Тема: «Объекты экологического права. Право природопользования».
1. Понятие объектов экологического права.
2. Право природопользования.
1. Понятие объектов экологического права.
Структура любого регулятивного правоотношения включает в себя три основных элемента: объект правоотношения, субъект правоотношения и содержание правоотношения.
В правоотношениях обычно имеются два объекта. Применительно к экологическому правоотношению это – природный объект (непосредственно объект правового регулирования) и второй объект, имеющий две стороны:
1)интерес экологопользователя в достижении своих целей;
2)общегосударственная цель в улучшении природных объектов и в недопустимости причинения им вреда.
Внутренним признаком природного объекта является совокупность его свойств, которую можно подразделить на три элемента:
1)свойства природного объекта – типичные и устойчивые для данного типа объектов признаки. Например, всем землям присуще наличие почвенного плодородного слоя, некоторым природным объектам присуща особая научная ценность (земли заповедные, некоторые воды обладают лечебными свойствами и т.п.);
2)состояние природных объектов – изменения, вызванные в них в результате природной и хозяйственной деятельности (засоренность сельскохозяйственных угодий камнями, санитарное состояние леса, засоренность водоёмов затонувшей древесиной и т.п.);
3)природные процессы, происходящие в природном объекте (например, ветровая и водная эрозия почв, засоление, заболачивание почв, процессы, протекающие в недрах, период сокодвижения в деревьях лесов и т.п.).
Внешним признаком природного объекта является наличие его экосвязей с другими природными объектами и с экологической системой в целом.
2. Право природопользования.
Природопользование – это использование человеком природной среды.
Право владения природными объектами предполагает обладание ими, фактическое господство над ними, удержание в обладании. Например, российское государство обладает правом владения в экономической зоне, внешняя граница которой находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитывая от тех же исходных линий, что и территориальные воды (территориальное море) Российской Федерации. В этой находящейся далеко за пределами государственных границ территория России вправе лишь осуществлять определённые виды экологопользования: использование дикой фауны и т.п.
Владея землёй и другими природными объектами, государство вправе ограничить либо запретить доступ граждан или организаций на данный природный объект или определённые виды их хозяйственной деятельности. Например, для обеспечения режима заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов, заказников, памятников природы государство может учредить охранные зоны с запрещением на землях этих зон определённых видов деятельности. На территории государственных заповедников запрещаются все виды лесопользования, заготовки сена, лекарственных растений и т.п.
Право пользования землёй и природными объектами составляет второе самостоятельное правомочие собственника данных объектов и выражается в хозяйственной и иной их эксплуатации для целей удовлетворения потребностей общества.
Право пользования землёй и природными объектами осуществляется с соблюдением определённых правил, основополагающая конструкция которых введена Законом РФ «Об охране окружающей среды» и которые конкретизируются в кодексах и в законах РФ об использовании и охране природных объектов, о животном мире, об охране атмосферного воздуха.
Таким образом, право пользования землёй и другими природными объектами имеет две основные стороны: установление для экологопользователей определённых правил эксплуатации природных объектов при непрерывном государственном контроле за их соблюдением и взимание доходов с экологопользователей, полученных в ходе использования природных объектов, через систему налоговых и рентных платежей.
Право распоряжения собственника землёй и природными объектами составляет его третье самостоятельное правомочие. Если в цивилистическом понимании этот термин предполагает возможность определять юридическую судьбу имущества, то в отношении природных объектов больше подходит термин «определение юридического статуса природного объекта», поскольку судьбу природных объектов определяет состояние окружающей среды, состояние самого объекта, на которые человек не всегда может оказать решающее влияние.
Юридический статус объекта, назначаемый государством как собственником, имеет две стороны: категоризация объекта по основному целевому назначению и определение непосредственного целевого назначения природного объекта при передаче его в собственность, во владение, в пользование или аренду конкретному лицу (гражданину, организации).
Категоризация природных объектов является первым этапом распоряжения природными объектами, и на этом этапе распорядительное действие собственника как бы ставит общегосударственный интерес над ведомственным.
Вторым этапом распоряжения природными объектами является распределение и перераспределение их между собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами.
Владение, пользование и распоряжение природными объектами как правомочие собственности осуществляются собственником с учётом не только природных объектов, но и всей экологической системы, поскольку прямо или косвенно экосистема страны находится в сфере отношений государственной и иных форм собственности на природные объекты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Объекты экологического права" »
ЛЕКЦИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРАВУ
Тема: «Объекты экологического права. Право природопользования».
1. Понятие объектов экологического права.
2. Право природопользования.
1. Понятие объектов экологического права.
Структура любого регулятивного правоотношения включает в себя три основных элемента: объект правоотношения, субъект правоотношения и содержание правоотношения.
В правоотношениях обычно имеются два объекта. Применительно к экологическому правоотношению это – природный объект (непосредственно объект правового регулирования) и второй объект, имеющий две стороны:
1)интерес экологопользователя в достижении своих целей;
2)общегосударственная цель в улучшении природных объектов и в недопустимости причинения им вреда.
Внутренним признаком природного объекта является совокупность его свойств, которую можно подразделить на три элемента:
1)свойства природного объекта – типичные и устойчивые для данного типа объектов признаки. Например, всем землям присуще наличие почвенного плодородного слоя, некоторым природным объектам присуща особая научная ценность (земли заповедные, некоторые воды обладают лечебными свойствами и т.п.);
2)состояние природных объектов – изменения, вызванные в них в результате природной и хозяйственной деятельности (засоренность сельскохозяйственных угодий камнями, санитарное состояние леса, засоренность водоёмов затонувшей древесиной и т.п.);
3)природные процессы, происходящие в природном объекте (например, ветровая и водная эрозия почв, засоление, заболачивание почв, процессы, протекающие в недрах, период сокодвижения в деревьях лесов и т.п.).
Внешним признаком природного объекта является наличие его экосвязей с другими природными объектами и с экологической системой в целом.
2. Право природопользования.
Природопользование – это использование человеком природной среды.
Право владения природными объектами предполагает обладание ими, фактическое господство над ними, удержание в обладании. Например, российское государство обладает правом владения в экономической зоне, внешняя граница которой находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитывая от тех же исходных линий, что и территориальные воды (территориальное море) Российской Федерации. В этой находящейся далеко за пределами государственных границ территория России вправе лишь осуществлять определённые виды экологопользования: использование дикой фауны и т.п.
Владея землёй и другими природными объектами, государство вправе ограничить либо запретить доступ граждан или организаций на данный природный объект или определённые виды их хозяйственной деятельности. Например, для обеспечения режима заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов, заказников, памятников природы государство может учредить охранные зоны с запрещением на землях этих зон определённых видов деятельности. На территории государственных заповедников запрещаются все виды лесопользования, заготовки сена, лекарственных растений и т.п.
Право пользования землёй и природными объектами составляет второе самостоятельное правомочие собственника данных объектов и выражается в хозяйственной и иной их эксплуатации для целей удовлетворения потребностей общества.
Право пользования землёй и природными объектами осуществляется с соблюдением определённых правил, основополагающая конструкция которых введена Законом РФ «Об охране окружающей среды» и которые конкретизируются в кодексах и в законах РФ об использовании и охране природных объектов, о животном мире, об охране атмосферного воздуха.
Таким образом, право пользования землёй и другими природными объектами имеет две основные стороны: установление для экологопользователей определённых правил эксплуатации природных объектов при непрерывном государственном контроле за их соблюдением и взимание доходов с экологопользователей, полученных в ходе использования природных объектов, через систему налоговых и рентных платежей.
Право распоряжения собственника землёй и природными объектами составляет его третье самостоятельное правомочие. Если в цивилистическом понимании этот термин предполагает возможность определять юридическую судьбу имущества, то в отношении природных объектов больше подходит термин «определение юридического статуса природного объекта», поскольку судьбу природных объектов определяет состояние окружающей среды, состояние самого объекта, на которые человек не всегда может оказать решающее влияние.
Юридический статус объекта, назначаемый государством как собственником, имеет две стороны: категоризация объекта по основному целевому назначению и определение непосредственного целевого назначения природного объекта при передаче его в собственность, во владение, в пользование или аренду конкретному лицу (гражданину, организации).
Категоризация природных объектов является первым этапом распоряжения природными объектами, и на этом этапе распорядительное действие собственника как бы ставит общегосударственный интерес над ведомственным.
Вторым этапом распоряжения природными объектами является распределение и перераспределение их между собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами.
Владение, пользование и распоряжение природными объектами как правомочие собственности осуществляются собственником с учётом не только природных объектов, но и всей экологической системы, поскольку прямо или косвенно экосистема страны находится в сфере отношений государственной и иных форм собственности на природные объекты.