kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Он и она: зачем и почему.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок формирует у учащихся 10 класса представление о мужском и женском  началах жизни. Воспитывает толерантность в восприятии других людей, их взглядов, идей,                      поведения, культуры, мировоззрения. На уроке  происходит знакомство с понятием «гендерное право»,  формирование практического обеспечения равных условий для реализации мужчинами и женщинами прав и свобод человека и гражданина.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Он и она: зачем и почему. »

День погружения «Он и она: зачем и почему?»

Секция: «Радуга жизни»

Учитель: Гордеева Светлана Викторовна




Цель: - формирование у учащихся представлений о мужском и женском началах жизни;

- воспитание толерантности в восприятии других людей, их взглядов, идей, поведения, культуры, мировоззрения; коммуникативности;

-знакомство с понятием «гендерное право», формирование практического обеспечения равных условий для реализации мужчинами и женщинами прав и свобод человека и гражданина.

Оборудование:

-Конституция РФ 1993

- портреты великих людей (Владимир Мономах, Дмитрий Донской, Александр Невский, А.А.Суворов, Петр I, Ф.М. Апраксин, Д.И. Лихачев, В.В. Путин; Богоматерь «Одигитрия», боярыня Морозова, княгиня Н.Б. Долгорукая, княгиня Дашкова);

видеофильм;

-«Мумий Тролль» трек «Девочка»; «Аве Мария»; «Вставайте, люди русские» из кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский»,

-столы составлены в форме радуги (каждый стол имеет свой цвет: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый),

- шарфы цвета радуги,

- индивидуальная карта участника,

-анкета


Литература:

Конституция РФ 1993

Иллюстрированный альманах Всероссийского общества ораны памятников истории и культуры «Памятники Отечества»№28, 2002

Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник-М. «Либерия-бибинформ»; №10, 11, 12; 2003

Любичева Е.В., Болдырева Л.И., Рыжкова Т.В. « Вновь Исакий в облаченье…» -СПб.:ООО «ИздательствоДНК»,2003

Синдаловский Н. А. Мифология Петербурга: Очерки. - СПб., 2002.

Энциклопедия для детей. История ХХ века. Зарубежные страны.- М.:Аванта+,2002.

Школьная энциклопедия «Руссика». Новое время. ХIХ в.- М.:ОЛМА-ПРЕСС Образование,2003.

Захарова Е. Н. Особенности российской цивилизации. Между Западом и Востоком -М.:АРКТИ,2002.

Поленина С. В. Права женщин в системе прав человека: международный инациональный аспект - М.: Институт государства и права РАН, 2002.







Алгоритм урока

Содержание

1.Организационный момент















Каждый участник по очереди называет свое имя и здоровается по-своему.


2.Объяснение технологии «радуга»:


«Мумий Тролль» трек «Девочка»






























1страница

Краеведческая

«К»




































































2 страница

Отеческая

«О»




























































3 страница

Женская


«Ж»

звучит «Аве Мария», на экране показывается видеоряд портретов великих женщин.



4; 5 страница

Законодательная; гендерное право

«З», «Г»









































































































































6 страница

Сильная половина (мужская)


«С»

звучит «Вставайте, люди русские» из кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский», на экране показывается видеоряд портретов великих людей.





























7 страница

Философская,

Филологическая,

Фантастическая.

«Ф»





























































«Здравствуйте!»

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были сами незнакомы.

Здравствуйте!-

Что особенного тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте!», больше

ведь мы ничего не сказали,

Отчего же на капельку солнца

прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья

прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней

сделалась жизнь? !»

Давайте и мы скажем друг другу: «Здравствуйте


Каждый из нас хоть раз в жизни имел счастье наблюдать на небесном своде чудо природы – радугу. Все знают, что эта дугообразная полоса образуется вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях, что цвета радуги – это цвета солнечного спектра. Но каждый раз, увидев радугу в небе, мы улыбаемся, у нас появляется радужное настроение. Существует поверье, что, глядя на радугу, надо загадывать желание, и оно обязательно сбудется. Давайте мы попробуем построить свою радугу чувств, задать вопросы - получить ответы, загадать желание на будущее.

У радуги 7 цветов. Число 7 у всех народов – мистическое. У египтян было 7 священных планет, арабы клялись 7-ю камнями, 7 городов препирались из-за Гомера, Рим располагался на 7 холмах, самурай должен успеть принять решение не больше чем за 7 вдохов. Жизнь человека делится на 7 периодов, Знаете, что такое юбилей? 7 раз по 7 лет. Древние насчитали 7 морей и 7 составлявших душу чувств, которые зависят от 7 планет. Огонь - оживляет, земля дает осязание, вода - речь, воздух - вкус, туман - зрение, цветы - слух, южный ветер - обоняние.










О, Россия!

С нелегкой судьбою страна…

У меня ты, Россия,

Как сердце, одна,

Я и другу скажу

Я скажу и врагу –

Без тебя,

Как без сердца,

Прожить не могу…


Россия-это Восток или Запад?

Многие исследователи считают Древнюю Русь по чертам своей духовности и политической культуры достаточно близкой к Европе. При этом признают, что принятие Русью византийского варианта христианства столкнуло ее с дороги, ведущей ее к западной цивилизации.

Московскую Русь (особенно в период нахождения ее под ордынским игом и до конца XVI в.) все историки относят в азиатский культурно-исторический ареал.

Таким образом, культурная изоляция России от Европы была обусловлена как византийским, так и монгольским влиянием.

В царствование Алексея Михайловича Русь- Россия снова стала сближаться с Европой. В XVII-XIX вв. тяготение к Западу нарастало.

Февральская и Октябрьская революции XX века были проявлением цивилизационного выбора: первая ориентировала страну в направлении западных ценностей, вторая - в противоположную сторону.

Конец ХХ - начало XXI вв. для России трудное, постепенное, противоречивое «возвращение» России в Европу.

Почему сейчас общество упорно ищет «национальную идею»? Какое место в борьбе ценностей занимает проблема российских символов?

Если вам предложат нарисовать Россию в облике человека, то вы обратитесь к образу женскому или мужскому?

Придумайте символы России (на органы чувств)

ЗРЕНИЕ

Нарисуйте символы России, основываясь на зрительных образах.

Форма: неживой объект (храм, деревенская и городская архитектура); живой объект (цветок, дерево)

Цвет: какой цвет может быть назван цветом России?

СЛУХ

Какое фольклорное или классическое музыкальное произведение, какой ритм, танец, наилучшим образом подчеркивает дух русского народа?

ЗАПАХ

Какой запах может быть символом России?
ЛИТЕРАТУРА

Какое произведение (поэтическое, прозаическое) олицетворяет культуру России?

ЖИВОПИСЬ

Какое живописное произведение олицетворяет культуру России?

МУЗЫКА

Какое музыкальное произведение олицетворяют культуру России?


Дружеский «разговор» Петербурга с другими городами.

«Петербургские записки.1836» Н.В. Гоголя:

Москва женского рода, Петербург мужского. В Москве все невесты, в Петербурге все женихи…

Москва – старая домоседка, печет блины, глядит издали и слушает рассказ, не поднимаясь с кресел, о том, что делается на свете; Петербург – разбитной малый, никогда не сидит дома, всегда одет и, охорашиваясь перед Европой, раскланивается с заморским людом.

«Полемика» между Петербургом и Москвой «зафиксирована» в пословицах и поговорках одновременно с рождением города (1703 году). «Питер – женится, Москва – замуж идет»; «В Петербург – на работу, в Москву – на покой»; «Москва от сердца, Петербург от головы»; «Москва – голова России, Петербург – легкие». В споре двух городов - антиподах подчеркнута их полярная противоположность. Купеческое высокомерие Москвы, замешанное на традиционных вековых обычаях и дедовских устоях, столкнулось с аристократическим максимализмом Петербурга. «Москва создана веками, Питер миллионами» - «Питер строился рублями, Москва веками».

Даже язык нового Петербурга отличался то старомосковского.

Питер – город, Москва – огород. (Выделите в словах город, огород корень. Подумайте, являются ли эти слова родственными?

Город. Первоначально «ограда, забор», затем –«огороженное место» и далее – «горд, крепость».

Огород. Производное от город. Исходно -–«огороженное чем-либо место», затем – «огород,сад».

Питер – кормило, Москва – корм. ( Выделите в словах кормило, корм корень. Подумайте, являются ли эти слова родственными?

Кормило (высок.)- у кормила правления (стоять, быть ) во главе правления (кормило-руль судна)

Корм. Сближается как родственное с «кромсать, корнать» ~ «грызу, поедаю». В данном случае предпочтительнее «сечка, рубленая солома, сено» (в качестве корма для животных.)

Новгород - отец, Киев - мать, Москва - сердце, Петербург- голова. ( Новгород, Киев, Москва, Петербург: почему именно в такой последовательности они представлены в пословице?)

Составьте свою пословицу о городах.

Если внимательно вслушаться в «разговор» между Петербургом и Москвой, то он не покажется ни руганью, ни спором. Взаимоотношения между столицами всегда были сдержанно-ровными, почтительными и миролюбивыми.


Только вдумайся, вслушайся в имя «Россия»,

В нем и росы и синь, и сиянье и сила.



О, Женщина!

В тебе, как нимбы, вплетены,

И чары пробудившейся весны,

И щедрость осени золотоносной!

В тебе одной - все осени и весны!




Идеология феминизма – равных прав для женщин, основанная на идее равноправия полов, возникла в период буржуазных революций конца XVIII в. под влиянием идей Просвещения. В 1791г. во Франции Олимпия де Луж издает «Декларацию прав женщины и гражданки» - ответ на «Декларацию прав человека и гражданина». Однако как общественное движение феминизм проявил себя с середины XIX века.

Женщины не обладали свободой передвижения без разрешения отца, брата или мужа. Они не могли воспользоваться имущественными правами, получить образование. Развитие демократии в европейских и американских странах на всем протяжении XIX века оставляло за бортом существенную проблему. Избирательное право - распространялось только на мужчин. Самые прогрессивные умы XIX столетия редко задумывались над тем, что женщины тоже имеют право влиять на государственную жизнь. По традиции общество видело в женщине лишь домохозяйку, воспитывающую детей. Появление ее в парламентском кресле представлялось смешным абсурдом даже завзятым либералам. Французская конституция 1875г. ликвидировала многие ограничения на выборах, но не допускала на избирательные участки женщин. Одна из самых демократичных в Европе, болгарская конституция 1879г. провозглашала всеобщее избирательное право – исключительно для мужчин.

Женское движение, также возникшее в XIX веке, было более широким понятием и включало в себя все виды женской активности: благотворительность, взаимопомощь, религиозные организации, борьбу за право на труд и образование, за равную оплату мужского и женского труда, кампании против алкоголизма, двойного стандарта морали.

Между тем с середины XIX века политически активные женщины все громче заявляли о своих правах. Началось движение за эмансипацию - полное равноправие женщин с мужчинами. Немалое место здесь занимала борьба избирать в парламент и быть избранными. Движение за избирательное право женщин большой размах приобрело в Великобритании, перекинулось в США и страны континентальной Европы. Его участниц стали называть суфражистками (от англ. Suffrage-«право голоса»). Шумные акции суфражисток, их шокирующее поведение в обществе (ношение мужской одежды, курение сигар) вызывали к ним неприязнь у многих, но вместе с тем привлекали к вопросу о женском равноправии повышенное внимание. Появились и первые успехи: в1903г. женщины Австралии получили избирательное право.

В первые годы XX века суфражизм нашел мощного союзника в лице социал-демократов. С 1911г. стали проходить массовые демонстрации рабочих в поддержку требований суфражисток. Это положило начало празднованию Международного женского дня 8 Марта.

В XX веке феминисткам удалось добиться осуществления большинства своих целей: практически повсеместно женщины получили имущественные права, право на труд и образование, право принимать участие в парламентских выборах. Развитие феминистского движения привело к серьезным изменениям в обществе не только в политической и социальной сферах, но и в культуре, массовой психологии и общественном сознании.

В Конституции РФ 1993 закрепляются равные права мужчины и женщины. В XX веке в Российском законодательстве рассматривается гендерный аспект отношений между мужчинами и женщинами, в основу которого положено практическое обеспечение равных условий для реализации мужчинами и женщинами прав и свобод человека и гражданина. Гендер - это социальный конструкт, базой которого является пол, т.е. физиологические различия между мужчиной и женщиной; предписываемые обществом роли мужчине и женщине, то, как они воспринимают себя в нем со всеми прилагающимися стереотипами.

Правовая ситуация:

Татарские мусульманки РФ подали жалобу в Верховный Суд РФ , в которой оспаривается положение инструкции МВД РФ, ст. 14.3 запрещающее фотографическую съемку для выдачи паспорта в любом головном уборе, в том числе в традиционном для мусульманок платке.

Пояснение: Ст. 25 Конституции РФ гарантирует мужчинам и женщинам равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Тот факт, что истцами по данному спору выступают женщины-мусульманки, ни в коей мере не умаляет общеизвестный факт, что согласно нормам шариата ношение традиционного платка – хиджаба есть признание подчиненного места женщины в обществе и в семье. Это прямое нарушение ч.3 ст.19 (гарантирующей мужчинам и женщинам равные права и свободы),ст.14 (провозглашающей Россию светским государством), ст.25 (гарантирующей каждому свободу совести и вероисповедания) Конституции РФ; международных стандартов о правах женщин, Конвенции ООН 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации женщин».

*Как известно, отдельные нормы мусульманского права приобретают силу юридических норм лишь в том случае, если они санкционированы государством, например в Иране, но не в Российской Федерации.


Имена, имена, имена –

В нашей речи звучат не случайно:

Как загадочна эта страна –

Так и имя – загадка и тайна.

В этой жизни, а может, и в той,

Под земною звездой небесной

Охраняет любого святой,

Не для каждого, впрочем, известный.


Викторина

Какие реки названы женскими именами? (Лена, Яна, Амударья, Сырдарья.)

Какие цветы носят женские и мужские имена? ( Роза, лилия, анютины глазки, маргаритка, Иван-чай)

Какие вы знаете города, в названиях которых присутствуют женские и мужские имена? ( Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ленск, Иваново, Павловск)

Каким мужским именем можно назвать женщину? (Саша, Женя, Валя.)

Каким женским именем можно назвать почти каждого мужчину? (Соня)

Какое дерево носит женское имя? ( Липа, груша.)


Любую глупость ради вас

Легко свершали наши предки;

Из-за прекрасных ваших глаз

Безумства и у нас нередки…

1 ситуация для юношей:

Вам очень нравится ваша одноклассница. Вдруг в один прекрасный день посреди школьного двора ее портфель порвался, все содержимое вывалилось. Ваши действия:

а) поможете все собрать;

б) посмеетесь вместе с остальными;

в) пройдете мимо.

1 ситуация для девушек:

Ваш «предмет обожания» «тонет» на контрольной по алгебре и просит вас помочь. Ваши действия:

а) передадите ему шпаргалку, подвергая себя опасности получить «2»;

б) просто в душе пожалеете его;

в) сделаете вид, что не слышите его, пусть он получит «2».

2 ситуация для юношей:

Всем девушкам нравится, когда им говорят комплименты. Ах, это магическое слово «комплимент»! В нем и галантность, и доброжелательность, дружелюбие и деликатная торжественность. Недаром говорят, что девушки любят ушами. Посмотрим, умеют ли юноши говорить комплименты.

2 ситуация для девушек:

Молодой человек сделал вам комплимент. Как вы поступите:

а) спокойно ответите: «Вы мне льстите». Пусть юноша не считает, что вы приняли его всерьез;

б) поблагодарите;

в) ни в коем случае не будете благодарить.

Столетье промчалось.

И снова,

Как в тот незапамятный год,

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет.

Ей жить бы хотелось иначе,

Носить драгоценный наряд,

Но кони все скачут и скачут,

А избы горят и горят.



Свою возлюбленную Марию Гамильтон Петр I приговорил к смертной казни за любовь к Ивану Орлову. Ни после пыток, ни на эшафоте от своей любви она не отказалась. Осужденная, опираясь на руку царя, взошла на эшафот и присела в реверансе, как когда-то впервые присела в реверансе на ассамблее, когда Петр пригласил ее к танцу, Петр привлек ее к себе, но, увидев в глазах лютую ненависть, дрогнул, сознавая свое бессилие. Царь понял, что чувство Марии к Орлову сильнее смерти. Нельзя любить по приказу - по приказу можно только умереть. Молодая шотландка смело подошла к помосту и склонила голову на плаху. А потом на виду у толпы Петр I поднял с окровавленного эшафота отрубленную голову той, кого безумно любил, и поцеловал в губы и повелел навеки сохранить в Кунсткамере.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Он и она: зачем и почему.

Автор: Гордеева Светлана Викторовна

Дата: 30.07.2014

Номер свидетельства: 110900

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока Тема «Почему нужно есть много овощей и фруктов?» "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-tiema-pochiemu-nuzhno-iest-mnogho-ovoshchiei-i-fruktov"
    ["file_id"] => string(6) "130303"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415877626"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Внеклассное мероприятие по окружающему миру "
    ["seo_title"] => string(54) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-okruzhaiushchiemu-miru"
    ["file_id"] => string(6) "140202"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417891715"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Проект урока по окружающему миру "Зачем нужен жизненный опыт?""
    ["seo_title"] => string(64) "proiekturokapookruzhaiushchiemumiruzachiemnuzhienzhizniennyiopyt"
    ["file_id"] => string(6) "303814"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457607207"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Родительское собрание в 1 классе " Почему дети  капризничают". "
    ["seo_title"] => string(66) "roditiel-skoie-sobraniie-v-1-klassie-pochiemu-dieti-kapriznichaiut"
    ["file_id"] => string(6) "159723"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421939708"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Зачем мы ночью спим? "
    ["seo_title"] => string(23) "zachiem-my-noch-iu-spim"
    ["file_id"] => string(6) "104067"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402664671"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства