Классный час на тему "Конституция Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина"
Классный час на тему "Конституция Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина"
Цель классного часа - углубить знания учащихся о главном законе страны. Подробно рассмотрев 2 главу Конституции РФ "Права и свободы человека и гражданина", содействовать воспитанию уважения учащихся к социальным нормам и ценностям, отраженным в Конституции РФ. К классному часу создана презентация, рассказывающая об истории Конституций РФ и подробно щ второй главе Конституции "Права и свободы человека и гражданина.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему "Конституция Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина" »
Классный час на тему:
«Российская Конституция: права и свободы человека и гражданина»
Цели:
углубить знания учащихся о главном законе страны
подробно рассмотрев 2 главу Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина», содействовать воспитанию уважения учеников к социальным нормам и ценностям, отраженным в Конституции
Оборудование: Конституция РФ, презентация, выставка книг, музыка
План:
Введение
История конституции
Права и свободы человека и гражданина
Обязанности человека и гражданина
Заключительное слово
Цитата: «Свобода ведет к ответственности. Несвобода все делает безответственным». Н.Бердяев
Вступление
Все люди разные. И нет ни одного человека, мысли которого полностью совпадали бы с мыслями другого. Правда, кто-то может иметь мысли, похожие на чьи-то еще. Но совершенно одинаковых мыслей даже у двух человек быть не может.
А вот интересы людей могут совпадать. И не только отдельных людей, но и большинства групп. Эти интересы социологи так и называют – групповые интересы, социальные интересы.
Одни группы людей хотят свободно продавать и покупать землю, другие – против этого. Одни считают, что им лучше жить под властью монарха, другие желают демократии. Одни – за смертную казнь, другие – против. Кто-то считает 4 года достаточным сроком для работы президента, а кто-то – что и 7 лет мало. Представьте, что в государстве нет согласия по этим вопросам, и они по-своему решаются в каждом городе и селе. Что будет происходить в таком государстве?
Желание упорядочить жизнь в обществе породило идею общественного договора. То есть люди пришли к выводу, что нужно договориться об основных принципах, по которым они будут жить в своей стране. Для этой цели и стали приниматься КОНСТИТУЦИИ (от латинского слова constitution - установление, устроение).
Немного истории
Вопрос. Сколько Конституций было принято в нашей стране и когда? Какие важные вопросы рассматривались в них? В 1918 г. большевики принимают 1-ю Конституцию Советской России (слайд9), Конституция гарантировала равноправие граждан, свободу союзов. Важнейшей задачей было уничтожение эксплуатации человека человеком. Избирательное право предоставлялось только тем, кто поддерживал большевиков.
В 1924 году, после образования СССР была принята Конституция союзного государства, которая зафиксировала принцип добровольности создания СССР, равноправия союзных республик.
В 1936 году была принята (неофициальное название) «Сталинская конституция». Конституция отражала важный этап в истории Советского государства – построение социализма.
В 1977 году была принята «брежневская» Конституция СССР.
Конституции закрепляла руководящую роль КПСС в советском обществе. Это подразумевало, что права на свободу слова, собраний на деле ограничивались, ими могли пользоваться только те, кто разделял идеологию правящей партии.
12 декабря 1993 г. была принята 1-ая демократическая Конституция в истории России. В ней закреплено общественное и государственное устройство Российской Федерации, ее избирательная система, принципы организации и деятельности органов власти и управления. И еще много других важных принципов.
Ребята, наш классный час проводится в год 20 годовщины со дня принятия конституции РФ.
Права и свободы человека и гражданина
Одним из самых важных положений российской Конституции является закрепление в ней прав и свобод российских граждан, всего, что связано с их защитой. Об этом говорится во 2 главе нашей Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
Почему это самое важное? Потому, что каждый человек хочет чувствовать себя в обществе свободной личностью и жить в безопасности. А для этого он должен быть уверен, что может делать все, что не запрещено законом. Ему нужно знать, что любое его законное действие поддерживается государством, не запрещается, не преследуется. А если кто-то нарушит это его право жить как свободная личность, то государство встанет на его защиту и накажет нарушителя.
Сегодня мы с вами узнаем получше главный закон России – Конституцию РФ. Особое внимание уделим главе 2 «Права и свободы человека и гражданина». Это нужно не только для успешного обучения курсам история, обществоведение, и т.д.. В этом году вы заканчиваете школу и вступаете во взрослую жизнь. И чтобы в этой взрослой жизни вы чувствовали себя уверенно, вы должны четко знать на что вы имеете право, какими свободами можете пользоваться.
Итак, Конституция обеспечивает и охраняет права и свободы человека и гражданина
Вопрос учащимся:
– Вспомните, чем отличаются слова “человек” и “гражданин”?
(Человек – существо биосоциальное, права человека присущи ему от рождения и признаются за всеми людьми, независимо от того, являются ли они гражданами государства, в котором живут.
Права гражданина России напрямую связаны с его гражданством).
Таким образом, Гражданин РФ обладает: Слайд 12
Всеми правами человека.
Всеми правами гражданина.
Вопрос:
– Как узнать, где в Конституции речь идет о правах человека, а где о правах гражданина?
Учитель: – Есть подсказка. Слова: “каждый” и “гражданин”.
Посмотрите на статьи 2-й главы Конституции.
Одни статьи начинаются со слов: “Каждый имеет право….” – речь идет о правах человека.
А другие статьи со слов “Гражданин РФ…”
Ребята! Посмотрите на слайд. Слайд 13. В нем перечислены группы прав и свобод человека и гражданина:
Личные (гражданские) права.
Политические права.
Социальные права.
Экономические права.
Культурные права.
Задание учащимся: Слайд 14
Личные права – неотъемлемые права, которые принадлежат каждому человеку.
– Ребята! Попытайтесь найти во 2-й главе Конституции статьи, в которых перечисляются личные права:
(После выполнения задания открывается Слайд 12, где перечислены гражданские права
– Право на жизнь;
– Охрана достоинства личности;
– Свобода и личная неприкосновенность;
– Неприкосновенность частной жизни;
– Неприкосновенность жилища;
– Свободный выбор национальной принадлежности и языка;
– Свобода передвижения и места жительства;
– Свобода совести и вероисповедания;
– Свобода слова и мысли;
– Право на тайну переписи, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Задание: Слайд 15
Политические права – связанные с возможностью участвовать в управлении делами государства.
– Ребята! Найдите во 2-й главе Конституции статьи, в которых перечисляются политические права:
(После выполнения задания открывается Слайд 13)
– Право создания общественных, политических объединений;
– Признание политического многообразия, многопартийности;
– Право проводить собрания, митинги, демонстрации и шествия;
– Право на участие в управлении;
– Право избирать и быть избранными;
– Свобода массовой информации.
Задание учащимся. Слайд 16
Социальные права – обеспечивают достойный уровень жизни и благосостояние человека.
– Ребята! Попытайтесь найти во 2-й главе Конституции статьи, в которых перечисляются социальные права:
(После выполнения задания открывается Слайд 14)
– Право на отдых;
– Защита материнства и детства;
– Охрана здоровья и медицинская помощь;
– Социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца;
– Право на благоприятную окружающую среду.
Задание учащимся. Слайд 17
Экономические права – возможности свободного распоряжения имущественными благами и ведением хозяйственной деятельности.
– Ребята! Найдите в Конституции экономические права.
(После выполнения задания открывается Слайд 15)
– Право частной собственности на землю и имущество;
– Свобода труда, выбора деятельности и профессии;
– Право на труд и на оплату труда;
– Право на индивидуальные коллективные и трудовые споры;
– Право на жилище.
Задание учащимся. Слайд 18
– Ребята! Найдите в Конституции статьи, в которых перечислены культурные права.
(После выполнения задания открывается Слайд 18)
– Право на образование;
– Свобода литературного, художественного, научного, литературного творчества, преподавания;
– Право участвовать в культурной жизни страны;
– Пользоваться музеями, театрами, библиотеками.
Заканчивая разговор о правах и свободах, Я вам задам вопросы, а вы должны подумать, и ответить какое право в данной сказке нарушено.
Какое право нарушила лиса в сказке «Лиса и заяц»? (неприкосновенность жилища)
Каким правом воспользовались лягушка-путешественница, старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города? (свободное передвижение)
Какие права нарушались Карабасом в сказке «Приключения Буратино»? (на свободу, вознаграждения за труд)
Какого права лишили Буратино кот Базилио и лиса Алиса? (на имущество)
- А теперь попытайтесь угадать сказочных героев:
Кто пользуется правом свободного перемещения на нетрадиционном летательном аппарате? (баба Яга)
Кто нарушил право на свободу и держал Кая в плену? (Снежная Королева)
Буратино продал азбуку и не воспользовался правом на ... ( бесплатное обучение)
Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай (Де из сказки «Репка»)
Итак, с правами и свободами мы разобрались
Обязанности ребёнка.
Эпиграфом к нашему классному часу я взяла слова Н.Бердяева : «Свобода ведет к ответственности». Как вы думаете, что это означает?
Правильно: Каждый должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.
Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.
- Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).
Давайте в этой же главе Конституции найдем и наши обязанности (статьи 17(3), 38,43,44,47, 58, 59)
Итак, сегодня мы с вами повторили права и обязанности жителя России.
Любой человек, имеющий гражданство России, пользующийся правами и выполняющий обязанности, является гражданином России. Проверьте для себя, вы – граждане России?! Для этого ответьте на вопросы анкеты.