Данная тема помогает семиклассникам осознать социальное и личностное значение дисциплины. Она находится в ряду тех тем, которые обладают значительным воспитательным потенциалом. Работу учителя целесообразно направить как на теоретическое объяснение понятия «дисциплина», так и на то, чтобы показать привлекательность самодисциплины (внутренней дисциплины), обеспечить мотивацию самовоспитания.
Особенность изучения темы состоит в том, что слово «дисциплина» знакомо ребятам на обыденном уровне и не всегда несёт положительную эмоциональную окраску. В этой связи первичные ожидания от темы также не всегда эмоционально положительные. Данное обстоятельство требует учёта при подготовке учителя к урокам.
Содержательно уроки опираются на материал курса о групповых нормах и санкциях, а также на изученный на предыдущих уроках материал о правилах в жизни людей и нормах права.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Что такое дисциплина"»
"Что такое дисциплина"
Ход урока
Объяснение цели урока:
В начале урока мы с вами определим, что знаем о дисциплине, а затем определим ее особенности и значение для жизни человека. Работать будем по §9, который называется “Что такое дисциплина?”. Выполнять задания будете на Рабочих листах (Приложение 1), которые я вам раздам.
Напишите на них дату и свою фамилию и имя, в конце урока вы мне их сдадите, и у каждого за работу на уроке будет оценка. Начнем работу.
Проверка домашнего задания.
О дисциплине
В понедельник в полвторого
Шла на пастбище Корова.
«Муу, – сказал, набычась, Бык, –
Я к такому не привык.
Попрошу Вас потрудиться,
Завтра вовремя явиться.
С петухами встаньте рано,
Раньше уток и барана.
Без «му-му» и лишних слов,
На работу в шесть часов!»
И. Дятьковский
Дисциплина общеобязательная и специальная.
Ответьте на вопросы: 1.Что такое дисциплина? Зачем она нужна? (Ответы на вопросы работа с понятием.)
У вас на столе Рабочий лист. Выполните Задание 1.
Задание 1. Заполните пропуски. (Такая же таблица на доске.) Ученик работает у доски.
Дисциплина
1.…
2.специальная
3.________
4. моральная
5. военная
6._____
7.______
Задание 2. Определите, к какой ячейке относятся данные примеры, запишите ответ цифрами в нужной ячейке.
ПРИМЕРЫ: 1. Переходить дорогу на зеленый свет светофора, 2. Помогать старшим, 3. Заботиться о младших, 4. Принимать участие в выборах президента страны, 5. Выполнять устав школы, 6. При посещении больных надевать сменную обувь, 7. Добросовестно учиться, бережно относиться к школьному имуществу.
Придумайте свои примеры. Несколько примеров.
Работа с учащимися:
Видов специальной дисциплины много: военная, трудовая, учебная, профессиональная, санитарная.
Сейчас я назову вид специальной дисциплины, а вы определите ее значение:
Платежная дисциплина что это?
– Это порядок платежей, предусматривающий своевременные выплаты. Коммунальные выплаты – работа электростанций, газовых станций – зарплата рабочим. Обеспечивает порядок.
Исполнительная дисциплина– что это?
Это выполнение принятых в организации решений и распоряжений. Обеспечивается работа предприятия.
Ответьте на вопросы:
Какую дисциплину называют общеобязательной?
Почему воинскую, трудовую, школьную дисциплину считают специальной дисциплиной?
Что такое воинская дисциплина? Чем она отличается от трудовой? Почему приказ командира не обсуждается, а сразу выполняется?
Кого называют нарушителями трудовой дисциплины?
Почему важна учебная дисциплина?
Приведите примеры о том, к каким последствиям может привести несоблюдение специальной дисциплины?
Нарушение дисциплины может привести к непоправимым последствиям! И нужно каждому научиться соблюдать дисциплину.
Изучение нового материала:
1. Внешняя и внутренняя дисциплина.
Учитель.
Что побуждает людей быть дисциплинированными?
Кто следит за тем, дисциплинированны люди или нет?
Соблюдение специальной дисциплины обеспечивается соответствующей организацией.
Соблюдение моральных норм основывается на общественном мнении и совести каждого человека.
Обратимся за подсказкой к учебнику, как он отвечает на вопрос о том, что побуждает людей быть дисциплинированными?
Работа по учебнику с понятиями внешняя и внутренняя дисциплина.
Затем работа по вопросам:
Почему философ Кант назвал внешнюю дисциплину принуждением?
В чем различие внешней и внутренней дисциплины?
Физкультминутка.
Вернемся к работе с рабочим листом, закрепим знания о внешней и внутренней дисциплине.
Задание 3. Заполни таблицу, используя приведенные ниже примеры (записывай в таблицу номера).
Средства поддержания дисциплины
внешней
внутренней
Примеры:
Контроль со стороны других людей.
Совесть.
Желание выиграть приз.
Боязнь получить выговор.
Чувство вины.
Увольнение с работы.
Требование к самому себе.
Обсуждение выполнения задания.
2. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Почему внутреннюю дисциплину называют сознательной дисциплиной и самодисциплиной? (Ответы детей.)
Выполним Задание в рабочем листе.
Задание 4. Выберите из перечня то правило, которое может стать вашим требованием к самому себе и поставьте рядом V , в пустую ячейку допишите какое свое правило, вы хотели бы выполнять.
№
Содержание правила
Отметка
1.
Делать каждое утро зарядку.
2.
Убирать за собой постель
3.
Помогать дома родителям без напоминаний и просьб.
4.
Складывать школьную сумку с вечера
5.
Не смотреть телевизор пока не сделаешь все домашнее Задание.
6.
7.
Для закрепления полученных знаний организуется практическая работа.
Рабочий лист Задание 5. Выбери верный ответ:
1. Определенный порядок поведения людей, необходимое условие нормального существования общества и человека – это:
а. Право. б. Дисциплина. в. Мораль.
2. В соответствии с этой дисциплиной все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности.
а. Трудовая. б. Специальная. в. Общеобязательная.
3. О какой дисциплине идет речь в следующем примере: “Строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законом и воинским уставом.”
а. Военная. б. Моральная. в. Учебная.
4. Если установленные правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, то в данном случае проявляется дисциплина:
а. Внешняя. б. Внутренняя.
5. Если человек соблюдает правила сам, по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, то можно говорить о:
а. Внешней дисциплине. б. Внутренней дисциплине.
6. Внутренняя дисциплина основывается:
а. На моральных нормах. б. На самоконтроле. в. Специальных правилах.
7. Залог успешного самовоспитания:
а. Совесть. б. Воля. в. Желание.
Несколько тестов ответить вместе, остальные самостоятельно. Можно организовать совместную проверку тестов после самостоятельной работы по заданию.
Сдать рабочие листы.
Домашнее Задание.
§9, вопросы на стр. 107–108, Задания в Рабочей Тетради стр. 31–35.
Подготовить сообщение о роли дисциплины в различных профессиях (пожарник, бухгалтер, учитель, охранник, ветеринар и др.).