ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПРАВО 11 КЛАСС
Программа курса «Право» для учащихся 10—11 классов общеобразовательной школы разработана на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта. Она предопределила особенности структуры и содержания учебников «Право» для учащихся 10 и 11 классов, подготовленных авторским коллективом в составе научных сотрудников Института государства и права РАН и Института содержания и методов обучения РАО.
Содержание программы отвечает двум основным условиям. Во-первых, сохраняется преемственность с правовым содержанием обществоведческих курсов основной школы. Во-вторых, предусмотрено дальнейшее углубление и расширение знаний о праве. Все содержательные линии программы нацелены на адекватное отражение основополагающих и социально значимых проблем современного правоведения с учетом необходимой адаптации для учащихся общеобразовательной школы.
Изучение права в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
· развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
· воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
· освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
· формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
В результате изучения права на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
· систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
уметь
· характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
· объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
· различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
· приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
· анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
· изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
· применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
· выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
· обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
Примерная программа рассчитана на 68 часов -2 часа в неделю ( профильный уровень) и 34 часа- 1 час в неделю ( базовый уровень ).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРАВО 11 КЛАСС ( БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ )
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Д/з
Дата
ГЛАВА I. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
8
1.
Общие положения гражданского права
1
П.1
2.
Гражданско-правовые отношения
1
П.2
3.
Субъекты гражданского права
1
П.3
4.
Предпринимательская деятельность и ее регламентация
1
П.4
5.
Сделки в гражданском праве
1
П.5
6.
Гражданско-правовой договор
1
П.6
7.
Наследование и его правовая регламентация
1
П.7
8.
Защита гражданских прав и ответственность в гражданском праве
1
П.8
ГЛАВА II. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
3
9.
Семейное право как отрасль
1
П.9
10.
Права, обязанности и ответственность членов семьи
1
П.10
11.
Обобщение по Главе I. и Главе II.
1
П.1-10
ГЛАВА III. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
5
12.
Трудовые правоотношения
1
П.11
13.
Трудоустройство и занятость
1
П.12
14.
Дисциплина труда
1
П.13
15.
Защита трудовых прав работников
1
П.14
16.
Правовые основы социальной защиты и обеспечения
1
П.15
ГЛАВА IV.АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
4
17.
Административные правоотношения
1
П.16
18.
Административно-правовой статус гражданина
1
П.17
19.
Административные правонарушения
1
П.18
20.
Обобщение по Главе III. и Главе IV.
1
П.11-18
ГЛАВА V. УГОЛОВНОЕ ПРАВО
3
21.
Уголовный закон
1
П.19
22.
Преступление
1
П.20
23.
Наказание
1
П.21
ГЛАВА VI. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
5
24.
Экологическое право
1
П.22
25.
Международное право
1
П.23
26.
Международное гуманитарное право
1
.П.24
27.
Международное гуманитарное право в условиях вооруженного конфликта
1
П.25
28.
Обобщение по Главе V. И Главе VI.
1
П.19-25
ГЛАВА VII. ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО
29.
Гражданский процесс
1
П.26
30.
Арбитражный процесс
1
П.27
31.
Уголовный процесс
1
П.28
32.
Конституционное судопроизводство
1
П.29
33.
Профессия-юрист
1
П.30
34.
Обобщающий урок по курсу «Право»
1
П.1-30
.