Открытый урок по теме "Правовое государство" с использованием презентации
Открытый урок по теме "Правовое государство" с использованием презентации
Цель урока: создать условия учащимся для усвоения сущности правового государства и гражданского общества.
1.Образовательная: познакомить с правовым государством как основным институтом политической системы, его особенностями и признаками;
Учащиеся на конкретных примерах (СМИ, жизненных ситуациях определяют признаки правового государства, анализируют пословицы, поговорки, сравнивают признаки правового и не правового государства. Удачно используется презентация к теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Правовое государство" с использованием презентации »
Разработка открытого урока
по теме «Понятие правового государства и гражданского общества»
Цель урока:создать условия учащимся для усвоения сущности правового государства и
гражданского общества.
Задачи:
1.Образовательная: познакомить с правовым государством как основным институтом политической системы, его особенностями и признаками;
2. Развивающая: развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, работать с документами;
3. Воспитательная: формировать отношение к проблемам создания и построения справедливого общества.
Тему урока вы назовете мне сами. Помочь назвать ее я хочу, познакомив вас с притчей о динозавре.
(Презентация слайд 1) Стадо дикобразов в один холодный день легло тесной кучей, чтобы согреться взаимной теплоты, не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга. Отодвинувшись, они опять замерзли. Так они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод. Так и люди, формируя свое общество, должны научиться найти ту «золотую середину», которая помогла бы им жить комфортно и не испытывать неудобств в общении друг с другом.
- Чему учит нас эта притча?
(слайд 2)
Еще предоставляю вам пословицы и поговорки из казахской, русской и мировой мудрости.
(слайд3 )
Вывод:
Народ как объединение всех граждан РК не является скоплением случайно оказавшихся рядом людей. Народ строит правовое государство (слайд 4)
Тема урока: Понятие правового государстваи гражданского общества(слайд 5, 1 часть)
Какова цель нашего урока?
Учащиеся отвечают, затем показывается часть слайда с целями и задачами (слайд 5)
II. Изучение нового материала
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Платона
“Я вижу близкую гибель того государства,
где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью”. (слайд 6)
(Платон)
-Согласны или нет? Приведите аргументы, исторические примеры. Сделайте вывод.
Первым употребил выражение «правомерное государство» И. Кант. (слайд 7)
Термин же «правовое государство» утвердилось в XIX в.
1. Сущность правового государства
Используя метод мозгового штурма, назовите ассоциации, которые возникают у вас при употреблении понятия «Правовое государство». (делаем меловую схему на доске)
Так какое же государство можно назвать правовым?
Учащиеся дают различные определения.
Учитель показывает слайд с полным определением правового государства.
(слайд8) Правовое государство - организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного осуществления прав и свобод человека и ограждения его от злоупотреблений со стороны власть имущих.
Каковы же сущность и основные черты правового государства?
Работа с рабочей схемой, проанализировать ее (схема в пакете документов на партах)
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО (слайд 9)
Главная цель Правовое государство – это тип государства,
деятельность которого реально ограничена
правом; имеют место реальное разделение властей,
обеспечить гарантии прав гарантии свободы личности и контроль за властью
и свобод граждан со стороны общества.
во всех сферах
Признаки
1. Верховенство права и закона во всех сферах жизни общества, в том числе и по отношению к самому государству. Деятельность государства ограничена рамками права.
2. Реальное разделение властей.
3. Взаимная ответственность личности и государства.
4.Реальность прав и свобод человека и гражданина, их правовая и социальная защищенность. Признание их высшей ценностью.
5. Политический и идеологический плюрализм, выражающийся в су-
ществовании различных партий, течений, организаций, действующих в
рамках конституции, наличии различных идеологических концепций и
взглядов.
6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.
7. Подчинение национальных правовых систем международному праву
Работа со слайдом 9 презентации, разъяснение признаков правового государства.
Вы сейчас прослушаете три стихотворения и ответите мне на вопрос:
Какие признаки правового государства, выведенные авторами 18 и 19 веков, звучат в произведениях А.Н.Радищева, А.С. Пушкина и Абая Кунанбаева
Ода «Вольность» А.Н. Радищева
1790-1791гг
Но что ж претит моей свободе?
Желаньям зрю везде предел;
Возникла обща власть в народе,
Соборный всех властей удел.
Ей общество во всем послушно.
Повсюду с ней единодушно;
Для пользы общей нет препон,
Во власти всех своей зрю долю
Свою творю, творя всех волю.
Вот что есть в обществе закон.
А.С.Пушкин «Вольность»
Лишь там над царскою главой
Народов не легко страданье,
Где крепко с вольностью святой
Законов мощных сочетанье,
Владыки! Вам венец и трон
Дает закон – а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас закон.
Абай Кунанбаев
18867
Всякий подлый, чванливый и мелкий
Сброд Изуродовал душу твою, народ,
Не надеюсь на поправленье твое,
Коль судьбу свою в руки народ не берет.
Из-за денег и власти кипит вражда,
Ты бессилен, а опор ведут господа.
Если накипи этой не смоешь с себя –
В униженье, в страхе ты будешь всегда.
Давайте закрепим признаки правового государства, сравним его с не правовым государством
Работа со слайдом 10
Работа со слайдом 11
В отдаленном горном селении, где нет ни одного представителя власти или сотрудников правоохранительных органов, в зимнее время, когда селение отрезано от административного центра, было совершено тяжкое преступление, за которое предусмотрено наказание в виде смертной казни. Преступник был пойман на месте преступления и признался в его совершении. Ход жителей селения осудил его и приговорил к смерти. Приговор был приведен в исполнение.
Может ли это действие селян происходить в правовом государстве?
Работа со слайдом 12
Писатель В. Дрозд опубликовал следующий рассказ земляка-шофера, которому как-то пришлось везти прокурора: «Подвозил я его в соседнюю деревню. Ехали проселочной дорогой. Впереди — лужи, по сторонам — озимые. „Не проедем, — говорю, — застрянем". — „А ты гони по озимым". — „Так ведь закон строг", — возражав: я. Усмехнулся прокурор: „Закон трудно обойти, но легко объехать"». Оцените гражданскую позицию прокурора, опираясь на принципы правового государства. Аргументируйте ответ.
Работа со слайдом 13
Социологи отмечают, что каждый год на дорогах стран СНГ гибнет примерно столько же людей, сколько погибло в результате взрыва атомной бомбы, сброшенной на Нагасаки. Происходит это, по их мнению, не только вследствие недоработок работников дорожной полиции, а в немалой степени еще и потому, что слишком много среди автолюбителей тех, кто изо всех сил пытается «проскочить», «подрезать», словом, показать, «кто на дороге хозяин». Как связаны между собой приведенные факты и современное состояние Республики Казахстан?
Работа со слайдом 14
В одной из развитых демократических стран некий гражданин, в прошлом однокурсник и друг президента, был приговорен по решению суда к трем годам лишения свободы. Супруга осужденного обратилась к президенту с просьбой посодействовать изменению приговора. Как может поступить президент правового государства? Аргументируйте свой ответ.
Работа со слайдом 15
В квартире известного театрального деятеля отключили в связи с отсутствием своевременной абонентской платы телефон. Правомерно ли это действие? Аргументируйте свой ответ.
Работа со слайдом 16
В 1974г. 35 молодых американских юристов собрали неопровержимые доказательства того,
что президент США, республиканец Ричард Никсон, причастен к установлению в штаб-квартире своих «коллег»-демократов подслушивающего устройства. Разгорелось так называемое «уотергейтское дело».
Состоялся судебный процесс. Суд признал Никсона виновным, он вынужден был уйти в отставку.
Какие принципы правового государства проявились в «уотергейтском деле»? Свой ответ поясните.
Вы должны были приготовит материал из СМИ, доказывающие или опровергающее 5 признаков правового государства.
Учащиеся зачитывают материал, который они приготовили
III. Рефлексия
IV. Домашнее задание § 24
Эссе «Правовое ли государство Республика Казахстан?»