kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по обществознанию на тему: "ПРАВООТНОШЕНИЯ И СУБЪЕКТЫ ПРАВА "9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРАВООТНОШЕНИЯ И СУБЪЕКТЫ ПРАВА ПРАВООТНОШЕНИЯ И СУБЪЕКТЫ ПРАВА

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию на тему: "ПРАВООТНОШЕНИЯ И СУБЪЕКТЫ ПРАВА "9 класс»

УРОК 12. ПРАВООТНОШЕНИЯ И СУБЪЕКТЫ ПРАВА (§ 9)

Понятие «правоотношение» относится к ключевым

юридическим понятиям, и его осознание учащимися, по-

нимание ими особенностей данного вида социальных отно-

шений имеют большое значение для социализации совре-

73

менных подростков. Опорой для усвоения новых знаний

могут стать такие понятия, как «социальные отношения»,

«социальные нормы», «правовые нормы» и т. д.

Задачи урока

1. Раскрыть смысл понятий «правоотношение», «субъ-

екты правоотношений», «юридическое лицо», «физическое

лицо», «дееспособность», «правоспособность».

2. Научить учащихся раскрывать особенности возник-

новения правоспособности и дееспособности у физических

и юридических лиц, называть основания возникновения

правоотношений, отличать правоотношения от других ви-

дов социальных отношений.

3. Способствовать развитию у учащихся следующих

универсальных учебных действий: умение ориентировать-

ся в характере социальных взаимоотношений; планирова-

ние, прогнозирование и самоконтроль деятельности; поиск

и выделение необходимой информации, её переработка и

структурирование; умение слушать аргументы однокласс-

ников и деликатно их корректировать.

Оборудование урока

Учебник, рабоча я тетрадь, компьютер, мультимедиа-

проектор.

План изучения нового материала

1. Сущность и особенности правоотношения.

2. Субъекты правоотношения.

Варианты организации учебной деятельности

Урок начинается с проверки домашнего задания. Далее

учитель организовывает работу с рубрикой «Вспомним».

Учащимся предлагается: а) вспомнить определение поня-

тия «социальные отношения»; б) привести примеры раз-

личных социальных отношений. В процессе актуализации

опорных знаний стоит напомнить учащимся, что соци-

альные отношения всегда возникают для удовлетворения

какой-то потребности и регулируются социальными нор-

мами, такими, как нормы морали, корпоративные нормы,

обычаи, традиции и т. д.

Комбинированный урок

1. Во вступительном слове советуем обратить внимание

школьников на то, что темой урока станет новое поня-

тие — «правоотношение». Важно сделать акценты на том,

74

что: а) правоотношение — это социальное отношение, по-

этому у него должны быть общие признаки с любым дру-

гим социальным отношением; б) правоотношение — это

особый вид социальных отношений, а раз так, то оно

должно содержать какие-то признаки, отличающие его

от всех других видов социальных отношений. Например,

любые социальные отношения предполагают: а) наличие

взаимодействия; б) удовлетворение какой-то потребности;

в) что в процессе взаимодействия возникает социальная

связь, характеризующаяся зависимостью субъектов соци-

ального отношения.

Для активизации интеллектуальной деятельности уча-

щихся можно предложить школьникам выполнить зада-

ние, которое создаст смысловую опору для изучения но-

вого материала: определите, в каких из представленных

случаев речь идёт о социальных отношениях. Приведите

аргументы, доказывающие правильность вашего выбора.

1) Михаил регулярно смотрит новости по Интерне ту.

2) Зинаида решила не идти на день рождения к по-

друге, поскольку накануне та не дала ей воспользоваться

своим мобильным телефоном.

3) Поссорившись с соседо м, Леонид стал ежедневно

вынимать из его почтового ящика корреспонденцию.

4) Разозлившись на лаявшую дворнягу, Владимир при-

грозил ей палкой.

5) Валентина Матвеевна, не согласившись с мнением

экспертов магазина о причинах поломки купленной ею сти-

ральной машины, обратилась к независимым экспертам.

Данную работу желательно провести в режиме блиц-

обсуждения, в ходе которого учащиеся должны отметить,

что ситуации 2, 3, 5 — это ситуации, связанные с с оци-

альными отношениями. Для обоснования сделанного вы-

бора должны быть приведены аргументы, которые учи-

тель вместе с классом редактирует и записывает на доске

как признаки социальных отношений.

Далее желательно предложить школьникам ещё раз

проанализировать приведённые ситуации: а) найти среди

них те, которые, по их мнению, иллюстрируют правоот-

ношение; б) объяснить, почему названные ими ситуации

они отнесли к правоотношениям.

75

В процессе обсуждения устанавливается, что правоот-

ношениями являются ситуации 3 и 5, поскольку они свя-

заны с правовыми нормами. Выслушав аргументы уча-

щихся, учитель приводит дополнительные аргументы. Это

стоит сделать даже в том случае, если школьники справи-

лись с заданием, поскольку аргументы, приведённые учи-

телем, должны подытожить всё, что сказали школьники.

Учитель обращает их внимание на основную особенность

данных ситуаций — действия участников регулируются

нормами права. Так, вынимая корреспонденцию из по-

чтового ящика соседа, Леонид совершал действия, кото-

рые можно квалифицировать как нарушение тайны пере-

писки. Данное правонарушение является преступлением,

и ответственность наступает по нормам уголовного права

с 16 лет. Участница ситуации 5, Валентина Матвеевна,

вступила в правовые отношения с магазином и согласно

нормам, уста новленным в законе о правах потребителя,

имеет право на защиту своих прав.

Далее можно предложить школьникам самостоятельно

сформулировать и записать признаки правоотношения, а

затем прочитать раздел «Сущность и особенности правоот-

ношения» и дописать те признаки, которые были упущены

при обсуждении ситуаций. Будет лучше, если свои записи

учащиеся сделают карандашом, так как следующим эта-

пом работы может стать проверка выявленных признаков.

Затем их надо зафиксировать в тетрадях, составив схему.

Признаки правоотношения

Возникает по поводу какого-то

блага, ценности

Субъекты правоотношения связаны

взаимными субъективными правами

и обязанностями

Регулируется нормами права

Охраняется государством

76

Целесообразно эту часть урока завершить блиц-опросом

по вопросам 2—5 рубрики «Проверим себя». Специально-

го пояснения могут потребовать вопросы 4 и 5. В этой

связи имеет смысл коснуться содержания понятия «субъ-

ект», однако не стоит давать его полное определение, не-

обходимо лишь обратить внимание школьников на то,

что под субъектом понимается человек, активно действу-

ющий, обладающий способностью изменять свою жизнь

и самого себя. Следовательно, субъективные права — это

права, принадлежащие человеку активному, действующе-

му. Далее учитель может сам зачитать соответствующий

абзац параграфа, интонационно выделив важные смысло-

вые фрагменты: «его право», «обладатель права может им

воспользоваться, а может и не воспользо ваться, он свобо-

ден в выборе своего поведения». После этого пояснения

вместе со школьниками обсуждается ответ на вопрос 5.

Хороший дидактический эффект имеет обращение к

тексту учебника после ответа на каждый из вопросов. На-

пример, после выполнения задания: раскройте смысл по-

нятий «субъекты (участники) правоотношений», «объекты

правоотношений», «содержание правоотношений» — учи-

тель может попросить школьников зачитать соответству-

ющие фрагменты параграфа. Если были допущены неточ-

ности, то можно тут же их отметить и разобрать. Затем

объяснить, как изменили смысл понятий эти неточности.

То же самое можно сделать после того, как девятикласс-

ники раскроют смысл понятия «мера».

2. Оптимальным методом передачи знаний на данном

этапе будет мини-лекция с элементами беседы. Начать

нужно с обращения к учащимся: «В понятии «субъект

правоотношения» слово «субъект» замените на его рус-

ский эквивалент». В результате такой замены получится:

«активно действующий участник правоотношения».

Далее учитель сообщает, что, согласно законам РФ,

субъектами правоотношения могут быть как физические

лица, так и юридические. Можно отметить, что физиче-

ские лица ещё называют индивидуальными лицами и к

ним относятся все граждане РФ, а также иностранные

граждане, лица без гражданства, беженцы, т. е. все те

люди, которые оказались на территории нашей страны.

77

При раскрытии понятия «юридические лица» целесо-

образно сначала перечислить организации, которые могут

являться юридическими лицами. Затем необходимо дать

определение понятия «юридическое лицо» и при этом

обязательно отметить, что, например, не любая обще-

ственная организация или учреждение могут быть юриди-

ческим лицом. Для того чтобы стать юридическим лицом,

необходимо обладать: имущественной самостоятельностью,

способностью от своего имени приобретать соответствую-

щие права и нести обязанности. Пока можно не говорить

школьникам о том, что ряд учёных-юристов ещё одним

признаком юридического лица называют следующий:

быть истцом и ответчиком в суде.

Пусть девятиклассники вспомнят, во все ли историче-

ские времена люди, проживающие на территории того или

иного государства, могли быть участниками правоотноше-

ния, т. е. иметь определённые законом права и обязанности.

Если у школьников возникнут затруднения, учитель

может напомнить им, что, например, в государствах древ-

ности участниками правоотношений не могли быть рабы,

а в средневековых государствах — крепостные крестьяне.

При раскрытии понятия «правоспособность» необходимо

довести до понимания учащихся, что: 1) правоспособностью

обладают все граждане без исключения и она возникает в

момент их рождения; 2) наличие правоспособности является

свидетельством того, что человек может иметь какие-то (аб-

страктные) права, но это совсем не значит, что этими права-

ми он может воспользоваться в данный конкретный момент.

Поясняя понятие «правоспособность», можно познако-

мить учащихся со следующим текстом:

«В современном цивилизованном обществе нет и не может быть

людей, не наделённых общей правоспособностью. Это важнейшая

предпосылка и неотъемлемый элемент политико-юридического стату-

са личности. Правоспособность — не естественное, а общественно-

правовое качество субъектов. Оно вытекает из международных

пактов о правах человека, принципов гуманизма, свободы, справед-

ливости. Обязанность каждого государства — должным образом га-

рантировать и защищать это качество. Правоспособность — не

сумма каких-то прав, не количественное их выражение, а непремен-

ное и постоянное гражданское состояние личности, элемент её пра-

вового статуса, предпосылка к правообладанию. Каждое лицо

78

рождается способным к правообладанию, может и должно иметь не-

обходимые ему права, признанные мировым сообществом и юри-

дическими системами национальных государств (право на жизнь,

свободу, здоровье, честь, достоинство, безопасность и т. д.). Эта

способность (возможность) никем и ни при каких обстоятельствах

не может быть запрещена, аннулирована. Она признаётся априори

как безусловная и бесспорная аксиома — нечто само собой разуме-

ющееся. Любой гражданин, в том числе несовершеннолетний, твёр-

до знает, что он является правоспособным и, следовательно, может

стать носителем (сейчас или в будущем) соответствующих прав и

свобод» (Матузов Н. И. Теория государства и права / Н. И. Матузов,

А. В. Малько. — М., 2004. — С. 390—393).

Далее необходимо конкретизировать данное положе-

ние, и эта конкретизация станет логическим мостиком к

раскрытию содержания следующего понятия — «дееспо-

собность». Нужно сказать, что, согласно Конституции РФ,

каждый гражданин нашей страны правоспособен с рожде-

ния и, следовательно, даже новорождённый малыш может

являться собственником чего-то, например, очень дорогих

вещей (предметов): квартиры, дома, участка земли, акций

компании, самой компании. Однако, будучи собственни-

ком, малолетний гражданин не имеет права самостоятель-

но распорядиться этой собственностью до совершенноле-

тия. Он не имеет права ни продать её, ни подарить, ни

заложить, ни завещать.

Для того чтобы произвести любое из названных дей-

ствий, помимо правоспособности, человек должен обла-

дать ещё и дееспособностью, под которой понимается спо-

собность своими осознанными действиями осуществлять

права и юридические обязанности. Согласно законам РФ

полная дееспособность у физического лица наступает в

момент совершеннолетия, т. е. в 18 лет. Считается, что

именно с этого возраста человек становится способным не

только осуществлять какие-то действия, но и осознавать

их последствия. Вот почему в состав понятия «дееспособ-

ность», помимо права осуществлять действия, включается

ещё и обязанность нести ответственность за свои действия.

Так, гражданин должен понимать, что, продавая участок

земли, он этого участка лишается навсегда, поэтому полу-

ченные деньги могут быть использованы либо для получе-

ния большей выгоды, либо для чего-то очень важного, на

79

что других средств не имеется (например, оплата сложной

операции близкого родственника).

Для закрепления материала учитель может организо-

вать выполнение заданий 1—3 рубрики «В классе и дома».

Целесообразно обратить внимание учащихся на то,

что в последние годы во всех странах мира, в том числе

и в России, происходит совершенствование законодатель-

ства. Одной из причин постоянного обновления законода-

тельства является развитие науки и техники и как след-

ствие — новые сферы деятельности. Например, появление

Интернета привело к необходимости правового регулиро-

вания отношений между людьми, возникающих в связи

с использованием ими виртуального пространства. Так,

в октябре 2008 г. Федеральное собрание РФ приняло зако-

нопроект об электронных библиотеках, который регулирует

отношения между крупнейшими публичными библиотеками

России и авторами различных произведений (художествен-

ных, научных, публицистических). Остро стоит в нашей

стране и законодательное решение вопроса о регулировании

правоотношений в области трансплантологии.

Рассматриваемые вопросы необходимы для социальной

адаптации школьников, так как даже в течение одного

дня они несколько раз вступают в правовые отношения

с разными людьми и по разным поводам. Можно предло-

жить ученикам проанализировать свой день (желательно

предыдущий) и подсчитать, сколько раз и по какому по-

воду они вступили в правоотношения. Например: что-то

купили, оплатили проезд в городском (сельском) транс-

порте, получили почтовую корреспонденцию. Целесообраз-

но отдельно проанализировать правоотношения, в которые

вступили учащиеся, придя на занятия в школу.

Домашнее задание: § 9 учебника; вопросы рубрики

«Проверим себя»; задания в рабочей тетради.

Литература для учителя

Алексеев С. С. Общая теория права / С. С. Алексеев. —

М., 1982. — Т. 2. — С. 82—163.

Венгеров А. Б. Теория государства и права / А. Б. Вен-

геров. — 3-е изд. — М., 2000. — С. 237—249.

Матузов Н. И. Теория государства и права: учеб. /

Н. И. Матузов, А. В. Малько. — М., 2004. — Гл. 17


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока по обществознанию на тему: "ПРАВООТНОШЕНИЯ И СУБЪЕКТЫ ПРАВА "9 класс

Автор: Гасанова Саврат Динбагандовна

Дата: 23.05.2021

Номер свидетельства: 581249


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства