Тема урока | ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Дата урока | 12.03.2018г. |
План урока | 1. Что такое права человека. 2. История происхождения идеи о «естественном происхождении прав человека» и ее нормативного закрепления. 3. Международные правовые документы. Декларация прав человека и гражданина 4. Права и свободы человека и гражданина РФ. 5. Юридические гарантии и система защиты прав человека. 6. Права ребёнка. |
Педагогическая цель урока (идея урока) | Создать условия для формирования ценностного отношения к личности, ее достоинству, через знание положений Конституции РФ и норм международного права |
Задачи урока | Знать: Естественные права человека. Основные документы, в которых закреплены права человека и гражданина. Уметь:работать со статьями из Декларации прав человека и Конституции РФ. Понимать: необходимость и значимость закрепления естественных прав человека в нормативных актах. Применять:умение работать со статьями из Декларации прав человека и Конституции РФ в решении практических задач. |
Формы и методы обучения | Метод:Частично-поисковый Формы: фронтальная, групповая |
Основные понятия и термины | - Конституция, - права человека, - правовой статус человека, - право человека, - свобода человека. |
Планируемые образовательные результаты (компетенции) |
личностные | Ориентация в правовом пространстве государственно общественных отношений; готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни прав и обязанностей ученика; т принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров; аргументировать свою точку зрения. |
метапредметные | планируют цели и способы взаимодействия; участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют способность к взаимодействию |
предметные | Знают свои естественные права, положения Декларации прав человека и гражданина, положение Конвенции о правах ребенка, нормы Конституции РФ, закрепляющие права и свободы человека и гражданина. |
Этапы урока | Время (минуты) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации | Промежуточный контроль |
Организационный этап | 3 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к уроку | В классе к началу урока уже расставлены столы так, что было удобно работать в группе. На одном столе стоит синий лист на другом зеленый. На середине столов лежат оценочные листы по колличеству человек в группе. На входе в класс стоит закрытая коробочка с синими и зелеными стикерами, когда ребята входят в класс им предлагается вытянуть стикер из коробочкии и сесть за стол согласно вытянотому цвету. Ребята вы заметили изменения в нашем классе? Как думаете, что мы будем делать? Все верно, мы будем работать в группах. Ребята обратите внимание. В руках у вас есть стикеры, на столах лежат бланк вопросов и оценочный лист. Возьмите в руки оценочный лист, остальное нам пригодится позже. (Объясняет, как работать с оценочным листом) | Усаживаются за столы, знакомятся с оценочными листами. Беседуют с учителем | фронтальная | Устнае ответы |
Актуализация знаний | 3-5 | Таблица толстых и тонких вопросов | Ребята, обратите внимание на доску. ( На доске цитата: «Твоя свобода размахивать кулаками ограничена носом твоего соседа». (английская пословица)) Давайте прочтем эту цитату. Как думаете, как звучит тема нашего урока? Попробуйте определить цель. Раздает бланк вопросов. Знакомит с приемом «Тонких» и «Толстых » вопросов. Организует диалог с учащимися по вопросам, вопросы заносятся в таблицу на отдельном листе: Тонкие вопросы: -Какие права человека и гражданина существуют ? -Какие документы, закрепляют права человека? - Куда обращаться если наши права нарушают? Толстые вопросы: -Почему права человека требуют защиты? - Может ли быть свобода абсолютной? Запишите кратко на цветных стикерах ваши ожидания от урока и положите их на край парты. | Читают цитату про себя, Ученик 1. Читает вслух. Пытаются объяснить значение. Формулируют тему. («Права и сободы человека и гражданина.») Ставят цель (примерная: Как соотносятся права и свободы человека? ) Знакомятся с приемом «Тонких» и «Толстых » вопросов Знакомятся с бланком вопросов Размышляют, отвечают на вопросы, заносят ихв предложенный бланк. Т.к к ним еще вернутся. Записывают ожидания на стикерах. | фронтальная | Устные ответы Работа в таблице «толстых» и « тонких» вопросов Заполняют оценочный лист. Запись на стикерах. |
Изучение нового материала | | Обсуждение ситуации | Знакомит детей с ситуацией. Разбор ситуации. Самостоятельное прочтение. Чтение вслух. Учащийся 9 класса Борис забрал у шестикласника Васи телефон и вслух стал читать его сообщения. К Борису подошел его одноклассник и попросил вернуть телефон, т.к своими действиями Борис нарушает права Васи. «Что еще за права? Где это напиано» - Гневно крикнул Борис Беседа: ― Реябята скажите кто прав в данной ситуации? ― А почему Борис не может взять чужой телефон? Он может на время его взял и сразу бы вернул? -Но вы, же знаете, что в нашей стране все свободны. Вот Боря и воспользовался свой свободой? Значит по вашему свобода имеет границы? ― И чем же определяются данные границы? - Хорошо, а какие права Борис нарушил свобими действиями? -А как вы думаете, где можно найти закрепление наших прав? А о том, где можно найти закрепление наших прав, нам подробно расскажет Витя, который подготовил доклад. Мы все внимательно слушаем Витю, делаем пометочки в тетрадь. Потом будем задавать Вите вопросы. | Слушают ситуации, высказывают свое мнение, отвечают на вопросы. | фронтальная | Устный опрос Заполняют оценочный лист. |
Доклад учащегося на тему: «От идеи до юридического закрепления». | Учитель, следит за докладом учащегося, поправлят, если нужно, иил акцентирует внимание на тех вопросах, которые нужно записать. Ребята задайте вопросы. Хорошо, так как вы считаете Зачем понадобилось закреплять права человека? В каких документах закреплены права человека? Реябта работают в группах. Учитель следит за временем, за ходом работы, помогает если возникают трудности. | Слушают докладчика. Записывают в тетрадь основные моменты.( Записи в тетрадях:Древняя Греция Древний Рим Англия 1215г. – Великая хартия вольности. …….. 10.12.1948г. – Всеобщая декларация прав человека 12.10.1993г.- конституция РФ) Задают вопросы по докладу. Обсуждают доклад. Отвечают на вопросы учителя. Перечисляют сферы общественной жизни. Чертят таблицу. | Фронтальнаяи | Записи в тетрадях. Устный опрос Заполняют оценочный лист. |
| Работа с документами в группе в группе | Хорошо, ребята, а как вы думаете, все сферы общественной жизни охватывают права, перечисленные в Декларации и Конституции РФ? Как нам это проверить? Какие сферы общественной жизни мы знаем? Хорошо, начертим в тетрадочке вот такую табличку Сейчас я 1 группе раздам текст Конституции РФ. Второй группе текст Декларации прав человека и гражданина. Права, представленные в тексте вы должны распределить по колонкам. В таблицу вы записываете только номер статьи, всю статью переписывать не нужно. Задайте вопросы. Хорошо, на работу вам 10 минут. По окончанию времени ребята представляют свои результаты. Ребята, сходятся ли тексты документов? Как вы думаете, зачем понадобилось дублировать текст Декларации в тексте Конституции? | Отвечают на вопросы учителя. Перечисляют сферы общественной жизни. Чертят и заполняют таблицу. По окончанию представляют результат. Отчечают на вопросы. | групповая фронтальная | Записи в таблице Устные ответы Заполняют оценочный лист. |
Защита прав человека | Ребята, а в какой статье Конституции РФ говорится о праве на защиту своих прав? (45) ― Как можно защитить свои права? (46) ― Какие органы и лица защищают ваши права? | Отвечают на вопросы Записывают в тетради. | фронтальная | Устный опрос. Записи в тетрадях. Заполняют оценочный лист. |
Обобщение и систематизация. | 7 | Таблица толстых и тонких вопросов | И так ребята, вернемся к нашей таблице «тонких» и «толстых» вопосов. И постарайтесь ответить на них, не подглядывая в тетрадь на работу вам 7 минут. И так ребята, какие ответы у нас получились? У кого другие ответы? Все ли ответили на вопрос? | Отвечают на вопросы письменно. По окончанию обсуждают ответы. | Индивидуальная фронтальная | Ответы в таблице. Устный опрос. Заполняют оценочный лист. |
Подведение итогов урока. Рефлексия | 5-7 | | Как вы считате мы достигли цели урока? Давайте проверим. (Выборочно спрашивает учащихся) Ребята вам понравился урок? Что вы еще узнали на уроке, кроме того, что записали в бланке вопросов? Молодцы. Теперь посчитайте колличество баллов на оценочном листе запишите их. Если вы получили больше 17 баллов то это 5. Если вы получили 12 – 17 баллов это 4.Если вы получили 7-11 то это 3. Ребята поднимите руку, кто получил 5? Кто получил 4? Кто получил 3. Учитель записывает оценки и корректирует их. Все ли довольны оценками? Ребята, теперь отметте на своих стикерах все ли вы получили от урока, что хотели. Приклейте стикеры к оценочным листам и положите в стопку с другими на своем столе, туда же положите бланки вопросов, не забудьте все подписать . Я их вам верну на следующем уроке и вы вклете их в свои тетради. | Отвечают на вопросы Считают баллы Отмечают на стикерах, всего ли они достигли на уроке, чего хотели. | | Таблица вопроосов оценочные листы |
Домашнее задание | 2 | | изучить Конституцию (главу II - обязанности человека: статьи 57,58,59,60). | | | Запись в дневнике |