КГУ СШ «НАЙМАНБАЯ»
ПОЗНАНИЕ МИРА
Классный час на тему: «Берегите природу»
2 «Б» класс
Выполнила: учитель начальных классов- Абылханова Гульмира Айтказыевна
ВКО, Урджарский район,село Маканчи
Тема: «Берегите природу»
Цели урока:
1.Показать, к чему ведет загрязнение окружающей среды, познакомить детей с задачами экологии, её значением, закрепить знания о природе;
2. Развивать познавательную активность, речь, эмоции, творческие способности детей, развивать выявлять положительные и отрицательное влияние человеческой деятельности на окружающую природу;
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Психологический настрой и приветствие.
Желаю успехов большого во всем и везде. Здравствуйте!
Кто-то придумал просто и мудро
Каждый день говорить! Доброе утро! Доброе утро!
Мы приветствуем гостей. Дорогих учителей
И знакомых, незнакомых. И серьёзных и веселых.
III. Сообщение темы урока. Тема нашего урока «Берегите природу». Я приведу вам такие слова:
Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защищаться.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
- Ребята как вы понимаете слова? (нужно охранять, беречь природу, защищать её, чтобы сохранить жизнь на планете).
- Сегодня на уроке мы будем говорить об отношении человека к природе, об очной важной науке экологии, ближе познакомимся с её значением.
IV. Инсценировка. В Казахстане издаётся газета «Экологический курьер», в которой курьер- человек, который доставляет важные срочные документы, сообщения. И сегодня у нас корреспондент: - Здравствуйте, я корреспондент газеты «Экологический курьер»,( входит бабушка).
Корреспондент: Бабушка, вы не скажите, что такое Экология?
Следующий наш корреспондент передаёт с улиц города.
Бабушка: Спасибо бабушка!
Корреспондент: - Здравствуйте, я корреспондент. Скажите, пожалуйста, что такое экология?
Новый казах: -Экология Да это место такое, где можно отдохнуть с дружками.
материалов.
Корреспондент: - Благодарю. До свидания. Кого бы мне еще спросить? Я вот этого мальчишку спрошу.
Учитель: - Экология – это наука, которая учит детей защищать и охранять природу. Экология- это наука о взаимоотношениях человека с окружающей средой. В переводе с греческого языка «экология» означает «изучение дома». Наука экология изучат общий для всех людей дом- нашу Землю.
Корреспондент: - Спасибо большое, ваш ответ мне понравился больше всех.
Учитель: - Да, верно, экология изучает наш общий дом- Землю. Человек на земле не одинок, он взаимодействует со всем, что его окружает. Использует и воду, и воздух, и почву, и животных и растения для своей пользы.
V. Взаимосвязь компонентов окружающей среды (паутинка): - Какая же связь существует между компонентами окружающей среды?
Вода- может накапливаться в воздухе в виде водяного пара, образуя в дальнейшем облака. В воде и в воздухе содержится кислород, необходимый для жизни живых организмов.
Растения- поглощают углекислый газ и выделяют кислород и сами дышат кислородом. Зимой под снегом замерзают, т.к. температура под снегом выше, чем температура воздуха, потому что воздух плохо проводит тепло.
Животные- используют воздух для дыхания. Осенью многие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.
Человек- при дыхании поглощает кислород, а выдыхает углекислый газ. В день человеку необходимо 600 л. кислорода.
Воздух- является основой жизни для всех живых организмов, так как даёт возможность дышать. Помогает воде осуществлять круговорот в природе, перенося облака с места на место, человек использует свойства воздуха в своей деятельности.
Учитель: - Теперь вы видите насколько крепко взаимосвязаны все компоненты окружающей среды, живой и неживой природы, с воздухом. Что же случится, если эту связь нарушить? (разрезаю нитки).
Ученик: - Если бы вдруг исчез весь воздушный слой, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи солнца сожгли бы все живое.
Учитель: - Мы с вами выяснили, что без воздуха нет жизни на Земле. Это очень важная часть окружающей среды. Нуждается ли воздух в охране? (да).
VI. Работа с таблицей – схемой.
-А теперь посмотрите на доску, давайте рассмотрим схему и объясним каждый пункт. Как же человек использует природу?
- Вам понятно выражение природа- источник?
Ученик: - Источник- это то, что дает начало чему-то.
Учитель: Человек должен знать, не навредить ей. Потому что человек – тоже частичка окружающего мира. Зная это, люди должны понимать, что с природой надо обращаться бережно. Помогает в этом наука экология. Она поможет ответить на такие вопросы: как лучше использовать землю? Как сберечь леса? Как сохранить чистой воду? В Казахстане уделяется большое внимание охране природы. Назовите и покажите на карте районы Казахстана, которые сильно загрязнены. (Семей, Аральское море, озеро Балхаш, Байконур, Каспийское море).
-В связи с этим президент Казахстана Н.А. Назарбаев утвердил 30 апреля 1996 года «Концепцию экологической безопасностей РК». Наш Казахстан не стоит в стороне от решения глобальных проблем. В Казахстане действует «Закон об охране окружающей среды». 9 января 2007 года Президент подписал Экологический кодекс РК, в котором объединены все существующие экологические нормы и правила. Человек- дитя природы, но всегда ли и во всем он внимателен к Матери- природе, бережет ли то, от чего зависит его жизнь? Все ли указы помогают сберечь природу?
Ученик- аист: - Погибли и мои птенцы. Жестокости человека нет предела! Я, белый аист, Пролетал через Мангистауский регион. Увидел воду и опустился, но к моему несчастью, это была не вода, а нефтяные отходы. Я не смог улететь. А ведь мною когда-то все любовались, обо мне писали стихи и песни. Сейчас же я принадлежу к числу исчезающих птиц, которые занесены в Красную книгу.
Мать- Земля: - Человек! Твоя судьба всегда зависела от меня. Дала все что тебе для жизни. А ты? Вместо того, чтобы беречь меня, ты стал меня грабить! Вырубил леса, а ведь это мои волосы! Замутил воды, а ведь это мои глаза! Взорвав горы, срезал барханы на моем лице глубокие морщины. Я истощены, человек! Загубив все хорошее, погубил ты счастливую жизнь! Будь разумным человек. Береги меня и мои воды. Дорогой друг! Береги природу. Вода- кровь земли. Беречь воду, землю – долг твой, и мой, и каждого человека, живущего на нашей планете.
Хлебный колос: - Когда-то мои зерна давали хорошую муку, и хлеб из неё славился вкусом и ароматом. Люди были сыты, мир и покой царили в каждом доме. А сейчас мое зерно утратило прежний вкус и запах. Люди, чтобы хлеб быстрее созревал, стали употреблять удобрения, в котором много химикатов.
Ученик: - Дети рождаются уродами после того, как для проведения ядерных испытании была выбрана наша Семипалатинская область. У нас не излечимо больны многие люди. И ласточки давно не вьют у нас гнезд! О мать- Земля, скажи, как жить человеку дальше?
Ученик: - Люди всего мира роняла, что природа планеты в опасности. По этому во многих странах ведутся больше работы по охране природы. Провод, такая работа и в нашей республике. Переоборудуются многие заводы и фабрики с тем, чтобы не загрязнять воду и воздух. На месте вырубленных лесов люди сажают новые. Запрещено собирать редкие растения, охотиться на редких животных.
Учитель: - Думая о сохранении всего живого на земле, люди образовали. Союз охраны природы. Было подсчитано, что за последнее 4 века на нашей планете перестало существовать 36 видов зверей и 94 вида птиц. И тогда ученые всех стран решили создать «Красную книгу», в которую занесены все исчезающие и редкие виды животных и растений. Красный цвет- сигнал тревоги.
VII. Разгадывание кроссворда. Сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд «Будь природе другом»
-Какое слово получилось в клеточках?
-Почему получилось такое волнующее, тревожное слово? Кто может просить помощи?
Дети: Природа, растения, животные
-Да, верно природа. В конституции РК в статье 38 говориться, что граждане РК обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам. 22 апреля отмечается День Земли. Человек иногда, не подумав, наносит природе большие и маленькие раны. И, сегодня мы поговорим об этих тревожных сигналах природы.
VIII. Выступления учащихся о ранах.
IX. Учитель: Давайте же стремиться жить так, чтобы Земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы цвели и пели птицы.
X. Физминутка.
XI. Работа с условными знаками «Береги природу» и сигналами.
- О чем они говорят?
1. Загрязнение воды заводами, фабриками.
2.Развешивание кормушек для птиц.
3.Мусор в лесу.
4.Очистительные фильтры на трубах.
5.Костры в лесу.
6. Охота.
XII. Рассказ о заповедниках.
Эти правила, которые вы предложили, соблюдается только в таких местах, как заповедники и заказники. Это места временной защиты, где нельзя убивать животных и губить растения. Заповедники-
1. Боровое.
2.Кургальджинский заповедник.
3.Бетпак Дала.
4.Алматинский заповедник.
Показ заповедник на карте Казахстана.
XIII. Тест.
- Давайте проверим, что у вас получилось?
Дети: - Друг.
-А что это значит?
Дети: -Человек должен стать другом всего живого на планете.
XIV. Стихотворение о природе.
Прекрасен мир живой природы, без него не было ни поэзии, ни искусства, а значит и человека.
Рассказ стихотворений.
XV. Итого урока.
Наш урок подходит к концу.
-Что нужно сделать, чтобы сохранить природу?
Сохранить природу:
1). Запрет на птиц.
2). Не загрязнять!
3). Запрет на охоту!
4). Организовать заповедники.
5). Вносить в Красную книгу.
Составление кластера- ассоциации.
XVI. Показ рисунков и сочинений. Молодцы! Все вы хорошо поработали. Спасибо за урок.
XVII. Песня «Не дразните собак».