Урок в 4 классе " Охрана природы Казахстана ". Цель урока формировать представление об экологии, и ее роли в жизни Людей, расширять кругозор детей о природе, воспитывать бережное отношение к природе. Разобрать на уроке под темы воздух, вода, животные. При подведение итогов урока детям необходимо записать правила охраны природы по своим отделам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Охрана природы Казахстана »
Тема: Охрана природы Казахстана
Цели урока: формировать представление об экологии, и её роли в жизни людей; расширять кругозор детей о природе; воспитывать бережное отношение к природе;
Ход урока.
I. Организационный момент.
2. Проверка д/з.
3.Формулирование темы и целей урока учащимися.
II Словарная работа.
Учитель читает стихотворение:
На одной планете
Дружно жили дети.
Не разоряли гнёзда птиц
Ради нескольких яиц,
Не ловили по дубравам
Рыжих белок для забавы,
Рек не загрязняли!
Все старательно, с умом
Берегли свой общий дом
Под названием Земля,
Где живём ты, и я! (С. Крупина)
- Было бы чудесно, если бы все детишки, все взрослые поступали бы так, но, к сожалению, есть люди, которые поступают иначе. Н-р, браконьеры, которые губят животных без разрешения на охоту и лов. (Дети высказывают свои мнения.) Есть специальная наука о связях в природе между человеком , животными- экология.
- Ребята, а кто из вас слышал слово «экология»?
- Давайте попробуем разобраться, что оно обозначает. (Дети высказываются).
- От слова «экология» произошло слово «эколог». Что обозначает это слово? (Это люди, которые защищают природу, они оберегают всё что растёт, и всех кто живёт в природе).
III. Работа над темой урока.
1. Задания группам.
- Помните, что в данный момент вы - экологи и будете решать очень серьёзную проблему окружающего мира от жестокости, равнодушия, пренебрежительности людей. Вы тот щит, который укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками.
Работа с газетой «Мир вокруг нас» ( слайд№12)
То, что вы видите — газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется «Мир вокруг нас». Это необычная газета — живая. Каждый круг газеты — ее страничка. Но сначала посмотрите на изображение. Какое лицо вы видите?
— Грустное лицо. А почему оно грустное? (Ответы детей.)
— У вас оказались разные мнения, потому что много вреда наносит природе человек. Перед вами жалобы из писем в эту газету на экологическую тему.
Давайте разберем их.(Дети по одному выходят и читают жалобы и отвечают все отделы сообща.)
Отдел воздуха
-Воздух на Земле еще называют атмосферой, т.е. воздушной средой, оболочкой или небом, как говорят дети.
В атмосфере накапливается много вредных веществ, которыми мы дышим! Посмотрите, но белый круг нашей газеты, на ней тёмные пятна.
Проблемный вопрос. - Что же нужно сделать, чтобы мы дышали чистым воздухом?
Свод правил 1 группы.
1. Нужно проветривать комнату, вытирать пыль влажной тряпкой.
2. Хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.
3. А ещё заводы и фабрики не должны делать выбросов вредных веществ. Тогда нам всем будет дышать легко.
Мы очистили с вами воздух. ( Демонстрация слайда№14)
Посмотрите, какое теперь небо над нашими головами. Птицы парят над нашими головами. Пусть оно всегда будет таким.
Гимнастика для глаз.
-Проводим взглядом воображаемую птицу до двери, по диагонали экрана, до окна.
Отдел охраны воды.
Про какую воду говорится: " Водичка, водичка, умой мое личико, чтоб щечки краснели, чтоб глазки блестели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок?" — Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Посмотрите на голубой круг нашей газеты и здесь много тёмных пятен.
Проблемный вопрос. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как?
Свод правил 2 группы.
1.Экономно расходовать воду, не оставлять краны открытыми.
2. Беречь воду от загрязнения. Не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них в них машины. Много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. 3. Мы вырастем и научимся очищать отходы заводов и фабрик.
Мы с вами очистили воду. Она теперь чистая и рыба появилась в чистой воде. ( Демонстрация слайда №15)
- Вода такая чистая. Что конюх повел лошадей на водопой.
Зарядку проводит ученик .
Эй, лошадки, все за мной.
Поспешим на водопой.
Вот широка река,
В ней холодная вода.
Пейте, хорошая водица.
Постучим копытцем.
Эй, лошадки, все за мной.
Отправляемся домой.
3. Продолжение работы над темой.
Отдел охраны растений
-Основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.
Проблемный вопрос. Только всегда ли человек относится к природе как к другу? Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы кругом было много растений с красивыми цветами?
Свод правил 3 группа. Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.
Учитель. Давайте решим экологическую задачу: «В путешествие отправились 10 человек. Сколько погибнет цветочков, если каждый сорвёт по 3 цветка?» (ответы детей) Ландыши — люди их рвут не задумываясь. А ведь чтобы ландыш зацвёл, с того дня, как семечко упадет в землю, должно пройти 10 лет. Мальчик и девочка поступили в 1 класс. В каком классе они будут учиться, когда зацветет ландыш?
Поле растений мы с вами тоже очистили (Демонстрация слайда № 16)
4 группа. Отдел охраны животных.
-Посмотрите на коричневый круг. На нём чёрные квадраты. Это животные, которые больше всех пострадали от человека. Учёные подсчитали: только за последние 200 лет полностью уничтожено больше двухсот видов животных. По одному в год. В наши дни гибель животных идет ещё быстрее. И всё потому, что люди грубо вмешиваются в жизнь животных.
Проблемный вопрос. Что нужно делать, чтобы численность животных не уменьшалась?
4. Письменная работа учащихся.
Запишите правила охраны природы по своим отделам.
(Далее дети читают свои записи.)
Мы их помещаем в газету «Мы – друзья природы». Пусть их прочтут другие.
IV. Итог урока.
V. Домашнее задание:
Творческое задание: Нарисовать несколько запрещающих знаков поведения в природе.
Правила охраны воздуха
1) Заводы и фабрики должны иметь уловители пыли и вредных газов.
2) Заводы не должны делать выбросов вредных веществ.
3) В городах нужно сажать много зелени, потому что растения очищают воздух.
4) В домах надо проветривать комнаты, вытирать пыль влажной тряпкой.
5) Не сжигать колеса, бутылки, мусор.
Правила охраны воды
Экономно расходовать воду, не оставлять краны открытыми.
Беречь воду от загрязнений. Не выбрасывать в реки и озера мусор.
Не мыть в реках машины.
Надо строить на заводах фильтры, установки для очистки отработанной воды.