Просмотр содержимого документа
««правонарушения и юридическая ответственность»»
Конспектоткрытогоурока
Тема:«ПРАВОНАРУШЕНИЯИЮРИДИЧЕСКАЯОТВЕТСТВЕННОСТЬ» Дата 14.12.2022г.
Класс:7
Цель:добиться понимания учащимися значимости ответственного поведения, как залога успешной социализации, становления в обществе;
Задачи:
развивающая: содействовать развитию познавательных способностей обучающихся через самостоятельную работу обучающихся над новым материалом;
воспитательная:способствовать формированию культуры межличностных отношений при работе в группах и формированию собственной нравственной позиции по данной теме;
обучающая: способствовать формированию у обучающихся понимания таких понятий как «закон», «проступок» «преступление», «несовершеннолетний преступник»,
«ответственность за свои поступки»; Типурока:изучение нового материала Планируемые результаты:
личностные:
овладение навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия)
умении выполнять познавательные и практические задания, на:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;
предметные: знание основных правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.
Универсальныеучебныедействия:
личностные: осознать необходимость правовых норм общества.
регулятивные:принимать и формулировать учебную проблему.
познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
коммуникативные:умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Формыработыучащихся: групповая, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, карточки для групповой работы. Основные понятия: Закон, противозаконное поведение, проступок, преступление, правонарушения, наказание.
Ходурока:
Организационныймомент.
Созданиепроблемнойситуации.
На сегодняшнем уроке мы будем рассматривать с вами одну из важнейших проблем современного общества.
А урок мы начнем с просмотра нескольких видеороликов.
Ребята, давайте посмотрим фрагмент мультфильма «Дядя Степа» и пронаблюдаем за поведением героя.
А теперь посмотрим ролик с реальной жизненной ситуацией Какие чувства у вас возникли после просмотра?
Оба ролика о правонарушениях, но вызывают разные чувства. Почему?
-А вы в своей жизни сталкивались с подобными ситуациями?
Что вы можете сказать о поведении героя мультфильма?
-Почему вы считаете поведение мальчика плохим?
Будет ли мальчик нести ответственность за свои поступки? Если да то почему? (Значит, получается, за плохие поступки, придется нести ответственность)
Целеполагание.
-Так о чем же мы сегодня будем говорить на уроке?
-Какова тема нашего урока? Давайте определим ее вместе.
Ребята предлагают свои варианты.
Итак,теманашегоурока«Правонарушенияиюридическаяответственность» Предлагаю сформулировать цели и задачи нашего урока
Примерныйответ:
Познакомиться с понятиями «закон», «проступок» «преступление», «юридическая ответственность»;
Осознать значимость ответственного поведения, как залога успешной социализации, становления в обществе;
Изучениеновогознания Задание №1
Работастекстомучебника(с.48-49 2п.)
Как вы думаете, что такое законопослушное поведение? Каковы его признаки? Дети отвечают. Учитель включает слайд 5
Законопослушное поведение предполагает активную, осознанную, полезную для общества деятельность. Законопослушный человек уверенно пользуется всеми правами и честно выполняет свои обязанности. Законопослушные люди составляют большую часть нашего общества – люди хотят жить в обстановке, где царят порядок исправедливость.
Применениеновогознания
Еще древние законодатели утверждали, что закон учить жить честно, каждому воздавать по заслугам. И сегодня в наших законах записано, что за нарушением следует наказание, а само наказание должно быть справедливым. Как же добиться справедливости? Юристы говорят: наказание зависит от вреда, причиняемого правонарушением. Следовательно, если учитывать, какой вред принесло нарушение, можно установить, справедливо ли наказание. В зависимости от степени вреда нарушения разделяют на две группы.
Длязакрепленияполученныхзнанийдавайтевыполнимследующеезадание. Распределите примеры правонарушений по группам. Вписать цифры в соответствующие колонки таблицы
Олег нецензурно бранился в магазине
Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один направил ружье на другого и нажал курок. Неожиданно для обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб.
Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.
На перемене подросток зашел в раздевалку и забрал понравившуюся чужую меховую шапку.
Подростки курили в школьном туалете.
Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору школы и сообщил, что в школе заложена бомба.
Подросток остановил первоклассника, угрожая, потребовал у него денег.
Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора.
Трое учеников 8 класса прогуляли урок, спрятавшись под лестницей.
Преступление
Проступок
Вывод: преступления и проступки различаются степенью вреда. Учитель:Как общество и государство реагирует на правонарушения?
Предполагаемыйответ:Правонарушитель несет ответственность. Она называется правовой или юридической.
Чтотакое«юридическаяответственность»?
Выписатьс доски: юридическая ответственность - это мера государственного воздействия, применяемая к лицу, совершившему правонарушение.
Законинесовершеннолетние.
Словаучителя
Нарушителями закона являются не только взрослые люди, которые, совершая преступления, ищут какую-то выгоду или реализуют свой злой умысел. Часто бывает, что преступниками становятся дети, несовершеннолетние. (С какого возраста наступает совершеннолетие?). Многие из них, оказавшись в полиции, перед следователем, уверяют, что не собирались нарушать закон, даже не думали об этом.
Письмо, присланное из воспитательно-трудовой колонии бывшим учеником 9 класса Мишей С. своему классному руководителю. Вот отрывок из этого письма:
«...Сейчас, когда прошло два года моего пребывания здесь, я оглядываюсь назад и проклинаю тот день, когда пошёл с ними на дело. Мне казалось это каким-то геройством... Думал ли я о последствиях? Нет! Откровенно говоря, я не знал, что закон так строг и что есть в нём конкретные статьи, называющие наши действия преступлением. И, только сидя перед следователем, стал вникать в понятия «закон», «преступление», «наказание». Не думайте, что я не слышал этих слов раньше. Но содержания их просто не знал. А теперь считаю оставшиеся дни... Поверьте мне, как хочется на свободу...»
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ№2
Подготовьте небольшое выступление «Как вы думаете, кого Георгий считает дураками, а кого умными?».
Из обращения воспитанника Кировоградской ВТК Георгия С. к своим сверстникам(15 лет, осужден на 3 года)
Если не дураки, никуда не лезьте. Здесь сидят только дураки. Умные - это те, кто подговаривал... Они сейчас в парке гуляют. А такие дураки, как я, баланду хлебают. Здесь никто не поможет. И стираешь сам. И зашиваешь все сам. И вообще все делаешь сам.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ№3
Подготовьте небольшое выступление «Какие выводы сделал Алексей из своего печального опыта?».
Из обращения воспитанника Жигулевской ВТК Алексея Ш. к сверстникам (15 лет, осужден на 4 года)
Когда идешь воровать, думаешь - не попадешься. С кем ни разговаривал здесь - все так думали. И еще знаешь, что сразу не засудят - малолетка. И точно - по первой «ходке» в суд получил «с отсрочкой». Адвокат помог. Но уже не мог остановиться. А теперь думаю, что адвокат зря старался. Тогда мне два года давали. Если бы сюда тогда попал, сразу бы все понял. По второй «ходке» уже за все сразу 4 года получил. Не советую радоваться тем, кто в первый раз проскочил мимо зоны. Все равно здесь будете.
Каждая группа выступает с выводами.
Выводы:
Причинами совершения преступлений несовершеннолетними являются: незнание законов, влияние старших по возрасту, недостаток воспитания, слабость характера.
Дураками Георгий считает тех, кто соглашается пойти на преступление в надежде, что им за это ничего не будет. Умные, по его мнению, это те, кто подстрекал их на совершение преступления и остался безнаказанным.
Алексей считает, что те, кто смог избежать попадания в ВТК после первого преступления, должны понять, что бесконечно так продолжаться не будет и наказания им все равно не избежать.
ВЫВОД: Знание закона необходимо несовершеннолетним, так как оно поможет им избежать неприятностей во взаимоотношениях с правоохранительными органами. Законопослушное поведение предполагает активную, полезную для общества деятельность. Руками законопослушных граждан создаются основные богатстванашей страны.
VIII. Рефлексия
Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (не более 5 предложений) сообщение о правонарушениях, используя все приведённые ниже понятия.