kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

" Причины возникновения и формы денег "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит конспект урока, мультимедийную презентацию и приложения (раздаточный материал для учащихся). При проведении урока используется групповая форма работы, метод дискуссий, проблемный метод, метод критического мышления. Оценивание учащихся происходит при заполнение листка контроля при взаимо- и самопроверке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по экономике»

Конспект открытого урока по экономике:

" Причины возникновения и формы денег "

Цель урока:

Сформировать представление о причинах возникновения и форме денег

Задачи урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: начать работу по формированию представлений учащихся о трудностях бартера и необходимости возникновения товара-посредника, на который обмениваются все товары; о причинах возникновения денег; начать работу по формированию понятия «деньги»; подвести учащихся к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.

РАЗВИВАЮЩАЯ: продолжить работу по формированию следующих умений: умение использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, умение извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, умение работать с исторической картой, умение сравнивать «свойства товаров, используемых в качестве денег»; развивать инициативно-образное, критическое мышление как движущую силу творческого поиска, логический анализ при отборе решений и осмыслении полученных результатов.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: сформировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам в том случае, когда они есть и тогда, когда их нет, т.к. всегда найдется что-то, на что, кроме денег, можно получить желаемое в обмен, или даже сделать самому; воспитывать в детях культуру делового межличностного взаимодействия.

Основные понятия урока: деньги, эмиссия, ликвидность, активы.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский ,проблемный, критического мышления, информационный (презентация)

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование:

  1. Мультимедийная презентация «Причины возникновения денег» (приложение6).

  2. Раздаточный материал: «Пословицы и поговорки», текст «Формы натуральных денег», задание для составление схемы из разрозненных элементов, правила составления синквейна, листы самоконтроля







ХОД УРОКА

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Работа в группах.

Повторение правил работы в группах

Перед учащимися лежит раздаточный материал с пословицами и поговорками: (приложение 1)

Слайд 1.

1 группа:

  • Без копейки рубля нет.

  • Горе – деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.

  • Денег ни гроша, да слава хороша.

  • Денежка без ног, а весь свет обойдет.

2 группа:

  • Деньги всему голова.

  • Деньги всякого прельстят.

  • Деньги – не грибы – и зимой растут.

  • Деньги – не люди, лишними не будут.

3 группа:

  • Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

  • Через золото слезы льются.

  • На деньги ума не купишь.

  • Легкие деньги не живут.

4 группа:

  • Денежки – что голуби: где обживутся, там и поведутся.

  • Деньга лежит, а шкура дрожит

  • Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.

  • Лишние деньги – лишние хлопоты

5 группа

  • Денежка рубль бережет, а рубль голову стережет.

  • Деньги приходят и уходят, как вода.

  • Здоровье дороже денег.

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Вопрос: Какое понятие объединяет эти пословицы и поговорки? О чем, как вы думаете, пойдет речь сегодня на нашем уроке?

Слайд 2. Давайте сформулируем тему нашего урока «Причины появления денег»

Приём «мое мнение»

Вопрос: Деньги – это благо или зло?

(Дискуссия: 1,2,5 группы – благо, 3,4 группы – зло). Ответ докажите пословицей данной или собственной.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ



ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ И ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Слайд 3

Проблемный вопрос

Помогите сапожнику, молочнику и булочнику удовлетворить свои потребности.


С какими проблемами они сталкивались при обмене?


Что могло бы ускорить процесс обмена?


Какова же основная причина появления денег?


Обсуждение в группах, устные фронтальные ответы


Поиск того, кому нужен данный товар


Появление товара-посредника, например денег


Ответ: помогали облегчить процесс обмена

Слайд 4

Анализ происхождения слова «деньги»-


По самой распространённой версии, русское слово «деньги»

произошло от тюркского

«тенге», или «денге».

В настоящее время тенге - денежная единица в Казахстане, а также разменная монета в Туркмении.


Работа с текстом презентации

Слайд 5

Введение понятия – заполнить пропуски в предложенном определении «деньги»

Выполнить задание №1 на листке контроля

(приложение 2.1 и 2.2)

Проверка:на слайде мультимедийной презентации показывается определение понятия «деньги» с пропусками слов. Деньги – особый _____, который принимается всеми в _____ на любые другие товары и _____. 

Переписать определение в тетрадь



Проверка по слайду презентации, работа с интерактивной доской



Письменная работа в тетрадях с определением:
(деньги – особый товар, который принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги)


Слайд 6

Работа со схемой «Виды денег»

Какие два вида денег вы можете выделить?

Товарные и декретные

Слайд 7

Анализ текста по группам – объяснительное чтение

Задание:
Самостоятельно прочитать текст, найти упоминания предметов, служивших у разных народов деньгами, рассказать у доски о них одноклассникам.
Учащиеся получают раздаточный материал (приложение3)

 Работа с текстом

Слайд 8

Работа со сравнительной таблицей – заполнить таблицу-

На интерактивной доске заполнить таблицу «Свойства товаров, используемых в качестве денег»

Подведение итогов по таблице: какими же свойствами обладали большинство товарных денег

Учащиеся заполняют таблицу на интерактивной доске

Слайд 9

Физминутка

Упражнение «Хлоп – присесть»
Закрепим наши новые знания. Встаньте все. Сейчас я буду перечислять названия предметов, если вы услышите слово, обозначающее товарные деньги, то один раз хлопните в ладоши. Если услышите другие слова – присядьте, пожалуйста.
Шкуры пушных зверей, картина, фотоаппарат, сушеная рыба, тетрадь, телефон, фибулы (застежки), кирпичи, джинсы, кольца из раковин, автомобиль, ракушки каури.


Слайд 10

Проблемный вопрос

Человечество искало универсальный товар,

который был бы интересен для всех участников рынка

Почему?

Металлы. Нужны всем. Ценны, долговечны

Объяснение учителя о плохих-хороших деньгах

Слайды №11-14

Восприятие рассказа в сопровождении презентации



ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

(позволяет определить результативность урока)

1. Составление логической схемы «Причины возникновения денег»

Слайд 15

Задание: работая в группах, составить схему из разрозненных элементов, соблюдая логический порядок, проверка по презентации с использованием интерактивной доски.

Слайд 16

Запишите данную схему в тетрадь

  • переход от натурального хозяйства к товарному

  • разделение труда и возникновение специализации

  • трудности соизмерения различных товаров при обмене излишками

  • выделение особого товара, служащим всеобщим эквивалентом при обмене

2. Составление синквейна к слову «деньги» – фронтальная работа на интерактивной доске (приложение4)

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.


Слайд 17

Например:



3.Работа с листком контроля. Задание №2. Составить два вопроса по теме «Происхождение денег». Взаимопроверка. Слайд 18



Слайд 19 Игра «Найди лишнее»

Евро, пластиковая карточка, разменная монета, золотой слиток, куна, доллар.

Объясните свой выбор. (безналичные, наличные)

Слайд 20 Работа с понятием «Денежная масса» (запись схемы в тетрадь)

-Что вы знаете о наличных денежных средствах Слайд 21

Слайд 22. Оплачивая услугу пластиковой карточкой вы осуществляете безналичный расчет.

Они представляют со­бой суммы:

  1. выраженные в тех же денежных единицах, что и на­личные деньги;

  2. хранящиеся в специальных коммерческих организациях - банках;

  3. используемые для расчетов путем изменения записей
    в специальных книгах или на магнитных носителях для
    компьютеров.

Пластиковые карточки каких систем вы знаете? (VISA, EuroCard/MasterCard и American Express)

-Можно ли назвать экономику с электронными деньгами, экономикой без денег?

Слайд 23. -На сегодня основной формой денег являются безналичные, в частности, электронные, деньги и банкноты. С распространением пластиковых карточек банкноты постепенно вытесняются из обращения.

Слайд 24. Изучение свойств денег.

- Ребята, если деньги-это своего рода товар, то как его отличить от другого товара. (они обладают определенными отличительными свойствами)

-Сейчас мы попробуем определить свойства денег, ответив на вопросы викторины и заполнив таблицу с использованием интерактивной доски.

Вопрос

Свойство денег

Могли ли ледяные кубики стать денежной единицей в Северной Америке?

Ответ: Нет, так как они недолговечны. А в условиях вечной мерзлоты не являются достаточно редкими.


долговечность

Мог ли стать деньгами товар, очень редкий в данной местности?

Ответ: Нет, так как он не смог бы обеспечить все сделки


имеются в достаточном количестве

Почему в данных странах именно эти товары стали выступать в качестве денег: на островах Полинезии – раковины каури, в России – пушнина, на Аляске – золотой песок, у кочевых народов – скот?

Ответ: Эти товары высоко ценились, их количества было достаточно, что обеспечить полноценный товарообмен.


Ценны для всех

На раскопках в Херсонесе, где до нашей эры находилось большое греческое поседение, археологи нашли клад с монетами. На одной из них был отчеканен профиль царя Креза и написано: “X век до нашей эры»

Дополнение учителя:

  • монеты царя Креза относятся к VI веку до нашей эры. К тому же, тогдашние жители не знали, когда закончится их эра и начнется наша.

  • рассказывают о “добросовестном” банковском кассире, который работал с золотыми монетами не на полированном столе, а на суконной скатерти. И за 10 лет получил для себя 3 кг золота, сжигая скатерти. 


прочность

Зачем на русских монетах, имеющих номинал 3, 5 копеек, выдавливались три, пять точек?

Ответ: Население Российской империи было неграмотным и не могло прочитать, каков номинал монеты, для них и выдавливалось нужное количество точек. К тому же, это могло пригодиться для слепых.

-Какие сейчас есть отличительные знаки на современных деньгах? (12 степеней защиты)

Защита от подделок

Рассказывают, что в 50-х годах в московских трамваях по утрам ездил “честный заяц”. Каждый раз он протягивал кондуктору тысячерублевую купюру, и никто не мог ему дать сдачи. Таким образом, он ездил, пока однажды сговорившиеся кондукторы не собрались со средствами и не разменяли ему банкноту. 

Делимость

Что могло бы быть деньгами: картины художников, футбольный мяч, золотая пластинка

Ответ: картины не могли, т.к имели разную стоимость; футбольный мяч не мог, т.к неудобен для ношения, выбираю золотую пластину, т.к всегда ценна, удобна для пользования

Портативность (форму, вес, размеры, удобны для пользования)

Стабильность. Стоимость денег сегодня и завтра должна быть одинаковой. 




Рассказывают, что в момент гибели “Титаника” один из миллионеров предлагал тысячи долларов за место в лодке, но офицеры, спасавшие детей и женщин, отказали ему в получении блага

Дополнение учителя:

если активы хранятся в форме денег, то их владельцу намного легче использовать их для приобретения каких-либо благ без промежуточных операций. Поэтому говорят о ликвидности денег. Ликвидность –степень легкости, с которой какие-либо активы могут быть превращены владельцем в деньги.

Что такое активы вы можете прочитать в учебнике на стр…

 Все неденежные формы сокровищ куда менее ликвидны, чем сами деньги. Поэтому сбережение денег как таковых в принципе наиболее удобно, поскольку денежные сбережения могут быть использованы для трат немедленно.



Ликвидность

- Запишите свойства денег в тетрадь.

ПРОВЕРКА ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

Слайд 25. Работа с листком контроля. Задание №3. Тест. Взаимопроверка.

Слайд 26. Выставление оценок по результатам полученных баллов в листке контроля

РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 27. На каких уроках вам могут пригодиться знания, полученные сегодня? (на уроках истории, на уроках географии)

Слайд 28. Испокон веков люди знали: быть честным – значит иметь совесть.

1. Что важнее сейчас для каждого из вас:


  • быть честным, 

  • добросовестным,

  • добропорядочным или … 

  • богатым?

Слайд 29. Нужно ли быть зависимым от денег?

Слайд 30. Кто такие олигархи?
Имеют ли право олигархи занимать такое же почетное место в обществе, как ученые, космонавты, герои России?
Нужно ли переименовывать улицы в честь олигархов?

Слайд 31. Как вы думаете – «преуспевающий» и «богатый» одно и тоже?

Слайд 32. Кто такие бизнесмен, меценат? Были ли они в прошлом?

Слайд 33. Какие Вы видите способы, чтобы стать преуспевающим человеком сегодня?

Слайд 34. ИНСТРУКТАЖ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1.ответить на вопрос №1: Какие деньги пришли на смену бартеру? Приведите примеры;

2.творческое задание на выбор: 1) придумать и нарисовать вариант своих собственных денег, 2) создать коллаж [1] «Деньги мира»: бумажный или компьютерный вариант

[1] Коллаж – изображение, сделанное путем наклеивания на бумажную основу тканей, фотографий, кусков цветной бумаги и т.п.





Источники информации:

  1. http://old.nasledie.ru

  2. http://yandex.ru/images/search?text

  3. http://festival.1september.ru/articles/565995/

  4. http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/41-social/308--l-r





















Приложение 5

Это интересно (материал можно использовать для опережающего домашнего задания- подготовка к уроку презентации учащимся)

Первые деньги: Первыми деньгами у народов, занимавшихся животноводством, служил скот. В Китае и Японии всеобщим эквивалентом был рис, в Юго-Восточной Азии – саго. В Африке вместо денег ходили куски соли, в Китае – спрессованные бруски чайных листьев, в Тибете – грецкие орехи. У многих народов служил табак (в Сибири, Африке, Индонезии), спиртное (практически во всех колониях) или наркотики (в Юго-Восточной Азии). В качестве денег туземцы Африки и Америки охотно употребляли полученные от белых ткани. Стеклянные бусы, ввезённые белыми, быстро превратились в валюту Африки и Южной Америки. У охотничьих народов Сибири и Северной Америки, а также у древних славян деньгами служил мех пушных животных. В древнерусском языке были соответствующие обозначения – мордки, гривна, кун, то есть куниц. У народов, живущих на берегу, употреблялись в качестве денег ракушки. В Африке это небольшие раковины – каури. В Южной Америке высоко ценились монеты из каучука в виде крупных шаров.



Металлические деньги. Первую монету отчеканил царь малоазиатского государства Лидии Гиг в начале 7 века до н.э. Вскоре монеты появились в Греции. Китайцы утверждают, что начали чеканить монеты за 3000 лет до н. э., однако первые известные находки не старше 7 века до н. э. Гиг чеканил монеты из электрона (естественное соединение золота и серебра), они имели форму бруска и штамп только с одной стороны. Преемник – Крёз начал чеканку золотых монет. С 6 века до н.э. золото становится основным платёжным средством в Малой Азии. В Греции счет велся на серебро, в Риме платёжным средством была медь. В Византии 4 века до н.э., в Китае и Японии 7-10 в. чеканились железные монеты; на островах Суматре и Яве в 15-16 в.- деньги из олова. На греческих монетах изображалось местное божество или посвященное ему животное. Александр Македонский первым стал чеканить монету со своим портретом. Форма монеты приближалась к круглой. В Спарте законодатель Ликург ввёл деньги в виде железных прутьев. Их обрабатывали уксусом, чтобы железо сделалось хрупким. У римлян долгое время имела хождение крупная медная монета 4 угольной формы. Само слово «монета» связано с храмом Юноны Монеты, где римляне устроили монетный двор.

В отличие от скота или мехов все металлы обладают такими важными свойствами, как однородность (корова может быть старой или молодой), портативность (слиток может быть небольшим, удобным для хранения и переноски), долговечность (металлы не стареют), делимость, относительная стабильность предложения.

Бумажные деньги. Первый раз купюры были выпущены в 119 г до н.э. из-за острой нехватки металла. Тогда в качестве долговых расписок государственного казначейства использовались квадратные кусочки белых ланей. В 807 г. выпущены бумажные деньги. В Европе при нехватке монет использовались кожаные деньги, но лишь в качестве временной меры. В 1575 г. при осаде Лейдена горожане изготавливали купюры из переплётов молитвенников. В Европе первой ввела в обращение бумажные деньги Швеция. Бумажные деньги – это деньги, которые объявлены правительством как обязательное к приёму средство обращения и законное средство платежей за долги.

Появление денег на Руси (презентация учащегося). Приложение 2

Постепенно человечество выработало 3 устойчивых требования, к тому, что могло служить деньгами: долговечность, делимость, редкость. Наиболее идеально этим требованиям отвечали драгоценные металлы. В наше время монеты отошли на 2 план, главную роль стали играть бумажные и банковские деньги.

Тяжёлыми были деньги на Руси и не всегда удобными. О них можно было в буквальном смысле сказать, что они не по карману.В 1-й половине 18 века выпускались медные рубли в виде 4-угольных пластин. Весила такая монета 1кг 640 г. Во 2-й половине 18 века монеты стали круглыми, но весили столько же. В те времена награды были также тяжелы, как и наказания. Однажды императрица Елизавета Петровна за понравившуюся ей оду М.В. Ломоносо¬ва пожаловала ученому премию в две тысячи рублей. Премию выплатили медными монетами, общий вес составил три с лишним тонны. На перевозку «премии» потребовалось несколько подвод. Бумажные деньги - ассигнации появились в России в 1769 году при Екатерине II. Ее портрет украшал 100-рублевую купюру, отсюда и название «Катенька». По мнению многих современных экономистов, бумажные деньги безнадежно устарели. В наши дни во многих странах современный человек может практически ежедневно обходиться без наличных денег, их заменяют пластиковые кредитные карточки - электронные деньги.

Викторина

1. Герой, какого произведения наивно последовал этому совету: «...на этом поле выкопай ямку, скажи три раза «Крекс, фекс, пекc», положи в ямку золотой, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое дерево, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты». (А. Н. Толстой. «Золотой ключик»).

2. Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор: «Клад - это деньги такие и сокровища, которые люди в землю спрятали. Разбойники всякие.

— А зачем?

— А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суешь?

— Я? Про запас.

— Вот и они про запас».

(Э. Успенский. «Про дядю Федора», между котом Матроскиным и Шариком).

3. Какие деньги были в царстве царя Гвидона? (Золотые.

«Все скорлупки золотые.

...Из скорлупок льют монету Да пускают в ход по свету»).

4. Кто и в каком произведении часто повторял: «Пиастры! Пиастры!»

(Попугай Флинт из «Острова сокровищ» Л. Стивенсона).

5. Кто и при каких обстоятельствах, усмехнувшись при виде денег, сказал: «Негодный мусор, и на что ты мне теперь? Всю кучу золота я охотно отдал бы за любой из этих грошовых ножей. Мне некуда тебя девать. Так отправляйся же на дно морское». (Робинзон Крузо, герой книги Д. Дефо).



Просмотр содержимого документа
«приложение 1»

1 группа

1.Без копейки рубля нет.

2.Горе – деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.

3.Денег ни гроша, да слава хороша.

4.Денежка без ног, а весь свет обойдет.







2 группа

1.Деньги всему голова.

2.Деньги всякого прельстят.

3.Деньги – не грибы – и зимой растут.

4.Деньги – не люди, лишними не будут.











3 группа

1.Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

2.Через золото слезы льются.

3.На деньги ума не купишь.

4.Легкие деньги не живут.





4 группа

1.Денежки – что голуби: где обживутся, там и поведутся.

2.Деньга лежит, а шкура дрожит

3.Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.

4.Лишние деньги – лишние хлопоты













5 группа

1.Денежка рубль бережет, а рубль голову стережет.

2.Деньги приходят и уходят, как вода.

3.Здоровье дороже денег.

4.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.











































5 группа

1.Деньги всему голова.

2.Деньги всякого прельстят.

3.Деньги – не грибы – и зимой растут.

4.Деньги – не люди, лишними не будут.



Просмотр содержимого документа
«приложение 3»


Группа 1


Наиболее древними были раковинные деньги. На многих бронзовых сосудах для питья из Китая (династия Шан, около 1500—1000 лет до н. э.) есть надписи, сообщающие о подарках в виде нанизанных на шнурок раковин каури. Нитка каури с 5 или 10 раковинами считалась основной денежной единицей в эпоху Шан. В склепе царицы Фу Хао в Аньяне, столице государства Шан, находилось примерно 7000 каури — разумеется, она была исключительно богатой женщиной. Каури обладали особой ценностью еще и из-за большой удаленности Аньяна от побережья Тихого океана, где их собирали. Согласно традиции, каури не потеряли своей значимости даже после введения монетных денег: утверждают, что примерно в 600 г. до н. э. правитель государства Чу (современная провинция Хунань) выпустил металлические монеты в форме раковин каури.

Устраивались особые «сберегательные кассы» для связок раковин. Создавали специальную охрану этих «касс», то есть домов, где племя хранило связки раковин - сбережения своих сочленов. Сила денег переносилась и в загробный мир. Покойнику в могилу клали связки раковин.

Группа 2


В Египте и Месопотамии во 2 тысячелетии до н. э. использовалась более узнаваемая форма денег — бронзовые кольца, разного типа. Возможно, что первоначально это были просто украшения из драгоценных металлов - на пальцы (перстни), на руки и на ноги (браслеты), на шеи (гривны). Их порой использовали и как средство платежа. Уже в Древнем Египте была система колец разного веса, которая исключала необходимость их взвешивания при уплате за товар. В Египте за 1200 лет до н.э. деньги имели вид золотых колец, вес которых обозначался наложением штемпеля. Деньги-кольца сохранялись пять тысяч лет а Египте (современный Судан) до XIX века.




















Группа 3


У некоторых народов, в том числе в Древнем Риме и античной Греции, богатство измерялось численностью голов скота, и стада пригонялись на рынок для оплаты предполагаемых покупок. Гомер оценивает стоимость щита Ахилла и его доспехов в быках: в латинском языке слово «pecunia» (деньги) происходит от слова «pecus» (стадо). Любопытно, что латинский корень слова «капитал» происходит от «capital»- скот.

Выделение пастушечьих племен в результате первого крупного общественного разделения труда превратило домашний скот в основное орудие обмена. Его многоцелевое назначение (мясо, молоко, шкура), с одной стороны и транспортабельность, сохраняемость в течение длительного времени, с другой стороны служили притягательной силой для выделения домашних животных в качестве всеобщего эквивалента. Сращивание денежных функций со скотом оставило глубокий след в истории времени и народов. Много доказательств этого содержится в преданиях, поэзии.




Группа 4


Шкурки ценных пушных зверей выполняли функции «меховых» денег. Единицами стоимости товара, эквивалентом денег были «куны» (шкурки куниц) и «белы» (шкурки белок). В Смоленской грамоте 1150 г. лисья шкура оценивалась в 12 кун. Различные виды дани (ясак) платили в казну меховыми шкурами. Шкуры как деньги знали древние государства — Спарта, Рим, Карфаген. Письменные памятники народов Скандинавии рассказывают, что на этой земле, где в изобилии водились звери, деньгами служили шкуры. Ими расплачивались за покупки, платили налоги и штрафы. В своде законов того времени сообщается, что за оскорбление обидчик должен отдать лисью шкуру, за физическое увечье — соболя и т.д…..«Меховые» и «кожаные» деньги были в обращении еще во времена Петра I. И совсем недавно шкуры играли роль денег на Аляске.







Группа 5


Отдельной группой можно выделить так называемые продовольственные деньги, имевшие хождение в Испании в эпоху натурального хозяйства; представляли собой сушеную рыбу и служили платежным средством и мерилом стоимости. Например, в XV веке в Исландии платили так:
за подкову - 1 сушеную рыбу;
за пару женских башмаков - 3 рыбины;
за бочонок вина - 100 рыбин;
за бочонок сливочного масла - 120 рыбин.

Кроме того в отдельных частях Центральной Европы орудием обращения становится хлеб, на территории современной Мексики – маис (кукуруза), в Малой Азии - оливковое масло, на полуострове Юкатан - мешочки с бобами какао, на Филиппинских островах – рис, в Африке – соль, в Китае - чай и т.д.


Просмотр содержимого документа
«приложение 4»

Составьте синквейн к слову «деньги» – индивидуальная работа в тетрадях

Правила составления синквейна

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта







Составьте синквейн к слову «деньги» – индивидуальная работа в тетрадях

Правила составления синквейна

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта



Просмотр содержимого документа
«приложение 2.1»

Лист контроля

1 вариант

Фамилия, имя, класс _______________________________

Тема: Деньги, их происхождение и виды

Задание 1.

Заполни пропуски

Деньгиособый ______________, который принимается всеми в _____________ на любые другие товары и _____________________

.Время выполнения задания — 1 минута

Оцените свою работу после того, как сравните ее с ответом на интерактивной доске

_______________ балл(а) (максимально 3 балла)

Задание 2.

Напишите два вопроса по разделу «Происхождение денег»

1.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Время выполнения задания — 3 минуты.

После выполнения поочередно задайте свои вопросы друг другу. Внимательно выслушайте ответы. Поставьте за каждый правильный ответ 1 балл в лист соседа по парте. В случае неправильного — прочерк.

1 вопрос ___________

2 вопрос ___________

Задание 3

Тест

1 вариант

Соотнесите понятие и определение.

Определение

Понятие

1.     Указание банку о выплате денег

2.     Символическое обозначение денег

3.     Особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента  при обмене товаров

4.     Первые бумажные деньги России

5.     Деньги, обладающие внутренней стоимостью

А. Товарные деньги

Б. Чек

В. Ассигнация

Г. Деньги

Д. Монета

 

 

Ответы занесите в таблицу

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

После выполнения задания, поменяйтесь работами с соседом, и проверьте правильность выполнения задания. За каждый правильный ответ поставьте один балл. Ответы вы увидите на слайде.

Количество баллов ____________

Оценка за урок _______________

Фамилия имя проверяющего ______________________________

Задание 4

Заполните таблицу

Знал (а)

Узнал (а) впервые







 








Просмотр содержимого документа
«приложение 2.2»

Лист контроля

2 вариант

Фамилия, имя, класс _______________________________

Тема: Деньги, их происхождение и виды

Задание 1

Заполни пропуски

Деньгиособый ______________, который принимается всеми в _________ на любые другие товары и __________

.Время выполнения задания — 1 минута

Оцените свою работу после того, как сравните ее с ответом на интерактивной доске

_______________ балл(а) (максимально 3 балла)

Задание 2

Напишите два вопроса по разделу «Происхождение денег»

1.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Время выполнения задания — 3 минуты.

После выполнения поочередно задайте свои вопросы соседу по парте. Внимательно выслушайте ответ. Поставьте за каждый правильный ответ 1 балл в лист соседа по парте. В случае неправильного — прочерк.

1 вопрос ___________

2 вопрос ___________

Задание 3

Тест

Соотнесите понятие и определение.

Определение

Понятие

1.     Банковская расписка

2.     Особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров

3.     Деньги, не обладающие внутренней стоимостью

4.     Нечто равноценное или соответствующее в определенном отношении другому товару

5.     Обмен без помощи денег

А. Символические деньги

Б. Эквивалент

В. Банкнота

Г. Бартер

Д. Деньги

 

 

Ответы занесите в таблицу

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

После выполнения задания, поменяйтесь работами с соседом, и проверьте правильность выполнения задания. За каждый правильный ответ поставьте один балл. Ответы вы увидите на слайде.

Количество баллов ____________

Оценка за урок _______________

Фамилия имя проверяющего ______________________________

Задание 4

Заполните таблицу

Знал (а)

Узнал (а) впервые

 

 

 

 

 

 




Просмотр содержимого презентации
«приложение 6»

Какое понятие объединяет эти пословицы и поговорки?  1группа Без копейки рубля нет. Горе – деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить. Денег ни гроша, да слава хороша. Денежка без ног, а весь свет обойдет  Деньги всему голова. Деньги всякого прельстят. Деньги – не грибы – и зимой растут. Деньги – не люди, лишними не будут. 2группа Нелегко деньги нажить, а легко прожить. Через золото слезы льются. На деньги ума не купишь. Легкие деньги не живут. 3группа 4группа Денежки – что голуби: где обживутся, там и поведутся. Деньга лежит, а шкура дрожит Кто до денег охоч, тот не спит и ночь. Лишние деньги – лишние хлопоты 5группа Денежка рубль бережет, а рубль голову стережет. Деньги приходят и уходят, как вода. Здоровье дороже денег. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Какое понятие объединяет эти пословицы и поговорки?

1группа

Без копейки рубля нет.

Горе – деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.

Денег ни гроша, да слава хороша.

Денежка без ног, а весь свет обойдет

  • Деньги всему голова.
  • Деньги всякого прельстят.
  • Деньги – не грибы – и зимой растут.
  • Деньги – не люди, лишними не будут.

2группа

Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

Через золото слезы льются.

На деньги ума не купишь.

Легкие деньги не живут.

3группа

4группа

Денежки – что голуби: где обживутся, там и поведутся.

Деньга лежит, а шкура дрожит

Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.

Лишние деньги – лишние хлопоты

5группа

Денежка рубль бережет, а рубль голову стережет.

Деньги приходят и уходят, как вода.

Здоровье дороже денег.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Тема урока:  «ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ДЕНЕГ »

Тема урока: «ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ДЕНЕГ »

Проблемный вопрос «Помоги удовлетворить потребности» са  сапоги хлеб  молоко

Проблемный вопрос

«Помоги удовлетворить потребности»

са

сапоги

хлеб

молоко

Происхождение слова «ДЕНЬГИ» По самой распространённой версии, русское слово «деньги» произошло от тюркского «тенге» , или «денге» . В настоящее время тенге - денежная единица в Казахстане, а также разменная монета в Туркмении.

Происхождение слова «ДЕНЬГИ»

По самой распространённой версии, русское слово «деньги»

произошло от тюркского

«тенге» , или «денге» .

В настоящее время тенге - денежная единица в Казахстане, а также разменная монета в Туркмении.

Лист контроля  Задание 1.  Запишите определение в тетрадь, заполнив пропуски
  • Лист контроля Задание 1. Запишите определение в тетрадь, заполнив пропуски

Деньги особый , который принимается всеми в на любые другие товары и .

Виды денег:

Виды денег:

  • Товарные деньги ( commodity money ) — любой товар, который принимается в оплату.
  • Декретные деньги ( fiat money ) —удостоверение стоимости, которое по решению властей считается деньгами.
Задание:   1) самостоятельно прочитайте текст, найдите упоминания предметов, служивших у разных народов деньгами, 2) расскажите у доски о них одноклассникам. 3) Отметьте свойства данного товара-денег в таблице

Задание:

1) самостоятельно прочитайте текст, найдите упоминания предметов, служивших у разных народов деньгами,

2) расскажите у доски о них одноклассникам.

3) Отметьте свойства данного товара-денег в таблице

Товары Можно долго хранить шкуры живот-ных скот Легко перемещать соль Занимает мало места птичьи перья Делит-ся на мелкие части Нельзя подде-лать акульи зубы Многим нужен ракуш-ки каури

Товары

Можно долго хранить

шкуры живот-ных

скот

Легко перемещать

соль

Занимает мало места

птичьи перья

Делит-ся на мелкие части

Нельзя подде-лать

акульи зубы

Многим нужен

ракуш-ки каури

Физминутка   Упражнение «Хлоп - присесть»

Физминутка

Упражнение

«Хлоп - присесть»

Человечество искало универсальный товар, который был бы интересен для всех участников рынка Что стало этим товаром? Медь, бронза, серебро до капитализма Лишь в Египте -золото Почему?

Человечество искало универсальный товар,

который был бы интересен для всех участников рынка

Что стало этим товаром?

Медь, бронза, серебро

до капитализма

Лишь в Египте -золото

Почему?

постепенно из всех товаро-денег главенствующее место занял слиток - архаичная форма металлических денег, которая просуществовала до VII в. до н.э..  начиная с VIII в. до н.э. стали появляться слитки с отличительными знаками, которые гарантировали их вес и состав. Кроме того, для облегчения деления слитка на части на них стали заранее наносить зарубки. По этим зарубкам рубился слиток на части в соответствии с величиной покупки.  на протяжении веков «золото», «серебро», «деньги» -синонимы
  • постепенно из всех товаро-денег главенствующее место занял слиток - архаичная форма металлических денег, которая просуществовала до VII в. до н.э..
  • начиная с VIII в. до н.э. стали появляться слитки с отличительными знаками, которые гарантировали их вес и состав. Кроме того, для облегчения деления слитка на части на них стали заранее наносить зарубки. По этим зарубкам рубился слиток на части в соответствии с величиной покупки.
  • на протяжении веков «золото», «серебро», «деньги» -синонимы

Минусы?

Перевозка и хранение требуют больших затрат

постепенно
  • постепенно "рубленые" части слитков превратились в монеты.
  • Монеты - самый древний вид денег
  • В древней Греции их чеканили с VIII - VII в. до н.э.
  • В Риме при храме Юноны –Монеты

Лидия 6 век до н.э.

Называли «настоящие деньги» «хорошие деньги»   т.к. сплавы с особой устойчивость.   монеты –символ стоимости , т.к.
  • Называли «настоящие деньги»

«хорошие деньги»

  • т.к. сплавы с особой устойчивость.
  • монеты –символ стоимости , т.к.

монеты изготавливали из металла,

который не стоил столько,

сколько на ней указано

Интересный факт

В 1748 г. Михайле Ломоносову была выплачена государственная премия в размере 2 тыс. рублей.

Правда бумажных денег в России тогда еще не было, а серебряных и, тем более, золотых монет не хватало.

Пришлось светилу науки российской везти подарочек – 3,5 т медных монет – на десятке подвод.

Первые бумажные деньги появились в Китае в IX веке  символические  «заменители «настоящих денег»  «плохие деньги»
  • Первые бумажные деньги появились в Китае в IX веке
  • символические
  • «заменители «настоящих денег»
  • «плохие деньги»

«Казнь «плохих денег» –

верный способ привлечения

«хороших денег » Дэвид Юм.

Задание Составьте логическую схему «Причины возникновения денег» трудности соизмерения различных товаров при обмене излишками  выделение особого товара, служащим всеобщим эквивалентом при обмене   переход от натурального хозяйства к товарному разделение труда и возникновение специализации

Задание

Составьте логическую схему

«Причины возникновения денег»

трудности соизмерения различных

товаров при обмене излишками

выделение особого товара, служащим всеобщим эквивалентом при обмене

переход от натурального хозяйства к товарному

разделение труда и возникновение

специализации

Задание Составьте логическую схему «Причины возникновения денег» переход от натурального хозяйства к товарному 1 разделение труда и возникновение специализации 2 трудности соизмерения различных товаров при обмене излишками 3 выделение особого товара, служащим всеобщим эквивалентом при обмене 4

Задание

Составьте логическую схему

«Причины возникновения денег»

переход от натурального хозяйства к товарному

1

разделение труда и возникновение

специализации

2

трудности соизмерения различных

товаров при обмене излишками

3

выделение особого товара, служащим всеобщим эквивалентом при обмене

4

Задание  Составьте синквейн к слову «деньги» деньги

Задание Составьте синквейн к слову «деньги»

деньги

Лист контроля  Задание 2.

Лист контроля Задание 2.

  • Напишите два вопроса по разделу «Происхождение денег»
«Найди лишнее» пластиковая карточка Евро золотой слиток разменная монета доллар куна

«Найди лишнее»

пластиковая карточка

Евро

золотой слиток

разменная монета

доллар

куна

Выпуск бумажных денег – исключительное право Центробанка Эмиссия – выпуск в обращение  денежных знаков

Выпуск бумажных денег –

исключительное право Центробанка

Эмиссия – выпуск в обращение

денежных знаков

Безналичные денежные средства Они представляют собой суммы:   выраженные в тех же денежных единицах, что и на­личные деньги; хранящиеся в специальных коммерческих организациях - банках; используемые для расчетов путем изменения записей в специальных книгах или на магнитных носителях для компьютеров.  Можно ли назвать экономику с электронными деньгами, экономикой без денег?

Безналичные денежные средства

Они представляют собой суммы:

  • выраженные в тех же денежных единицах, что и на­личные деньги;
  • хранящиеся в специальных коммерческих организациях - банках;
  • используемые для расчетов путем изменения записей в специальных книгах или на магнитных носителях для компьютеров.

Можно ли назвать экономику с электронными деньгами, экономикой без денег?

Деньги сегодня основной формой денег являются безналичные,

Деньги сегодня

основной формой денег являются безналичные,

Свойства денег

Могли ли ледяные кубики стать денежной единицей в Северной Америке?

Мог ли стать деньгами товар, очень редкий в данной местности?

Почему в данных странах именно эти товары стали выступать в качестве денег: на островах Полинезии – раковины каури, в России – пушнина, на Аляске – золотой песок, у кочевых народов – скот?

На раскопках в Херсонесе, где до нашей эры находилось большое греческое поседение, археологи нашли клад с монетами. На одной из них был отчеканен профиль царя Креза и написано: “X век до нашей эры»

Зачем на русских монетах, имеющих номинал 3, 5 копеек, выдавливались три, пять точек?

Рассказывают, что в 50-х годах в московских трамваях по утрам ездил “честный заяц”. Каждый раз он протягивал кондуктору тысячерублевую купюру, и никто не мог ему дать сдачи. Таким образом, он ездил, пока однажды сговорившиеся кондукторы не собрались со средствами и не разменяли ему банкноту. 

Что могло бы быть деньгами: картины художников, футбольный мяч, золотая пластинка

Рассказывают, что в момент гибели “Титаника” один из миллионеров предлагал тысячи долларов за место в лодке, но офицеры, спасавшие детей и женщин, отказали ему в получении блага

долговечность

имеются в достаточном количестве

Нужны всем

прочность

Защита от подделок

Делимость

Портативность

Ликвидность

  Ответы занесите в таблицу Ответы занесите в таблицу Лист контроля  Задание 3. Выполни тест. Соотнеси понятие и определения А 5 Б В 1 Г 4 Д 3 2 Вариант 1 А 3 Б В 4 1 Г Д 5 2 Вариант 2

  Ответы занесите в таблицу

Ответы занесите в таблицу

Лист контроля Задание 3.

  • Выполни тест.

Соотнеси понятие и определения

А

5

Б

В

1

Г

4

Д

3

2

Вариант 1

А

3

Б

В

4

1

Г

Д

5

2

Вариант 2

Критерии оценивания кол-во баллов оценка 15-14 «5» 13-11 «4» 10-6 «3» Менее 6 «2»

Критерии оценивания

кол-во баллов

оценка

15-14

«5»

13-11

«4»

10-6

«3»

Менее 6

«2»

На каких уроках вам могут пригодиться знания, полученные сегодня?

На каких уроках вам

могут пригодиться

знания, полученные сегодня?

Испокон веков люди знали: быть честным – значит иметь совесть.  Что важнее сейчас для каждого из вас:  быть честным,  добросовестным, добропорядочным или …  богатым?

Испокон веков люди знали:

быть честным – значит иметь

совесть. Что важнее сейчас для каждого

из вас: быть честным, 

добросовестным,

добропорядочным или … 

богатым?

Нужно ли быть зависимым от денег?

Нужно ли быть зависимым

от денег?

Кто такие олигархи?  Имеют ли право олигархи занимать такое же почетное  место в обществе, как ученые,  космонавты, герои России?  Нужно ли переименовывать улицы в честь олигархов?

Кто такие олигархи? Имеют ли право олигархи занимать

такое же почетное

место в обществе, как ученые,

космонавты,

герои России? Нужно ли переименовывать улицы в честь олигархов?

Как вы думаете – «преуспевающий» и «богатый» одно и тоже?

Как вы думаете –

«преуспевающий» и «богатый»

одно и тоже?

Кто такие меценаты? Были ли они в прошлом?

Кто такие меценаты?

Были ли они в прошлом?

Какие Вы видите способы, чтобы стать преуспевающим человеком сегодня?

Какие Вы видите способы,

чтобы стать преуспевающим

человеком сегодня?

Домашнее задание 1.Ответить на вопрос: какие деньги пришли на смену бартеру? Приведите примеры; 2.Творческое задание на выбор: 1) придумать и нарисовать вариант своих собственных денег, 2) создать коллаж «Деньги мира»: бумажный или компьютерный вариант

Домашнее задание

1.Ответить на вопрос: какие деньги пришли на смену бартеру? Приведите примеры;

2.Творческое задание на выбор: 1) придумать и нарисовать вариант своих собственных денег, 2) создать коллаж «Деньги мира»: бумажный или компьютерный вариант


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
" Причины возникновения и формы денег "

Автор: Окользина Мария Вячеславовна

Дата: 20.10.2014

Номер свидетельства: 120792

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Виды обмена. Деньги, их функции. "
    ["seo_title"] => string(34) "vidy-obmiena-dien-ghi-ikh-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "207955"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430718315"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Огонь-враг и друг человека. "
    ["seo_title"] => string(31) "oghon-vragh-i-drugh-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "126983"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415254720"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Деньги и их функция"
    ["seo_title"] => string(21) "dengi_i_ikh_funktsiia"
    ["file_id"] => string(6) "542858"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1584274379"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Памятка для родителей  по обучению дошкольника математики"
    ["seo_title"] => string(58) "pamiatkadliaroditielieipoobuchieniiudoshkolnikamatiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "323838"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1462215914"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Консультация для родителей по обучению дошкольника математики"
    ["seo_title"] => string(71) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_po_obuchieniiu_doshkol_nika_matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "363637"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480366043"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства