kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час на тему "Конституция Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель классного часа - углубить знания учащихся о главном законе страны. Подробно рассмотрев 2 главу Конституции РФ "Права и свободы человека и гражданина", содействовать воспитанию уважения учащихся к социальным нормам и ценностям, отраженным в Конституции РФ. К классному часу создана презентация, рассказывающая об истории Конституций РФ и подробно щ второй главе Конституции "Права и свободы человека и гражданина.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему "Конституция Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина" »

Классный час на тему:

«Российская Конституция: права и свободы человека и гражданина»



Цели:

  1. углубить знания учащихся о главном законе страны

  2. подробно рассмотрев 2 главу Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина», содействовать воспитанию уважения учеников к социальным нормам и ценностям, отраженным в Конституции


Оборудование: Конституция РФ, презентация, выставка книг, музыка


План:

  1. Введение

  2. История конституции

  3. Права и свободы человека и гражданина

  4. Обязанности человека и гражданина

  5. Заключительное слово



Цитата: «Свобода ведет к ответственности. Несвобода все делает безответственным». Н.Бердяев















Вступление

Все люди разные. И нет ни одного человека, мысли которого полностью совпадали бы с мыслями другого. Правда, кто-то может иметь мысли, похожие на чьи-то еще. Но совершенно одинаковых мыслей даже у двух человек быть не может.


А вот интересы людей могут совпадать. И не только отдельных людей, но и большинства групп. Эти интересы социологи так и называют – групповые интересы, социальные интересы.

Одни группы людей хотят свободно продавать и покупать землю, другие – против этого. Одни считают, что им лучше жить под властью монарха, другие желают демократии. Одни – за смертную казнь, другие – против. Кто-то считает 4 года достаточным сроком для работы президента, а кто-то – что и 7 лет мало. Представьте, что в государстве нет согласия по этим вопросам, и они по-своему решаются в каждом городе и селе. Что будет происходить в таком государстве?

Желание упорядочить жизнь в обществе породило идею общественного договора. То есть люди пришли к выводу, что нужно договориться об основных принципах, по которым они будут жить в своей стране. Для этой цели и стали приниматься КОНСТИТУЦИИ (от латинского слова constitution - установление, устроение).


Немного истории


Вопрос. Сколько Конституций было принято в нашей стране и когда? Какие важные вопросы рассматривались в них?
В 1918 г. большевики принимают 1-ю Конституцию Советской России (слайд9), Конституция гарантировала равноправие граждан, свободу союзов. Важнейшей задачей было уничтожение эксплуатации человека человеком. Избирательное право предоставлялось только тем, кто поддерживал большевиков.

В 1924 году, после образования СССР была принята Конституция союзного государства, которая зафиксировала принцип добровольности создания СССР, равноправия союзных республик.


В 1936 году была принята (неофициальное название) «Сталинская конституция». Конституция отражала важный этап в истории Советского государства – построение социализма.

В 1977 году была принята «брежневская» Конституция СССР.

Конституции закрепляла руководящую роль КПСС в советском обществе. Это подразумевало, что права на свободу слова, собраний на деле ограничивались, ими могли пользоваться только те, кто разделял идеологию правящей партии.

12 декабря 1993 г. была принята 1-ая демократическая Конституция в истории России. В ней закреплено общественное и государственное устройство Российской Федерации, ее избирательная система, принципы организации и деятельности органов власти и управления. И еще много других важных принципов.

Ребята, наш классный час проводится в год 20 годовщины со дня принятия конституции РФ.


Права и свободы человека и гражданина

Одним из самых важных положений российской Конституции является закрепление в ней прав и свобод российских граждан, всего, что связано с их защитой. Об этом говорится во 2 главе нашей Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Почему это самое важное? Потому, что каждый человек хочет чувствовать себя в обществе свободной личностью и жить в безопасности. А для этого он должен быть уверен, что может делать все, что не запрещено законом. Ему нужно знать, что любое его законное действие поддерживается государством, не запрещается, не преследуется. А если кто-то нарушит это его право жить как свободная личность, то государство встанет на его защиту и накажет нарушителя.


Сегодня мы с вами узнаем получше главный закон России – Конституцию РФ. Особое внимание уделим главе 2 «Права и свободы человека и гражданина». Это нужно не только для успешного обучения курсам история, обществоведение, и т.д.. В этом году вы заканчиваете школу и вступаете во взрослую жизнь. И чтобы в этой взрослой жизни вы чувствовали себя уверенно, вы должны четко знать на что вы имеете право, какими свободами можете пользоваться.


Итак, Конституция обеспечивает и охраняет права и свободы человека и гражданина

Вопрос учащимся:

– Вспомните, чем отличаются слова “человек” и “гражданин”?

(Человек – существо биосоциальное, права человека присущи ему от рождения и признаются за всеми людьми, независимо от того, являются ли они гражданами государства, в котором живут.

Права гражданина России напрямую связаны с его гражданством).


Таким образом, Гражданин РФ обладает: Слайд 12

  • Всеми правами человека.

  • Всеми правами гражданина.

Вопрос:

– Как узнать, где в Конституции речь идет о правах человека, а где о правах гражданина?

Учитель: – Есть подсказка. Слова: “каждый” и “гражданин”.

Посмотрите на статьи 2-й главы Конституции.

Одни статьи начинаются со слов: “Каждый имеет право….” – речь идет о правах человека.

А другие статьи со слов “Гражданин РФ…”


Ребята! Посмотрите на слайд. Слайд 13. В нем перечислены группы прав и свобод человека и гражданина:

  1. Личные (гражданские) права.

  2. Политические права.

  3. Социальные права.

  4. Экономические права.

  5. Культурные права.

Задание учащимся: Слайд 14

Личные права – неотъемлемые права, которые принадлежат каждому человеку.

– Ребята! Попытайтесь найти во 2-й главе Конституции статьи, в которых перечисляются личные права:

(После выполнения задания открывается Слайд 12, где перечислены гражданские права

– Право на жизнь;

– Охрана достоинства личности;

– Свобода и личная неприкосновенность;

– Неприкосновенность частной жизни;

– Неприкосновенность жилища;

– Свободный выбор национальной принадлежности и языка;

– Свобода передвижения и места жительства;

– Свобода совести и вероисповедания;

– Свобода слова и мысли;

– Право на тайну переписи, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.


Задание: Слайд 15

Политические права – связанные с возможностью участвовать в управлении делами государства.

– Ребята! Найдите во 2-й главе Конституции статьи, в которых перечисляются политические права:

(После выполнения задания открывается Слайд 13)

– Право создания общественных, политических объединений;

– Признание политического многообразия, многопартийности;

– Право проводить собрания, митинги, демонстрации и шествия;

– Право на участие в управлении;

– Право избирать и быть избранными;

– Свобода массовой информации.


Задание учащимся. Слайд 16

Социальные права – обеспечивают достойный уровень жизни и благосостояние человека.

– Ребята! Попытайтесь найти во 2-й главе Конституции статьи, в которых перечисляются социальные права:

(После выполнения задания открывается Слайд 14)

– Право на отдых;

– Защита материнства и детства;

– Охрана здоровья и медицинская помощь;

– Социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца;

– Право на благоприятную окружающую среду.


Задание учащимся. Слайд 17

Экономические права – возможности свободного распоряжения имущественными благами и ведением хозяйственной деятельности.

– Ребята! Найдите в Конституции экономические права.

(После выполнения задания открывается Слайд 15)

– Право частной собственности на землю и имущество;

– Свобода труда, выбора деятельности и профессии;

– Право на труд и на оплату труда;

– Право на индивидуальные коллективные и трудовые споры;

– Право на жилище.


Задание учащимся. Слайд 18

– Ребята! Найдите в Конституции статьи, в которых перечислены культурные права.

(После выполнения задания открывается Слайд 18)

– Право на образование;

– Свобода литературного, художественного, научного, литературного творчества, преподавания;

– Право участвовать в культурной жизни страны;

– Пользоваться музеями, театрами, библиотеками.


Заканчивая разговор о правах и свободах, Я вам задам вопросы, а вы должны подумать, и ответить какое право в данной сказке нарушено.


  1. Какое право нарушила лиса в сказке «Лиса и заяц»? (неприкосновенность жилища)

  2. Каким правом воспользовались лягушка-путешественница, старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города? (свободное передвижение)

  3. Какие права нарушались Карабасом в сказке «Приключения Буратино»? (на свободу, вознаграждения за труд)

  4. Какого права лишили Буратино кот Базилио и лиса Алиса? (на имущество)


- А теперь попытайтесь угадать сказочных героев:

  1. Кто пользуется правом свободного перемещения на нетрадиционном летательном аппарате? (баба Яга)

  2. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в плену? (Снежная Королева)

  3. Буратино продал азбуку и не воспользовался правом на ... ( бесплатное обучение)

  4. Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай (Де из сказки «Репка»)



Итак, с правами и свободами мы разобрались


Обязанности ребёнка.

Эпиграфом к нашему классному часу я взяла слова Н.Бердяева : «Свобода ведет к ответственности». Как вы думаете, что это означает?

Правильно: Каждый должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.

Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

- Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).

Давайте в этой же главе Конституции найдем и наши обязанности (статьи 17(3), 38,43,44,47, 58, 59)


Итак, сегодня мы с вами повторили права и обязанности жителя России.

Любой человек, имеющий гражданство России, пользующийся правами и выполняющий обязанности, является гражданином России. Проверьте для себя, вы – граждане России?! Для этого ответьте на вопросы анкеты.


Заключение.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Рябчикова Валентина Михайловна

Дата: 26.10.2015

Номер свидетельства: 244138

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Классный час "День Конституции.""
    ["seo_title"] => string(30) "klassnyi_chas_den_konstitutsii"
    ["file_id"] => string(6) "491076"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1544979782"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Классный час "День Конституции""
    ["seo_title"] => string(32) "klassnyi_chas_den_konstitutsii_1"
    ["file_id"] => string(6) "531879"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1576345070"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "классный час на тему "мы-будущие избиратели" "
    ["seo_title"] => string(49) "klassnyi-chas-na-tiemu-my-budushchiie-izbiratieli"
    ["file_id"] => string(6) "194963"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427826156"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Классный час "Закон и мы""
    ["seo_title"] => string(20) "klassnyichaszakonimy"
    ["file_id"] => string(6) "255878"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448014883"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(262) "Методика проведения внеурочного мероприятия по правовому воспитанию учащихся 9-11 классов "Обязанности и ответственность несовершеннолетних" "
    ["seo_title"] => string(163) "mietodika-proviedieniia-vnieurochnogho-mieropriiatiia-po-pravovomu-vospitaniiu-uchashchikhsia-9-11-klassov-obiazannosti-i-otvietstviennost-niesoviershiennolietnikh"
    ["file_id"] => string(6) "225726"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1439837414"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства