kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по обществознанию для 7 класса по теме: "Проблема одиночества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема интегрированного урока: «Проблема одиночества» Тип урока: урок исследования Цели урока: Понимать: ? роль одиночества в формировании личности подростка; ? противоречивость влияния одиночества на процесс социализации подростка. Знать: термин «одиночество» причины одиночества; Уметь: ? характеризовать явление одиночества; ? составлять портрет одинокого подростка; ? определять факторы социальной среды, вызывающие одиночество у подростков; ? работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично; Отношения, ценности, внутренние установки: ? дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию одиночества на формирование подростка; Оборудование: Компьютер, мультимидийный проектор, звуковые колонки, экран, авторская презентация из 11 слайдов, Приложение 1 - рабочий лист по теме, Приложение 2 - проект «Дома престарелых Ижемского района». 1.Организационный момент. Подготовка к активной деятельности уч-ся. Цель этапа для учителя: Мотивировать учащихся на плодотворную работу на уроке. Задачи: - Создание доброжелательного психологического настроя на уроке -Организация внимания учащихся Цель этапа для учащихся: Готовность работать быстро и активно. Задачи: - Доброжелательный настрой на урок Метод: беседа Предполагаемый итог этапа: Готовность класса к уроку. Положительные эмоции 2.Постановка темы и цели урока Цель этапа для учителя: 1.Определить тему, цели изучения нового материала 2.Выделить практическую значимость изучения нового материала 3 Привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы Цель этапа для учащихся: Осознанное понимание темы, цели урока. Задачи: - Внимание и активное участие Методы: репродуктивный, наглядный Преполагаемый итог этапа: Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. 3. Этап усвоения новых знаний Цель этапа для учителя: 1.Дать учащимся конкретное представление о роли одиночества 2 Добиться от учащихся восприятия, осознания, обобщения и систематизации новых знаний по данной теме Задачи: - обеспечения восприятия, осмысления, запоминания знаний по теме: «Проблемы одиночества». - организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке в процессе изучения и закрепления нового материала. Цель этапа для учащихся: Иметь конкретное представление об изучаемом материале. Задачи: -уметь выделять важную информацию - самостоятельно находить нужную информацию по заданной теме - четко и грамотно излагать ее -уметь дать ответ на вопросы, позволяющие ориентироваться в окружающем мире, востребованные в повседневной жизни. 4.Этап закрепления Цель: уметь применять полученные знания при рассуждении «за» и «против одиночества». - создать условия для самостоятельной деятельности учащихся по закреплению и развитию полученных знаний, оказывать востребованную ими помощь. Методы: - метод сравнения - практический метод. 5. Рефлексия. Цель этапа: Проанализировать и оценить урок. Метод: словесный, наглядный. 6. Подведение итогов. Цель этапа: - Соотнести поставленные задачи с достигнутым результатом - Аргументировать выставленные отметки, обсудить замечания по уроку Методы: - словесный 7. Домашнее задание. Цель этапа: - Сообщить учащимся о домашнем задании - создать условия мотивации на дальнейшую учебную деятельность Методы: - практический - исследовательский - метод стимулирования и мотивации учебно- познавательной деятельности (творческое задание)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по обществознанию для 7 класса по теме: "Проблема одиночества"»



Тема интегрированного урока: «Проблема одиночества»

Тип урока: урок исследования

Цели урока:

Понимать:

  • роль одиночества в формировании личности подростка;

  • противоречивость влияния одиночества на процесс социализации подростка.

Знать:

термин «одиночество» причины одиночества;

Уметь:

  • характеризовать явление одиночества;

  • составлять портрет одинокого подростка;

  • определять факторы социальной среды, вызывающие одиночество у подростков;

  • работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;

Отношения, ценности, внутренние установки:

  • дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию одиночества на формирование подростка;


Оборудование: Компьютер, мультимидийный проектор, звуковые колонки, экран, авторская презентация из 11 слайдов, Приложение 1 - рабочий лист по теме, Приложение 2 - проект «Дома престарелых Ижемского района».


1.Организационный момент. Подготовка к активной деятельности уч-ся.

Цель этапа для учителя:

Мотивировать учащихся на плодотворную работу на уроке.

Задачи:

- Создание доброжелательного психологического настроя на уроке

-Организация внимания учащихся

Цель этапа для учащихся:

Готовность работать быстро и активно.

Задачи:

- Доброжелательный настрой на урок

Метод: беседа

Предполагаемый итог этапа: Готовность класса к уроку. Положительные эмоции


2.Постановка темы и цели урока

Цель этапа для учителя:

1.Определить тему, цели изучения нового материала

2.Выделить практическую значимость изучения нового материала

3 Привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы

Цель этапа для учащихся:

Осознанное понимание темы, цели урока.

Задачи:

- Внимание и активное участие

Методы: репродуктивный, наглядный

Преполагаемый итог этапа: Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.


3. Этап усвоения новых знаний

Цель этапа для учителя:

1.Дать учащимся конкретное представление о роли одиночества

2 Добиться от учащихся восприятия, осознания, обобщения и систематизации новых знаний по данной теме

Задачи:

- обеспечения восприятия, осмысления, запоминания знаний по теме: «Проблемы одиночества».

- организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке в процессе изучения и закрепления нового материала.

Цель этапа для учащихся:

Иметь конкретное представление об изучаемом материале.

Задачи:

-уметь выделять важную информацию

- самостоятельно находить нужную информацию по заданной теме

- четко и грамотно излагать ее

-уметь дать ответ на вопросы, позволяющие ориентироваться в окружающем мире, востребованные в повседневной жизни.

4.Этап закрепления

Цель: уметь применять полученные знания при рассуждении «за» и «против одиночества».

- создать условия для самостоятельной деятельности учащихся по закреплению и развитию полученных знаний, оказывать востребованную ими помощь.

Методы: - метод сравнения - практический метод.

5. Рефлексия.

Цель этапа: Проанализировать и оценить урок. Метод: словесный, наглядный.

6. Подведение итогов.

Цель этапа:

- Соотнести поставленные задачи с достигнутым результатом

- Аргументировать выставленные отметки, обсудить замечания по уроку

Методы: - словесный
7. Домашнее задание.

Цель этапа:

- Сообщить учащимся о домашнем задании

- создать условия мотивации на дальнейшую учебную деятельность

Методы: - практический - исследовательский

- метод стимулирования и мотивации учебно- познавательной деятельности (творческое задание)










1.Приветствие.

-Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы проведем не совсем обычный урок - урок для гостей.

2. Выявление настроения учащихся

- С каким настроением вы пришли сегодня на урок?

- Давайте посмотрим в глаза своему соседу, улыбнемся ему и начнем урок.

Мотивация.

В этом учебном году мы изучаем только подростков.

- С какой целью мы подробно изучаем личность подростка? Потому что вы подростки, у вас переходный возраст, переломный и трудный, испытательный этап жизни; много вопросов, трудностей, проблем. Какие проблемы современных подростков вы знаете?


-А сейчас чтобы узнать о чем пойдет речь на нашем уроке я предлагем вашему вниманию притчу (маленький поучительный рассказ).


Пришёл однажды к мудрецу юноша и спросил его, как спастись от одиночества.

— Я избавлю тебя от этого чувства, но сначала ты должен пройти трёхдневное испытание, — ответил мудрец.

Юноша согласился. В первый день мудрец плотно завязал юноше глаза, чтобы тот ничего не видел. Это было невыносимо тяжело, особенно когда юношу просили что-нибудь принести. На следующий день мудрец плотно закрыл уши юноши, чтобы тот ничего не слышал. Юноше показалось, что весь мир вокруг словно оглох. На третий день мудрец закрыл юношу в маленькой комнате без окон и света на целый день. Юноша с трудом выдержал этот день.

Наконец все испытания закончились, и юноша воскликнул:

— Как я рад, что всё выдержал! Теперь вы поможете мне?

— Разве ты по-прежнему чувствуешь себя одиноким? — спросил мудрец.

— Откровенно говоря, нет. Мир так прекрасен. Я даже не догадывался, что вокруг такое множество звуков и красок.

— Пока человек может смотреть на солнце, луну и звёзды и наслаждаться дарами земли и моря, он не одинок, — заметил мудрец.

— Но вдруг чувство одиночества опять вернётся, — забеспокоился юноша.

— Тогда приходи снова, и я устрою тебе новое испытание, — улыбнулся мудрец.


Вопросы к классу:

-Ребята, как вы поняли эту притчу? О чем эта притча?

- Подумайте, о чем пойдет речь на нашем уроке? (об одиночестве)

- Молодцы!

- Тема нашего урока «Проблема одиночества» (слайд 1)

- Мы должны узнать что такое одиночество, причины возникновения одиночества, как справиться с одиночеством)(слайд2)

Запишите план урока (слайд 3)

- Прежде чем перейти к беседе об одиночестве, мы заполним так называемую «Маркировочную таблицу» в наших рабочих листах. Обратите внимание на то, что третья колонка в таблице уже частично заполнена. Чуть позже мы вернемся к этому вопросу.


Знаю

Узнал

Хочу знать

Учащиеся записывают все то, что они уже знают по этой теме урока. Возможно, они узнали об этом раньше.

Эта колонка заполняется после изучения темы.

Записывается то, что осталось не узнанным, на что хотелось бы найти ответ.


Нужны ли Дома престарелых для одиноких пожилых людей?


Провожу устный опрос по первой колонке. (Предполагаемые ответы учащихся: чаще одинокими себя чувствуют подростки, одиночество - это когда ты никому не нужен и от тебя все отвернулись)

- Как видите, кое-что об одиночестве мы уже знаем. Но еще больше нам предстоит узнать на сегодняшнем уроке. А после - заполнить вторую и третью колонку таблицы.


- Как вы думаете, насколько актуальна тема одиночества в нашем обществе? (Очень актуальна, т.к. в мире огромное количество людей, чувствующих себя одинокими. Особенно она акутуальна в подростковом возрасте)


- А почему именно в подростковом возрасте человек чаще чувствует себя одиноким? (так как в этом возрасте человек более чувствителен и раним. )


Введение в новый материал.

- Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящаются все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.

- Попробуем и мы исследовать это явление…

1. Что такое одиночество?

- В настоящее время не существует единого мнения о том, что же такое одиночество: беда или счастье, норма или патология.

- Попробуем сами сформулировать определение к этому термину. «Одиночество - это…» (Слайд 4 )

(Предполагаемые ответы уч-ся: одиночество – это беспокойство, напряжение, связанное со стремлением иметь дружеские отношения. Это когда ты никому не нужен, не интересен. Это когда тебя придает близкий человек. Это возможность побыть одному.)

- А сейчас найдем в учебнике(149) определение этого термина и выпишем его в рабочие листы (зад.2) (Предполагаемый ответ: Одиночество - иногда встречающееся острое ощущение беспокойства и напряжения, связанное со стремлением иметь дружеские отношения).


2. Кто чувствует себя одиноким?

- Откройте учебники на стр 150. В разделе «Интересные факты» есть любопытные сведения о том, кто же чаще других испытывает чувство одиночества?

(Предполагаемые ответы уч-ся: больные люди томятся от одиночества, разведенные, овдовевшие, потерявшие близких.)


- Как меняется это чувство с возрастом?

(Впервые появляется в юности, в зрелом возрасте человек переключается на другие переживания, а к старости опять обостряется)


3. Каков он, одинокий человек?

- Одинокий человек… Каков он? Какие черты характера присущи ему? Как он выглядит? Как ведет себя с окружающими? На рабочих листочках у вас есть задание 3. Припишите этому смайлику те черты, которые характерны для одинокого человека. (Он редко улыбается, старается быть незаметным, держится в «уголке», старается уйти от большого скопления людей, или наоборот затеряться в толпе, задумчивый, обиженный)

- Следовательно, одиночество ассоциируется у вас с состоянием непонятности другими, отсутствием дружеских контактов, отчужденностью.

Задание: Нарисуйте» портрет одинокого подростка.


3. Причины одиночества.

- Какие вы знает причины для одиночества?

- Задание: разбившись на группы, обсудите вопрос о причинах возникновения чувства одиночества у подростков. Для этой работы я раздаю вам листочки на которых каждая группа должна записать причины по которым, по их мнению, возникает чувство одиночества. (2 мин)

(предполагаемые ответы групп: непонимание в семье; ссора с друзьями; насмешки в классе; расставание с любимым человеком; жизнь в мегаполисе, где уделяется мало внимание отдельным личностям; собственная неуверенность…)

- Как вы думаете с какой цель, я дала вам такое задание? (предполагаемые ответы уч-ся: разобравшись в причинах одиночества, мы сможем избежать этой проблемы.)

Одиночество «за» и «против».

Представим себе, что мы присутствуем на заседании дискуссионного клуба, тема которого: «Одиночество: «против» и «за».

Задание: поделитесь на две группы.

  • Первая группа: найдите аргументы против одиночества, выявив негативные последствия этого явления.

  • Вторая группа: найдите аргументы за одиночество, выявив позитивные последствия этого.

Выступление групп.

- И всё – таки, как же выйти из ситуации одиночества? Откройте учебник на стр.152. Здесь даны Несколько простейших советов для решения проблем подростковой депрессии. К этой информации я хочу сделать вам небольшой подарок и подарить вам «Советы психолога» Слайд 8


Проверка понимания.

1.Продолжите фразы.

Подросток чувствует себя одиноким, когда _____________________

Если подросток чувствует себя одиноким, то ____________________

2. Многие подростки «уходят от одиночества» с помощью компьютера. Они часами общаются с невидимами друзьями на различных сайтах. Может такое общение стать спасением от одиночества? Почему?

- Я предлагаю побыть вам в роли учителя. У вас на столах лежат разноцветные прямоугольники. Я попрошу вас дать оценку себе. Красные – отлично, зеленые – хорошо, желтые - так себе, синие – плохой.

- Спасибо, аргументируйте свой выбор.

- Какую тему сегодня на уроке мы изучали? («Проблемы одиночества»)

- Какие виды деятельности мы с вами осуществляли для достижения целей урока? (беседовали о понятии одиночество, работали с учебником для того чтобы понять, кто чувствует себя одиноким, описывали одинокого человека, искали причины его одиночества, участвовали в дискуссии по проблеме «за» и «против» одиночества, выслушивали советы по преодолению одиночества.)

- Молодцы!

- Сейчас мы попробуем закончить свою маркировочную таблицу (разделы «Узнал» и «Хочу знать»). Слайд .

Домашнее задание: § 21 читать и выполнить разноуровневые задания:

  • 1 уровень: прочитатать § 21, ответить на вопросы на стр. 154.

  • 2 уровень практикум на стр 154 учебника

  • 3 уровень: поработать над проектом «Дома престарелых ». Слайд 10.

- Наш урок я хочу закончить словами.

Хотелось бы пожелать вам, чтобы вы никогда не сталкивались с таким чувством, как одиночество. А ещё одиночество никогда не придёт к вам, когда рядом с вами есть верные друзья, которые смогут придти к вам на помощь в любую минуту.

Твоя душа полна стремленьем жить.

И обязательно найдешь свою дорогу.

Ты обязательно счастливым должен быть!

Пусть утихают беды понемногу...

В тебе так много звонкой доброты...

В тебе так много нежности, вниманья

И так же много детской чистоты,

Которая за гранью пониманья.

Ты - человек, которому всегда

Отдашь без сожаленья свои мысли.

И пусть с небес холодная вода,

И пусть меняются года, недели, числа...

Ты будь счастливым. К этому иди...

Ведь всё на свете этого лишь стоит.

У тебя так много впереди!

А жизнь всё за тебя сама достроит! Слайд .






Пришёл однажды к мудрецу юноша и спросил его, как спастись от одиночества.

— Я избавлю тебя от этого чувства, но сначала ты должен пройти трёхдневное испытание, — ответил мудрец.

Юноша согласился. В первый день мудрец плотно завязал юноше глаза, чтобы тот ничего не видел. Это было невыносимо тяжело, особенно когда юношу просили что-нибудь принести. На следующий день мудрец плотно закрыл уши юноши, чтобы тот ничего не слышал. Юноше показалось, что весь мир вокруг словно оглох. На третий день мудрец закрыл юношу в маленькой комнате без окон и света на целый день. Юноша с трудом выдержал этот день.

Наконец все испытания закончились, и юноша воскликнул:

— Как я рад, что всё выдержал! Теперь вы поможете мне?

— Разве ты по-прежнему чувствуешь себя одиноким? — спросил мудрец.

— Откровенно говоря, нет. Мир так прекрасен. Я даже не догадывался, что вокруг такое множество звуков и красок.

— Пока человек может смотреть на солнце, луну и звёзды и наслаждаться дарами земли и моря, он не одинок, — заметил мудрец.

— Но вдруг чувство одиночества опять вернётся, — забеспокоился юноша.

— Тогда приходи снова, и я устрою тебе новое испытание, — улыбнулся мудрец.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по обществознанию для 7 класса по теме: "Проблема одиночества"

Автор: Усманова Мадина Фатхитдиновна

Дата: 16.11.2015

Номер свидетельства: 253927


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства