kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«правонарушения и юридическая ответственность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по предмету "Обществознание"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««правонарушения и юридическая ответственность»»

Конспект открытого урока

Тема: «ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ» Дата 14.12.2022г.

Класс: 7

Цель: добиться понимания учащимися значимости ответственного поведения, как залога успешной социализации, становления в обществе;

Задачи:

  • развивающая: содействовать развитию познавательных способностей обучающихся через самостоятельную работу обучающихся над новым материалом;

  • воспитательная: способствовать формированию культуры межличностных отношений при работе в группах и формированию собственной нравственной позиции по данной теме;

  • обучающая: способствовать формированию у обучающихся понимания таких понятий как «закон», «проступок» «преступление», «несовершеннолетний преступник»,

«ответственность за свои поступки»; Тип урока: изучение нового материала Планируемые результаты:

  • личностные:

  • овладение навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия)

  • умении выполнять познавательные и практические задания, на:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

  • метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

  • предметные: знание основных правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.

Универсальные учебные действия:

  • личностные: осознать необходимость правовых норм общества.

  • регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

  • познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

  • коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, карточки для групповой работы. Основные понятия: Закон, противозаконное поведение, проступок, преступление, правонарушения, наказание.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Создание проблемной ситуации.

На сегодняшнем уроке мы будем рассматривать с вами одну из важнейших проблем современного общества.

А урок мы начнем с просмотра нескольких видеороликов.

Ребята, давайте посмотрим фрагмент мультфильма «Дядя Степа» и пронаблюдаем за поведением героя.

А теперь посмотрим ролик с реальной жизненной ситуацией Какие чувства у вас возникли после просмотра?

Оба ролика о правонарушениях, но вызывают разные чувства. Почему?

-А вы в своей жизни сталкивались с подобными ситуациями?

  • Что вы можете сказать о поведении героя мультфильма?

-Почему вы считаете поведение мальчика плохим?

  • Будет ли мальчик нести ответственность за свои поступки? Если да то почему? (Значит, получается, за плохие поступки, придется нести ответственность)

  1. Целеполагание.

-Так о чем же мы сегодня будем говорить на уроке?

-Какова тема нашего урока? Давайте определим ее вместе.

Ребята предлагают свои варианты.

Итак, тема нашего урока «Правонарушения и юридическая ответственность» Предлагаю сформулировать цели и задачи нашего урока

Примерный ответ:

    1. Познакомиться с понятиями «закон», «проступок» «преступление», «юридическая ответственность»;

    2. Осознать значимость ответственного поведения, как залога успешной социализации, становления в обществе;

  1. Изучение нового знания Задание №1

Работа с текстом учебника (с.48-49 2 п.)

    1. Как вы думаете, что такое законопослушное поведение? Каковы его признаки? Дети отвечают. Учитель включает слайд 5

Записать в тетрадь. Соответствует требованиям закона, полезно для общества.

Работа с рис. На слайде Что вы видите на фото?

Можно ли поведение их назвать противозаконным? Прочитать текст учебника (с 50)

    1. Что такое противозаконное поведение? Каковы его признаки?

Записать в тетрадь. Запрещено законом, причиняет вред обществу.

Законопослушное поведение предполагает активную, осознанную, полезную для общества деятельность. Законопослушный человек уверенно пользуется всеми правами и честно выполняет свои обязанности. Законопослушные люди составляют большую часть нашего общества – люди хотят жить в обстановке, где царят порядок и справедливость.

  1. Применение нового знания

Еще древние законодатели утверждали, что закон учить жить честно, каждому воздавать по заслугам. И сегодня в наших законах записано, что за нарушением следует наказание, а само наказание должно быть справедливым. Как же добиться справедливости? Юристы говорят: наказание зависит от вреда, причиняемого правонарушением. Следовательно, если учитывать, какой вред принесло нарушение, можно установить, справедливо ли наказание. В зависимости от степени вреда нарушения разделяют на две группы.

Прочитать, проанализировать материал на с.52 учебника. Заполнить таблицу

Правонарушения

Преступление

Проступок

Виды

против здоровья и жизни человека, против чести и достоинства, против прав и свобод граждан, против собственности,

общественной

безопасности и порядка

мелкое хулиганство, нарушение правил ПДД, пожарной безопасности, экологических правил, причинение вреда

чужому имуществу, нарушение дисциплины по месту работы и

учебы

Наказания

исправительно-трудовые работы, лишение свободы

предупреждение, штраф, лишение специальных прав, возмещение причиненного

ущерба, замечание, объявление выговора, увольнение,

исключение.

Виды правонарушений

Для закрепления полученных знаний давайте выполним следующее задание. Распределите примеры правонарушений по группам. Вписать цифры в соответствующие колонки таблицы

    1. Олег нецензурно бранился в магазине

    2. Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один направил ружье на другого и нажал курок. Неожиданно для обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб.

    3. Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.

    4. На перемене подросток зашел в раздевалку и забрал понравившуюся чужую меховую шапку.

    5. Подростки курили в школьном туалете.

    6. Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору школы и сообщил, что в школе заложена бомба.

    7. Подросток остановил первоклассника, угрожая, потребовал у него денег.

    8. Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора.

    9. Трое учеников 8 класса прогуляли урок, спрятавшись под лестницей.

Преступление

Проступок





Вывод: преступления и проступки различаются степенью вреда. Учитель: Как общество и государство реагирует на правонарушения?

Предполагаемый ответ: Правонарушитель несет ответственность. Она называется правовой или юридической.

Что такое «юридическая ответственность»?

Выписать с доски: юридическая ответственность - это мера государственного воздействия, применяемая к лицу, совершившему правонарушение.

  1. Закон и несовершеннолетние.

Слова учителя

Нарушителями закона являются не только взрослые люди, которые, совершая преступления, ищут какую-то выгоду или реализуют свой злой умысел. Часто бывает, что преступниками становятся дети, несовершеннолетние. (С какого возраста наступает совершеннолетие?). Многие из них, оказавшись в полиции, перед следователем, уверяют, что не собирались нарушать закон, даже не думали об этом.


Класс разбивается на 3 группы и каждая получает карточку.

Работа с текстом: Работая с документами, выяснить причины совершения несовершеннолетними правонарушений.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ №1

Письмо, присланное из воспитательно-трудовой колонии бывшим учеником 9 класса Мишей С. своему классному руководителю. Вот отрывок из этого письма:

«...Сейчас, когда прошло два года моего пребывания здесь, я оглядываюсь назад и проклинаю тот день, когда пошёл с ними на дело. Мне казалось это каким-то геройством... Думал ли я о последствиях? Нет! Откровенно говоря, я не знал, что закон так строг и что есть в нём конкретные статьи, называющие наши действия преступлением. И, только сидя перед следователем, стал вникать в понятия «закон», «преступление», «наказание». Не думайте, что я не слышал этих слов раньше. Но содержания их просто не знал. А теперь считаю оставшиеся дни... Поверьте мне, как хочется на свободу...»

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ №2

Подготовьте небольшое выступление «Как вы думаете, кого Георгий считает дураками, а кого умными?».

Из обращения воспитанника Кировоградской ВТК Георгия С. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 3 года)

Если не дураки, никуда не лезьте. Здесь сидят только дураки. Умные - это те, кто подговаривал... Они сейчас в парке гуляют. А такие дураки, как я, баланду хлебают. Здесь никто не поможет. И стираешь сам. И зашиваешь все сам. И вообще все делаешь сам.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ №3

Подготовьте небольшое выступление «Какие выводы сделал Алексей из своего печального опыта?».

Из обращения воспитанника Жигулевской ВТК Алексея Ш. к сверстникам (15 лет, осужден на 4 года)

Когда идешь воровать, думаешь - не попадешься. С кем ни разговаривал здесь - все так думали. И еще знаешь, что сразу не засудят - малолетка. И точно - по первой «ходке» в суд получил «с отсрочкой». Адвокат помог. Но уже не мог остановиться. А теперь думаю, что адвокат зря старался. Тогда мне два года давали. Если бы сюда тогда попал, сразу бы все понял. По второй «ходке» уже за все сразу 4 года получил. Не советую радоваться тем, кто в первый раз проскочил мимо зоны. Все равно здесь будете.

Каждая группа выступает с выводами.

Выводы:

    1. Причинами совершения преступлений несовершеннолетними являются: незнание законов, влияние старших по возрасту, недостаток воспитания, слабость характера.

    2. Дураками Георгий считает тех, кто соглашается пойти на преступление в надежде, что им за это ничего не будет. Умные, по его мнению, это те, кто подстрекал их на совершение преступления и остался безнаказанным.

    3. Алексей считает, что те, кто смог избежать попадания в ВТК после первого преступления, должны понять, что бесконечно так продолжаться не будет и наказания им все равно не избежать.

ВЫВОД: Знание закона необходимо несовершеннолетним, так как оно поможет им избежать неприятностей во взаимоотношениях с правоохранительными органами. Законопослушное поведение предполагает активную, полезную для общества деятельность. Руками законопослушных граждан создаются основные богатства нашей страны.

VIII. Рефлексия

Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (не более 5 предложений) сообщение о правонарушениях, используя все приведённые ниже понятия.

Юридическая ответственность, правонарушения, преступления, проступки.

«Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один».

Фазиль Искандер

Как вы понимаете смысл высказывания?

1Х. Итог урока.

- Спасибо за урок!

X. Выставление оценок.

Домашнее задание: решить тест в личном кабинете Учи.ру.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«правонарушения и юридическая ответственность»

Автор: Голик Светлана Николаевна

Дата: 07.06.2024

Номер свидетельства: 652291

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Правонарушения. Юридическая ответственность. "
    ["seo_title"] => string(50) "pravonarushieniia-iuridichieskaia-otvietstviennost"
    ["file_id"] => string(6) "215958"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432831357"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Правонарушения и юридическая ответственность» "
    ["seo_title"] => string(52) "pravonarushieniia-i-iuridichieskaia-otvietstviennost"
    ["file_id"] => string(6) "152746"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420901051"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока по обществознанию на тему "Правонарушения и юридическая ответственность" "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-na-tiemu-pravonarushieniia-i-iuridichieskaia-otvietstviennost"
    ["file_id"] => string(6) "139283"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417694081"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "ПРАВОВОЙ ЧАС «Юридическая ответственность несовершеннолетних при создании травмоопасной ситуации»"
    ["seo_title"] => string(80) "pravovoi_chas_iuridichieskaia_otvietstviennost_niesoviershiennolietnikh_pri_sozd"
    ["file_id"] => string(6) "408292"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1491882121"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Тест по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" (9 класс) "
    ["seo_title"] => string(76) "tiest-po-tiemie-pravonarushieniia-i-iuridichieskaia-otvietstviennost-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "179167"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1424956785"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства