УРОК 12. ПРАВООТНОШЕНИЯ И СУБЪЕКТЫ ПРАВА (§ 9)
Понятие «правоотношение» относится к ключевым
юридическим понятиям, и его осознание учащимися, по-
нимание ими особенностей данного вида социальных отно-
шений имеют большое значение для социализации совре-
73
менных подростков. Опорой для усвоения новых знаний
могут стать такие понятия, как «социальные отношения»,
«социальные нормы», «правовые нормы» и т. д.
Задачи урока
1. Раскрыть смысл понятий «правоотношение», «субъ-
екты правоотношений», «юридическое лицо», «физическое
лицо», «дееспособность», «правоспособность».
2. Научить учащихся раскрывать особенности возник-
новения правоспособности и дееспособности у физических
и юридических лиц, называть основания возникновения
правоотношений, отличать правоотношения от других ви-
дов социальных отношений.
3. Способствовать развитию у учащихся следующих
универсальных учебных действий: умение ориентировать-
ся в характере социальных взаимоотношений; планирова-
ние, прогнозирование и самоконтроль деятельности; поиск
и выделение необходимой информации, её переработка и
структурирование; умение слушать аргументы однокласс-
ников и деликатно их корректировать.
Оборудование урока
Учебник, рабоча я тетрадь, компьютер, мультимедиа-
проектор.
План изучения нового материала
1. Сущность и особенности правоотношения.
2. Субъекты правоотношения.
Варианты организации учебной деятельности
Урок начинается с проверки домашнего задания. Далее
учитель организовывает работу с рубрикой «Вспомним».
Учащимся предлагается: а) вспомнить определение поня-
тия «социальные отношения»; б) привести примеры раз-
личных социальных отношений. В процессе актуализации
опорных знаний стоит напомнить учащимся, что соци-
альные отношения всегда возникают для удовлетворения
какой-то потребности и регулируются социальными нор-
мами, такими, как нормы морали, корпоративные нормы,
обычаи, традиции и т. д.
Комбинированный урок
1. Во вступительном слове советуем обратить внимание
школьников на то, что темой урока станет новое поня-
тие — «правоотношение». Важно сделать акценты на том,
74
что: а) правоотношение — это социальное отношение, по-
этому у него должны быть общие признаки с любым дру-
гим социальным отношением; б) правоотношение — это
особый вид социальных отношений, а раз так, то оно
должно содержать какие-то признаки, отличающие его
от всех других видов социальных отношений. Например,
любые социальные отношения предполагают: а) наличие
взаимодействия; б) удовлетворение какой-то потребности;
в) что в процессе взаимодействия возникает социальная
связь, характеризующаяся зависимостью субъектов соци-
ального отношения.
Для активизации интеллектуальной деятельности уча-
щихся можно предложить школьникам выполнить зада-
ние, которое создаст смысловую опору для изучения но-
вого материала: определите, в каких из представленных
случаев речь идёт о социальных отношениях. Приведите
аргументы, доказывающие правильность вашего выбора.
1) Михаил регулярно смотрит новости по Интерне ту.
2) Зинаида решила не идти на день рождения к по-
друге, поскольку накануне та не дала ей воспользоваться
своим мобильным телефоном.
3) Поссорившись с соседо м, Леонид стал ежедневно
вынимать из его почтового ящика корреспонденцию.
4) Разозлившись на лаявшую дворнягу, Владимир при-
грозил ей палкой.
5) Валентина Матвеевна, не согласившись с мнением
экспертов магазина о причинах поломки купленной ею сти-
ральной машины, обратилась к независимым экспертам.
Данную работу желательно провести в режиме блиц-
обсуждения, в ходе которого учащиеся должны отметить,
что ситуации 2, 3, 5 — это ситуации, связанные с с оци-
альными отношениями. Для обоснования сделанного вы-
бора должны быть приведены аргументы, которые учи-
тель вместе с классом редактирует и записывает на доске
как признаки социальных отношений.
Далее желательно предложить школьникам ещё раз
проанализировать приведённые ситуации: а) найти среди
них те, которые, по их мнению, иллюстрируют правоот-
ношение; б) объяснить, почему названные ими ситуации
они отнесли к правоотношениям.
75
В процессе обсуждения устанавливается, что правоот-
ношениями являются ситуации 3 и 5, поскольку они свя-
заны с правовыми нормами. Выслушав аргументы уча-
щихся, учитель приводит дополнительные аргументы. Это
стоит сделать даже в том случае, если школьники справи-
лись с заданием, поскольку аргументы, приведённые учи-
телем, должны подытожить всё, что сказали школьники.
Учитель обращает их внимание на основную особенность
данных ситуаций — действия участников регулируются
нормами права. Так, вынимая корреспонденцию из по-
чтового ящика соседа, Леонид совершал действия, кото-
рые можно квалифицировать как нарушение тайны пере-
писки. Данное правонарушение является преступлением,
и ответственность наступает по нормам уголовного права
с 16 лет. Участница ситуации 5, Валентина Матвеевна,
вступила в правовые отношения с магазином и согласно
нормам, уста новленным в законе о правах потребителя,
имеет право на защиту своих прав.
Далее можно предложить школьникам самостоятельно
сформулировать и записать признаки правоотношения, а
затем прочитать раздел «Сущность и особенности правоот-
ношения» и дописать те признаки, которые были упущены
при обсуждении ситуаций. Будет лучше, если свои записи
учащиеся сделают карандашом, так как следующим эта-
пом работы может стать проверка выявленных признаков.
Затем их надо зафиксировать в тетрадях, составив схему.
Признаки правоотношения
Возникает по поводу какого-то
блага, ценности
Субъекты правоотношения связаны
взаимными субъективными правами
и обязанностями
Регулируется нормами права
Охраняется государством
76
Целесообразно эту часть урока завершить блиц-опросом
по вопросам 2—5 рубрики «Проверим себя». Специально-
го пояснения могут потребовать вопросы 4 и 5. В этой
связи имеет смысл коснуться содержания понятия «субъ-
ект», однако не стоит давать его полное определение, не-
обходимо лишь обратить внимание школьников на то,
что под субъектом понимается человек, активно действу-
ющий, обладающий способностью изменять свою жизнь
и самого себя. Следовательно, субъективные права — это
права, принадлежащие человеку активному, действующе-
му. Далее учитель может сам зачитать соответствующий
абзац параграфа, интонационно выделив важные смысло-
вые фрагменты: «его право», «обладатель права может им
воспользоваться, а может и не воспользо ваться, он свобо-
ден в выборе своего поведения». После этого пояснения
вместе со школьниками обсуждается ответ на вопрос 5.
Хороший дидактический эффект имеет обращение к
тексту учебника после ответа на каждый из вопросов. На-
пример, после выполнения задания: раскройте смысл по-
нятий «субъекты (участники) правоотношений», «объекты
правоотношений», «содержание правоотношений» — учи-
тель может попросить школьников зачитать соответству-
ющие фрагменты параграфа. Если были допущены неточ-
ности, то можно тут же их отметить и разобрать. Затем
объяснить, как изменили смысл понятий эти неточности.
То же самое можно сделать после того, как девятикласс-
ники раскроют смысл понятия «мера».
2. Оптимальным методом передачи знаний на данном
этапе будет мини-лекция с элементами беседы. Начать
нужно с обращения к учащимся: «В понятии «субъект
правоотношения» слово «субъект» замените на его рус-
ский эквивалент». В результате такой замены получится:
«активно действующий участник правоотношения».
Далее учитель сообщает, что, согласно законам РФ,
субъектами правоотношения могут быть как физические
лица, так и юридические. Можно отметить, что физиче-
ские лица ещё называют индивидуальными лицами и к
ним относятся все граждане РФ, а также иностранные
граждане, лица без гражданства, беженцы, т. е. все те
люди, которые оказались на территории нашей страны.
77
При раскрытии понятия «юридические лица» целесо-
образно сначала перечислить организации, которые могут
являться юридическими лицами. Затем необходимо дать
определение понятия «юридическое лицо» и при этом
обязательно отметить, что, например, не любая обще-
ственная организация или учреждение могут быть юриди-
ческим лицом. Для того чтобы стать юридическим лицом,
необходимо обладать: имущественной самостоятельностью,
способностью от своего имени приобретать соответствую-
щие права и нести обязанности. Пока можно не говорить
школьникам о том, что ряд учёных-юристов ещё одним
признаком юридического лица называют следующий:
быть истцом и ответчиком в суде.
Пусть девятиклассники вспомнят, во все ли историче-
ские времена люди, проживающие на территории того или
иного государства, могли быть участниками правоотноше-
ния, т. е. иметь определённые законом права и обязанности.
Если у школьников возникнут затруднения, учитель
может напомнить им, что, например, в государствах древ-
ности участниками правоотношений не могли быть рабы,
а в средневековых государствах — крепостные крестьяне.
При раскрытии понятия «правоспособность» необходимо
довести до понимания учащихся, что: 1) правоспособностью
обладают все граждане без исключения и она возникает в
момент их рождения; 2) наличие правоспособности является
свидетельством того, что человек может иметь какие-то (аб-
страктные) права, но это совсем не значит, что этими права-
ми он может воспользоваться в данный конкретный момент.
Поясняя понятие «правоспособность», можно познако-
мить учащихся со следующим текстом:
«В современном цивилизованном обществе нет и не может быть
людей, не наделённых общей правоспособностью. Это важнейшая
предпосылка и неотъемлемый элемент политико-юридического стату-
са личности. Правоспособность — не естественное, а общественно-
правовое качество субъектов. Оно вытекает из международных
пактов о правах человека, принципов гуманизма, свободы, справед-
ливости. Обязанность каждого государства — должным образом га-
рантировать и защищать это качество. Правоспособность — не
сумма каких-то прав, не количественное их выражение, а непремен-
ное и постоянное гражданское состояние личности, элемент её пра-
вового статуса, предпосылка к правообладанию. Каждое лицо
78
рождается способным к правообладанию, может и должно иметь не-
обходимые ему права, признанные мировым сообществом и юри-
дическими системами национальных государств (право на жизнь,
свободу, здоровье, честь, достоинство, безопасность и т. д.). Эта
способность (возможность) никем и ни при каких обстоятельствах
не может быть запрещена, аннулирована. Она признаётся априори
как безусловная и бесспорная аксиома — нечто само собой разуме-
ющееся. Любой гражданин, в том числе несовершеннолетний, твёр-
до знает, что он является правоспособным и, следовательно, может
стать носителем (сейчас или в будущем) соответствующих прав и
свобод» (Матузов Н. И. Теория государства и права / Н. И. Матузов,
А. В. Малько. — М., 2004. — С. 390—393).
Далее необходимо конкретизировать данное положе-
ние, и эта конкретизация станет логическим мостиком к
раскрытию содержания следующего понятия — «дееспо-
собность». Нужно сказать, что, согласно Конституции РФ,
каждый гражданин нашей страны правоспособен с рожде-
ния и, следовательно, даже новорождённый малыш может
являться собственником чего-то, например, очень дорогих
вещей (предметов): квартиры, дома, участка земли, акций
компании, самой компании. Однако, будучи собственни-
ком, малолетний гражданин не имеет права самостоятель-
но распорядиться этой собственностью до совершенноле-
тия. Он не имеет права ни продать её, ни подарить, ни
заложить, ни завещать.
Для того чтобы произвести любое из названных дей-
ствий, помимо правоспособности, человек должен обла-
дать ещё и дееспособностью, под которой понимается спо-
собность своими осознанными действиями осуществлять
права и юридические обязанности. Согласно законам РФ
полная дееспособность у физического лица наступает в
момент совершеннолетия, т. е. в 18 лет. Считается, что
именно с этого возраста человек становится способным не
только осуществлять какие-то действия, но и осознавать
их последствия. Вот почему в состав понятия «дееспособ-
ность», помимо права осуществлять действия, включается
ещё и обязанность нести ответственность за свои действия.
Так, гражданин должен понимать, что, продавая участок
земли, он этого участка лишается навсегда, поэтому полу-
ченные деньги могут быть использованы либо для получе-
ния большей выгоды, либо для чего-то очень важного, на
79
что других средств не имеется (например, оплата сложной
операции близкого родственника).
Для закрепления материала учитель может организо-
вать выполнение заданий 1—3 рубрики «В классе и дома».
Целесообразно обратить внимание учащихся на то,
что в последние годы во всех странах мира, в том числе
и в России, происходит совершенствование законодатель-
ства. Одной из причин постоянного обновления законода-
тельства является развитие науки и техники и как след-
ствие — новые сферы деятельности. Например, появление
Интернета привело к необходимости правового регулиро-
вания отношений между людьми, возникающих в связи
с использованием ими виртуального пространства. Так,
в октябре 2008 г. Федеральное собрание РФ приняло зако-
нопроект об электронных библиотеках, который регулирует
отношения между крупнейшими публичными библиотеками
России и авторами различных произведений (художествен-
ных, научных, публицистических). Остро стоит в нашей
стране и законодательное решение вопроса о регулировании
правоотношений в области трансплантологии.
Рассматриваемые вопросы необходимы для социальной
адаптации школьников, так как даже в течение одного
дня они несколько раз вступают в правовые отношения
с разными людьми и по разным поводам. Можно предло-
жить ученикам проанализировать свой день (желательно
предыдущий) и подсчитать, сколько раз и по какому по-
воду они вступили в правоотношения. Например: что-то
купили, оплатили проезд в городском (сельском) транс-
порте, получили почтовую корреспонденцию. Целесообраз-
но отдельно проанализировать правоотношения, в которые
вступили учащиеся, придя на занятия в школу.
Домашнее задание: § 9 учебника; вопросы рубрики
«Проверим себя»; задания в рабочей тетради.
Литература для учителя
Алексеев С. С. Общая теория права / С. С. Алексеев. —
М., 1982. — Т. 2. — С. 82—163.
Венгеров А. Б. Теория государства и права / А. Б. Вен-
геров. — 3-е изд. — М., 2000. — С. 237—249.
Матузов Н. И. Теория государства и права: учеб. /
Н. И. Матузов, А. В. Малько. — М., 2004. — Гл. 17