Урок будет полезен для учителей обществознания в среднем звене. Выполнен в соответствии с требованиями ФГОС. Тема урока не озвучивается, к ней детей подводит притча о цветке. Используется исследовательская технология. Также применяется работа в группах, составление таблицы. Для экономии времени используются рабочие листы по теме (см. в приложении). Использование авторской презентации сделает урок более наглядным и красочным. Знания проверяются в ходе устного опроса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблема одиночества »
МБОУ «Бакуринская СОШ»
Конспект открытого урока по обществознанию в 7 классе на тему
«Проблема одиночества»
Учитель: Канева Маргарита Анатольевна
Бакур, 2015 г.
Предмет: обществознание
Класс: 7
Тема урока: «Проблема одиночества»
Тип урока: урок исследования
Цели урока:
Понимать:
роль одиночества в формировании личности подростка;
противоречивость влияния одиночества на процесс социализации подростка.
Знать:
термин «одиночество»
причины одиночества;
Уметь:
характеризовать явление одиночества;
составлять портрет одинокого подростка;
определять факторы социальной среды, вызывающие одиночество у подростков;
работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;
Отношения, ценности, внутренние установки:
дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию одиночества на формирование подростка;
Оборудование: Компьютер, мультимидийный проектор, звуковые колонки, экран, авторская презентация из 11 слайдов, Приложение 1 - рабочий лист по теме, Приложение 2 - проект «Дома престарелых Ижемского района».
1.Организационный момент. Подготовка к активной деятельности уч-ся.
Цель этапа для учителя:
Мотивировать учащихся на плодотворную работу на уроке.
Задачи:
- Создание доброжелательного психологического настроя на уроке
-Организация внимания учащихся
Цель этапа для учащихся:
Готовность работать быстро и активно.
Задачи:
- Доброжелательный настрой на урок
Метод: беседа
Предполагаемый итог этапа: Готовность класса к уроку. Положительные эмоции
2.Постановка темы и цели урока
Цель этапа для учителя:
1.Определить тему, цели изучения нового материала
2.Выделить практическую значимость изучения нового материала
3 Привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы
Цель этапа для учащихся:
Осознанное понимание темы, цели урока.
Задачи:
- Внимание и активное участие
Методы: репродуктивный, наглядный
Преполагаемый итог этапа: Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
3. Этап усвоения новых знаний
Цель этапа для учителя:
1.Дать учащимся конкретное представление о роли одиночества
2 Добиться от учащихся восприятия, осознания, обобщения и систематизации новых знаний по данной теме
Задачи:
- обеспечения восприятия, осмысления, запоминания знаний по теме: «Проблемы одиночества».
- организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке в процессе изучения и закрепления нового материала.
Цель этапа для учащихся:
Иметь конкретное представление об изучаемом материале.
Задачи:
-уметь выделять важную информацию
- самостоятельно находить нужную информацию по заданной теме
- четко и грамотно излагать ее
-уметь дать ответ на вопросы, позволяющие ориентироваться в окружающем мире, востребованные в повседневной жизни.
4.Этап закрепления
Цель: уметь применять полученные знания при рассуждении «за» и «против одиночества».
- создать условия для самостоятельной деятельности учащихся по закреплению и развитию полученных знаний, оказывать востребованную ими помощь.
Методы:
- метод сравнения
- практический метод.
5. Рефлексия.
Цель этапа:
Проанализировать и оценить урок.
Метод: словесный, наглядный.
6. Подведение итогов.
Цель этапа:
- Соотнести поставленные задачи с достигнутым результатом
- Аргументировать выставленные отметки, обсудить замечания по уроку
Методы: - словесный 7. Домашнее задание.
Цель этапа:
- Сообщить учащимся о домашнем задании
- создать условия мотивации на дальнейшую учебную деятельность
Методы: - практический
- исследовательский
- метод стимулирования и мотивации учебно- познавательной деятельности (творческое задание)
1.Приветствие.
-Здравствуйте, уважаемые ребята и наши гости! Сегодня мы проведем не совсем обычный урок - урок для гостей.
2. Выявление настроения учащихся
- С каким настроением вы пришли сегодня на урок?
- Давайте посмотрим в глаза своему соседу, улыбнемся ему. И пожелаем хорошего дня.
Мотивация.
Светлым августовским деньком на лесной поляне тепло и уютно. Сотни цветов, трав, кустарников и насекомых с наслаждением нежатся на ней. Кто-то перебирается поближе к солнечным лучам, кто-то стремится спрятаться в тенек, кто-то расположился поближе к речке, а кто-то подальше от протоптанных дорожек. Всем весело и радостно. И только Одинокий Горный Цветок устало поглядывает на все это веселье с каменистого склона. Уж он-то знает цену всем этим теплым чувствам. «Цена им - грош», - бормочет он. «Не ради любви и дружбы собрались они здесь и даже не просто так - они все преследуют свои меркантильные интересы. Тот гриб внизу, возле березы, делает вид, будто предан до гроба этой самой березке, даже назвался подберезовиком, а на самом деле... рядом с березой он получает то, что не может получить в других местах. А пчелы! Жужжат о любви всем цветам подряд, а сами-то то и дело нектар домой таскают. И цветочки зря время не теряют: радостно принимая пчелок, не забывают опылиться. Но в особое умиление меня приводит сладкая парочка - пень и мох. Перед всеми щеголяют неразлучностью своей и настоящей дружбой, а сами... мох сосет из пня весь сок, а тот и рад - не остался на старости лет одиноким, делает вид, что не замечает корысти своего «друга»».
- «Все они такие», - цинично улыбается Одинокий Горный Цветок.
Но с каждым днем его улыбка становилась все грустнее и неуверенней. Хотя он все же знал, он твердо верил, что однажды наступит день, когда ему удастся доказать всем этим влюбленным в жизнь созданием, что чувства их - сплошная игра, и кроме корысти в их поведении нет ничего. И вот однажды... наступила зима. Поляну покрыл густой слой снега, а в горный склон ударил беспощадный ледяной ветер...(слайд 2)
Вопросы к классу:
- О чем эта притча? (Предполагаемые ответы уч-ся: О горном цветке, который видел во всем лживость и лицемерие. Всех высмеивал, кто находился в паре. О том, что он одинок. )
- Какое отношение она имеет к нашему уроку? ( Наверное, связана с темой нашего урока.)
- Подумайте, о чем пойдет речь на нашем уроке? (об одиночестве)
- Молодцы!
- Тема нашего урока «Проблема одиночества» (слайд 3)
- Мы знаем тему урока. Сейчас давайте вместе попробуем сформулировать
цели нашего урока. (должны узнать что такое одиночество, причины возникновения одиночества, как справиться с одиночеством)
- Прежде чем перейти к беседе об одиночестве, мы заполним так называемую «Маркировочную таблицу» в наших рабочих листах. (Приложение 1) Обратите внимание на то,что третья колонка в таблице уже частично заполнена. Чуть позже мы вернемся к этому вопросу. (слайд 4)
Знаю
Узнал
Хочу знать
Учащиеся записывают все то, что они уже знают по этой теме урока. Возможно, они узнали об этом раньше.
Эта колонка заполняется после изучения темы.
Записывается то, что осталось не узнанным, на что хотелось бы найти ответ.
Нужны ли Дома престарелых для одиноких пожилых людей?
Провожу устный опрос по первой колонке. (Предполагаемые ответы учащихся: чаще одинокими себя чувствуют подростки, одиночество - это когда ты никому не нужен и от тебя все отвернулись)
- Как видите, кое-что об одиночестве мы уже знаем. Но еще больше нам предстоит узнать на сегодняшнем уроке. А после - заполнить вторую и третью колонку таблицы.
- Как вы думаете, насколько актуальна тема одиночества в нашем обществе? (Очень актуальна, т.к. в мире огромное количество людей, чувствующих себя одинокими. Особенно она акутуальна в подростковом возрасте)
- А почему именно в подростковом возрасте человек чаще чувствует себя одиноким? (так как в этом возрасте человек более чувствителен и раним. )
Введение в новый материал.
- Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящаются все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.
- Попробуем и мы исследовать это явление… (слайд 5)
1. Что такое одиночество?
- В настоящее время не существует единого мнения о том, что же такое одиночество: беда или счастье, норма или патология.
- Попробуем сами сформулировать определение к этому термину. «Одиночество - это…»
(Предполагаемые ответы уч-ся: одиночество – это беспокойство, напряжение, связанное со стремлением иметь дружеские отношения. Это когда ты никому не нужен, не интересен. Это когда тебя придает близкий человек. Это возможность побыть одному.)
- А сейчас найдем в тексте определение этого термина и выпишем его в рабочие листы (зад.2) (Предполагаемый ответ: Одиночество - иногда встречающееся острое ощущение беспокойства и напряжения, связанное со стремлением иметь дружеские отношения). Слайд 6
2. Кто чувствует себя одиноким?
- Откройте учебники на стр 150. В разделе «Интересные факты» есть любопытные сведения о том, кто же чаще других испытывает чувство одиночества?
(Предполагаемые ответы уч-ся: больные люди томятся от одиночества, разведенные, овдовевшие, потерявшие близких.) Слайд 7.
- Как меняется это чувство с возрастом?
(Впервые появляется в юности, в зрелом возрасте человек переключается на другие переживания, а к старости опять обостряется)
3. Каков он, одинокий человек?
- Одинокий человек… Каков он? Какие черты характера присущи ему? Как он выглядит? Как ведет себя с окружающими? На рабочих листочках у вас есть задание 3. Припишите этому смайлику те черты, которые характерны для одинокого человека. (Он редко улыбается, старается быть незаметным, держится в «уголке», старается уйти от большого скопления людей, или наоборот затеряться в толпе, задумчивый, обиженный)
- Следовательно, одиночество ассоциируется у вас с состоянием непонятности другими, отсутствием дружеских контактов, отчужденностью.
3. Причины одиночества.
- Какие вы знает причины для одиночества?
- Задание: разбившись на группы, обсудите вопрос о причинах возникновения чувства одиночества у подростков. Для этой работы я раздаю вам листочки на которых каждая группа должна записать причины по которым, по их мнению, возникает чувство одиночества. (2 мин)
(предполагаемые ответы групп: непонимание в семье; ссора с друзьями; насмешки в классе; расставание с любимым человеком; жизнь в мегаполисе, где уделяется мало внимание отдельным личностям; собственная неуверенность…)
- Как вы думаете с какой цель, я дала вам такое задание? (предполагаемые ответы уч-ся: разобравшись в причинах одиночества, мы сможем избежать этой проблемы.)
Одиночество «за» и «против».
Представим себе, что мы присутствуем на заседании дискуссионного клуба, тема которого: «Одиночество: «против» и «за».
Задание:поделитесь на две группы.
Первая группа: найдите аргументы против одиночества, выявив негативные последствия этого явления.
Вторая группа: найдите аргументы за одиночество, выявив позитивные последствия этого.
Выступление групп.
- И всё – таки, как же выйти из ситуации одиночества? Откройте учебник на стр.152. Здесь даны Несколько простейших советов для решения проблем подростковой депрессии. К этой информации я хочу сделать вам небольшой подарок и подарить вам «Советы психолога» (Рабочий лист, зад.5). Слайд 8.
-Если тебя тревожит одиночество, постарайся увидеть полноценного собеседника, в себе самом, учись общению с самим собой.
-Люби себя. Не жалей на себя сил и времени, собственных трудов, совершенствуй себя.
-Постарайся прожить среди людей так, чтобы твои следы не были грязными в их памяти и сознании.
-Радуйся не своей власти над людьми, а собственной власти над самим собой. Твори себя. Каждый день ищи возможные пути преодоления одиночества.
Проверка понимания.
1.Продолжите фразы.
Подросток чувствует себя одиноким, когда _____________________
Если подросток чувствует себя одиноким, то ____________________
2. Многие подростки «уходят от одиночества» с помощью компьютера. Они часами общаются с невидимами друзьями на различных сайтах. Может такое общение стать спасением от одиночества? Почему?
- Я предлагаю побыть вам в роли учителя. У вас на столах лежат разноцветные прямоугольники. Я попрошу вас дать оценку нашему уроку. Красные – отлично, зеленые – хорошо, желтые - так себе, синие – плохой.
- Спасибо, аргументируйте свой выбор.
- Какую тему сегодня на уроке мы изучали? («Проблемы одиночества»)
- Какие виды деятельности мы с вами осуществляли для достижения целей урока? (беседовали о понятии одиночество, работали с учебником для того чтобы понять, кто чувствует себя одиноким, описывали одинокого человека, искали причины его одиночества, участвовали в дискуссии по проблеме «за» и «против» одиночества, выслушивали советы по преодолению одиночества.)
- Молодцы!
- Сейчас мы попробуем закончить свою маркировочную таблицу (разделы «Узнал» и «Хочу знать»). Слайд 9.
Домашнее задание: § 21 читать и выполнить разноуровневые задания:
1 уровень: прочитатать § 21, ответить на вопросы на стр. 154.
2 уровень практикум на стр 154 учебника
3 уровень: поработать над проектом «Дома престарелых Ижемского района». Слайд 10.
- Наш урок я хочу закончить словами.
Хотелось бы пожелать вам, чтобы вы никогда не сталкивались с таким чувством, как одиночество. А ещё одиночество никогда не придёт к вам, когда рядом с вами есть верные друзья, которые смогут придти к вам на помощь в любую минуту.
Твоя душа полна стремленьем жить.
И обязательно найдешь свою дорогу.
Ты обязательно счастливым должен быть!
Пусть утихают беды понемногу...
В тебе так много звонкой доброты...
В тебе так много нежности, вниманья
И так же много детской чистоты,
Которая за гранью пониманья.
Ты - человек, которому всегда
Отдашь без сожаленья свои мысли.
И пусть с небес холодная вода,
И пусть меняются года, недели, числа...
Ты будь счастливым. К этому иди...
Ведь всё на свете этого лишь стоит.
У тебя так много впереди!
А жизнь всё за тебя сама достроит! Слайд 11.
Приложение 1:
Рабочий лист по теме «Проблема одиночества»
1. Маркировочная таблица:
Знаю
Узнал
Хочу знать
Учащиеся записывают все то, что они уже знают по этой теме урока. Возможно, они узнали об этом раньше.
Эта колонка заполняется после изучения темы.
Записывается то, что осталось не узнанным, на что хотелось бы найти ответ.
Нужны ли Дома престарелых для одиноких пожилых людей?
2. Одиночество - это
3. Каков он - одинокий человек?
4. Дискуссионный клуб «Одиночество: против и за»:
Против
За
Найти аргументы против одиночества, выявиви негативные последствия этого явления
Найти аргументы за одиночество, выявив позитивные последствия этого факта
5. Советы психолога:
- Если тебя тревожит одиночество, постарайся увидеть полноценного собеседника в себе самом, учись общению с самим собой.
-Люби себя. Не жалей на себя сил и времени, собственных трудов, совершенствуй себя.
-Постарайся прожить среди людей так, чтобы твои следы не были грязными в их памяти и сознании.
-Радуйся не своей власти над людьми, а собственной власти над самим собой. Твори себя. Каждый день ищи возможные пути преодоления одиночества.
6. Домашнее задание:
§ 21 читать и выполнить разноуровневые задания:
1 уровеньна «3»: прочитатать § 21, ответить на вопросы на стр. 154.
2 уровень на «4»: практикум на стр 154 учебника
3 уровень на «5»: сделать проект «Дома престарелых Ижемского района».