Урок по обществознанию в 6 классе
Комбинированный урок
Тема: Правила и нормы поведения в обществе
Цели: рассмотреть правила и нормы поведения в обществе; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление.
Основные понятия:«социальные нормы», «обычаи», «нравы», «этикет», «религиозные нормы», «правовые нормы».
Оборудование: учебник, дополнительные материалы, проектор, доска
План изучения нового материала
Ход урока
На доске запись «Не хочешь быть униженным, не унижай никого»
Низами
Проверка домашнего задания.
Учитель приглашает для устного ответа трех учеников. Класс задает каждому ученику пять и более вопросов, при этом четко определяет, кому адресован вопрос. Далее обучающиеся рецензируют ответы одноклассников.(Оценивание производится как учеников отвечающих на вопросы, так и задающих вопросы)
Организационный момент (установка на успех: здравствуйте, ребята, я не вижу ваши глазки! глазки на меня! Я очень рада вас всех видеть, надеюсь вам понравиться наш сегодняшний урок и вы справитесь со всеми заданиями, желаю вам удачи!!!)
Просмотр фрагмента видеофильма (обсуждение)
Постановка темы урока
Чему будет посвящен наш урок? (ответы и по ним запись темы на доске и в маршрутном листе)
Для чего на ваш взгляд нужны правила и нормы поведения
А как на ваш взгляд будет складываться жизнь человека без правил?
А когда на ваш взгляд начинается воспитание личности и прививание правил поведения?
Тема нашего урока посвящена правилам и нормам поведения в обществе.
V. Изучение новой темы
Составление словаря урока.
Наша тема предполагает овладение рядом понятий и терминов. Я предлагаю вам решить кроссворд, для того чтобы вы усвоили новый материал, сделайте это самостоятельно, познакомиться с параграфом учебника. Открыли учебник, стр. 94, у вас на работу есть 10 минут
По горизонтали: | По вертикали: |
1. принятая в особых социальных кругах система правил поведения (этикет) 5. социально одобряемые представления о том что такое добро, справедливость и т.д. ценности 6. особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий нравы 9. установившаяся схема поведения в определенных ситуациях привычки 10. совокупность действий, установленных обычаем обряд | 2. издаваемые государством правовые нормы закон 3. система запретов табу 4. внешние формы поведения человека манеры 7. все то, что унаследовано от предшественников традиции 8. правила, установленные в обществе нормы 10. традиционно установившийся порядок поведения обычай |
Словарь урока
Социальные нормы- это запреты и разрешения, требования, правила поведения, обычаи и традиции.
Обычай- это привычные формы поведения в повседневной жизни.
Привычки- это установившаяся схема поведения в определенных ситуациях.
Манеры- это внешние формы поведения человека.
Этикет - это принятая в особых социальных кругах система правил поведения.
Традиции- это все то, что унаследовано от предшественников.
Обряд - это совокупность действий, установленных обычаем.
Нравы - высокочтимые обществом массовые образцы действий.
Табу- это система запретов на какие-либо действия, слова, предметы.
Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро и зло.
Религиозные нормы- правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные церковью.
Правовые нормы - это правила поведения, закрепленные в законах.
VI. Закрепление Давайте разберемся теперь с тем что мы узнали. Я предлагаю вам разобрать данные понятия с помощью примеров из вашего опыта, подумайте какие обычаи или традиции, чтимые в вашей семье вы уже знаете, какие правовые и религиозные нормы вам знакомы? (по одному ученику называют понятие и приводят пример).
VII. Подведение итогов урока
Ребята, давайте с вами подведем итог урока, какие выводы можно сделать?(ответы детей). Да, действительно человек и общество не могут существовать без определенных правил и норм. Нормы поведения, принятые в обществе, обычаи, нравы, религия, законы сплачивают общество и поддерживают общественный порядок.
Я подготовила вам дополнительный материал об обычаях и традициях в других странах и ссылки в интернете, где вы можете найти интересный дополнительный материал по нашей теме.
Рефлексия: А сейчас я предлагаю вам составить сиквейн по теме сегодняшнего урока в ваших маршрутных листах
Поставьте сами себе оценку на вашем маршрутном листе, листы сдайте.
VIII. Домашнее задание
Прочитать с. 94-99.
Выполнить задание практикума №2 на стр.99
Составить кодекс правил современной молодежи