Интегрированный урок в 6 классе по обществознанию и психологии на тему: «Такой неповторимый мир»
Эпиграф к уроку: «Каждый человек-это целый мир»
Цель: создание условий для осознания учащимися личностных ресурсов. Формирование толерантного отношения к индивидуальности другого человека.
Задачи: воспитывать культуру общения друг с другом, самовоспитание личности ребёнка; вовлечь учеников в атмосферу доброжелательного общения и творчества; развитие умений рассуждать; объяснить понятие “дружба” и ее значении в межличностных отношениях людей ;продолжить ознакомление с общечеловеческими ценностями; воспитывать доброжелательность; развивать потребность и желание дарить тепло и доброту.
Технология : игровая, личностно-ориентированная
Форма проведения: групповая.
Методы: словесный, творческий.
Оборудование: папки с дидактическими заданиями; музыка; рабочие тетради; памятки; орг. техника.
План урока:
1.Орг.момент.Приветствие.
2. Вступительное слово.
3.Актуализация знаний. Постановка проблемы.
4. Задания :
- № 1 «Создаем свой мир»
- разминка
- №2 «Создаем друга»
- № 3 «Собери ромашку»
- № 4. Собери солнышко
- № 5 «Моя родина»
5. Подведение итогов. Рефлексия.
1.Орг.момент.Приветствие.
- Здравствуйте, ребята! Мы рады вас видеть! Сегодня мы с нашим психологом мы проведем этот необычный урок. Просим вас встать в круг. В кругу каждый, обращаясь к стоящему справа, называет его по имени и произносит фразу: «Я приветствую тебя и рад сегодня с тобой сотрудничать.». Спасибо!
-Нам очень приятно встретиться с вами и провести у вас занятие и надеемся, что мы поймем друг друга и проведем отведенное нам время не только интересно, но и с пользой.
- Наш класс-17 человек и это коллектив ; в котором живут интересные, творческие и любознательные ребята.
2. Вступительное слово.
-Мы с вами живем в мире, который нас окружает. На нашей планете таких « Я»-5млн. жителей. Мир, полный открытий и серьезных проблем. Он нуждается в нашей заботе. Но и любой человек - это целый Мир.
В мире по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать,
И подарить его людям.
Обсуждение: Как вы понимаете смысл этого стихотворения? О чем задумались?
(Педагог подводит итог).
-Да. Жизнь человеку дается только один раз и нужно ее прожить так, чтобы не было разочарований от прожитого дня, месяца, года. И если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит, ты сам в первую очередь должен относится к ним хорошо. Мы постараемся сегодня разобраться с вами в том, какие же качества должен воспитывать в себе человек, чтоб стать счастливым и изменить окружающий мир в лучшую сторону. Тема нашего урока «Такой неповторимый мир». А каким этот мир должен быть? Как вы думаете? ( ответы детей)
3.Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Проектная часть. Работа в группах.
№1 « Создаем свой мир. «( играет музыка)
-А сейчас вы поработаете в командах. Создайте свой мир! У вас на столах лежит папка с заданиями. Достаньте ,пожалуйста, голубые листы
(Детям выдаются карточки, на которых написано начало фраз)
- Я вам предлагаю, поработать в дружной компании и закончить предложение.
Приложение№1
Мир, который нужен всем – это мир, где царит…….. (доброта, радость и счастье)
(Каждая команда на листе записывает свои предложения. В конце представляет свою работу.)
(Учитель обобщая подводит итог 1 момента.)
- Мы создали мир детства 9 отряда,6-а класса -двух команд .И мы с вами согласимся, что мир, который нужен всем – это мир, где царит доброта, взаимопонимание и, конечно же, дружба.
РАЗМИНКА-Улыбнуться СОСЕДУ слева, соседу справа, пожать друг другу руки .
№2 создаем друга
- А какими человеческими качествами обладает настоящий друг? (Ответы детей).
- Давайте выполним следующее задание. Достаньте пожалуйста из папки белый конверт с заданием. Прочитайте задание.
(Ответы детей)
№ 3 Собери ромашку
- Настоящий друг! Какой он?
Приложение№2
1 группа: храбрый, злой, эгоистичный, чуткий, доброжелательный, рассудительный, заботливый, ленивый, решительный, грубый, справедливый, раздражительный, душевный, верный, расчетливый, вспыльчивый, честный, конфликтный, смелый
2 группа: смелый, злой, надежный, эгоистичный, чуткий, умный, внимательный, ленивый, решительный, грубый, справедливый, добрый, раздражительный, отзывчивый, расчетливый, вспыльчивый, честный, конфликтный, храбрый
(Дети собирают ромашку)
( играет песня «Вместе весело шагать по просторам»)
- Посадите ваши ромашки под нашим голубым небом и прокомментируйте ваш выбор .
(Ученики закрепляют на доску свою работу и комментируют.)
- В вашем мире живут настоящие друзья!
Педагог обобщает ответы учащихся.
- Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью. Наверное, и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера. Посмотрите еще раз внимательно на слова и подумайте, какие черты присущи вам. Как вы думаете почему дружбу называют школой самовоспитанием? (ответы детей)
- Работая над этим заданием вы смогли убедиться, сколько нужно воспитать в себе те качества личности, которые помогут вам научиться стать хорошим Другом.Друзья – это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведет, способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои откровения.
Настоящий друг везде
Верен: в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит.
Ты не спишь - он спать не может,
И во всем без лишних слов,
Он помочь тебе готов.
- Но мир в котором мы живем это не только два Ваших коллектива и прекрасный мир Детства, который мы с вами разместили на нашей доске. Страна, Родина, город, в котором мы живем, любимые места для путешествий… мир большой и разный! Он неповторимый!!!А мы часть этого мира!
Дискуссия. Работа в группах. Поиск общего решения
Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга – то это
прекрасно!
- Обсудите в группах, о каком важном понятии идет речь? Чтобы вам, было удобно, можете обратиться к материалам папки, стихотворение у вас на зеленом листе.
(ответы учащихся)
- Да, это толерантность. Еще одно очень важное качество характера человека.
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!
- Быть толерантным – это …(ответы детей)означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
- Попробуйте выбрать качества, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением. Это задание у вас в желтом конверте.
№ 4. Собери солнышко
(на конверте напечатано: «Собери солнышко»)
Приложение№3
“Основные черты толерантной личности”:
1 группа: снисходительность, эгоистичность, конфликтность, сочувствие, бестактность, умение прощать, грубость, легкомысленность, бессердечность, чуткость, вспыльчивость, раздражительность, внимание, великодушие, снисходительность, скупость, ложь, доброжелательность, зависть.
1 группа:эгоистичность, конфликтность, доброта, сопереживание, миролюбие, сострадание, бестактность, грубость, милосердие, легкомысленность, благосклонность, бессердечность, вспыльчивость, раздражительность, отзывчивость, терпимость, скупость, ложь, зависть.
(Полученные результаты дети закрепляют на доску)
- А теперь посмотрите внимательно на доску. Что вы видите? Настоящему другу присущи черты толерантной личности.
Информационный блок
- Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
- в испанском языке оно означает способность признавать
- отличные от своих собственных идеи или мнения;
- во французском – это когда другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
- в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
- в китайском – быть по отношению к другим великодушным;
- в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
- в русском –быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо.
- Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы).
- Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).
- А что же объединяет эти определения? (Ответы).
№5 «Моя родина» (розовый конверт)
- Почему так актуальна толерантность именно для нас – россиян, евпаторийцев? (Ответы).
- Верно, молодцы. Потому, что наша страна Россия и наш город Евпатория – многонациональны. Так, например, в нашем городе представлено множество национальностей. Судьбы многих народов тесно связаны с Евпаторией с первых дней его возникновения. Это очень древний город, которому уже более 2500 лет. Не секрет, что Евпатория является одним из самых известных детских курортов ,т.к. по праву считается одним из красивейших городов . Пребывание на территории города доставляет массу приятных ощущений. Но есть отдельные места, позволяющие прочувствовать все это еще лучше.
Задание для группы.
- Я предлагаю вам составить карту своих любимых уголков Евпатории, для вашего друга приехавшего например из Англии. Воспользуйтесь материалами в розовом конверте. Выберите несколько и поясните, почему вы выбрали именно их. Ели вы подберете стихи, можете воспользоваться ими.
Приложение 4 .( розовый конверт) Фото набор – и рассказ детей почему я люблю эти места?.
- Будьте уверены – ваши друзья, несомненно, останутся довольны приятным времяпровождением, интересными достопримечательностями и потрясающими панорамами города Евпатории.
Евпатория, оставайся вечно молодой!
Грядущий день озарен тобой.
Так расцветай, наш прекрасный город!
Высокая честь — жить единой судьбой!
5. Подведение итогов. Рефлексия.
- Давайте закончим создание нашего мира детства строительством дома, название которому РСРЦ. Я предлагаю вам взять по одной детали, и каждому записать на этой детали одно качество, которое лежит в основе счастливого дома. Постарайтесь, чтобы не было повторений. Строительство любого дома начинается с фундамента, его основания. Чем крепче фундамент, тем крепче наш дом. И всем нам очень хочется, чтобы этот дом был уютный, светлый, и в нем всегда царили доброжелательность и миролюбие.
(Учащиеся, выходя по одному, строят дом на доске. При этом дети проговаривают какие качества они ставят на фундамент, что же лежит в основе хорошего дома). Постепенно складывая по кирпичику воздвигаем стены, затем ставим крышу.
(Для строительства дома предложено 4 цвета: зеленый, желтый, синий, красный. ).
- Закрепив детали дома, каждый из вас определил, что войдет в наш дом:
- зеленый цвет – принесет в дом настойчивость
- красный цвет – принесет в дом лидерство
- синий цвет – принесет в дом спокойствие
- желтый цвет – принесет в дом тепло
- У вас получился очень красивый дом, мы видим он очень светлый и теплый. Пусть лучи солнца, проникающие в дом который вы построили принесли вам: (прикрепляются на между лучами) любовь, красоту, здоровье, доброту, милосердие, отзывчивость.
-Как видите мы с вами можем создать мир, который нужен всем. Он неповторим и очень хрупок. Поэтому все в наших руках! Основное назначение человека - творить добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами З – "Земля", М – "Мыслите", Л – "Люди", буква Д называлась словом "Добро". Азбука как бы призывала. Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро! Ведь добро вечно!
(звучит песня «Если друг не смеется вдруг» )