Урок по обществознанию в 9 классе. Учебник "Обществознание" под ред. Боголюбова Л.Н. В ходе урока дети самостоятельно определяют тему урока, составляют план, далее учащиеся знакомятся с терминами "правонарушение", "юридическая ответсвенность". Во время урока решают правовые ситуации, анализируют фрагменты статей кодексов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Правонарушения. Юридическая ответственность. »
МАОУ Дубровинская средняя общеобразовательная школа
Урок в 9 классе по обществознанию по теме:
Правонарушение и юридическая ответственность
Учитель истории и обществознания Канева Надежда Васильевна
Дубровное, 2015г.
Цели:
-деятельностная заключается в формировании у обучающихся умений анализировать различные правовые ситуации делать выводы, систематизировать материал в форме схем, таблиц
-воспитательная формирование правовой культуры учащихся, для применении полученных знаний в жизни
-содержательная включает формирование представлений у учащихся о правонарушениях и его видах и понятиях юридическая ответственность, презумпция невиновности.
УУД
Личностные: понимание значение знаний для себя
Регулятивные: целеполагание, саморегуляция
Познавательные: анализ фрагментов законов и правовых ситуации, синтез, классификация – заполнение таблиц, составление схем
Коммуникативные: умение задавать вопросы, отвечать на вопросы
Методы: кейс – технологии, техника критического мышления
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, представление результатов работы за урок
Оборудование раздаточный материал
Технологическая карта
Этап
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Самоопределение учебной деятельности
Приветствие
Подготовка мест
Актуализация знаний
Фронтальный опрос д/з
Вопросы к ситуациям:
Житель Вагайского района Тюменской об. Из ревности убил жену и покончил жизнь самоубийством 14 ноября 2013г. (Ежедневная интернет газета Тюменская жизнь)
Прокуратура Вагайского района в ходе надзорных мероприятий выявила нарушения администрации района, которая не имела утвержденных схем водоснабжения поселений. (еженедельник «Квартирный вопрос» от 24.07.2014)
Что объединяет ситуации? Подвели к теме урока написание плана
Отвечают на вопросы. Правонарушения (Преступления и проступки), ответственность за правонарушения.
План
1.Понятие правонарушения и его виды
2. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности.
3.Презумпция невиновности.
Построение проекта
I. Чтобы определить признаки правонарушения и дать характеристику его, давайте проанализируйте правовые ситуации. Представьте работу в виде таблицы (приложение №1)
II. Попробуйте сформулировать определение
III. Прочитайте ситуации вновь и составьте схему: Виды правонарушения (Чем отличаются друг от друга?)
IV.Прочитайте ситуации и составьте схему: Виды юридической ответственности. С какого возраста наступает ответственность? Найдите информацию в источнике.
V. Презумпция невиновности. Прочитайте статью закона. Приведите примеры нарушения данного принципа из жизни или художественных произведении
Работа в парах (проверка в группах), раздать материал
В тетрадях выполненные задания
Закрепление проекта
Тесты на выбор на «4» или на «5» (Приложение)
Решение и проверка. Оценивание себя.
Рефлексия
Как вы теперь понимайте арабскую пословицу «Каково твое деяние, таково и воздаяние»
Вы уходите с урока, что собой возьмете. Чемодан (Информация полезна и нужная). Мясорубка (Информацию необходимо ещё обдумать и доработать). Корзина (Информация ненужная).
Высказываются.
Д/З
П.10 вопр.1-5 зад. 5 доп.
Приложение №1 Правовые ситуации
1.Ответственность за данный проступок была установлена органами ГИББД, наложившими на нарушителя штраф в размере трех минимальных окладов.
2. 15-летний З.требовал у младших школьников деньги.
3. Гражданин купил сознательно ворованную вещь.
4. Иванов отказался освобождать гараж, который до этого взял в аренду.
5.Машинист тепловоза явился на работу в нетрезвом состоянии.
6. Гражданин из мести поджог дом соседа.
7. Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую Волгу.
8.Этот вид ответственности был установлен судом, иного порядка ее установления, кроме судебного, законом не предусмотрено.
9.Учащиеся техникума угнали автомашину и разбили её.
10. 14-летний Д. отказался оплатить проезд в общественном транспорте.
11. Сотрудник компании «Роснефть» прогулял рабочий день .
12.Этот вид ответственности всегда имеет имущественный характер. На этот раз суд потребовал нанесенного материального и морального ущерба.
13. Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему.
14.Девушка украла чужого ребёнка.
15.Гражданка Коврова не выполняла свои договорные обязательства по найму жилья.
16. Ответственность за данное правонарушение состояла в увольнении работника, его совершившего.
Приложение №2 .Таблица
Признак правонарушения
Характеристика признака
Деяние
Действие или бездействие
Противоправность
Нарушение нормы закона
Общественная вредность
Нанесение вреда здоровью человека, имуществу или наступление смерти
Виновность
Человек осознает общественно опасный характер своего деяния
Правонарушение – это виновное деяние (действие или бездействие), нарушающее нормы права.
Схема
Правонарушения
Проступок Преступление
Схема
Юридическая ответственность
Уголовная Административная Гражданская Дисциплинарная Материальная
Приложение №3Административный кодекс РФ (извлечение)
Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность
1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
Уголовный кодекс РФ (извлечение)
Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность
1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), террористический акт (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (части вторая и третья статьи 213), вандализм (статья 214), незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств (статья 222.1), незаконное изготовление взрывчатых веществ или взрывных устройств (статья 223.1), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267).
Трудовой кодекс РФ (излечение)
Статья 63. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора
Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет...
Статья 192. Дисциплинарные взыскания
За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям.
1. Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном настоящим Кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
2. Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения.
3. Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном настоящим Кодексом, толкуются в пользу обвиняемого.
4. Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях.
Приложение №4
Задания на «4»
1.Выберите из списка признаки правонарушения:
1)противоправность 2)причинение вреда 3)опасные мысли 4)наличие вины 5)аморальность
2.Установите соответствие:
Примеры
Виды правонарушения
А)продажа наркотиков
1)преступление
Б)безбилетный проезд
2)проступок
В)опоздание на работу
Г)угон трактора
3.Установите соответствие
Термин
Определение
А)правонарушение
1)действие либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения; отличается небольшой общественной опасностью
Б)преступление
2)общественно опасное деяние, совершение которого влечет применение к лицу мер уголовной ответственности
В)вина
3)внутреннее отношение лица к совершаемому действию (бездействию) и причиненным вследствие этого последствиям
Г)проступок
4)виновное противоправное деяние (действие или бездействие), нарушающее правовые нормы и влечет за собой юридическую ответственность
4.Применение мер государственного принуждения характерно:
3)для религиозной ответственности 4)для этических норм
5.Какой вид юридической ответственности регулирует Трудовой кодекс РФ?
1)уголовную 2)дисциплинарную
3)административную 4)гражданскую
6.Верно ли, что: а)презумпция невиновности освобождает от уголовной ответственности; б) презумпция невиновности распространяется только на несовершеннолетних граждан
1)верно А 2)верно Б 3)верны оба 4)оба неверны
Задачи на «5»
1.Гражданин А. придумал план ограбления ближайшего магазина и рассказал об этом своему соседу. Сосед посоветовал ему этого не делать. Их разговор подслушала соседка и позвонила в милицию.
- Будет ли гражданин А. нести юридическую ответственность?
2.Старшеклассник без разрешения забрал из открытого портфеля одноклассника компакт-диск и присвоил его себе. Являются ли его действия правонарушением? Укажите признака, по которым вы его определили
1.Петр У. в состоянии алкогольного опьянения пришёл на футбольный матч, после которого со своими друзьями решил зайти в ближайший бар. В баре Петр подрался с посетителями, которые, как, оказалось, болели за другую команду. Когда бармен пытался его остановить, Петр сильно его ударил, причинив телесные повреждения. Кроме того, вместе с друзьями он разбил посуду, сломал стулья и т.п.
В ходе следствия его действия и действия его друзей были определены как хулиганские (лишение свободы с отбыванием наказания в трудовой колонии)3.
2.Дмитрий 12 лет, был задержан за кражи в магазинах. Всего он совершил 70 мелких краж. Он стремился сделать денежные накопления и продавал краденые вещи. Деньги хранились у подростка и ущерб был возмещён практически полностью (отсрочка исполнения наказания)2.
3.Группа девушек в возрасте 16 лет поздно вечером на остановке автобуса совершила нападение на пожилую женщину. От полученных ударов женщина упала, получив серьезную травму. А девушки отобрали у неё часы и сумку с документами и деньгами (лишение свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии)