kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правоотношения и субъекты права.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Правоотношение и объекты права" была разработана учителем МКОУ "АСОШ№1"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правоотношения и субъекты права.»

Тема урока: Правоотношения и субъекты права.

Цель урока: познакомить с сущностью правоотношений, понятиями субъекта, объекта, содержания правоотношений и правоспособностью и дееспособностью.

Задачи урока:

Образовательные: дать понятие о том, что правоотношения имеют общие признаки с другими видами отношений, регулируются нормами права, субъекты правоотношений должны обладать правоспособностью и дееспособностью

Развивающие: развивать умение работать в парах, логически мыслить, давать самооценку своей деятельности на уроке.

Воспитательные: воспитывать культуру общения, формировать коммуникативные, ценностно-этические компетентности.

1. Орг. момент

2.Повторение пройденного материала.

Вступительное слово учителя

(Эпиграф) Сегодня мы продолжим разговор о праве как потребности в порядке и справедливости.

Вспомните, пожалуйста, с какими терминами мы познакомились на прошлом уроке. (дети называют термины: право, социальные нормы, правовые нормы или нормы права). Молодцы, но это всего лишь термины, а чтобы обладать правовой культурой, необходимо уметь пользоваться ими. Предлагаю провести правоведческую разминку.

Тест на слайдах – 8 заданий.

3. Формулировка темы и определение целей урока.

1) Разбор ситуаций.

У вас на партах лежат листы. Сейчас работаем с карточкой № 1. Обсудите в парах ситуации, которые предложены в карточке и назовите номера тех ситуаций, которые связаны с социальными отношениями. Приведите аргументы.

  1. Михаил регулярно смотрит новости по Интернету.

  2. Зинаида решила не идти на день рождения к подруге, поскольку накануне та не дала ей воспользоваться мобильным телефоном.

  3. Поссорившись с соседом, Леонид стал ежедневно вынимать из почтового ящика корреспонденцию.

  4. Разозлившись на лаявшую дворнягу, Владимир пригрозил ей палкой.

  5. Валентина М., не согласившись с экспертами магазина о причинах поломки купленной ею стиральной машины, обратилась к независимым экспертам.

Ответы: 2, 3, 5

- Что такое социальные отношения?

(ученики дают ответ).

Слайд.

Социальные отношения – это определенные устойчивые связи между людьми как представителями социальных групп. Они возникают независимо от воли и сознания людей в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Они могут принимать характер сотрудничества или социального конфликта.

Люди, взаимодействуя друг с другом, вступают в различного рода общественные отношения: личные, религиозные, этические и др. Характер этих отношений определяют правила, которыми люди руководствуются в своем поведении.

Однако существует особая область человеческих отношений, которые могут быть урегулированы должным образом только при помощи правовых норм.

- Обратите внимание на ситуации под № 3 и 5. Прочитайте их еще раз. В этих ситуациях показаны правовые отношения между людьми. Как же можно сформулировать тему нашего урока?

Формулируется тема урока: Правоотношения и субъекты права.

Слайд.

Какие цели мы сегодня перед собой должны поставить?

  1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВООТНОШЕНИЯ.

  2. СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЯ.

Итак, приступаем к раскрытию первой цели.

  1. Изучение нового материала.

А) Так что такое «Правоотношения»?

Попробуйте самостоятельно сформулировать определение правоотношения. (выслушиваются мнения нескольких учеников).

А сейчас проверьте правильность своих высказываний по словарю. На стр. 220 учебника дано определение. Прочитайте его внимательно и запишите в тетрадь.

Понятие

Правоотношение – социальное отношение, регулируемое нормами права, участники которого имеют юридические права и обязанности , обеспечиваемые силой государства.

Б) Характерные признаки правоотношений.

Выявить характерные признаки правоотношений нам поможет это же определение.

- Между кем и на основе чего возникают правовые отношения? Общественные отношения, возникают на основе норм права

- Что необходимо, чтобы возникли эти отношения? Волевое отношение, т.к. для его возникновения необходима воля его участников (или как минимум одной стороны)

- Посредством чего осуществляется связь между лицами? Связь между лицами осуществляется посредством субъективных прав и обязанностей

- Кем охраняются? Охраняются государством с помощью государственного принуждения

Слайд. Признаки правоотношений

1. Общественные отношения

2. Возникают на основе НП и регулируются ими

3. Взаимное наделение субъектов правами и обязанностями

4. Носят сознательно-волевой характер

5. Средство конкретизации норм права (НП) применительно к определенным лицам

6. Гарантируются государством и подкрепляются его принудительной силой


В) Элементы правоотношений.


Как и любое социальное отношение, правоотношение возможно только при наличии трёх элементов:

    1. субъектов правоотношения

    2. объекта правоотношения

    3. содержания правоотношения


Положите перед собой карточку № 2. В ходе нашей беседы эта карточка должна быть заполнена.

Слайд. (заполняется постепенно)

Элементы правоотношения (беседа с учащимися, запись в рабочем листе)

- Кто, на ваш взгляд, может быть субъектом правоотношений? (участники правоотношений)

- Что является объектом правоотношений?

- Для того, чтобы регулировать отношения между субъектом и объектом, необходимо учитывать соответствующие правовые нормы, то есть права и обязанности участников правоотношений. Это и является их содержанием.





соответствующими правовыми нормами


Я предлагаю вновь вернуться к ситуациям № 3 и 5 в карточке № 1.

Найдите элементы правоотношений в данных ситуациях.

  1. Поссорившись с соседом, Леонид стал ежедневно вынимать из почтового ящика корреспонденцию.

Субъекты правоотношений – Леонид и его сосед, объектом правоотношений – это ссора. Содержанием же правоотношений будет юридическое право соседа на получение корреспонденции и юридическая обязанность исполнение права на тайну переписки.

  1. Валентина М., не согласившись с экспертами магазина о причинах поломки купленной ею стиральной машины, обратилась к независимым экспертам.

Субъекты правоотношений – Валентина и магазин, объект правоотношений стиральная машина. Содержание – право Валентины на независимую экспертизу, обязанность магазина удовлетворить данное право.

Вопрос: В чем разница в субъектах правоотношений в предложенных ситуациях (в первой - отношения между физическими лицами, а во второй между физическим лицом и юридическим).

Слайд.

Субъекты права



Физические лица Юридические лица

Граждане РФ, лица без гражданства, иностранные граждане, беженцы, фирмы, организации, общества.


Ваша задача распределить субъекты правоотношений по колонкам. Таблица № 2 во второй карточке.

Правоспособности и дееспособность

Однако, для того чтобы стать участником правоотношения, необходимо обладать правоспособностью и дееспособностью, которые у физических и юридических лиц возникают по-разному. Откройте страницу 82. Опираясь на материал, изложенный в параграфе, постарайтесь ответить на вопросы.

Слайд.

- что такое правоспособность?

- что такое дееспособность?

- когда наступает правоспособность для физических лиц?

- а дееспособность?

- когда наступает правоспособность и дееспособность у юридических лиц?

Правоспособность дееспособность

Способность иметь права и

обязанности

Способность своими обязанными действиями

осуществлять юридические права и обязанности

возраст

с рождения

и до смерти

Приобретается постепенно

Когда наступает

Наступает с момента рождения

Полная дееспособность наступает в 18 лет



У юридических лиц правоспособность и дееспособность, наступает одновременно в момент регистрации



- Объясните, какой дееспособностью обладаете вы?

- Где может пригодиться вам материал, который мы изучили сегодня?



  1. Рефлексия.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

6. Домашнее задание. Параграф 9, выполнить задания на странице 83, 84.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правоотношения и субъекты права.

Автор: Айсамирзаева Сабият Исмаиловна

Дата: 22.09.2019

Номер свидетельства: 520478

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока по обществознанию на тему: "ПРАВООТНОШЕНИЯ И СУБЪЕКТЫ ПРАВА "9 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_obshchestvoznaniiu_na_temu_pravootnosheniia_i_subekty_prava_9_"
    ["file_id"] => string(6) "581249"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1621719938"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Лекция по обществознанию по теме: "Трудовое право и трудовые правонарушения"."
    ["seo_title"] => string(88) "liektsiia-po-obshchiestvoznaniiu-po-tiemie-trudovoie-pravo-i-trudovyie-pravonarushieniia"
    ["file_id"] => string(6) "317875"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460458403"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Календарно-тематическое планирование по Праву 11 класс ( базовый уровень ) "
    ["seo_title"] => string(76) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-pravu-11-klass-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "145020"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418832171"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Лекция по теме "Основные отрасли, нормы права, источники права""
    ["seo_title"] => string(66) "liektsiia-po-tiemie-osnovnyie-otrasli-normy-prava-istochniki-prava"
    ["file_id"] => string(6) "285763"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454243520"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока "Объекты экологического права" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-obiekty-ekologhichieskogho-prava"
    ["file_id"] => string(6) "167207"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423060054"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства