kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правонарушения и юридическая ответственность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

цели урока

Личностные:

- формировать правовое сознание учащихся

Метапредметные

- развивать умение поиска и выделения информации

- развивать умение анализа с целью выделения признаков

- развивать умение строить логическую цепь рассуждения

- развивать умение планировать коллективную деятельность

- развивать умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Предметные:

- ознакомиться с понятиями «правонарушение», «проступок», «преступление», «юридическая ответственность», с видами юридической ответственности

 

Ожидаемые учебные результаты

После занятия учащиеся смогут:

•знания

•называть виды правонарушений  и законы (акты), описывающие их;

•называть отличительные признаки преступления;

•называть возраст частичной и полной уголовной ответственности

•умения и навыки

•соотносить конкретный казус с видом правонарушений;

•работать в группе, выступать публично

•отношения, ценности, внутренние установки

•выразить свое отношение к необходимости законов, знанию законов и их соблюдению

 

Тип урока: урок изучения нового материала

Понятия: правонарушение, проступок, преступление, юридическая ответственность

Оборудование: раздаточные материалы, компьютер, проектор, презентация

Технологии: информационно-коммуникационные технологии, технологии проблемного обучения, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии, элементы интерактивных технологий.

План урока.

1.Причины правонарушений

2.Правонарушения и его признаки

3.Виды правонарушений.

4.Юридическая  ответственность и её виды.

5.Презумпция невиновности.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правонарушения и юридическая ответственность» »

Конспект урока по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность»


Цели урока:

Личностные:

- формировать правовое сознание учащихся

Метапредметные:

- развивать умение поиска и выделения информации

- развивать умение анализа с целью выделения признаков

- развивать умение строить логическую цепь рассуждения

- развивать умение планировать коллективную деятельность

- развивать умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Предметные:

- ознакомиться с понятиями «правонарушение», «проступок», «преступление», «юридическая ответственность», с видами юридической ответственности


Ожидаемые учебные результаты

После занятия учащиеся смогут:

•знания

•называть виды правонарушений и законы (акты), описывающие их;

•называть отличительные признаки преступления;

•называть возраст частичной и полной уголовной ответственности

•умения и навыки

•соотносить конкретный казус с видом правонарушений;

•работать в группе, выступать публично

•отношения, ценности, внутренние установки

•выразить свое отношение к необходимости законов, знанию законов и их соблюдению


Тип урока: урок изучения нового материала

Понятия: правонарушение, проступок, преступление, юридическая ответственность

Оборудование: раздаточные материалы, компьютер, проектор, презентация

Технологии: информационно-коммуникационные технологии, технологии проблемного обучения, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии, элементы интерактивных технологий.

План урока.

1.Причины правонарушений

2.Правонарушения и его признаки

3.Виды правонарушений.

4.Юридическая ответственность и её виды.

5.Презумпция невиновности.

Ход урока


Орг.момент. (1мин) Добрый день, ребята, добрый день уважаемые коллеги. Начинает урок слова Ж.Ж.Руссо: «Вы талантливые, ребята! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели, стремиться к их достижению…» Думаю, мы неплохо сегодня поработаем, и надеюсь на вашу помощь.

Актуализация опорных знаний (2мин)

На прошлом уроке мы познакомились с темой « Правоотношения и субъекты права»

Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы усвоили данную тему.

-Что мы понимаем под правоотношением?

-Кто может быть участником правоотношений?(физические и юридические лица)

- Что необходимо, для того чтобы стать участником правоотношений? (обладать правоспособностью и дееспособностью)

-Что такое правоспособность и дееспособность, с какого возраста наступает?

-Что значит правомерное поведение?(поведение, не противоречащее праву)

У правомерного поведения есть антипод – противоправное поведение.

Мотивация. Постановка проблемного вопроса.(2мин)

Посмотрим небольшой видеофрагмент.

– Давайте рассмотрим такой случай или, как говорят юристы, казус.

Десятиклассник Петров завязал драку в коридоре школы, в ходе которой было разбито большое окно, и один из его одноклассников поранил лицо осколками стекла. Ситуация неприятная. ( Вопрос:-Какое поведение, с точки зрения права, совершил Петров?(противоправное)

-Как по-другому можно назвать неправомерное поведение?( правонарушение)

-Что грозит Петрову за несоблюдение норм права? (ответственность)

Посмотрев видеофрагмент и познакомившись с ситуацией, скажите о чем будет разговор на сегодняшнем уроке.

Тема урока «Правонарушения и юридическая ответственность»). (слайд 2)

- Как вы думаете, является ли тема сегодняшнего урока актуальной? Аргументируйте свой ответ.

Тема урока, очень актуальна. Преступления совершаются не только взрослыми людьми, но и подростками. Решение этой проблемы является одной из важнейших общегосударственных задач.

(слайд3)

Древнеримское юридическое изречение гласит: “Где есть правонарушение, там есть и возмездие”. Как вы это понимаете?

К концу урока нам нужно ответить на вопрос: почему именно государство устанавливает наказание за совершение правонарушения? (слайд 4)

После этого занятия мы будем знать виды правонарушений, отличительные признаки преступления; виды юридической ответственности, применять полученные знания на практике. Чтобы наше занятие проходило эффективно, мы будем работать в группах. Каждый обязан придерживаться правил работы в группе(на парте).

На уроке рассмотрим следующие вопросы(слайд 5 план)

Первый вопрос для обсуждения.

1.Причины правонарушений. (3мин). Уже не одно столетие выдающиеся умы человечества пытаются понять, почему люди совершают правонарушения. Но до сих пор однозначного ответа нет. Давайте подумаем и попробуем выявить причины правонарушений. На партах у вас материалы для работы. Приложения пронумерованы и сейчас работаем с приложением №1

Здесь перечисляются негативные и позитивные причины, надо выбирать те, которые приводят к правонарушениям.

-пренебрежительное отношение к учебе, знаниям.

-стремление к примитивному времяпровождению.

-зависть

-преобладание материальных потребностей различных вещей и других материальных ценностей.

-жадность.

-резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность;

-неуверенность в завтрашнем дне.

-стремление лица удовлетворить противозаконным способом свои интересы, стремления, эмоции.

-низкий материальный уровень жизни населения.

-низкий уровень правовой культуры граждан. Алкоголизм и наркомания

-ответственное отношение к учебе, знаниям.

-обладание внутренним миром

-общение с искусством, природой

-доброта

Делается вывод: Бездуховность – одна из причин, которая приводит к правонарушениям.

Общеизвестными признаками бездуховности являются зависть и жадность. У всех людей на земле есть понимание того, что такое добро и что такое зло. И никакая милиция, никакие суды не заставят человека быть добрым. Злость – спутник несчастий. Древняя пословица гласит: злой плачет от зависти, добрый - от радости.

Запись причин (слайд 6)

низкий материальный уровень жизни населения

вредные привычки

низкий уровень правовой  культуры граждан

несовершенство законодательства

недостаточно эффективная работа правоохранительных органов.

Мы выяснили причины правонарушений. Теперь рассмотрим понятие правонарушение и признаки правонарушения.

2. Правонарушение и его признаки. Поведение человека в обществе с точки зрения права может быть правомерным или противоправным. Противоправное поведение является опасным и совершаемые в его рамках поступки называют правонарушениями

Правонарушения могут быть различными: от нарушений правил дорожного движения до причинения вреда жизни и здоровью человека. Но самое незначительное и самое опасное нарушения имеют общие признаки. Нам необходимо выяснить их, для этого внимательно прочитайте в учебнике пункт «Правонарушение и его признаки» до слов «Поясним на примерах…» и ответьте на вопросы.

-Что такое правонарушение.

-Каковы признаки правонарушения

Правонарушение – нарушение норм права, противоправное поведение граждан, учреждения, организации, предприятия.

Признаки правонарушения (слайд7)

- Противоправность (противоречит праву, закону)

Юристы, когда характеризуют поведение человека, употребляют слово «деяние». Что оно означает? (Деяние – это активное поведение или бездействие, когда закон требует действия, а оно не сделано.)

-Приведите пример, когда бездействие является правонарушением

(например- неуплата налогов;- неоказание помощи больному)

- Причинение вреда (причиняет людям вред)

- Наличие вины

-Что понимают под виной? (Вина - это психическое отношение человека к совершаемым деяниям)

- Какие формы вины вам известны?

Различают две формы вины - умысел и неосторожность(слайд 8)

Умысел (когда лицо действует сознательно, намерено)

А) прямой (лицо осознает общественную опасность своих действий)

Б) косвенный (лицо осознавало общественную опасность своих действий, не желало, но косвенно допускало эти последствия, либо относилось к ним безразлично.)

Неосторожность ( правонарушение по легкомыслию или небрежности)

А) легкомыслие – лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, но рассчитывало на предотвращение этих последствий.

Б) Небрежность – лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствии.


Прочитайте задание №1 на стр. 93 в учебнике. Определите, какое из нижеприведенных понятий не является признаком правонарушения?

А) опасное поведение

Б) опасные мысли

В) нарушение норм права

Г) причинение вреда.


Представьте, что вы адвокат,( кто-то возможно в будущем им будет) вам необходимо определить, в какой форме совершено преступление: умышленное или неосторожное.

(зачитывает ситуации слайд 9)

-14 летний Миша хотел похвастаться ружьем отца. Он нажал на спусковой крючок, а ружье было заряжено. В результате его друг был ранен. (неосторожность)

- Несовершеннолетний Лёня, желая завладеть дорогой шапкой, ударил гражданина Н. по голове тяжелым предметом.(умысел)

- Ученик Киселев совершил кражу компьютера из кабинета физики.(умысел)

- Водитель ведет автомобиль на недозволенно высокой скорости, рассчитывая на свой профессионализм, и вдруг сбивает пешехода.( неосторожность)


Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков не позволяет рассматривать действие как правонарушение.

Теперь мы знаем, что такое правонарушение, признаки правонарушения, а сейчас рассмотрим виды правонарушений.

3. Виды правонарушений.

Прочитайте понятийный ряд, представленный на доске.

Проступок, правонарушение, преступление.

- Что общего между ними? (действия, противоречащие закону)

- Можем ли сказать, что они обозначают одно и то же?

Наша задача выяснить, чем данные понятия различаются, и научиться распознавать, где совершен проступок, где правонарушение или преступление

По степени общественной опасности правонарушения можно разделить на виды: (слайд10)

• проступок.

• преступление.

-Найдите в учебнике на стр. 88, что такое преступление, проступок? (слайд 11)

Преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом РФ.

Проступок - это акт противоправного деяния, не предусматривающий уголовной ответственности (запись понятий в тетрадь).

-найдите в учебнике на стр. 88, посл. абзаце главное отличие проступка от преступления

Преступление отличают от проступка три признака: (запишите в тетрадях) (слайд12)

1. Совершенное должно быть очень опасным для общества и государства.

2. Деяние должно нарушать нормы уголовного права.

3. Человек должен быть виновен в содеянном

Юристы выделяют 4 вида правонарушений. Посмотрите приложение №2 , назовите виды и что каждое из них означает (административные, дисциплинарные, гражданские, уголовные) (слайд 13)

Среди всех видов правонарушений преступления наиболее опасны. Все виды преступлений указаны в УК РФ. За их совершение наступает уголовная ответственность.

Давайте проверим, как вы научились распознавать проступок и преступление. Работаем с приложением №3 (По 2 задачи каждой группе)


Приложение №3

Как вы думаете, какие из перечисленных ниже фактов являются преступлениями, а какие проступками? К каким видам проступков они относятся?

а) Вера получила от двух знакомых крупные суммы денег для покупки им ювелирных изделий, после чего скрылась. (преступление)

б) Виктор Петрович, управляя машиной, нарушил правила дорожного движения.(административный проступок)

в) Олег без уважительной причины не пришел на работу, прогулял ее.(дисциплинарный проступок)

г) Александр в пьяном виде терроризировал соседей, угрожал всем физической расправой.(административный проступок)

д) Ольга не выполнила работу, которую ей поручил сделать начальник отдела

( дисциплинарный проступок)

е) Иван и Николай совершили кражу магнитофона.(преступление)

Давайте, немного отдохнём и проведём физкультминутку. (1мин)


Сейчас мы рассмотрим ситуацию, с которой вы можете столкнуться или уже сталкивались

Инсценировка

1-й мальчик: Да, без денег жить фигово. Ни диск новый не купишь, ни чипсов. Как бы это денег занять, да так, чтоб потом не отдавать?! (Чешет лоб.) О, придумал!

(Входит мальчик.)

1-й мальчик: Эй, шкет, стой! Деньги есть?

2-й мальчик: Нету.

1-й мальчик: А не врешь?

2-й мальчик: Честно, нету денег.

1-й мальчик: Сейчас я проверю твою честность, выворачивай карманы.

4-й мальчик: Не буду, не имеешь права.

2-й мальчик: А по репе?..

(Мальчик покорно выворачивает карманы, в одном – несколько монет.)

1-й мальчик: Ну, вот видишь, а ты говорил «нету денег».

4-й мальчик: Так тут всего рубль, что на него купишь?

2-й мальчик: А разве тебя не учили, что взрослых нельзя обманывать? (Кладёт деньги себе в карман.) Короче, за обман ты мне 100 рублей должен! Завтра в школу принесешь, понял?

1-й мальчик: Не принесу!

1-й мальчик: Не принесешь - в репу получишь (пеняй на себя), я ж знаю, где ты живешь. А если кому пожалуешься, я тебя так отделаю, что и мамочка не узнает.

(Уходит, насвистывая.)

-О каком правонарушении речь? Проступок или преступление? (преступление)

Совершено вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

«Вымогательство» (ст. 163 УК РФ), т.е. требование передачи чужого имущества или права на имущество ... под угрозой применения насилия, либо уничтожения или повреждения чужого имущества... наказывается:


-Сейчас я познакомлю вас с ситуацией, в которой описан проступок, но он превратился в преступление (слайд 14)

Водитель частенько садился за руль в нетрезвом состоянии ( проступок), И однажды сбил пешехода (преступление). Какой можем сделать вывод? (пытаются ответить)

Вывод: проступок от преступления отделяет тонкая, условная грань - в любой момент он может перейти черту закона и стать преступлением.


4.Юридическая ответственность и её виды. (10 мин)


"Каково твоё деяние, таково и воздаяние", - говорили древние. (слайд15)

Вопрос: "Как вы думаете, что они имели в виду?"(речь идет об ответственности за правонарушения).

Понятие юридическая ответственность употребляется в двух смыслах, в каких, найдите в учебнике в п. «Юридическая ответственность»

Юридическая ответственность – это ответственность перед законом.


Давайте определим признаки юридической ответственности:

Что следует после совершения правонарушения? (слайд16)


- неблагоприятные последствия для правонарушителя,(лишение свободы, конфискация имущества, лишение права занимать определенную должность)

- налагается от имени государства, (кто налагает ответственность)

- налагается только за виновно совершенное правонарушение

- вместе с карательной мерой юридическая ответственность преследует также цели предупреждения новых правонарушений, как со стороны данного лица, так и со стороны других лиц. (слайд 17)

Юристы выделяют административную ответственность, дисциплинарную, гражданскую и уголовную. Нам надо разобраться, чем они различаются

Групповая работа с приложением № 4 по выдержкам из соответствующих кодексов и

Каждая группа получает вопросы, на которые надо ответить и заполнить таблицу по соответствующему виду ответственности ( на работу 8 минут) (слайд 18, таблица)

Группы внимательно слушают и заполняют таблицу.

1группа:административная ответственность.

1.С какого возраста наступает административная ответственность.(с16 лет)

2.Перечислите виды административных наказаний

3.Назовите примеры административных правонарушений

2группа: гражданско-правовая ответственность

1.Какова основная функция гражданско-правовой ответственности (компенсация)

2.Назовите формы

3.Что значит моральный вред и когда он подлежит компенсации.

4. С какого возраста наступает гражданско-правовая ответственность (полностью с 18, частично с 14лет –приложение №2)

3группа: дисциплинарная

1.Каким документом регулируется дисциплинарная ответственность (трудовым кодексом) и за что она наступает.

2.Какие взыскания применяются за дисциплинарные правонарушения

3.В каких случаях применяется увольнение.


Уголовная ответственность - это особый вид ответственности. Все виды наказаний указаны в Уголовном кодексе РФ.

Уголовная ответственность - мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда (запись в тетрадь)

Ответственность правонарушитель несет за преступления, а это согласно статье 14. общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. (слайд19) Согласно ст. 14. ответственность наступает с 16 лет. Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14 возраста подлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем, террористический акт, и т.д.

Виды наказания

1.штраф

2.лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

3.обязательные работы

4.исправительные работы

5.ограничение свободы

6.арест

7.лишение свободы на определенный срок

8.пожизненное лишение свободы


Итогом групповой работы будет заполнение таблицы. Итак, сверьте свою таблицу с таблицей образцом, таблицы положите в свои тетради. (слайд 20)

Скажите, каковы функции юридической ответственности: найдите в ст. 43.(защита общественного порядка и отношений; охрана прав и свобод личности; охрана собственности; охрана порядка и окружающей среды; возмещение морального и физического вреда пострадавшим; предотвращение совершения новых правонарушений)

(слайд2 1)

Уголовная ответственность несовершеннолетних характеризу­ется некоторыми особенностями:

а)несовершеннолетнему могут быть назначены не все виды наказания;

б)несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответ­ственности с применением к нему принудительных мер воспитательного
характера;

д)несовершеннолетний может быть освобожден от наказания и по­мещен в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреж­дение для несовершеннолетних.


Виды наказания:

а) штраф:

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) арест от 1 до 4 месяцев;

д) лишение свободы на срок не выше 10 лет.


Познакомились с видами правонарушений и видами юридической ответственности, давайте вместе попробуем решить юридические задачи и определить вид правонарушения и какой вид ответственности будет применён.

1. Работягина опоздала на работу

(Если для опоздания не было уважительных причин, Работягина нарушила трудовую дисциплину, поэтому это дисциплинарное правонарушение. Наказание – замечание, выговор, увольнение с работы)


2. Гонщиков решил покататься на асфальтоукладчике, но не смог пригнать его обратно, оставив в придорожной канаве.

(Это уголовное правонарушение. В соответствии со ст. 166 УК его поведение квалифицируется как «неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения». Наказание с 14 лет)


3. Сидоров нагрубил учителю во время урока.

(Это дисциплинарное правонарушение, т.к. грубость в адрес учителя нарушила дисциплину в классе. Если его грубость выглядит как ругательство (громко и неприлично) – административная ответственность за мелкое хулиганство или уголовная ответственность за хулиганство. Если ему 14 лет, но не исполнилось 16, то он подлежит уголовной ответственности только за хулиганство с отягчающими обстоятельствами).


4. Вандалова нарисовала на стене библиотеки огромную картину неприличного содержания.

(Это можно отнести к административному правонарушению, т.к. не имеет большой общественной опасности (рисунок нанесен лекгосмываемыми красками). А возможно, Вандалова подлежит уголовной ответственности, если ее художества будут квалифицированы как вандализм, ответственность с 14 лет)


5. Пьянов в нетрезвом состоянии приставал к прохожим, просил деньги на выпивку и ругался нецензурной бранью.

(Действия Пьянова – хулиганство, мелкое хулиганство, т.е. административное правонарушение. Если под приставанием скрывается угроза насилия, то такое хулиганство превращается в уголовное правонарушение)


6. Жаднов не вернул долг в срок.

(Это гражданско-правовое нарушение, связанное с товарно-денежными отношениями и не имеет такой большей общественной опасности)


7. Бегунова перебежала через дорогу на красный свет светофора, что создало аварийную обстановку.

(Административное правонарушение – если никто не пострадал или пострадал легко. Но если последствия серьезные – уголовное правонарушение с 16 лет)

8. Козодоева не уследила за своей козой, которая проникла в соседний огород и съела всю капусту.

(Гражданско-правовое правонарушение – уничтожение собственности соседей в виде капусты. Возмещение ущерба)


9. Сержантов самовольно ушел из воинской части в городской магазин.

(Дисциплинарное правонарушение. Если поход в магазин длился более 2-х дней, то он подлежит уголовной ответственности)


10.Нырялкин, спасая утопающего, угнал и сломал чужой катер.

(Хотя действия Нырялкина и похожи на преступление (угон катера), но они не являются преступлением (ст.39 УК РФ). Нырялкин угнал катер, чтобы спасти человека)

5.Презумпция невиновности. (слайд 22)

Перед вами богиня Фемида - символ правосудия. Фемиду иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках. Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые человеком. Меч в руках Фемиды — символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.

Все государства в разные исторические эпохи стремились по-своему решить вопрос о справедливой организации правосудия. Со временем был выработан принцип правосудия – презумпция невиновности. Кто может раскрыть суть этого принципа. Проверим, правильно ли вы думаете. Презумпция невиновности закреплена в стать 49 конституции (зачитать) « …обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке». (слайд23)

Презумпция невиновности - один из важных демократических принципов уголовного процесса, способствующий охране прав личности, исключает необоснованное обвинение и осуждение"...


Проблемное задание. Давайте теперь попробуем ответить на вопрос, вынесенный в начале урока. (слайд 24)

Государство обеспечивает исполнение права. Правонарушение представляет собой общественную опасность. Поэтому, государство устанавливает специальные наказания в связи с общественной опасностью правонарушений.

Рефлексия. (2мин) Ребята, наш урок подходит к концу, проверьте свои знания, выполнив следующие тестовые задания. В каждом тесте обведите кружком номер правильного ответа. (слайд25)

1. Виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания:

а) проступок б) правонарушение в) преступление

2. Применение мер государственного принуждения характерно для :

а) моральной ответственности б) юридической ответственности

в) религиозной ответственности

3. Верно ли, что: А) наличие вины является обязательным признаком правонарушения; Б) умысел является одной из форм вины?

а) верно А б) верно Б в) верны оба ответа г) оба суждения неверны

4. Верно ли, что: А) признаком правонарушения может быть как действие, так и бездействие; Б) признаком правонарушения является причинение вреда?

а) верно А б) верно Б в) верны оба ответа г) оба суждения неверны

5. Какие из правонарушений относятся к преступлениям?

а) ложное сообщение об акте терроризма в) опоздание на работу

б) несвоевременная оплата аренды г) угон автомобиля

д) вымогательство наркотических средств е) нарушение ПДД


Сверьте свои ответы

1) в (слайд26)

2) б

3) в

4) в

5) а, г, д

Оценка:

Если все задания сделаны правильно -  «5»

Одна ошибка – «4»

Две ошибки – «3»

Рефлексивный экран(слайд27)

Домашнее задание.(1мин) (слайд28)

1 уровень: параграф 10 в.

2 уровень: найти крылатые фразы и стихи, относящиеся к понятиям «правонарушение» и «юридическая ответственность»

3 уровень: приготовить презентацию по теме: «Необходимая оборона».


























































Решаем задачи по праву

Задача 1.

Водитель автомобиля проехал на красный свет. Приведите один пример, когда за последствия данного правонарушения водитель будет нести ответственность по нормам административного права, и один пример, когда за последствия данного правонарушения водитель будет нести ответственность по нормам уголовного права.

А) Раскройте разницу в составе правонарушения, обусловившую изменение характера правонарушения.

Б) Кто и как будет определять вид ответственности в том и другом случае?

В) Какой вид юридической ответственности возможен в том и другом случае?

Ответ задача 1

Проехав на красный сигнал светофора, водитель нарушил правила дорожного движения, и будет нести за это административную ответственность. В случае, если водитель при нарушении правил дорожного движения (в т.ч. проезд на красный сигнал светофора), причинит кому-либо тяжкий вред здоровью или смерть, то он будет нести уголовную ответственность.

А) разница в наступивших последствиях, в первом случае вред никому не причинен, либо причинен до средней тяжести вреда здоровью включительно. Т.е. изменился объект правовой охраны (правонарушения), в первом случае это общественные отношения по охране установленных правил дорожного движения, во втором случае это общественные отношения по охране жизни и здоровья.

Б) определять вид ответственности будут органы внутренних дел (в первом случае работники ГИБДД в порядке административного разбирательства, во втором случае следователи ОВД в уголовно-процессуальном порядке)

В) в обоих случаях возможна гражданско-правовая ответственность, так как вред причиненный источником повышенной опасности (автомобилем), должен быть возмещен владельцем источника повышенной опасности.

Задача 2.

Составьте схему прохождения индивидуальной жалобы до того, как она попадет в Европейский суд по правам человека. Чем вы можете объяснить столь длинную дистанцию? Почему гражданин не может непосредственно обратиться в Европейский суд по правам человека?

Ответ задача2

Районный (городской) суд – Суд субъекта РФ – Верховный суд РФ – Европейский суд по правам человека.

Такой порядок прохождения жалобы обусловлен спецификой работы Европейского суда по правам человека, так его задачей является именно защита прав человека от незаконных притеснений внутригосударственным правом и действиями различных государственных органов, а не рассмотрение дел по существу. Поэтому только после прохождения всех внутригосударственных процедур защиты своего права, гражданин имеет право обратиться в Европейский суд по правам человека, так как вышестоящий суд может отменить или изменить решение нижестоящего суда, чем восстановить нарушенное право.

Задача3

Задача 4

Зная об увлечении племянника коллекционированием предметов крестьянского быта, гражданка Л. подарила ему старинную прялку, принадлежавшую ранее ее свекрови. Заехав как-то к племяннику в гости, гражданка Л. обнаружила, что подаренная ею вещь находится в сарае, крыша которого протекает. Гражданка Л. решила отнять у племянника подаренную вещь.

А) На каком основании она может это осуществить?

Б) Раскройте последовательность ее действий.

В) Нормы какого кодекса регулируют данные правоотношения?

Г) Объясните, почему вы считаете, что данное правоотношение регулируется нормами именно этого кодекса.

Ответ: задача 4

А) На основании ст. 578 ГК РФ, согласно которой даритель вправе потребовать в судебном порядке отмены дарения, если обращение одаряемого с подаренной вещью, представляющей для дарителя большую неимущественную ценность, создает угрозу ее безвозвратной утраты.

Б) 1. Обеспечить доказательства возможности утраты прялки (фотографии, свидетели);

2. Обратиться в суд с иском об отмене договора дарения;

3. Получить прялку.(обращение в суд необходимо, только если племянник добровольно не вернет прялку).

В) Гражданского кодекса/

Д) так как предметом гражданского права являются имущественные (по поводу имущества, собственности и др. имеющие стоимостное выражение) и связанные с ними личные неимущественные (честь, достоинство, деловая репутация) общественные отношения.

Задача 5

Прочитайте текст и найдите ошибочное утверждение. Сформулируйте правильное утверждение. Обоснуйте, почему вы считаете, что данное утверждение ошибочно, а ваша формулировка является правильной.

"Юридическая ответственность – это применение к виновному мер государственного принуждения за совершенное правонарушение. Сюда включается применение мер уголовного наказания за совершенное преступление, назначение штрафа за административный проступок. Вместе с тем возмещение убытков по суду за причиненный вред одним гражданином другому видом юридической ответственности не является, поскольку в данном случае речь идет о взаимоотношении частных лиц".

Ответ: задача 5

Ошибочным является последнее предложение данного текста, так как возмещение убытков будет гражданско-правовой ответственностью, которая в свою очередь является разновидностью юридической ответственности.

Юридическая ответственность – это применение к виновному лицу мер государственного принуждения (определенных неблагоприятных последствий) за совершенное им правонарушение. (перечислять виды юридической ответственности не стоит). Это определение достаточно полное, так как отражает все признаки юридической ответственности (виновность, наложение ответственности от имени государства, основанием является совершенное правонарушение) и оно универсально подойдет к любому виду (уголовной, административной, налоговой и др.)

Задача 6

Некий Федор Петров из г. Иваново купил холодильник «Норд», а через день обнаружил массу неисправностей в нём. Сначала он попытался разрешить проблему мирным путём, обратившись в магазин с просьбой возвратить деньги и забрать неисправный товар. Однако все попытки договориться с торгующей организацией оказались безрезультатными. Федор вспомнил, что статья 18 Закона о защите прав потребителей в современной России указывает, что потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатка товара, уменьшение покупной цены, замена на товар аналогичной марки, товар другой марки или же расторжение договора купли-продажи. Ведь даже на Руси XIII века существовали правила, по которым покупатель, который приобрел больного коня или вещь с недостатками, мог возвратить их продавцу.

Что нужно сделать Федору

Решение задачи 6 Статья 126 Гражданско-прцессуального кодекса разъясняет:

«Исковое заявление подается в суд в письменной форме.

В заявлении должны быть указаны:

1. Наименование суда, в который подаётся заявление,

2. наименование истца, его место жительства или, если истцом является юридическое лицо, его место нахождения,

3. наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является юридическое лицо, его местонахождения.

4. обстоятельства, на которых истец основывает свое требование, и доказательства, поддерживающие изложенные истцом обстоятельства,

5. требования истца,

6. цена иска,

7. перечень, прилагаемых к заявлению документов,

Заявление подписывается истцом или его представителем.


Задача 7

Став инвалидом, гражданка Ф. получала очень маленькую пенсию, поскольку в течение 12 лет замужества нигде не работала. Нуждаясь в средствах для существования, гражданка Ф. подала иск в суд на взыскание алиментов с бывшего супруга, который расторгнул брак после того, как она стала инвалидом. Статьи какого кодекса станут основанием для рассмотрения дела в суде? Назовите участников правоотношения при рассмотрении дела в суде. Как суд решит проблему гражданки Ф.? Почему?

Ответ задача 7

В силу ст. 90 Семейного кодекса РФ право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют:

• бывшая жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка;

• нуждающийся бывший супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком – инвалидом с детства I группы;

• нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг, ставший нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с момента расторжения брака;

• нуждающийся супруг, достигший пенсионного возраста не позднее, чем через пять лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длительное время.

Участниками правоотношения являются бывшие супруги и суд, рассматривающий дело. Суд изучит материальное положение бывшего супруга Ф., и если признает, что он (супруг) обладает достаточными необходимыми для этого средствами, то дело будет решено в пользу Ф.; размер алиментов определит суд в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

Задача 8

Всю жизнь дед отдал воспитанию своего внука, обеспечивая его материально и поддерживая в трудную минуту. Однако прошли годы. Внук вырос и стал генеральным директором крупного предприятия. Дед к тому времени состарился, оказался нетрудоспособным. Его дети погибли в автомобильной катастрофе. Старый человек оказался в затруднительном положении: денег на лекарство не хватает, а еще нужно платить за квартиру и иметь средства на питание.

Какой есть выход из данной ситуации?

Ответ задача 8

Статья 95 Семейного кодекса РФ указывает:

«Нетрудоспособные нуждающиеся в помощи в случае невозможности получения содержания от своих совершеннолетних детей или от супруга (бывшего супруга) имеют право требовать в судебном порядке получения алиментов от своих трудоспособных внуков, обладающих необходимыми для этого средствами».

« Не быть подчиненным никакому закону - значит быть лишенным самой спасательной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от самих себя» Г.Гейне.

Мы живем в обществе, где существуют законы, в обществе которое строит правовое государство. А мы знаем, что главный признак правового государства это верховенство закона. В таком государстве перед законом все равны и одинаковы и дворник, и президент. Недаром древнегреческую богиню правосудия Фемиду изображают с повязкой на глазах, а весы на руках означают, что правосудие должно правильно определить вину и наказание.

Незнание закона не освобождает от ответственности.

(Станислов Ежи Лец).



Рефлексия Дать оценку своей работе на уроке(да, нет)

1.Было ли тебе интересно на уроке?

2.Сумел ли ты приобрести новые знания и умения на уроке?

3.Применил ли ты свои знания

4.Какой отметкой ты оценил бы свою работу на уроке.



Вид

Характеристика

Пример

1.

Административное

Нарушение норм административного права, норм, защищающих общественный и государственный порядок, личную собственность и права граждан, наступает с 16 лет.

Нарушение правил дорожного движения

2.

Гражданское

Нарушение норм гражданского права, возникает гражданско-правовая ответственность

Нарушение условий договора

3.

Дисциплинарное

Нарушение трудовой дисциплины на работе, дисциплинарная ответственность

Опоздание на работу



Ситуация № 3 Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?


Ученики. Проступком их действия назвать нельзя, так как они противозаконны. Скорее всего, эти ребята совершили преступление.


Учитель. Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.


Игра «Верю - не верю»

Ребята, вы молодцы, славно потрудились, а теперь мы поиграем в игру «Верю - не верю». Я буду зачитывать вам ситуации, а вы, если согласны с той характеристикой, которую я дала – встаете, если нет – садитесь.

Ситуация № 1. Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо. Я считаю, что это проступок.


Ситуация № 2. Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Я считаю, что это правонарушение.

- Я думаю, что все подростки, которые окружили девушку – настоящие преступники. Поднимите руку, кто со мной согласен?



VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1) Закончить высказывания.

  1. Вина человека может быть выражена в форме… (умысла или неосторожности)

  2. За совершение любых преступлений в нашей стране уголовная ответственность наступает с …. ( 16 лет)

  3. За наиболее тяжкие преступления уголовная ответственность может возникнуть с (14 лет)

  4. Для несовершеннолетних лишение свободы ограничивается… (10 годами)


VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 минут)

Викторина «Закон и я».

Задание № 1. Определите, к преступлениям или правонарушениям относятся деяния:

  1. Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора (административный проступок).

  2. Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова (административные проступок).

  3. Гражданка Коврова не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья (гражданские проступок).

  4. Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (уголовное преступление).

  5. Гражданин Самохвалов не явился в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей (административный проступок).

  6. Ответственность за данное правонарушение состояла в увольнении работника, его совершившего. (дисциплинарная)


Задание №3

Реши тесты

1. Такое уголовное наказание для несовершеннолетних как лишение свободы ограничено:

а) 10-ю годами; б) 15-ю годами; в) 20-ю годами; г) отсутствует совсем.

2. Уголовное право - это совокупность правовых норм, которые регулируют:

а) общественные отношения в процессе организации и исполнительной деятельности органов государственного управления;

б) трудовые отношения;

в) правонарушения в сфере имущественных и личных неимущественных отношений;

г) противоправность, преступность и наказуемость деяний.

3. Осуждённые несовершеннолетние отбывают свой срок заключения:

а) в тюрьме б) в воспитательно-трудовых колониях;

в) в пионерских лагерях; г) на каторге

5

6

7

8

9

В законе выделена категория обстоятельств, смягчающих наказание человека. К ним относят: совершение преступле­ния впервые, вследствие случайного стечения обстоятельств, несовершеннолетними, беременными женщинами; явку с по­винной; оказание медицинской помощи потерпевшему и т.д.

Однако определены и отягчающие обстоятельства: рецидив (повтор) преступления, тяжкие последствия содеянного, груп­повое преступление, использование оружия, взрывчатых ве­ществ, форменной одежды и т.д. Максимальный срок лишения свободы — 20 лет. При совершении человеком нескольких пре­ступлений наказание назначается за каждое преступление от­дельно. При вынесении приговора сроки наказаний складыва­ются, общий срок не может превышать 25 лет.

4. Интерактивная часть

4.1. Разъяснения задания

Каждый из вас получает один из казусов. Ваша задача: определить к какому виду правонарушения (преступление или проступок) это относится. В классе стоят два стола с табличками «преступление» и «проступок».

Получив казус и приняв решение, каждый должен подойти к соответствующей табличке. Таким образом, у нас сформируется 2 группы законодателей.

Задания

  1. Кража денег из банка (преступление)

  2. Повреждение дерева (проступок)

  3. Клевета на человека (проступок)

  4. Убийство человека (преступление)

  5. Азартные игры (проступок)

  6. Ограбление прохожего (преступление)

  7. Нарушение техники безопасности (проступок)

  8. Террорист попытался угнать самолет (преступление)

  9. Рабочий совершил прогул (проступок)

  10. Девушка похитила чужого ребенка (преступление)

  11. Дебош в общественном месте (проступок)

  12. Ложное сообщение об акте терроризма (преступление)

  13. Распитие  спиртных напитков в общественном месте (проступок)

  14.  Переход дороги на красный свет светофора (проступок)



Игра «Верю - не верю»

Ребята, вы молодцы, славно потрудились, а теперь мы поиграем в игру «Верю - не верю». Я буду зачитывать вам ситуации, а вы, если согласны с той характеристикой, которую я дала – встаете, если нет – садитесь.

Ситуация № 1. Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо. Я считаю, что это проступок.


Ситуация № 2. Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Я считаю, что это правонарушение.

- Я думаю, что все подростки, которые окружили девушку – настоящие преступники. Поднимите руку, кто со мной согласен?


Общепринята классификация юридической ответственности в зависимости от того, нормы какой отрасли права нарушены, какой вид правонарушения совершен. Пожалуйста, заполните пропуски в схеме.

 

Юридическая ответственность

Содержание

 

Административная

Предусмотрена Кодексом об административных нарушениях РФ за совершение проступков, влечет неблагоприятные последствия для правонарушителей.(штраф, административный арест, лишение водительских прав)

Уголовная

Наступает за преступления, предусмотренные УК РФ, влечет наиболее суровые меры государственного принуждения, в числе которых лишение свободы и даже смертная казнь.

Дисциплинарная

Наступает вследствие нарушений трудовой, военной, учебной дисциплины, предусмотренной согласно правилам внутреннего трудового распорядка, Морского устава и т.д., применяются меры дисциплинарного воздействия (выговор, замечание, увольнение с работы)

 

Материальная

Связана с причинением работником ущерба предприятию. Возмещается предприятию возмещенный ущерб

Гражданско-правовая

Представляет собой применение к одной стороне (должнику) в интересах другой стороны (кредитора) установленных договором (ГК РФ) мер воздействия, невыгодных для нарушителя (возмещение убытков, уплата неустойки, восстановление имущественного права)


Учащиеся заполняют на доске схему основных видов юридической ответственности.


Принудительные меры воспитательного характера:

1.     Предупреждение,

2.     Передача под надзор родителей,

3.     Возложение обязанности загладить причиненный вред,

4.     ограничение досуга.

 




Задания для группы №3 – Сегодня одной из важных проблем современности стало появление новых, ранее не встречавшихся преступлений. Это угоны самолетов, международный терроризм, заложничество, похищение малолетних детей с целью получения выкупа. В связи с этим поступают различные предложения от специалистов, рядовых граждан. Сравните представленные в таблице точки зрения на эту проблему. Какую позицию вы поддерживаете? Почему? Свое мнение аргументируйте. Если ни одно из утверждений Вас не устраивает, предложите свой

вариант.

 

Точка зрения А

Точка зрения Б

ТОЧКА ЗРЕНИЯ В

Существует мнение, что стоит только резко ужесточит действия правоохранительных органов по отношению к преступникам (например, ввести публичный показ сметной казни, расстреливать бандитов на месте, отрубать вору руку), как с преступностью будет покончено.

На преступный путь людей толкают неблагополучные условия окружающей среды, Вся вина за преступление возлагается также на самих людей, на их извращенный внутренний мир, на их неспособность противостоять отрицательному влиянию извне.

Преступление – бесспорное зло. Жертвы преступления те, кто испытывает на себе зло, а преступники те, кто причиняет людям зло. «Лучше терпеть зло, чем причинять зло» (Г.Гессен)

 

Ответы учащихся – 3 минуты.

Учитель: Ребята, наш урок подходит к концу, проверьте свои знания, выполнив следующие тестовые задания. В каждом тесте обведите кружком номер правильного ответа.

Тестовые задания.

1.     К юридической ответственности привлекают за:

А) совершение преступления,

Б) совершение правонарушения,

В) совершение проступка.

2.     Можно ли к несовершеннолетнему применять такое наказание как штраф?

А) нельзя;

Б) можно в любом случае;

В) можно, если виновный имеет свое имущество или заработок.

    3. Как называется уголовное наказание, при котором несовершеннолетний    в свободное от учебы время выполняет общеучебные работы?

         А) исправительные работы;

         Б) обязательные работы,

         В) лишение права заниматься определенной деятельностью.

   4.   Какая мера воспитательного характера может быть применена к несовершеннолетнему?

        А) лишение права заниматься определенной деятельностью,

        Б) штраф,

        В) передача под надзор родителей.

   5. Главной целью наказания является:

       а) месть преступнику,

       б) перевоспитание преступника,

       в) восстановление социальной справедливости.

 6. К административной ответственности могут привлекаться лица:

       а) не моложе 14 лет,

       б) не моложе 16 лет,

       в) не моложе 18 лет.

 7. Какой орган решает вопросы о привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности?

      А) народный суд,

      Б) начальник отдела милиции,

      В) комиссия по делам несовершеннолетних.

 8. Можно ли за нарушение трудовой дисциплины оштрафовать работника?

      А) нельзя,

      Б) можно по решению трудового коллектива,

      В) можно по решению народного суда.

9. Какие воздействия не предусмотрены трудовым законодательством для тех, кто совершает дисциплинарные поступки?

     А) замечание,

     Б) выговор,

     В) арест на 15 суток,

     Г) увольнение с работы.

10. Закончите предложение «Административное право предусматривает ответственность за административные

    а) преступления,

    б) проступки (правонарушения),

    в) шалости»

 

 Правильные варианты ответов: 1- б, 2 -в, 3-б, 4-в, 5 –в, 6 –б, 7 – в, 8 –а, 9-в, 10-б.

 Оценка выставляется по следующей схеме: «5» - 9-10 правильных ответов,

                                                                            «4» - 7-8 правильных ответов,

                                                                            «3» - 6 правильных ответов.

Задания для группы 1: Используя ст. 20 УК РФ из следующих ситуаций выберите те, за которые наступает уголовная ответственность для подростков (с 14- до16лет).

  1. Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу.

  2. Друзья решили посмотреть, как устроено ружьё, купленное отцом одного из них. Играя, один из ребят направил ружьё на товарища и нажал на курок. Неожиданно для них обоих ружьё выстрелило, один из подростков погиб.

  3. Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.

  4. На перемене подросток зашел в раздевалку, забрал понравившуюся чужую шапку.

  5. Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору и сообщил, что в школе заложена бомба.

  6. Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег.

  7. Подростки курили в туалете школы.

  8. Подросток перебежал на запрещающий знак светофора. (5 минут)



Задания для группы 2: Используя ст. 88 и 90 УК РФ,

1) Расположите наказания в определенном порядке — по мере убывания их тяжести (от более тяжелых к менее тяжелым).

2) Расположите меры воспитательного характера в определенном порядке — по мере убывания их тяжести (от более тяжелых к менее тяжелым).


Решите задание. Трое подростков, Володин, Рожков и Панин, прогуливаясь как-то вечером, решили покататься на чужом автомобиле. С этой целью они вскрыли автомобиль «Жигули», но тут их задержали работники милиции. Володину было 13лет, Рожкову – 14, Панину – 16. Кто из них будет привлечен к уголовной ответственности? (5 минут)



1) Можно ли к несовершеннолетнему применять такое наказание, как штраф?

а) нельзя

б) можно в любом случае

в) можно, если виновный имеет свое иму­щество или заработок


2) Какая мера воспитательного харак­тера может быть применена к несовершеннолет­нему правонарушителю?

а) лишение права заниматься определен­ной деятельностью

б) штраф

в) передача под надзор родителей .


3) Главной целью наказания является

а) месть преступнику

б) воспитание преступника

в) восстановление социальной справед­ливости


4) К административной ответственности могут привлекаться лица не моложе

а) 14 лет

б) 16 лет

в) 18 лет


5) Какой орган решает вопросы о при­влечении несовершеннолетнего к админист­ративной ответственности?

а) народный суд

6) начальник отдела милиции

в) комиссия по делам несовершеннолет­них


б) Какие воздействия не предусмотрены трудовым законодательством для тех, кто со­вершает дисциплинарные поступки?

а) замечание

б) арест на 15 суток

в) увольнение с работы.


7) Закончите предложение «Админист­ративное право предусматривает ответ­ственность за административные

а) преступления

б) проступки (правонарушения)

в) шалости.


8) К принудительным мерам воспитательного воздействия относится:

а) штраф

б) выговор

в) ограничение досуга.


9) Старшеклассник отобрал у пятиклассника пирожное. УК РФ расценивает этот факт как:

а) кража

б) грабёж

в) разбой.


10. Какой максимальный срок лишения свободы можно применить к несовершеннолетнему?

а) 10 лет

б) 7лет

в) 12лет. (5минут)




Текст с ошибками.
На основании статьи 87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 16 лет, но не исполнилось 20 лет. К несовершеннолетним, признанным виновными в совершении преступления, предусматривается одно уголовно-правовое воздействие – назначение наказания. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним: а) штраф; б) лишение права заниматься определенной деятельностью; в) конфискация имущества; г) пожизненное лишение свободы; д) обязательные работы; е) исправительные работы; и) арест; к) лишение свободы на определенный срок.
Самой строгой мерой наказания для несовершеннолетних является смертная казнь. Если подросток совершил преступление, а сам не достиг возраста уголовной ответственности, его направляют в специализированный детский дом закрытого типа. Как и в предыдущем уголовном законодательстве, в особую главу выделены преступления против несовершеннолетних. Вовлечение в совершение преступления, а тем более в преступную группу, наказывается лишением свободы до 15 лет. Несовершеннолетний возраст, как отягчающее обстоятельство, учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами.

Ошибки

Правильные ответы

1

2

1. 16 лет

1. 14 лет

2. 20 лет

2. 18 лет

3. Одно уголовно-правовое воз­действие

3. Два уголовно-правовых воз­действия:
а) назначение наказания;
б) принудительные меры воспитательного воздействия

4. в, г

4. а, б, д, е, и, к

5. Смертная казнь

5. Лишение свободы на срок не свыше 10 лет

6. Специализированный детский дом

6. Специализированные воспита­тельные учреждения: спец. шко­ла или спец. училище

7. Как и в предыдущем уголов­ном законодательстве

7. Впервые в уголовном законо­дательстве в особую главу выде­лены преступления против несо­вершеннолетних

8. До 15 лет

8. До 8 лет

9. Как отягчающее обстоятельство

9. Как отягчающее обстоятельство


Обратим внимание на доску, на которой продемонстрированы примеры правонарушений



Проанализируем ряд ситуаций.

Ситуация № 1. Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

- Дима нарушал Устав школы, в котором говорится, что обучающиеся не должны пропускать уроки без уважительной причины.


Ситуация № 2 Десятиклассники Саша, Оля, и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в парк и распили там бутылку вина. Как можно расценить их поведение?

- Это административное правонарушение, предусмотренное статьей Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».



Вина вине рознь”.


-“Каков грех, такова и расправа”.


-“Грех воровать, да нельзя миновать”.

"Каково твоё деяние, таково и воздаяние"

Величайшее поощрение преступления — безнаказанность.

Цицерон Марк Туллий


Если бедность — мать преступлений, то недалекий ум — их отец.

Жан де Лабрюйер


Кто прощает преступление, становится его сообщником.

Вольтер


Не в жестокости, а в неизбежности наказания заключается один из наиболее эффективных способов предупредить преступления.

Чезаре Беккариа


Страшные преступления влекут за собой страшные последствия. Александр Иванович Герцен


Безнаказанность для преступника как овация для актера.

СЕВРУС (БОРОХОВ) Эдуард Александрович



Правила работы в группе:

Говорим кратко; говорим по одному; участвуем активно; разногласия обсуждаем, но приходим к единому мнению; аргументируем свою точку зрения; слушаем внимательно. (таблички с правилами лежат на столах)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правонарушения и юридическая ответственность»

Автор: Хомутова Галина Николаевна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152746

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Правонарушения. Юридическая ответственность. "
    ["seo_title"] => string(50) "pravonarushieniia-iuridichieskaia-otvietstviennost"
    ["file_id"] => string(6) "215958"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432831357"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока по обществознанию на тему "Правонарушения и юридическая ответственность" "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-na-tiemu-pravonarushieniia-i-iuridichieskaia-otvietstviennost"
    ["file_id"] => string(6) "139283"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417694081"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "ПРАВОВОЙ ЧАС «Юридическая ответственность несовершеннолетних при создании травмоопасной ситуации»"
    ["seo_title"] => string(80) "pravovoi_chas_iuridichieskaia_otvietstviennost_niesoviershiennolietnikh_pri_sozd"
    ["file_id"] => string(6) "408292"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1491882121"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Тест по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" (9 класс) "
    ["seo_title"] => string(76) "tiest-po-tiemie-pravonarushieniia-i-iuridichieskaia-otvietstviennost-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "179167"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1424956785"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Юридическая ответственность "
    ["seo_title"] => string(32) "iuridichieskaia-otvietstviennost"
    ["file_id"] => string(6) "211236"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431590397"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства