Цель: формирование правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами человека, обобщение начальных правовых знаний у несовершеннолетних.
Задачи:
Дать возможность почувствовать себя гражданами своей страны;
С помощью литературных героев познакомить с правами и обязанностями;
Способствовать формированию собственного достоинства, осознанию своих прав, свобод и обязанностей;
Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;
Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других;
Воспитывать уважение к другим людям, чувство коллективизма и ответственности.
Форма проведения: данное мероприятие проводится в виде игры по станциям в нескольких кабинетах Игра состоит из 9 станций-этапов. На каждом этапе команда набирает баллы, которые записываются в «Маршрутный лист». Побеждает тот класс, который наберет в сумме наибольшее количество баллов.
Оборудование: магнитофон, интерактивная доска, бланки и карточки с заданиями, маршрутные листы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Права и свободы человека и гражданина»
КГУ «Школа-лицей №5»
Правовой турнир
«Права и свободы человека и гражданина»
Классный руководитель Рустембеков Ш.Р
Класс: 6 «В»
2024-2025 учебный год
«Права и свободы человека и гражданина»
Цель: формирование правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами человека, обобщение начальных правовых знаний у несовершеннолетних.
Задачи:
Дать возможность почувствовать себя гражданами своей страны;
С помощью литературных героев познакомить с правами и обязанностями;
Способствовать формированию собственного достоинства, осознанию своих прав, свобод и обязанностей;
Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;
Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других;
Воспитывать уважение к другим людям, чувство коллективизма и ответственности.
Форма проведения: данное мероприятие проводится в виде игры по станциям в нескольких кабинетах Игра состоит из 9 станций-этапов. На каждом этапе команда набирает баллы, которые записываются в «Маршрутный лист». Побеждает тот класс, который наберет в сумме наибольшее количество баллов.
Оборудование: магнитофон, интерактивная доска, бланки и карточки с заданиями, маршрутные листы.
Ход занятия:
Этап занятия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Время
Этап № 1. Организационный
Создание благоприятного эмоционального фона.
Организация внимания учащихся, обеспечение полной готовности к работе
Ведущий рассказывает притчу об отце и сыне, который постоянно грубил и оскорблял окружающих людей.
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, или совершит плохой поступок вбить один гвоздь в доску забора.
В первый день в доске было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился себя контролировать, и с каждым днём число забиваемых в доску гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свое поведение, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он перестал ругаться и совершать плохие поступки. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из доски по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в доске не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в доске дыр? Она уже никогда не будет такой как прежде. Когда совершаешь зло, в душах людей, которых ты обижаешь, остается такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
Представьте себе, что доска, это ваша жизнь, а гвозди это ваши плохие поступки и слова. Все в этой жизни зависит от вас, от того какие поступки вы совершаете, от того как вы относитесь к себе и окружающим вас людям.
И сегодня я предлагаю вам пройти квест-игру Мы попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность».
Слушают внимательно
1-2
Этап № 2
Мотивирование к учебной деятельности.
Определение проблемы и путей ее решения.
ЗНАКОМСТВО С КОМАНДАМИ презентация команд, название, девиз. Проведение инструктажа для участников квест-игры - правила прохождения квеста; - тайминг -на каждую станцию не более 30 мин; - выступление экспертов; - представление жюри; - вручение маршрутизаторов капитанам команд; - ИНСТРУКТАЖ:
1. Вам предстоит пройти маршрут от одного пункта к другому, решая поставленные задачи.
2. Все пункты вашего поиска необходимо отмечать на маршрутном листе,
3.Начинать свое движение вы должны со станции которая обозначена первой в вашем маршрутном листе.
4. Получая задания на станциях, обязательно обсудите все варианты ответа, предложенные командой. Ошибка может стоить вам времени.
5. Передвигаясь по станциям от одного объекта к другому, не забывайте о правилах поведения:
не нарушать маршрут;
не создавать препятствий другим командам.
6. Закончив испытания на последней станции, вся команда возвращается в актовый зал для подведения итогов
Представление команд
Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.
3
Этап № 3 Актуализация опорных знаний
Виды ответственности
Я расскажу вам о видах юридической ответственности за нарушения.
Существует 4 вида юридической ответственности:
Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.
Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т. е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. (испорченная вещь)
Повторение материала по теме
5
Сейчас я дам вам задания, а вы постарайтесь правильно ответить: к какому виду ответственности относится нарушение:
Порвал учебник одноклассника (Гражданская)
Появление подростка на улице в нетрезвом виде (Административная)
Избил одноклассника (Уголовная)
Совершил кражу мобильного телефона. (Уголовная)
Совершил прогул, опоздал (Дисциплинарная)
Переходил дорогу в неположенном месте. (Административная)
Разбил мячом окно. (Гражданская)
Нецензурно выражался в общественном месте. (Административная)
Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (Уголовная)
Подростки писали на стенах нецензурные слова. (Административная)
Обучающиеся отвечают на вопросы.
Этап №4.
Изучение нового материала.
Блиц опрос по теме здоровье:
1. Что не купишь ни за какие деньги. (Здоровье)
2. Для нормального функционирования человеку необходимо в день 2,5 литров этого вещества. Что это? (Вода).
3.Как называется массовое заболевание людей. (Эпидемия)
4. Как называется одним словом рациональное распределение времени. (Режим)
5. Тренировка организма холодом. (Закаливание)
7. Какая жидкость переносит в организме кислород. (Кровь)
11. Назовите витамин, который вырабатывается в организме человека только под воздействием солнечных лучей. (Витамин Д).
12. В этом состоянии люди проводят треть своей жизни. Оно полезно и необходимо. Что это? (Сон)
13. Что необходимо принимать перед сном обязательно, а в жаркую погоду - утром и вечером? (Душ).
Обучающиеся отвечают на вопросы.
15
Этап №5 Закрепление полученных знаний..
Вы познакомились с нормативными документами, регулирующими отношение всех участников образовательного процесса. Перед вами распечатка с вопросами, которые задавали ваши сверстники. Давайте попытаемся ответить на наиболее часто встречающиеся вопросы, которые задают учащиеся или их родители.
1.Ситуация на экране. (Просмотр видео)
К директору приходит родитель и просит перевести его ребенка на обучение на дому, т.к. его ребенок заболел. Что должен ответить родителю директор школы?
2. Ситуация1.
«У меня в семье очень тяжелая ситуация, и у меня нет выхода из этой ситуации как только бросить школу и начать работать, а в школе говорят что я обязана закончить хотя-бы 9 классов что мне делать подскажите!!!!Я уже нашла работу и мне она очень нравится я хорошо себя чувствую в своем коллективе!! очень хочу работать!!!!
Права ли администрация школы в этом случае? С какого возраста учащийся может работать?
3.Ситуация.
«Могли бы вы мне помочь или подсказать? У меня проколота нижняя губа и там стояло черное колечко, но в связи с занятиями в школе, я сменила его на серебреное двойное, спиралью. Так как сегодня должна была быть физ-ра, я одела шорты, не очень короткие, чуть выше колена, серые колготки с узором, серую кофту и сверху куртка черная, в рок стиле. … Вошла в школу, в гардеробе раздела куртку и повесив ее, только хотела выйти и пойти в класс.. Учительница потребовала, что бы я снимала пирсинг. Нормально?. Просидела минут 20 в раздевалке, пришла директор и начала тоже мне говорить, что я ужасно одета и что бы сняла пирсинг. Вообщем, меня не допустили до занятий и отправили домой переодеваться. Как это понимать Приехав домой, я застала отца, который открыв дверь не понимал, что я тут делаю. Обьяснив ситуацию, папа сказал, что завтра поедем разбираться, потому что они не могу запретить мне носить пирсинг.»
4.Ситуация. Последним будет вопрос, с которого мы начинали свой урок. Как бы вы сейчас ответили на этот вопрос?
«Добрый день меня выгоняют из школы что мне делать? я учусь в государственной школе они имеют право меня выгнать или нет?»
Работа по группам.
Обучающиеся обсуждают решение ситуационных задач в своей группе, формулируют аргументы.
Представитель группы озвучивает решение и аргументирует его на основе нормативных документов.
Обучающиеся других групп соглашаются с решением или высказывают свою точку зрения, аргументируя ее.
Группа экспертов вносит необходимые коррективы и формулирует окончательный ответ.
Примерный ответ:
Формы обучения могут быть разные.Директор школы должен разрешить обучение на дому, т.к. это разрешено Законом «Об образовании в РК». Родители должны написать заявление и представить медицинские документы.