Выбор учащихся
б) Мораль способствует личностному росту.
а) 73,3%
в) В реальной жизни мораль не играет никакой роли, без неё можно обойтись.
б) 24,4%
в) 2,2%
Ситуация нравственного выбора
Одинокая молодая мама, не имеющая средств, необходимых на содержание ребёнка, не знает, как поступить: оставить его у себя или отдать в дом ребёнка.
Что, на ваш взгляд, в данной ситуации важнее:
-ребёнок, у которого есть мама, или
-ребёнок, у которого нет мамы, но есть не менее важное – хлеб насущный.
Рассмотрите проблему и возможные последствия того или иного решения.
«Добрые нравы имеют бóльшее значение, чем хорошие законы».