целью данного урока является обобщение и систематизирование знания учащихся в области экономических отношений, формирование представления о причинах возникновения денег. Урок проводился в игровой форме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Деньги и их функция»
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся в области экономических отношений, формировать представления о причинах возникновения денег.
Планируемые результаты:
- осуществлять поиск и извлечение информации, умение анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления;
- давать определение понятий
- учиться нести ответственность за свои решения
- высказывать свою точку зрения.
Оборудование: учебник, схемы, карточки с заданиями, материалы для работы в группах.
Тип урока: урок-игра
Вид урока: практикум
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация знаний.
- Мы завершили с вами изучение очень важной главы учебника. А как она называется? (Человек в экономических отношениях)
- Я приглашаю вас в мир занимательной экономики. У нас две группы, в каждой группе есть «бухгалтер» и «эксперт».
3. Мотивационно-целевой этап
Слово учителя. Кто-то из великих мыслителей сказал: «Понимаешь экономику – понимаешь мир!». Давайте совершим экскурсию в страну «Экономика». Будем останавливаться на остановках, знакомиться с достопримечательностями, решать экономические задачи, разбираться с проблемными ситуациями. Давайте запишем дату, тему нашего урока, и план.
Страна «Экономика»
Экономические задачи и задания.
Деньги, их функция.
ІІІ. Работа по теме урока
Беседа с учащимися:
- Откуда происходит название нашей условной «Страны»?
- Что значит слово «экономика»?
- Какое значение имеет слово «экономика»?
1. Остановка «Занимательные загадки»
1.Финансовое кредитное учреждение. (Банк) 2.Отчисления от доходов в пользу государства. (Налог) 3.Денежная единица государства. (Валюта) 4.Управляющий, специалист по управлению. (Менеджер) 5.Деньги, переданные в долг под проценты. (Кредит) 6.Лицо, объявленное неспособным расплатиться с долгами. (Банкрот) 7.Сказочный персонаж, с помощью мистической силы превративший нагревательный прибой в транспортное средство.(Емеля) 8.Самый, если верить легенде, надежный сторож для крупных ценностей. (Дракон) 9.Разговорное обозначение миллиона денежных единиц. («Лимон») 10.Одна из крупнейших в мире фирм по производству детских конструкторов. («ЛЕГО») 11.Сказочное существо, умеющее изготавливать золотые монеты простым ударом копыта. (Антилопа) 12.Название комнаты, в которой хранились несметные сокровища, потерянные во время Второй мировой войны. (Янтарная)
2. Остановка «Экономика и ее участники».
- Какая основная задача экономики? (удовлетворить потребности человека, создание экономических благ в процессе производства)
- В процессе производства создаются товары и услуги. Кто является основными участниками экономики?
- Какой путь проходит наш основной продукт от производителя к нам?
- Установите соответствие между видами деятельности и примерами.
3. Остановка «Бизнес».
- Что такое бизнес? (деятельность, направленная на получение прибыли)
- Какое значение имеет бизнес? (важное, все, что производят предприятия – товары, услуги – предназначено для общества)
- Какие виды бизнеса знаете? (производственный, торговый, финансовый, страховой, посреднический)
- Какие формы бизнеса бывают? (индивидуальное предприятие, товарищество, акционерное общество)
Проблемное задание:
Выделите сильные и слабые стороны деятельности индивидуального предприятия и акционерного общества.
Задача.
Предприниматель Петров продает плакаты по 50 рублей. Продает в день 150 плакатов. За аренду помещения предприниматель платит 150 рублей, затраты на транспорт – 150 рублей. Сколько составляет дневная выручка?
Остановка «Деньги, их функция».
- В результате чего появились деньги?
Сообщение ученика.
Мир денег – удивительный. Это одно из наиболее великих изобретений человечества. В живой природе аналогий деньгам не найти. Более 30000 научных трудов написано по истории возникновения денег.
Слово «монета» происходит от имени богини Юноны Монеты при храме в Древнем Риме, где чеканили металлические деньги.
Слово «рубль» возникло в Новгороде в 12 веке от слова «отрубать», рубили часть от слитка серебра.
Слово «деньги» ордынского слова «теньге».
Копейка – от старорусского слова «копье» (но монете был изображён всадник с копьем) - русская монета, появившаяся в 1554 году.
В Росси бумажные деньги появились при Екатерине Второй. Ассигнации достоинством в 25, 50, 75 и 100 рублей обменивались на медные, золотые и серебряные монеты. В обращении находилась необычная золотая монета номиналом 37 рублей 50 копеек.
- Давайте вспомним, какие функции выполняют деньги? (мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления, средство международного общения)
- Давайте по предложенным ситуациям выясним, какую функцию выполняют деньги:
1. Единственное занятие определенных людей – торговля мехами, которые они продают за назначенную сумму (ответ: средство обращения).
2. Если в Скандинавии средняя цена за рабыню была 1 марка серебра. Можно было купить на эту сумму рабыню или скакуна. (мера стоимости)
3. В руках купцов за счёт торговли накапливались значительные денежные средства (средство накопления)
4. Подмастерье, трудившийся у мастера целый год, впервые получил жалованье за свою работу (средство платежа).
- А теперь представьте, что мы на средневековом рынке в Москве. Каким образом удавалось продать купцам свои товары? (с помощью выкриков).
- Совершенно верно, вспомните, в каком государстве древности был институт глашатаев? (в Древней Греции).
- Попробуйте продать осетров, кто может примерно инсценировать ситуацию?
Примерный выкрик: «Эй, народ московский, покупай осетров астраханских, осетров длинных по 35 рублей за сотню!»
- Мы немного отдохнём. Кто может быстро сосчитать деньги: 3 рубля рублями, рубль пятаками, три копейки по копейке, рубль и пятак. (5 рублей 8 копеек).
- Как известно, монеты имеют свой язык, ответьте на вопросы:
- что такое монетный тип? (устойчивая композиция изображаемых элементов)
- что такое аверс? (лицевая сторона монеты)
- что такое легенда? (надпись на монете)
- что такое номинал? (официально объявленная стоимость монет, бумажных денег, ценных бумаг)
- что такое гурт? (боковая сторона монеты)
Игра: подберите антонимы к следующим словам:
Продавец –
Дорого –
Оптом –
Доход –
Производитель –
Убыток –
Проблемный вопрос: а как вы думаете, деньги – это зло или добро?
- Френсис Бекон высказал замечательную мысль: «Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга». Как вы понимаете это высказывание?
- Давайте предложим друг другу советы, как нужно обращаться с деньгами.
Сейчас мы поработаем в группах.
1 группа
Как называется отрасль хозяйства, в который происходит реализация товаров путем купли-продажи?
Как называется товарообмен, происходящий без денег?
2 группа
Проанализируйте деятельность индивидуального предприятия. Выделите сильные и слабые стороны.
3 группа.
Проанализируйте деятельность акционерного общества. Выделите сильные и слабые стороны.
4 группа.
Установите соответствие между видами экономической деятельности и примерами.
Человек носит костюм.
В магазин поступила партия новых костюмов.
На фабрике пошили новую партию костюмов.
Человек покупает в магазине костюм.
А. Производство
Б. Распределение
В. Обмен
Г. Потребление
IV. Рефлексия
Сегодня на уроке я узнал …
Мне было интересно ….
Я хочу узнать и о …
Домашнее задание. Повторить § 14, подготовить мини-сообщение: кто ввел реформу в России в середине 16 века, когда московский рубль стал единственной для всей страны денежной единицей.