kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок обществознания в 5 классе по теме: "Наша Родина – Россия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: после урока учащиеся смогут

- объяснить понятия «Федерация», «Родина», «патриот»;

- показать на карте  территорию России;

- продолжить формирование умений работы с текстом, аргументировать свой ответ, делать выводы;

- сформулировать свое мнение о чувствах гражданственности и патриотизма.

Основные понятия урока: Родина, Федерация, субъекты федерации, государство.

Ресурсы:

- учебник обществознания 5 класс  под редакцией Л.Н. Боголюбова

- тексты стихотворений

- распечатка текста на парту: Рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»

- распечатка текста на парту: «Юные патриоты»

- игровые элементы для игры «Собери пословицы»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок обществознания в 5 классе по теме: "Наша Родина – Россия"»

18

Открытый урок обществознания

в 5 классе

по теме: «Наша Родина – Россия»



Выполнила: учитель истории и обществознания

Микаелян К.С.



Цели: после урока учащиеся смогут

- объяснить понятия «Федерация», «Родина», «патриот»;

- показать на карте территорию России;

- продолжить формирование умений работы с текстом, аргументировать свой ответ, делать выводы;

- сформулировать свое мнение о чувствах гражданственности и патриотизма.



Основные понятия урока: Родина, Федерация, субъекты федерации, государство.

Ресурсы:

- учебник обществознания 5 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова

- тексты стихотворений

- распечатка текста на парту: Рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»

- распечатка текста на парту: «Юные патриоты»


- игровые элементы для игры «Собери пословицы»














Технологическая карта урока.

этапы

методы и приемы обучения

время

1 этап. Мотивация

Анализ стихотворений «Россия – Моя Родина», «Россия – Родина Моя»

Вопросы классу:

-Что такое Родина, по мнению поэтов, стихотворения которых вы прочли?

- А что для вас значит Родина?

не более

3-х мин.





2 этап

Целеполагание

- сообщение целей урока

1 мин.

3 этап

Исследование информации


План.

1.Российская Федерация.

2. Русский язык - государственный.

3.Что значит быть патриотом.

1 мин.

3.1.

1. Чтение и анализ текста: Рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»

Вопросы классу:

- Что такое «Родина»?

- Почему человек тоскует по Родине?

- Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)

Запись в тетради: определение слова «родина»

2.Объяснение учителя о государственном устройстве нашей страны, и работа с политической картой РФ.

Записи в тетради.

-В каком субъекте РФ живём мы?

- Столица России?

Запись в тетради: определение слова «федерация»




10 мин.












5 мин

3.2.

Работа с текстом учебника (комментированное чтение).

Беседа с обучающимися о значении государственного языка; обсуждение пословиц о русском языке

5-6 мин.


3.3

Чтение и анализ текста: «Юные патриоты»

Вопросы:

В чём проявилась у героев любовь к Родине?

А каких героев знаете вы?

Работа с текстом учебника (комментированное чтение).

Просмотр и обсуждение плаката «Родина мать зовёт»

Вопросы:

-К чему призывает этот плакат?

-Почему такой призыв звучит от имени Родины?

Запись в тетради: определение слова «патриот»

Выводы





10мин.





4 этап

Интерактивное упражнение

Практикум

Игра «Собери пословицы»



5 мин.


5 этап Рефлексия


Два вопроса: О чем шла речь на уроке? Что мы делали на уроке?


2 мин.

6этап

Оценивание

Листы самооценки

1 мин.

7 этап

Домашнее задание

Домашнее задание.п.11;

  1. Как вы понимаете пословицу: «Плоха та птица, которой родное гнездо не мило»?

  2. Напиши письмо своему сверстнику, живущему далеко от тебя. Расскажи ему о своей малой Родине. Если захочешь, подбери фотографии твоих любимых родных мест.




1-2 мин.













































План

1.Российская Федерация.

2. Русский язык - государственный.

3.Что значит быть патриотом.


ХОД УРОКА


1. МОТИВАЦИЯ Слайд 1

Добрый день, ребята!

Работа со стихотворениями: На ваших столах листы со стихотворениями. Учителю рекомендуется организовать прослушивание стихотворений о Родине и попросить обучающихся ответить на вопросы:

Россия — Моя Родина!
Россия – Ты мне как вторая мама,
Я рос и вырос на Твоих глазах.
Иду вперёд уверенно и прямо,
И верю в Бога, что живёт на небесах!
Люблю я звон колоколов Твоих церковных,
И наши сельские цветущие поля,
Людей люблю я, добрых и духовных,
Которых вырастила Русская Земля!
Люблю я стройные, высокие берёзки – 
Наш знак и символ Русской красоты.
Смотрю на них и делаю наброски,
Словно художник я пишу свои стихи.
Не смог бы никогда с Тобой расстаться,
Ведь я люблю Тебя всем сердцем и душой.
Придёт война, и я пойду сражаться,
В любой момент хочу быть лишь с Тобой!
А если вдруг когда–нибудь случится,
Что нас судьба с Тобою разведёт
Как птица в тесной клетке буду биться,
И каждый Русский здесь меня поймёт!
Е. Кисляков

О, Родина!

О, Родина! В неярком блеске

Я взором трепетным ловлю

Твои пролески, перелески –

Все, что без памяти люблю:

И шорох рощи белоствольной,

И синий дым в дали пустой,

И ржавый крест над колокольней,

И низкий холмик со звездой…

Мои обиды и прощенья

Сгорят, как старое жнивье.

В тебе одной – и утешенье

И исцеление мое.

А. Жигулин

Родина

Родина – слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок… и я.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щечке родинка –

Это тоже Родина.

Т. Бокова

Этап определения темы урока

-Что такое Родина, по мнению поэтов, стихотворения которых вы прочли?

- А что для вас значит Родина?

Общий вывод: Общим домом для россиян, является Россия.

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? Определите тему сегодняшнего урока.

Учитель конкретизирует тему урока. Наша Родина – Россия. Слайд 2

2 этап. Цели урока.

Как вы думаете, что конкретно в рамках данной темы мы будем изучать?

(Ответы учащихся).

Правильно!

Обобщив ваши ответы, давайте выделим цели нашего урока: изучить понятие «Родина»; понимать свою принадлежность к своей Родине, радоваться, любить и сострадать вместе с ней.

В конце урока вы сможете:

- объяснить понятия «Федерация», «Родина», «патриот»;

- сформулировать свое мнение о чувствах патриотизма


3 этап. Исследование информации.


3.1..Российская Федерация.


Работа с текстом.

Сейчас вам предстоит поработать с текстом. Слайд 3


Вопросы классу:

- Что такое «Родина»?

- Почему человек тоскует по Родине?

- Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)

рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»:

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.


Запишите определение слова «Родина» в тетрадь.

 Слайд 4

РОДИНА-1.Отечество, родная страна.

2.Место рождения, происхождения кого - чего-нибудь.

Работа в парах, выписывают слова: Родственные слова к слову Родина

Ответы:

Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.

Родич – родственник, член рода.

Родня – родственники.

Родословная – перечень поколений одного рода.

Учитель: Слайд 5. А теперь, посмотрите на современную карту России (стр.94-95) Какая она разноцветная. Цветом обозначены республики, края, области, которые входят в состав РФ, т. е её субъекты.

Работа в тетради: Слайд 6. субъект РФ – это государственное образование в составе федерации.

Субъекты = края, области, республики, автономные округи, города.

Ребята, как вы думаете, различаются ли чем – то субъекты Российской Федерации? (откройте стр. 92 учебник, найдите ответ на данный вопрос)

Учитель: несмотря на то, что субъекты РФ различаются по площади, все они имеют равные права.

А теперь давайте с вами найдем на этой же странице учебника (стр.92) права субъектов РФ и запишем их:

1. Право иметь свою территорию.

2. Право иметь свои органы власти и управления.

3. Право иметь свой герб и флаг.

4.Право обучать детей на родном языке. Слайд 7

Учитель: Каждый субъект имеет свои законы, но все законы, принимаемые в субъектах РФ не могут противоречить Основному Закону государства – Конституции РФ.

Работа в тетради: Законы, принимаемые в субъектах РФ, не могут противоречить Основному закону государства – Конституции РФ. Слайд 8

Учитель: Как называется народ, проживающий в России? Русские.

Не только русские люди считают Россию своей Родиной, ее просторы населяют более 100 народностей.

Итак, Россия – многонациональное государство.

Задание:

-Найдите на карте наиболее крупные города. Назовите их.

-В каком субъекте РФ живём мы?

- Столица России? Слайд 9


Запишите определение слова «федерация»: Слайд 10 это союзное государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования (штаты, земли, а в России - области, края, республики)


3.2. Русский язык - государственный


Учитель предлагает прочесть текст на стр.93 учебника «Русский язык – государственный».

Обратить внимание на то, что на русском языке пишутся официальные государственные документы, на нём Россия ведёт переговоры с другими государствами, обязательное изучение русского языка в школах РФ, русский язык является ещё и языком межнационального общения. Физкультминутка

3.3. Что значит быть патриотом. Слайд 11

Чтение и анализ текста: «Юные патриоты»

Юные патриоты.

Примеры героического проявления патриотизма широко известны. Многие юные патриоты участвовали в войнах.

В войне 1812 года два сына генерала Н. Н. Раевского участвовали совсем юными (одному было 17, другому 10 лет).

Старший, Александр Николаевич (1795 – 1868), был награждён за Бородинское сражение орденом Св. Владимира, а за сражение под Красным в ноябре 1812 года – золотой шпагой. Принимал участие в Заграничном походе русской армии 1813 – 1814 годов. Был близок с А. С. Пушкиным, привлекался к следствию по делу декабристов. Был выслан из столицы, служил чиновником особых поручений в Новороссии.

Младший, Николай Николаевич (1801 – 1843), был зачислен на военную службу в 10 летнем возрасте, участвовал вместе с братом Александром в знаменитом бою при Салтановке, где его отец, став во главе Смоленского пехотного полка, упорно отстаивал мост от французов. Атакующий неприятель в четыре раза превосходил смельчаков. В том же ,1812 году Н. Раевский за отличие произведен в подпоручики, затем принимал участие в освобождении Европы, отличился при взятии Парижа и награждён орденом Св. Владимира 4 степени. Его также высоко ценил А. С. Пушкин. Член Государственного Совета. Был близко знаком со многими декабристами. Дружбой с Н.Н. Раневским гордился А.С .Пушкин. Являлся двоюродным братом Дениса Давыдова.


Проблемные вопросы:

В чём проявилась у героев любовь к Родине?

А каких героев знаете вы?

Работа с текстом учебника стр.96 – комментированное чтение. Жил на свете человек. ( В.И. Даль) Слайд 12

Работа в тетради: Патриот – человек любящий свое Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающей подвиги во имя интересов своей Родины. Слайд 13

Просмотр и обсуждение плаката «Родина мать зовёт» Слайд 14

Вопросы:

-К чему призывает этот плакат?

-Почему такой призыв звучит от имени Родины?

Быть патриотом, значит искренне любить свое Отечество, быть преданным своему народу, готовым на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.


4.Интерактивное упражнение.

Практикум

Игра «Собери пословицы» Слайд 15

Учитель: Ну, теперь вы очень многое знаете о нашей Родине и о людях, живущих здесь. Поэтому, я думаю, что вы легко справитесь с последним заданием. Перед вами рассыпанные пословицы. Соотнесите начало пословиц и поговорок с их продолжением. Для этого соедините соответствующие цифры и буквы.

1

Всякому мила

А

а чужая - мачеха

2

Родная сторона – мать,

Б

кто умеет домом жить

3

На чужой сторонушке

В

в чужом - ворона

4

Чужбина – калина,

Г

там сгодился

5

В родном краю сокол,

Д

а дом люби по старине

6

Тому не о чем тужить,

Е

своя сторона

7

Ищи добра на стороне

Ё

родина – малина

8

Где родился

Ж

рад своей воронушке

9

Человек без Родины,

З

дороже всякого богатства

10

Народное братство

И

что соловей без песни


Ответы: Слайд 16

5. Этап рефлексии. Слайд 17.

Учитель задает два вопроса: О чем шла речь на уроке? Что мы делали на уроке?

Ответ на первый вопрос:

Объясняли смысл понятия «субъект РФ». Узнали статус субъекта, в котором находится школа. Характеризовали особенности России как многонационального государства. Объясняли значение русского языка как государственного

Ответ на второй вопрос:

Определили тему и цели урока; работали с документами; вели исследование; делали вывод; систематизировали изученный материал.

Продолжите фразу: Слайд 18

Я научился…

Мне было трудно…

Мне понравилось…

Закончить наш урок, я бы хотела словами Ивана Сергеевича Тургенева

«Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, вдвойне горе тому, кто действительно без нее обходится».

6этап. Оценивание. Оцените себя. Поставьте себе оценку за урок в Листах самооценки.


7. Домашнее задание. п.11. Слайд 19

  1. Как вы понимаете пословицу: «Плоха та птица, которой родное гнездо не мило»?

  2. Напиши письмо своему сверстнику, живущему далеко от тебя. Расскажи ему о своей малой Родине. Если захочешь, подбери фотографии твоих любимых родных мест.


Спасибо! На этом наш урок окончен!















Приложение.1


Россия — Моя Родина!
Россия – Ты мне как вторая мама,
Я рос и вырос на Твоих глазах.
Иду вперёд уверенно и прямо,
И верю в Бога, что живёт на небесах!
Люблю я звон колоколов Твоих церковных,
И наши сельские цветущие поля,
Людей люблю я, добрых и духовных,
Которых вырастила Русская Земля!
Люблю я стройные, высокие берёзки – 
Наш знак и символ Русской красоты.
Смотрю на них и делаю наброски,
Словно художник я пишу свои стихи.
Не смог бы никогда с Тобой расстаться,
Ведь я люблю Тебя всем сердцем и душой.
Придёт война, и я пойду сражаться,
В любой момент хочу быть лишь с Тобой!
А если вдруг когда–нибудь случится,
Что нас судьба с Тобою разведёт
Как птица в тесной клетке буду биться,
И каждый Русский здесь меня поймёт!
Е. Кисляков

О, Родина!

О, Родина! В неярком блеске

Я взором трепетным ловлю

Твои пролески, перелески –

Все, что без памяти люблю:

И шорох рощи белоствольной,

И синий дым в дали пустой,

И ржавый крест над колокольней,

И низкий холмик со звездой…

Мои обиды и прощенья

Сгорят, как старое жнивье.

В тебе одной – и утешенье

И исцеление мое.

А. Жигулин




Родина

Родина – слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок… и я.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щечке родинка –

Это тоже Родина.

Т. Бокова







Приложение.2


 Вопросы классу:

- Что такое «Родина»?

- Почему человек тоскует по Родине?

- Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)

рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»:

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.















































Приложение 3




Юные патриоты.


Примеры героического проявления патриотизма широко известны. Многие юные патриоты участвовали в войнах.

В войне 1812 года два сына генерала Н. Н. Раевского участвовали совсем юными ( одному было 17,другому 10 лет).

Старший, Александр Николаевич (1795 – 1868), был награждён за Бородинское сражение орденом Св. Владимира, а за сражение под Красным в ноябре 1812 года – золотой шпагой. Принимал участие в Заграничном походе русской армии 1813 – 1814 годов. Был близок с А. С. Пушкиным, привлекался к следствию по делу декабристов. Был выслан из столицы, служил чиновником особых поручений в Новороссии.

Младший, Николай Николаевич (1801 – 1843), был зачислен на военную службу в 10 летнем возрасте, участвовал вместе с братом Александром в знаменитом бою при Салтановке, где его отец, став во главе Смоленского пехотного полка, упорно отстаивал мост от французов. Атакующий неприятель в четыре раза превосходил смельчаков. В том же ,1812 году Н. Раевский за отличие произведен в подпоручики, затем принимал участие в освобождении Европы, отличился при взятии Парижа и награждён орденом Св. Владимира 4 степени. Его также высоко ценил А. С. Пушкин. Член Государственного Совета. Был близко знаком со многими декабристами. Дружбой с Н.Н. Раневским гордился А.С .Пушкин. Являлся двоюродным братом Дениса Давыдова.


Проблемные вопросы:


В чём проявилась у героев любовь к Родине?


А каких героев знаете вы?

























Приложение 4



Практикум

Игра «Собери пословицы»


Соотнесите начало пословиц и поговорок с их продолжением. Для этого соедините соответствующие цифры и буквы.





1

Всякому мила

А

а чужая - мачеха

2

Родная сторона – мать,

Б

кто умеет домом жить

3

На чужой сторонушке

В

в чужом - ворона

4

Чужбина – калина,

Г

там сгодился

5

В родном краю сокол,

Д

а дом люби по старине

6

Тому не о чем тужить,

Е

своя сторона

7

Ищи добра на стороне

Ж

родина – малина

8

Где родился

З

рад своей воронушке

9

Человек без Родины,

И

дороже всякого богатства

10

Народное братство

К

что соловей без песни





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок обществознания в 5 классе по теме: "Наша Родина – Россия"

Автор: Микаелян Карина Сергеевна

Дата: 27.09.2016

Номер свидетельства: 346336

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "программа факультатива для 4 класса "Я и моя Россия" "
    ["seo_title"] => string(55) "proghramma-fakul-tativa-dlia-4-klassa-ia-i-moia-rossiia"
    ["file_id"] => string(6) "223536"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437814307"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) ""Государственные символы России" урок обществознания в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(69) "gosudarstviennyie-simvoly-rossii-urok-obshchiestvoznaniia-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "134524"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416757304"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект рока обществознания в 5 классе "Госдарственные символы России" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-roka-obshchiestvoznaniia-v-5-klassie-gosdarstviennyie-simvoly-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "134512"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416756810"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Такой неповторимый мир "
    ["seo_title"] => string(23) "takoi-niepovtorimyi-mir"
    ["file_id"] => string(6) "140152"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417884930"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК Школа России "
    ["seo_title"] => string(72) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-2-klass-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "100430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402380425"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства