Правовое регулирование занятости и трудоустройства.
Правовое регулирование занятости и трудоустройства.
Урок "Правовое регулирование занятости и трудоустройства". Урок с использованием справочно - правовой системы "КонсультантПлюс". Цель урока: сформировать представление учащихся о роли труда в жизни человека и трудовом законодательстве". Учащиеся должны научиться осуществлять поиск правовых актов и информационно - правовых норм в системе действующего законодательства.
Тип урока: изучение нового материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Правовое регулирование занятости и трудоустройства. »
Хижняк Т.Ю., учитель истории, МОУ «СОШ № 9», г. Печора
Урок – изучение нового материала
«Правовое регулирование занятости и трудоустройства»
Цель урока: Сформировать представление учащихся о роли труда в жизни человека и трудовом законодательстве;
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить с существующими справочно-поисковыми системами доступа к правовой информации в области трудового законодательства (справочно-правовая система «Консультант Плюс: СредняяШкола.»);
Развивающие:
- научить осуществлять поиск необходимых правовых актов и информационно правовых норм в системе действующего законодательства, в том числе с помощью справочно-правовой системы «Консультант Плюс»; расширить кругозор учащихся в области занятости и трудоустройства.
Воспитательные:
- Воспитание правовой культуры, развитие правового мышления.
Тип урока: урок – изучение нового материала.
Возраст учащихся: 11 класс.
Средства обучения:
технические и программные: персональные компьютеры; справочно-правовая система КонсультантПлюс: СредняяШкола.
План урока:
1. Оргмомент 1 мин
2. Актуализация знаний 4 мин
3. Основной этап 25 мин
4. Закрепление 10 мин
5. Подведение итогов, домашнее задание 5 мин
Хижняк Т.Ю., учитель истории, МОУ «СОШ № 9», г. Печора
Ход урока:
1. Организационный этап.
Учитель знакомит учащихся с темой и целями урока;
2. Актуализация знаний.
Труд имеет огромное значение, он является необходимым и естественным условием человеческой жизни, основой развития человека и общества. Люди, создавая материальные блага, трудятся не обособленно друг от друга. В процессе труда они вступают в определенные общественные отношения, поэтому труд всегда является общественным. В России, согласно Конституции РФ (Ч. 1 ст. 37) каждый человек на основе свободы труда может трудиться в качестве работника, заключив трудовой договор с работодателем, либо трудиться, будучи членом производственного кооператива, или он может выполнять конкретно-определенную работу по гражданско-правовым договорам: личного подряда, поручения, возмездного оказания услуг и др. Во всех этих случаях возникают общественные отношения, связанные с трудовой деятельностью, но не все они являются трудовыми отношениями, которые регулируются нормами трудового права — одной из отраслей системы российского права.
Трудовые отношения обычно определяются как такие отношения, которые возникают между людьми по поводу их непосредственного участия в процессе труда. Можно сказать, что трудовые отношения складываются в связи с непосредственной трудовой деятельностью граждан в качестве работников у работодателей на основе трудового договора. Для полного уяснения трудовых отношений рассмотрим вопросы труда, трудовой деятельности граждан, уточним правовое положение сторон (участников) трудового отношения и содержание данного трудового отношения.
Жизнь человека и жизнедеятельность общества возможны при наличии такого обмена между человеком и природой, как труд и трудовая деятельность людей. В труде воздействует человек на окружающую его природу, преобразует предметы природы, их свойства, получает новые знания, обобщает и использует эти знания для удовлетворения своих потребностей. Результат труда заранее осознается в качестве цели, на достижение которой и направлено воздействие человека. Следовательно, труд как процесс, совершающийся между человеком и природой (ее материалами) представляет собой сознательную волевую деятельность, направленную на создание тех или иных материальных либо духовных ценностей.
Хижняк Т.Ю., учитель истории, МОУ «СОШ № 9», г. Печора
3. Основной этап.
Изучение важнейших норм в области занятости и трудоустройства осуществляется в форме групповой работы.
Учащиеся работают со справочно–правовой системой «КонсультантПлюс: Средняя школа».
Основные этапы работы:
1. Загрузка (запуск) справочно-правовой системы КонсультантПлюс: СредняяШкола;
2. В поля «Карточка поиска» и «Название документа» ввести текст “Трудовой кодекс РФ ”;
3. В окне «Результат поиска» открыть Трудовой кодекс РФ от30.12.2001г N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12. 2001г)(ред. от 30.12.2001)
4. Ознакомиться с некоторыми статьями данного закона.
1 группа изучает главу 2 Трудового кодекса РФ «Трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений».
Составляется опорный конспект (схемы) в тетради.
Выделяются понятия – трудовых отношений, трудоустройства, подходящей работы.
Учащиеся 1 группы изучают статьи 20-22, 63-64 Трудового кодекса, статью 37 Конституции РФ.
Трудоустройство – система социальной помощи, оказываемой государственными органами гражданам при подыскании подходящей работы.
Подходящей считается та работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, прежней работы, соответствия здоровья, транспортной доступности рабочего места.
По общему правилу трудовой договор заключается с 16-летнего возраста. В исключительных случаях по согласованию с соответствующими профсоюзными органами с 15- летнего возраста.
В случаях, когда 16-летний гражданин не сможет в силу разных обстоятельств реализовать свое право на трудоустройство, он может быть признан безработным, имеющим право на государственную поддержку.
Хижняк Т.Ю., учитель истории, МОУ «СОШ № 9», г. Печора
2 группа с помощью «КонсультантПлюс:СредняяШкола» изучает:
- главу 11 ТК РФ «Заключение трудового договора» статьи 65, 67, 68, 70;
- главу 12 ТК РФ «Изменение трудового договора», статьи 72, 74, 76.
- главу 13 «Прекращение трудового договора» статьи 77, 80, 81.
Составляет опорный конспект. Придумывает задачи к статьям трудового кодекса.
3 группа. Изучает главу 42 «Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет», составляет схемы и задачи к статьям 265-272.
4 группа. Изучает:
-главу 15 «рабочее время»
- главу 16 «Режим рабочего времени».
Статья 91. Рабочее время – это время в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с Настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени.
Статья 92. Сокращенная продолжительность рабочего времени.
Статья 96. Работа в ночное время не допускается.
Статья 100. Режим рабочего времени.
Статья 107.Виды времени отдыха.
Статья 112. Нерабочие праздничные дни.
5 группа. Статья 192. Дисциплинарные взыскания.
Статья 193. Порядок применения дисциплинарных взысканий.
Раздел 11. Материальная ответственность сторон трудового договора.
Знакомство учащихся с помощью системы «КонсультантПлюс» с законом «О занятости населения в Российской Федерации» от 19. 04. 1991г № 1032-1. (ред. 31.12. 2005г)
Учащиеся находят и объясняют такие понятия, как занятость, безработица, подходящая и неподходящая работа. Знакомятся с государственной политикой в отношении занятости населения.
4. Закрепление.
Решение задач.
Хижняк Т.Ю., учитель истории, МОУ «СОШ № 9», г. Печора
Задача 1.
При производстве ремонтных работ по водоснабжению работник Семенов, в возрасте 17 лет, отработав дневную смену - 7 часов, отказался от дальнейшего выполнения работы сверхурочно и покинул рабочее место, за что ему работодателем был объявлен «строгий выговор».
Дайте обоснованную правовую оценку действий работника и работодателя.
Ответ:
В соответствии со статьёй 94 ТК РФ – продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:
для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 7 часов;
Статья 268. Запрещение направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет.
Запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями профессий, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений).
Статья 192. Дисциплинарные взыскания.
За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям.
Таким образом, работник Семёнов законно отказался от дальнейшего выполнения работы сверхурочно.
Хижняк Т.Ю., учитель истории, МОУ «СОШ № 9», г. Печора
Работодателю запрещено по трудовому законодательству привлекать к сверхурочной работе работников до 18 лет, а также объявлять «строгий выговор» как дисциплинарное взыскание, так как он в ТК РФ не предусмотрен.
Задача 2.
Швея ателье Ильюшина обучалась за счет средств работодателя. В трудовом договоре предусмотрена обязанность Ильюшиной, отработать у данного работодателя после окончания обучения 5 лет. По истечению 10 месяцев работы по окончанию обучения Ильюшина уволилась по собственному желанию без указания причины.
Вправе ли работодатель требовать возмещения затрат, понесенных им в связи с обучением Ильюшиной, если да, то в каком размере?
Ответ:
Статья 207. Права и обязанности учеников по окончании ученичества.
Лицам, успешно завершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым они проходили обучение, испытательный срок не устанавливается.
В случае если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Таким образом, работодатель в праве требовать возмещения затрат, понесенных им в связи с обучением Ильюшиной. Она по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
5. Подведение итогов.
6. Домашнее задание
§24. Польский поэт и философ 20 века Е.Лец писал: «Человек еще и тем превосходит машину, что умеет сам себя продавать». Прокомментируйте высказывание с позиции трудового права.
Материалы для подготовки к уроку:
Хижняк Т.Ю., учитель истории, МОУ «СОШ № 9», г. Печора
1. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19. 04. 1991г № 1032-1. (ред 31.12. 2005г)
2. ПО «Справочно-правовая система КонсультантПлюс: СредняяШкола»
3. Обществознание/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев; под ред Л.Н. Боголюбова.-М.: Просвещение, 2011