Актуальные вопросы педагогической компетентности в условиях перехода к 12-летнему образованию.
Султанова Б.Д - педагог-психолог
КГУ «Карагандинский агротехнический колледж»
В концепции об образовании говорится, основным капиталом общества в эпоху глобализации, высочайшего динамизма, интенсивного развития средств коммуникации, которые меняют образ жизни, общения и мышления, а также методы достижения благосостояния становятся интеллект человека, его способность к преобразующей, созидательной деятельности.
Учитывая постоянство изменения мира необходимо опережать темпы развития среднего общего образования, обеспечивающего подготовку выпускников для успешного участия в экономической и общественной жизни Об это свидетельствует и мировой опыт. Для реализации задач личностного развития ученика, его социализации, психического и физического здоровьесбережения важно усиление роли школьного образования.
Главная цель 12-летнего образования - это формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации, как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. Активно влиять на существующую действительность изменить ее к лучшему, быть готовым жить в меняющихся социальных и экономических условиях может только конкурентноспособная личность.
Формирование конкурентоспособной является одной из актуальных проблем Казахстанского общества. Требования, предъявляемые к такой личности- креативность, активность, социальная ответственность, устойчивая мотивация, познавательная деятельность высокий уровень грамотности, обладание развитым интеллектом.
Казахстанская средняя общеобразовательная школа за последние годы заметно изменила свой облик. Сделаны крупные шаги в поддержку обновления системы образования. Но достигнутые результаты не в полной мере обеспечивают устойчивый экономический рост и развитие человеческого капитала.
Факторами, негативно влияющими на уровень развития системы образования Казахстана остаются:
-ориентация на получение формальных результатов, а не на развитие личности, - сохранение устаревшей системы оценивания учебных достижений, которая не носит стимулирующий характер, не обеспечивает объективность и приводит к стрессовых ситуациям, - недостаточное развитие у старших подростков личностных, гражданских и нравственных качеств, отсутствие зрелых мотивов самоопределения, низкий уровень осознания собственных интересов и перспектив
Регламентация получения учащимися знаний , умений и навыков по областям отдельных учебных предметов, характеризует содержание среднего общего образования.Содержание образования перегружено информационно, а ведь это ведет к ухудшению здоровья учащихся и к снижению мотивации обучения. (4) В момент восприятия в таких условиях обучаемая аудитория ведет себя как непредсказуемый системный объект. Если преподаватель удерживает эту систему в открытом состоянии и контролирует процесс понимания, то сложность восприятия и широта ассоциаций сказывается на характере изложений более продуктивно. В результате организуется вместе с личностью учащихся и личность педагога. Только при условии постоянной образной самоорганизации личности преподавателя формируется личность учащегося и первым шагом является понимание.(3)
Вызывает беспокойство и представляет некоторую опасность для комфортного пребывания учащегося - состояние непонимания. Существует некоторая статистика педагогических удач, интуитивное представление о которой имеет каждый преподаватель. Поэтому для педагогики становится актуальной задача - сделать вычисляемой вероятность понимания и повысить ее. (7)
Интеграция всех отдельных субъектов - мышления, писания, переживания, воспоминания в едином акте соображения - практически представляет формирование личности. Понимание, возникающее в результате соображения, устанавливает устойчивое соотношение образов. Так как условием формирования личности учащегося служит построение образа учителя, вероятность понимания как условия образования и как элементарного шага формирования личности оказывается условной вероятностью. Когда на глазах учащегося формируется образ учителя, формируется и личность ученика в соответствии с образом учителя. Для учащегося, формирование личности учителя должно быть наблюдаемым. А именно, учитель должен не только в готовом виде передавать знания, но сам как образ должен существовать - входить в аудиторию- в готовом виде. Только здесь и сейчас создается образ учителя. Тогда для учащегося образование станет наглядным.(11)
Не всегда очевидны для учитель, механизмы образования ученика. Важнейшими компоненты педагогической компетентности являются : способность вовремя разобрать причины отставания в учебе и повысить вероятность понимания. Понимание предполагает высокие ассоциации излагаемого предмета, то есть связи не сводимые к прямым значениям слов. То, что внешне выглядит только как научение ученика, должно быть в тоже самое время и самонаучением учителя. Когда учащийся видит сейчас и здесь происходящее открытие, и в соответствии со своими элементарными потребностями ощущает себя в безопасности, тогда самонаучение учителя всегда неосознанно чувствуется воспринимающим. Вследствие такого подключения генетически своеобразных механизмов в момент непонимания каждый преподаватель в аудитории со стороны учащихся проходит своеобразное биопсихологическое тестирование. (5).
Несмотря на то, что в учебном учреждении образование достигает высокой социализации, восприятие остается на инфантильном уровне. Необходимо учитывать это противоречие. Такое замкнутое состояние структуры обучения вызывает чувства недоверия и изоляции, это сопровождается ощущением заброшенности. Для преодоления этого ощущения, учащийся должен постоянно чувствовать, что обучение - только средство образования,а не первая его задача.
Для учителя общение- это вид профессиональной деятельности, а для ученика- это вид жизнедеятельности. Отсюда и очевидная разница позиций педагога и ребенка в общении. Участвуя в общении, учитель в общении должен находить оптимальные способы его осуществления. Оптимальные - значит дающие максимальные результаты при минимально затраченных средствах ( слово, интонация, взгляд, жест, улыбка, голос, чувства и переживания учителя) Умения говорить правильно и выразительно, жестом, мимикой, взглядом выразить свои чувства и отношения, управлять своим психическим состоянием, видеть себя со стороны в значительной мере определяют успешность педагогического общения. Недооценивать эти умения нельзя. Если они наличествуют в деятельности, то учитель сумеет во взаимодействии с учащимися наиболее полно раскрыть, выразить все богатство своей личности, в той мере конечно, в какой он этим богатством обладает
Школьная программа предусматривает создание эмоционально стимулирующей учебной среды. При этом особое значение придается инициативности учащихся в познавательной деятельности и саморегуляции, которые проявляются, прежде всего, в свободе выбора и чувстве ответственности. Очень важно, чтобы в период нравственного становления учащиеся находились в ситуации возможного свободного выбора, самостоятельного определения линии поведения или отдельного поступка
Преподавателю важно развивать у себя здоровую конструктивную рефлексию, приводящую к улучшению деятельности, а не к разрушению ее постоянными колебаниями. Организуя воспитательное воздействие на учащихся, необходимо учитывать их психологические особенности. Опытные и внимательные педагоги прекрасно знают, что ученики в общении не похожи друг на друга. Способы, хорошо влияющие на одного, могут вызвать протест и непонимание у другого. Главный способ располагать к себе учеников заключается не во внешнем соблюдении правил поведения, а во внутренней позиции учителя. Именно внутренняя позиция определяет стиль общения учителя и класса и то, чего добивается в итоге учитель,- роли «пастуха» и «борца за знания учащихся» или права на счастливое преподавание
Сравнение моделей педагогического процесса демонстрирует преимущества личностно-ориентированного подхода перед учебно-дисциплинарным для развития человека, а следовательно - и всего общества. Обобщая вышеизложенное, полагаем, что процесс обучения следует рассматривать не только как путь овладения личностью определенными знаниями, умением, навыками, но и как способ ориентации целей и результатов педагогического процесса на ребенка, как на высшую ценность; изменение мировоззрения его участников на основе идей гуманизации, создание условий для природосообразного развития ребенка, сохранение и укрепление его здоровья; очеловечение отношений на основе личностно- ориентированной модели взаимодействия, создающей предпосылки развития воспитуемых и воспитателей как субъектов деятельности и общения.