kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образование, его значение для личности и общества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учителей и обучающихся.

Предлагаю краткий конспект по обществознанию. Содержание соответствует «Кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения  ЕГЭ по обществознанию». Здесь изложен материал, который будет полезен для обучающихся  в подготовке к урокам и к сдаче ЕГЭ по обществознанию, даны краткие ответы на все вопросы, которые могут встретиться на ЕГЭ. «Человек и общество» является одним из базовых блоков курса обществознания, и занимает одно из ведущих мест в экзаменационных работах. Материал максимально удобен для ознакомления и изучения данного элемента кодификатора: сначала даётся краткое содержание темы, а затем более подробное изложение по материалам сайта sosnovo-school. Это позволяет более продуктивно использовать время при подготовке и к экзаменам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образование, его значение для личности и общества. »

1.11 Образование, его значение для личности и общества Богбаз10, §9, 95 – 97; Богпроф11, §32.

14.1Образование – 1) процесс и результат усвоения человеком суммы знаний, овладения некоторыми навыками и умениями; 2) социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров. 

14.2. Функции образования: 

1) экономическая (формирование человека, владеющего необходимыми знаниями и навыками); 

2) социализация личности; 

3) культурная; 

4) укрепление национальной безопасности. 

14.3. Направления (тенденции) развития образования в современном мире:
     1) гуманизация предполагает большое внимание к личности, её психологии, интересам. Особое внимание уделяется нравственному воспитанию человека. Гуманизация образования призвана помочь человеку развить свои способности и дарования, использовать творческий потенциал;

     2) гуманитаризация - усиление внимания к изучению общественных и гуманитарных дисциплин;

     3) интернационализация образования понимается по-разному. Иногда предлагается максимально сблизить национальные образовательные системы (Болонский процесс). Другие специалисты считают, что такой подход снижает ценность национальных культур и механически переносит чужой опыт в другую социокультурную среду;

     4) компьютеризация (использование новых современных технологий обучения).  
     5) демократизация образования: образование стало доступным для широких слоёв населения.

     6) тенденция к росту продолжительности образования, что существенно меняет образ жизни людей.

     7) непрерывность, ибо в условиях НТР работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые виды работ, на новые технологии.

     14.4. Цели (тенденции) образования.
     В основу целей образования в ряде стран (в том числе в ЕС) положены четыре базовых принципа, изложенных в документах Международной комиссии по образованию для XXI века. Они характеризуют и тенденции развития образования:

     1) научиться познавать, уменье учиться;

     2) научиться делать, научиться работать, приобретать компетентность = практикоцентризм;

     3) научиться жить вместе, сосуществовать (возрастание роли образования в формировании гражданских качеств личности);

     4) повышение роли образования в раскрытии творческого потенциала личности. 

14.5Болонский процесс – процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

     Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. 

14.6. Переход к практике непрерывного образования (век живи – век учись!). «Образование через всю жизнь» вместо «образования на всю жизнь». 
     Функции непрерывного образования: 1) компенсирующая (восполнение пробелов в базовом образовании); 2) адаптивная (подготовка и переподготовка в условиях меняющейся ситуации); 3) развивающая (удовлетворение потребностей творческого роста личности).

14.7Российская система образования:
     14.7.1. Ступени
     1) дошкольное образование; 2) общее образование: а) начальное общее; б) основное общее (5-9 классы); в) среднее (полное) общее (10-11 классы); 3) профессиональное: а) начальное профессиональное; б) среднее профессиональное; в) высшее профессиональное; г) послевузовское профессиональное (бакалавриат и магистратура).
     14.7.2. Принципы:
     1) гуманистический характер; 2) приоритет общечеловеческих ценностей; 3) единство федерального образования при праве на своеобразие национального и регионального образования; 4) общедоступность образования; 5) приспособление системы образования к потребностям обучаемых; 6) светский характер государственного образования; 7) свобода и плюрализм; 8) демократический характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.  
     14.7.3. Образовательные учреждения:  
     1) дошкольные образовательные учреждения; 2) общеобразовательные школы; 3) профессионально – технические учебные заведения; 4) учреждения дополнительного образования детей; 5) духовные учебные заведения; 6) университеты, институты, колледжи, технические школы; 7) учреждения по подготовке научных и научно-педагогических кадров; 8) учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров.


     

     14.1. Что такое образование?
     14.2. Функции образования.
     14.3. Направления (тенденции) развития образования в современном мире.
     14.4. Цели образования.
     14.5. Болонский процесс.
     14.6. Непрерывное образование.
     14.7. Российская система образования. 
     14.7.1. Ступени.
     14.7.2. Принципы.  
     14.7.3. Образовательные учреждения.


14.1Образование – 1) процесс и результат усвоения человеком суммы знаний, овладения некоторыми навыками и умениями; 2) социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров. 
     Образование – форма деятельности личности, которая предшествует всем другим видам деятельности. Без развитой системы образования не может быть серьёзных достижений ни в одной сфере общественной жизни. 
     Просвещение – распространение знаний, образования.
     Обучение больше связывают с приобретением точных знаний и практических умений, а воспитание – с развитием духовной культуры человека, выработкой определённых убеждений и разумного поведения, накоплением жизненного опыта.
     Образование есть формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания. Образовательные учреждения являются агентами социализации. 
     Вторичная социализация – период социализации, совпадающий с периодом получения формального образования.
     14.2Функции образования: 1) экономическая (формирование человека, владеющего необходимыми знаниями и навыками); 2) социальная, личностная (социализация личности); 3) культурная (использование ранее накопленной культуры); 4) укрепление национальной безопасности (военной, экономической, экологической); 5) укрепление демократического общества. 
     14.3Направления (тенденции) развития образования в современном мире:
     1) гуманизация предполагает большое внимание к личности, её психологии, интересам. Особое внимание уделяется нравственному воспитанию человека. Гуманизация образования призвана помочь человеку развить свои способности и дарования, использовать творческий потенциал;

     2) гуманитаризация означает усиление внимания к изучению общественных и гуманитарных дисциплин;

     3) интернационализация образования понимается по-разному. Иногда предлагается максимально сблизить национальные образовательные системы (Болонский процесс). Другие специалисты считают, что такой подход снижает ценность национальных культур и механически переносит чужой опыт в другую социокультурную среду;

     4) компьютеризация (использование новых современных технологий обучения).  
     В XX веке произошла 5) демократизация образования: образование стало доступным для широких слоёв населения.

     Наблюдается 6) тенденция к росту продолжительности образования, что существенно меняет образ жизни людей.

     Образование стало 7) непрерывным, ибо в условиях НТР работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые виды работ, на новые технологии.
     14.4. Цели (тенденции) образования.
     В основу целей образования в ряде стран (в том числе в ЕС) положены четыре базовых принципа, изложенных в документах Международной комиссии по образованию для XXI века. Они характеризуют и тенденции развития образования:

     1) научиться познавать, уменье учиться;

     2) научиться делать, научиться работать, приобретать компетентность = практикоцентризм;

     3) научиться жить вместе, сосуществовать (возрастание роли образования в формировании гражданских качеств личности);

     4) повышение роли образования в раскрытии творческого потенциала личности. 
     14.5Болонский процесс – процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

     Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. 
     14.5.1. Основные положения Болонской декларации:
     1) принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования;
     2) введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
     3) внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни»;
     4) существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования;
     5) содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий;
     6) внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей;
     7) содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.
     Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран. Предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году.
     Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран.
     14.5.2. Цели Болонского процесса
     1) построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
     2) формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
     3) обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
     4) повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.
     14.5.3. Недостатки Болонского процесса.
     Наиболее ощутимо стандартизация учёбы и введение системы зачётных баллов ECTS (англ. European Credit Transfer System) ударили по гуманитарным отделениям.
     Болонский процесс – то есть приватизация высшего образования – приводит не только к снижению качества преподавания, но и создает преграды для получения этого образования большинству населения стран, принимающих участие в неолиберальном реформировании своих социальных систем.
     Во многих европейских странах (например, во Франции, Греции, Сербии) преподаватели, студенты и школьники выступают с протестами данной реформе образования. В том числе в Греции и Сербии им удалось вынудить правительства отказаться от навязывания приватизации образования.
     По оценкам российских экспертов в области образования, присоединение России к болонскому процессу породит путаницу с учебными программами и возможные проблемы в трудо-устройстве людей с дипломом бакалавров. Ведь четырёхлетный бакалавриат продолжает воприниматься как неполное высшее образование из-за существенно укороченной программы обучения в сравнении с программами специалиста (5-6 летнее обучение) и магистра (6-летнее обучение). Причём, получение образования магистра, например, может стать только платным.
     Одна из серьезных проблем интеграции российской системы образования в Болонский процесс – недостаточно полная информированность должностных лиц как о текущем положении дел в российском и европейском образовании, так и о целях Болонского процесса.
     14.6Переход к практике непрерывного образования (век живи – век учись!). «Образование через всю жизнь» вместо «образования на всю жизнь». 
     Функции непрерывного образования: 1) компенсирующая (восполнение пробелов в базовом образовании); 2) адаптивная (подготовка и переподготовка в условиях меняющейся ситуации); 3) развивающая (удовлетворение потребностей творческого роста личности).

     Существенным звеном непрерывного образования является самообразование: управляемая самой личностью целенаправленная познавательная деятельность, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.
     14.7Российская система образования:
     14.7.1. Ступени
     1) дошкольное образование; 2) общее образование: а) начальное общее; б) основное общее (5-9 классы); в) среднее (полное) общее (10-11 классы); 3) профессиональное: а) начальное профессиональное; б) среднее профессиональное; в) высшее профессиональное; г) послевузовское профессиональное (бакалавриат и магистратура).
     14.7.2. Принципы:
     1) гуманистический характер; 2) приоритет общечеловеческих ценностей; 3) единство федерального образования при праве на своеобразие национального и регионального образования; 4) общедоступность образования; 5) приспособление системы образования к потребностям обучаемых; 6) светский характер государственного образования; 7) свобода и плюрализм; 8) демократический характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.  
     14.7.3. Образовательные учреждения:  
     1) дошкольные образовательные учреждения; 2) общеобразовательные школы; 3) профессионально – технические учебные заведения; 4) учреждения дополнительного образования детей; 5) духовные учебные заведения; 6) университеты, институты, колледжи, технические школы; 7) учреждения по подготовке научных и научно-педагогических кадров; 8) учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Образование, его значение для личности и общества.

Автор: Копылов Юрий Геннадьевич

Дата: 29.04.2015

Номер свидетельства: 206898

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Духовная сфера общества. Подготовка к ЕГЭ "
    ["seo_title"] => string(49) "dukhovnaia-sfiera-obshchiestva-podghotovka-k-iege"
    ["file_id"] => string(6) "225691"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1439824714"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Подготовка к ЕГЭ - Духовная сфера"
    ["seo_title"] => string(33) "podgotovka_k_ege_dukhovnaia_sfera"
    ["file_id"] => string(6) "628073"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1679444988"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Актуальные вопросы  педагогической  компетентности в условиях перехода  к 12-летнему образованию. "
    ["seo_title"] => string(109) "aktual-nyie-voprosy-piedaghoghichieskoi-kompietientnosti-v-usloviiakh-pieriekhoda-k-12-lietniemu-obrazovaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "237688"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444376794"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "ИСКУССТВО КАЗАХСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА  В ПРОЦЕССЕ  ОБРАЗОВАНИЯ"
    ["seo_title"] => string(59) "iskusstvokazakhskogonarodnogotantsavprotsiessieobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "315527"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459914159"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "«Значение и роль дополнительного образования в системе развития ребёнка».(тематическое родительское собрание класса скрипки)"
    ["seo_title"] => string(122) "znachieniieiroldopolnitielnoghoobrazovaniiavsistiemierazvitiiariebionkatiematichieskoieroditielskoiesobraniieklassaskripki"
    ["file_id"] => string(6) "289782"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454859237"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства