2.Постановка учебной задачи Время- 4 мин | Уважаемые ребята! Не за горами у вас взрослая жизнь и трудовая деятельность. Поэтому наш урок будет очень важным и актуальным для вас, как для будущих непосредственных участников трудовых отношений. Тема сегодняшнего урока: «Правовое регулирование занятости и трудоустройства». Ребята, попробуйте определить цель урока, исходя из темы Кто мне скажет, какова цель урока? Цель: Детально рассмотреть трудовые правоотношения и научиться выполнять задания формата ЕГЭ по теме | Записывают тему урока в тетрадь Предположительные ответы учащихся: изучить трудовые правоотношения, рассмотреть разные стороны данной темы | Познавательные УУД: выделение нужной информации из высказываний; Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника; Умение давать ответы на вопросы. |
3.Изучение нового материала Время-25 минут | Сегодняшний урок посвящён трудовым отношениям , которые имеют огромное значение для вашего будущего. В ст.37 Конституции РФ закреплено: «Труд свободен. ….»Найдите статью 37 и познакомьтесь с ней. Что означают слова Конституции РФ «труд свободен»? Ежедневно миллионы людей идут на работу, а вечером возвращаются домой. С юридической точки зрения «пойти на работу» означает вступить в определённые юридические отношения, при этом права и обязанности их участников должны быть чётко определены. Это трудовые отношения. Найдите в ученике на стр.275 определение трудовые отношения и выпишите его в тетрадь Главный правовой документ в данной области – Трудовой кодекс Российской Федерации. Участники трудовых отношений ( субъекты трудовых отношений ) является работник и работодатель. Давайте вспомним определение работник и работодатель. Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Фронтальная беседа с классом -А кто из вас уже имеет опыт трудовой деятельности? - С какого возраста по российскому законодательству разрешено работать? В России граждане имеют право работать с 16 лет. Как различаются условия труда взрослых и несовершеннолетних? В трудовом кодексе РФ утвержден перечень работ, где запрещается применять труд молодежи до 18 лет. Найдите в учебнике, перечень работ, где запрещается применять труд несовершеннолетних? Участники правоотношений обладают правами и обязанностями При приеме на работу работник обязан предоставить работодателю определенный пакет документов. Давайте отметим этот перечень у себя в тетради: 1. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. 2. Трудовую книжку ( за исключением, если трудовой договор заключается впервые или работа по совместительству) 3. Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования 4. Документ об образовании 5. Документ воинского учета В настоящее время многие работодатели при приеме на работу проводят тестирование, конкурсы на замещение должностей- это право работодателя. Чтобы правоотношения работника и работодателя сложились эффективно и устраивали обе стороны, необходим специализированный документ, оговаривающий правоотношения работника и работодателя Что такое трудовой договор? Трудовой договор- это соглашение между работником и работодателем, по которому стороны имеют взаимные права и обязанности, определяющие содержание договора. Наиболее громоздкая формулировка содержится в ст. 56 ТК РФ Трудовой договор ст.65 ТК РФ: 1)Заключается в письменном виде 2)Составляется в двух экземплярах 3)Содержит указание на место работы, характер и оплату труда, время работы 4)Срок (определенный, неопределенный - бессрочный) 5)Испытательный срок (не более трех месяцев – для работников и не более шести месяцев – для руководителей и заместителей). Помимо трудового договора работник оформляет заявление о приеме на работу, заполняет личную карточку работника. Предприятие оформляет приказ о приеме на работу за подписью директора , заполняет трудовую книжку работника. Условия трудового договора могут меняться в процессе работы. Теперь нам предстоит поговорить о расторжении трудового договора Трудовой договор, может быть, расторгнут как по инициативе работника. Может ли трудовой договор быть расторгнут по инициативе работодателя, в каких случаях? Лица до 18 лет могут быть уволены по инициативе работодателя в случае согласия комиссии инспекции труда и по делам несовершеннолетних | Находят в Конституции РФ ст. 37. Знакомятся с ней, отвечают на вопрос учителя. Ответ учащихся «Каждый имеет право свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» Находят определение «трудовые отношение» и выписывают в тетрадь ( задание ЕГЭ №21) Формулируют определения работник и работодатель ( задание из ЕГЭ №23) - Учащиеся отвечают на вопросы на основе собственного социального опыта и знаний, полученных ранее В России граждане имеют право работать с 16 лет. Учащиеся находят в учебнике и зачитывают перечень работ, где запрещается работать несовершеннолетним, и выписывают в тетрадь ( задание ЕГЭ №22) Найдите в учебнике права и обязанности участников трудовых отношений Работают по группам (одна группа права и обязанности работника, другая права и обязанности работодателя) Записывают перечень документов в тетрадь Формулируют определение трудовой договор Записывают определение в тетрадь Записывают в тетрадь: Трудовой договор ст.65 ТК РФ: 1)Заключается в письменном виде 2)Составляется в двух экземплярах 3)Содержит указание на место работы, характер и оплату труда, время работы 4)Срок (определенный, неопределенный - бессрочный) 5)Испытательный срок (не более трех месяцев – для работников и не более шести месяцев – для руководителей и заместителей). Записывают в тетрадь: - заявление -личная карточка -приказ -запись в трудовую книжку Найдите в ст. 80 ТК РФ в какой форме работник обязан предупредить работодателя, не позднее какого срока ? Ответы учащихся | Познавательные УУД: Умение находить нужную информацию из текста. Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы и слушать ответы товарищей. Регулятивные УУД: принимают учебную задачу, выполняют учебные действия в устной форме. Познавательные УУД: выделение нужной информации из текста Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника; Умение давать ответы на вопросы. Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы и слушать ответы товарищей. Регулятивные УУД: умение формулировать свои мысли. Познавательные УУД: выделение нужной информации из текста Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника; Умение давать ответы на вопросы. . |