1 | 2 |
Тема | Семейное право |
Цель | дать характеристику основ семейного права РФ и продолжить формирование способностей учащихся к выбору действий и поступков в морально-правовой ситуации в соответствии с нормами семейного законодательства и морали. |
Задачи | Образовательные: актуализировать известные учащимся знания по семейному праву; дать более глубокие и осмысленные знания (по сравнению с основной школой) о семейном праве; конкретизировать теоретические представления о порядке и условиях заключения и расторжения брака, личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях супругов, родителей и детей в семье; познакомить с формами воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; довести до учащихся специфику юридического понимания семьи и значимость правового регулирования семейных отношений; Развивающие: продолжить формирование умений учащихся работать с источниками, анализировать их содержание на основе полученных знаний; формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях; коммуникативные навыки общения при работе в группе ; организовать познавательную деятельность учащихся таким образом, чтобы они умели самостоятельно строить рассказ, опираясь на свои знания и источники; Воспитательные: сформировать представление о личности и социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования семейных отношений. формировать мнение о роли семьи в обществе. Вырабатывать определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям. создать психологические и правовые предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни. Сформировать у учащихся четкое осознание необходимости правового регулирования семейных отношений; уяснить влияние семьи на развитие личности и общества, ее роль и значение в современном обществе. |
УУД | Личностные: 1.Самостоятельно выявлять правовой прецедент, давать оценку заданной ситуации. 2.Обосновывать собственное мнение. Регулятивные: 1. Определять цель – проблему. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность. 4. Работать по плану. 5. Оценивать степень и способы достижения цели. Коммуникативные: 1.уметь вести дискуссию, диалог. 2.сотрудничество в учебной деятельности. 3.выражать и обосновывать свое мнение. Познавательные: 1. Находить достоверную информацию из разных источников. 2. Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактическую информацию. 3. Устанавливать причинно-следственные связи. 4. Анализировать, обобщать, делать выводы |
Основные понятия | семья, брак, условия вступления в брак, личные и имущественные права и обязанности супругов, брачный договор, порядок расторжения брака. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. |
Межпредметные связи | Право, литература, история. |
Ресурсы | ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ. 1. Семейный Кодекс РФ. Электронное издание. 2. Электронное приложение к учебнику «Обществознание», 11 класс. – М, Просвещение. 3. Дидактический материал к уроку обществознания, 11 класс.- М., Баласс.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение» http://www.social.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение» Дополнительные Интернет-ресурсы http://www.historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека |
Форма урока | Комбинированный урок |
Технология | Проблемно – дискуссионная. |
- семейный кодекс не допускает произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;
- в семейном кодексе запрещаются любые формы ограничения семейных прав и предусмотрена возможность граждан по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им семейными правами.
- Семья находится под защитой государства, так же как и материнство, отцовство и детство.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников |
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. | Вступительное слово. На всём протяжении существования человечество сформировало ряд ценностей, значение которых очень велико. Назовите общечеловеческие ценности (здоровье, образование, традиции и обычаи, вера, семья и т.д.). Семье, семейным отношениям еще в Древней Руси придавали большое значение. Семья являлась всегда миниатюрным государством со своим главой и собственной публичной властью. Например, в своем «Поучении детям» Владимир Мономах говорил о воспитательных функциях семьи. На протяжении всей истории государства общество постоянно обращало внимание на развитие брачно-семейных отношений. И.Резник в своем Гимне семье сказал: Семья – любви великой царство. В ней вера, праведность и сила. Семья – опора государства, Страны моей, моей России. Фиксируем 1-й факт: семья –это маленькое государство Обобщая ответы учеников, фиксируем учебную проблему: Почему семья признаётся основной ценностью человечества? | Ученики высказывают различные мнения, которые сводятся к тому, что семья –это основная единица общества, каждый член которой имеет не только права, но и ряд существенных обязанностей перед обществом и государством. Ученики делают вывод Результаты соцопроса, выявление проблемы. –Нас удивило, что основная масса людей страдает правовой безграмотностью.
Высказывают свои варианты учебной проблемы. Фиксируют главные вопросы: что семья дает человеку, что семья дает государству, функции семьи. |
II. Версии. | Изобразите в рабочих листах вашу версию слова «семья». | Предполагаемые версии: Родство, общее хозяйство, дети, брак, права и обязанности. Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Записывают ответы в рабочий лист. |
III. Актуализация знаний. | Если есть государство, значит, есть определенные права и обязанности. Какие источники семейного права вы можете назвать? Что такое правоотношения? На основе изучения нашей темы урока понятие «правоотношения» будет конкретизировано на примерах регулируемых нормами права отношений членов семьи. А сейчас попробуем разобраться в том, какой брак мы можем назвать действительным. Всякий ли союз между мужчиной и женщиной является законным браком? - Каковы условия и порядок заключения брака? - Каковы условия прекращения брака? - Когда брак признаётся недействительным? На эти вопросы вы должны ответить, работая в группах с источниками.
В последнее время мы наблюдаем возросшее количество случаев, когда семейные пары проживают в церковном браке, появившемся в результате венчания мужчины и женщины в церкви без регистрации брака на законных основаниях; в фактическом браке – длительное совместное проживание мужчины и женщины, при котором брачные отношения не оформлены в ЗАГСЕ. Поэтому ни церковный, ни фактический брак не порождают правовых отношений между супругами. Примером может служить история Пабло Пикассо и Франсуазы Жило, одной из гражданских жён художника. Они познакомились в 1943 году: она – начинающий живописец, он – всемирно известный мастер, к тому же на 40 лет её старше. Они прожили вместе 10 лет. Двое детей – сын Клод и дочь Палома, казалось, навечно скрепили их союз. И всё-таки Франсуаза ушла. Не только потому, что они с Пабло не были обвенчаны, - ей надоели его диктаторские замашки, бытовой садизм: в гневе он мог потушить о её щёку сигарету. Естественно, ни она, ни дети не получили ничего из миллионного состояния художника. Какая проблема выявляется в данной ситуации? | Правоотношения-это охраняемое государством и урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого имеют взаимные права и обязанности).
(работа в группах с СК РФ) - Дать определение законному браку выделить существенные характеристики -условия заключения брака, обстоятельства, препятствующие его заключению. -Основания для прекращения брака. Ответы записываются в рабочий лист.
Фиксируется проблема: нарушение системы правоотношений. |
IV. Планирование деятельности. | Вопросы для реализации УУД: 1) Правовая связь членов семьи. 2) Вступление в брак и расторжение брака. 3) Права и обязанности супругов. 4) Права и обязанности детей и родителей. 5) Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. 6) Брачный договор | Определяем план действий по решению проблемы. |
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
| Итак, определим субъекты и объекты правоотношений.
Какие же правоотношения регулирует семейное право?
В дискуссионной форме выясняем: - институт родителей и детей. -права и обязанности сторон. - в каких случаях происходит лишение родительских прав? -что такое алименты? -что такое институт опеки и попечительства? Фиксация материала в решении проблемы: В редакцию одного юридического журнала пришло такое письмо: «В нашем доме живет очень старая и больная женщина — Ольга Сергеевна. Мы, все ее соседи, хоть и сами люди немолодые, помогаем ей как можем. Кто сходит за продуктами, кто уберет квартиру, кто приготовит обед, кто поможет ей из квартиры спуститься на улицу, у дома на лавочке посидеть. До последнего времени мы все считали, что Ольга Сергеевна одинокая, что нет у нее на свете ни одной родной души. Ведь никогда она никому не жалуется, да и о себе не рассказывает. Но как-то вечером рядом с нашим домом остановился роскошный автомобиль, и из него вышел молодой, хорошо одетый мужчина. Оказалось, что это родной сын Ольги Сергеевны. Но приезжал он не затем, чтобы помочь своей матери, уделить ей внимание, узнать о здоровье. Он приехал уговорить мать согласиться жить в доме для престарелых, а квартиру подарить ему. Долго после его отъезда все мы возмущались, а вот что можно по закону с такими сделать — не знаем. Помогите нам». А какой документ призван защитить имущественные права супругов? Что мы знаем о брачных договорах?
Предлагаем вариант брачного договора. Попробуйте предложить свои варианты. | Субъекты семейных правоотношений: муж и жена, дети, усыновители и усыновлённые, другие родственники Объекты семейных отношений: действия членов семьи, вещи…
СК РФ регулирует личные и имущественные отношения. (работа со слайдами о правах и обязанностях) Учащиеся работают со слайдами презентации.
Учащиеся, сославшись на ст.87 Семейного кодекса РФ, должны предложить свои варианты решения данной проблемы.
Справка об истории брачных договоров.
Обсуждение текста брачного договора. |
VI. Выражение решения проблемы. | Итак, для того, чтобы обобщить вышесказанное, составляем кластеры по группам:
В качестве вывода делаем синквейн по проблеме урока. | Составляют кластер по заданной теме: -Правовые основы семьи и брака -Правовое регулирование семейно – брачных отношений - институт детей и родителей. Делаем общие выводы. |
VII. Применение нового знания. | Решение ситуативных задач: Бабушка подарила своему 12-летнему внуку принадлежавшую ей приватизирован-ную квартиру. Кто теперь является собственником квартиры? Кто имеет право распоряжаться этой собственностью, например, сдать квартиру в аренду? Является ли дача, перешедшая по наследству к одному из супругов после заключения брака, их совместной собственностью? Супруги, не имеющие несовершеннолетних детей и не предъявляющие друг другу имущественных претензий, приняли решение развестись. Должен ли вопрос о разводе решаться в суде? Супруги М. подали на развод. Жена собирается потребовать на суде долю в общей собственности с учетом полученных мужем в качестве наследства и проигранных им в карты автомобиля «Москвич» и дома в деревне, так как, по ее мнению, супруг расходовал это имущество в ущерб интересам семьи. Удовлетворит ли суд ее требование? Супруги, имеющие сына, разводятся и делят имущество. К кому должны перейти приобретенные для сына спортивный тренажер и музыкальный инструмент? При разделе имущества после развода супруга потребовала разделить всё имущество, нажитое в период нахождения в браке, поровну, включая дачу, которую её супруг получил в порядке наследования после смерти отца. Какое решение примет суд? При разделе имущества в связи с разводом гражданин В. потребовал, чтобы суд присудил ему 2/3 подлежащего разделу имущества на том основании, что почти всё имущество было приобретено на его деньги, так как в течение пяти лет жена не работала. Жена на суде потребовала разделить имущество поровну, сославшись на то, что она занималась домашним хозяйством. Какое решение должен вынести суд? Супруги при вступлении в брак составили брачный договор, согласно которому все предметы роскоши, подаренные мужем жене, будут принадлежать ей и останутся за ней в случае развода. После трёх лет совместной жизни супруги развелись, и муж потребовал, чтобы подаренные им жене дорогостоящие украшения и картины были поделены поровну. При этом он ссылался на нормы Семейного кодекса РФ. Правомерны ли притязания мужа? | Коллективное решение поставленных задач с элементами дискуссии.
Примерные выводы по теме: - семейный кодекс не допускает произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи; - в семейном кодексе запрещаются любые формы ограничения семейных прав и предусмотрена возможность граждан по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им семейными правами. - Основные аспекты семейной жизни регулируются законом и Семейным кодексом РФ - Семья находится под защитой государства, так же как и материнство, отцовство и детство.
|
VIII. Рефлексия. | Ребята, как вы думаете, пригодятся ли вам знания, полученные на уроке? И закончить я хочу урок опять же словами Ильи Резника Семья – источник изначальный Небесным ангелом хранимый, И грусть, и радость, и печали Одни на всех, неразделимы! Пусть повторятся в поколеньях Благословенной жизни дни. Храни, Господь, очаг семейный, Любовь любимых охрани! (И.Резник) | Оформление рабочих листов и заполнение опросного листа. |
Домашнее задание. | На основании изученного материала написать эссе: -«Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества» Ф.Адлер. - « Хорошее дело браком не назовёшь» . - «Там где начинается быт, заканчивается любовь». | |