kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Актуальные вопросы педагогической компетентности в условиях перехода к 12-летнему образованию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальные вопросы  педагогической  компетентности в условиях перехода  к 12-летнему образованию.

 

Султанова Б.Д - педагог-психолог

КГУ «Карагандинский агротехнический колледж»

 

      В концепции об образовании говорится, основным  капиталом  общества   в эпоху глобализации, высочайшего динамизма, интенсивного развития средств коммуникации, которые  меняют образ  жизни, общения и мышления, а также методы достижения благосостояния   становятся  интеллект человека, его способность к преобразующей, созидательной деятельности.

     Учитывая   постоянство изменения мира   необходимо опережать темпы развития среднего общего образования, обеспечивающего подготовку выпускников для успешного участия в экономической и общественной жизни  Об  это свидетельствует и мировой  опыт.  Для реализации   задач личностного развития ученика, его социализации, психического и физического здоровьесбережения важно усиление  роли школьного образования.

      Главная цель 12-летнего образования - это формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации,  как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. Активно влиять на существующую действительность изменить ее к лучшему, быть готовым жить в меняющихся социальных и экономических условиях может только конкурентноспособная личность.

     Формирование  конкурентоспособной является одной из  актуальных проблем Казахстанского общества. Требования, предъявляемые к такой  личности-  креативность, активность, социальная ответственность, устойчивая мотивация, познавательная деятельность высокий уровень   грамотности, обладание развитым интеллектом.

     Казахстанская средняя общеобразовательная школа  за последние  годы заметно изменила свой облик. Сделаны крупные шаги в поддержку обновления системы образования. Но достигнутые результаты не в полной мере  обеспечивают устойчивый  экономический рост и развитие человеческого капитала.

     Факторами, негативно влияющими на уровень развития системы образования Казахстана  остаются:

 -ориентация на получение формальных результатов, а не на развитие личности,                                                                                                                                     - сохранение  устаревшей системы  оценивания учебных достижений, которая не носит стимулирующий характер, не обеспечивает объективность и приводит к стрессовых ситуациям,                                                                                      - недостаточное развитие у старших подростков  личностных, гражданских и нравственных качеств, отсутствие  зрелых мотивов  самоопределения, низкий уровень осознания собственных интересов  и перспектив

          Регламентация  получения  учащимися знаний , умений и навыков по областям отдельных  учебных   предметов,   характеризует  содержание  среднего общего образования.Содержание образования перегружено информационно, а ведь это ведет к ухудшению  здоровья учащихся и к снижению  мотивации обучения. (4)   В момент восприятия в таких условиях обучаемая аудитория ведет себя как непредсказуемый системный объект. Если преподаватель удерживает эту систему в открытом состоянии и контролирует процесс понимания, то сложность восприятия  и широта ассоциаций сказывается на характере изложений более продуктивно.   В результате  организуется вместе с личностью учащихся  и личность педагога. Только при условии постоянной образной  самоорганизации личности преподавателя формируется личность учащегося и первым  шагом является понимание.(3)

    Вызывает беспокойство и представляет  некоторую опасность  для комфортного пребывания  учащегося -  состояние  непонимания. Существует некоторая статистика  педагогических удач, интуитивное представление   о которой  имеет каждый преподаватель. Поэтому  для педагогики становится  актуальной задача - сделать вычисляемой  вероятность понимания и повысить ее. (7)

    Интеграция всех отдельных субъектов  - мышления, писания, переживания, воспоминания  в едином  акте соображения  - практически представляет формирование личности. Понимание, возникающее в результате соображения, устанавливает устойчивое  соотношение   образов. Так как условием  формирования личности  учащегося   служит построение образа учителя, вероятность понимания  как условия образования  и  как  элементарного  шага формирования личности оказывается  условной вероятностью. Когда на глазах  учащегося  формируется образ  учителя,  формируется  и личность ученика в соответствии с  образом учителя. Для учащегося, формирование личности учителя  должно быть наблюдаемым.  А именно, учитель должен  не только  в готовом виде передавать знания, но сам как образ должен существовать - входить в аудиторию- в  готовом виде.  Только здесь и сейчас  создается  образ учителя. Тогда для учащегося  образование станет наглядным.(11)

       Не всегда очевидны  для учитель, механизмы образования ученика. Важнейшими   компоненты педагогической компетентности   являются  : способность  вовремя  разобрать причины  отставания в учебе  и повысить вероятность понимания.   Понимание  предполагает высокие ассоциации  излагаемого  предмета, то есть связи не сводимые к  прямым значениям  слов. То, что внешне  выглядит только как научение  ученика, должно быть в тоже самое время и самонаучением учителя. Когда  учащийся  видит  сейчас и здесь происходящее открытие, и  в соответствии со своими элементарными потребностями ощущает себя в безопасности, тогда  самонаучение    учителя всегда неосознанно чувствуется воспринимающим.  Вследствие такого подключения  генетически своеобразных механизмов в момент непонимания  каждый преподаватель в аудитории со стороны  учащихся   проходит  своеобразное  биопсихологическое тестирование.  (5).

      Несмотря на то, что  в учебном  учреждении образование  достигает  высокой социализации, восприятие  остается на инфантильном уровне. Необходимо учитывать это противоречие. Такое замкнутое состояние структуры обучения вызывает  чувства  недоверия и изоляции, это сопровождается  ощущением заброшенности.  Для преодоления  этого ощущения,  учащийся   должен постоянно чувствовать, что обучение - только  средство образования,а  не первая его  задача.           

     Для учителя  общение- это вид профессиональной деятельности, а для ученика- это вид жизнедеятельности. Отсюда и очевидная разница позиций педагога и ребенка в общении. Участвуя в общении, учитель в общении должен находить оптимальные способы его   осуществления. Оптимальные - значит дающие максимальные результаты при минимально затраченных средствах ( слово, интонация, взгляд, жест, улыбка, голос, чувства и переживания учителя) Умения говорить правильно и выразительно, жестом, мимикой, взглядом выразить свои чувства и отношения, управлять своим  психическим состоянием, видеть себя со стороны в значительной мере определяют успешность педагогического общения. Недооценивать эти умения  нельзя. Если они наличествуют в деятельности, то учитель сумеет во взаимодействии с учащимися  наиболее полно раскрыть, выразить все богатство своей личности, в той мере конечно, в какой он этим богатством  обладает

       Школьная  программа предусматривает создание эмоционально стимулирующей  учебной среды. При этом  особое значение придается инициативности учащихся в познавательной деятельности и саморегуляции, которые проявляются, прежде всего, в свободе выбора и чувстве ответственности.   Очень важно, чтобы  в период нравственного становления  учащиеся находились в ситуации возможного  свободного выбора, самостоятельного определения линии  поведения или отдельного поступка       

          Преподавателю важно развивать  у себя здоровую конструктивную рефлексию, приводящую к улучшению деятельности, а не к разрушению ее постоянными колебаниями. Организуя воспитательное воздействие на учащихся, необходимо учитывать их психологические особенности. Опытные и внимательные педагоги прекрасно знают, что ученики в общении не похожи друг на друга. Способы, хорошо влияющие на одного, могут вызвать протест и непонимание  у другого. Главный способ располагать к себе учеников  заключается не во внешнем соблюдении правил поведения, а во внутренней позиции учителя. Именно внутренняя позиция определяет стиль общения учителя и класса и то, чего добивается в итоге  учитель,- роли «пастуха» и «борца за знания учащихся» или права на счастливое преподавание

    Сравнение  моделей педагогического процесса демонстрирует преимущества личностно-ориентированного подхода перед учебно-дисциплинарным  для развития человека, а следовательно -  и всего общества. Обобщая вышеизложенное, полагаем, что процесс обучения следует рассматривать не только как путь овладения личностью определенными знаниями, умением, навыками, но и как  способ  ориентации  целей и результатов педагогического  процесса  на ребенка, как на высшую ценность; изменение мировоззрения его участников на основе идей гуманизации, создание условий для природосообразного развития ребенка, сохранение и укрепление его здоровья; очеловечение  отношений на основе личностно- ориентированной модели взаимодействия, создающей предпосылки развития воспитуемых и воспитателей  как субъектов  деятельности и общения. 

Просмотр содержимого документа
«Актуальные вопросы педагогической компетентности в условиях перехода к 12-летнему образованию. »

Актуальные вопросы педагогической компетентности в условиях перехода к 12-летнему образованию.



Султанова Б.Д - педагог-психолог

КГУ «Карагандинский агротехнический колледж»



В концепции об образовании говорится, основным капиталом общества в эпоху глобализации, высочайшего динамизма, интенсивного развития средств коммуникации, которые меняют образ жизни, общения и мышления, а также методы достижения благосостояния становятся интеллект человека, его способность к преобразующей, созидательной деятельности .

Учитывая постоянство изменения мира необходимо опережать темпы развития среднего общего образования, обеспечивающего подготовку выпускников для успешного участия в экономической и общественной жизни Об это свидетельствует и мировой опыт. Для реализации задач личностного развития ученика , его социализации, психического и физического здоровьесбережения важно усиление роли школьного образования.

Главная цель 12-летнего образования - это формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации, как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. Активно влиять на существующую действительность изменить ее к лучшему, быть готовым жить в меняющихся социальных и экономических условиях может только конкурентноспособная личность.

Формирование конкурентоспособной является одной из актуальных проблем Казахстанского общества. Требования, предъявляемые к такой личности- креативность, активность, социальная ответственность, устойчивая мотивация, познавательная деятельность высокий уровень грамотности, обладание развитым интеллектом.

Казахстанская средняя общеобразовательная школа за последние годы заметно изменила свой облик. Сделаны крупные шаги в поддержку обновления системы образования. Но достигнутые результаты не в полной мере обеспечивают устойчивый экономический рост и развитие человеческого капитала.

Факторами, негативно влияющими на уровень развития системы образования Казахстана остаются:

-ориентация на получение формальных результатов, а не на развитие личности, - сохранение устаревшей системы оценивания учебных достижений, которая не носит стимулирующий характер, не обеспечивает объективность и приводит к стрессовых ситуациям, - недостаточное развитие у старших подростков личностных , гражданских и нравственных качеств, отсутствие зрелых мотивов самоопределения, низкий уровень осознания собственных интересов и перспектив

Регламентация получения учащимися знаний , умений и навыков по областям отдельных учебных предметов , характеризует содержание среднего общего образования .Содержание образования перегружено информационно, а ведь это ведет к ухудшению здоровья учащихся и к снижению мотивации обучения. (4) В момент восприятия в таких условиях обучаемая аудитория ведет себя как непредсказуемый системный объект. Если преподаватель удерживает эту систему в открытом состоянии и контролирует процесс понимания , то сложность восприятия и широта ассоциаций сказывается на характере изложений более продуктивно. В результате организуется вместе с личностью учащихся и личность педагога. Только при условии постоянной образной самоорганизации личности преподавателя формируется личность учащегося и первым шагом является понимание.(3)

Вызывает беспокойство и представляет некоторую опасность для комфортного пребывания учащегося - состояние непонимания. Существует некоторая статистика педагогических удач , интуитивное представление о которой имеет каждый преподаватель. Поэтому для педагогики становится актуальной задача - сделать вычисляемой вероятность понимания и повысить ее. (7)

Интеграция всех отдельных субъектов - мышления, писания, переживания, воспоминания в едином акте соображения - практически представляет формирование личности. Понимание, возникающее в результате соображения, устанавливает устойчивое соотношение образов. Так как условием формирования личности учащегося служит построение образа учителя, вероятность понимания как условия образования и как элементарного шага формирования личности оказывается условной вероятностью. Когда на глазах учащегося формируется образ учителя, формируется и личность ученика в соответствии с образом учителя. Для учащегося , формирование личности учителя должно быть наблюдаемым. А именно, учитель должен не только в готовом виде передавать знания, но сам как образ должен существовать - входить в аудиторию- в готовом виде. Только здесь и сейчас создается образ учителя. Тогда для учащегося образование станет наглядным.(11)

Не всегда очевидны для учитель , механизмы образования ученика. Важнейшими компоненты педагогической компетентности являются : способность вовремя разобрать причины отставания в учебе и повысить вероятность понимания. Понимание предполагает высокие ассоциации излагаемого предмета , то есть связи не сводимые к прямым значениям слов . То, что внешне выглядит только как научение ученика , должно быть в тоже самое время и самонаучением учителя. Когда учащийся видит сейчас и здесь происходящее открытие, и в соответствии со своими элементарными потребностями ощущает себя в безопасности , тогда самонаучение учителя всегда неосознанно чувствуется воспринимающим. Вследствие такого подключения генетически своеобразных механизмов в момент непонимания каждый преподаватель в аудитории со стороны учащихся проходит своеобразное биопсихологическое тестирование . (5).

Несмотря на то, что в учебном учреждении образование достигает высокой социализации , восприятие остается на инфантильном уровне. Необходимо учитывать это противоречие. Такое замкнутое состояние структуры обучения вызывает чувства недоверия и изоляции, это сопровождается ощущением заброшенности. Для преодоления этого ощущения , учащийся должен постоянно чувствовать, что обучение - только средство образования ,а не первая его задача.

Для учителя общение- это вид профессиональной деятельности, а для ученика- это вид жизнедеятельности. Отсюда и очевидная разница позиций педагога и ребенка в общении. Участвуя в общении, учитель в общении должен находить оптимальные способы его осуществления. Оптимальные - значит дающие максимальные результаты при минимально затраченных средствах ( слово, интонация, взгляд, жест, улыбка, голос, чувства и переживания учителя) Умения говорить правильно и выразительно, жестом , мимикой, взглядом выразить свои чувства и отношения, управлять своим психическим состоянием, видеть себя со стороны в значительной мере определяют успешность педагогического общения. Недооценивать эти умения нельзя. Если они наличествуют в деятельности, то учитель сумеет во взаимодействии с учащимися наиболее полно раскрыть, выразить все богатство своей личности, в той мере конечно, в какой он этим богатством обладает

Школьная программа предусматривает создание эмоционально стимулирующей учебной среды. При этом особое значение придается инициативности учащихся в познавательной деятельности и саморегуляции, которые проявляются , прежде всего, в свободе выбора и чувстве ответственности. Очень важно, чтобы в период нравственного становления учащиеся находились в ситуации возможного свободного выбора , самостоятельного определения линии поведения или отдельного поступка

Преподавателю важно развивать у себя здоровую конструктивную рефлексию, приводящую к улучшению деятельности, а не к разрушению ее постоянными колебаниями. Организуя воспитательное воздействие на учащихся, необходимо учитывать их психологические особенности. Опытные и внимательные педагоги прекрасно знают, что ученики в общении не похожи друг на друга. Способы, хорошо влияющие на одного, могут вызвать протест и непонимание у другого. Главный способ располагать к себе учеников заключается не во внешнем соблюдении правил поведения, а во внутренней позиции учителя. Именно внутренняя позиция определяет стиль общения учителя и класса и то, чего добивается в итоге учитель,- роли «пастуха» и «борца за знания учащихся» или права на счастливое преподавание

Сравнение моделей педагогического процесса демонстрирует преимущества личностно-ориентированного подхода перед учебно-дисциплинарным для развития человека, а следовательно - и всего общества . Обобщая вышеизложенное, полагаем, что процесс обучения следует рассматривать не только как путь овладения личностью определенными знаниями, умением, навыками , но и как способ ориентации целей и результатов педагогического процесса на ребенка , как на высшую ценность; изменение мировоззрения его участников на основе идей гуманизации, создание условий для природосообразного развития ребенка, сохранение и укрепление его здоровья; очеловечение отношений на основе личностно- ориентированной модели взаимодействия, создающей предпосылки развития воспитуемых и воспитателей как субъектов деятельности и общения.



















































Актуальные вопросы педагогической компетентности в условиях перехода к 12-летнему образованию

Аннотация

Данная статья раскрывает проблемы самоорганизации личности преподавателя , а также способность вовремя разобрать причины отставания в учебе и повысить вероятность понимания как составляющие важнейшие компоненты педагогической компетентности

Annotation

This article looks through the problems of selforganisation of the individual of the teacher in the process of understanding as elementary step of development of students as well as the ability to find out the reasons of poor knowledge in time and to improve the possibility of understanding which constitute the most important components of pedagogical competentevness

Аңдатпа

Берілген мақала оқытушы тұлғасының өзіндік ұйымдастыру мәселелерін,сонымен қатар зейінді уақытында тексеру себептерін оқуда және жоғарылатуда түсінушіліктің мүмкіндігін педагогикалық біліктіліктің жасаушы ең маңызды компонент әйгілейді



















Список использованной литературы

1. Гин. А.А Приемы педагогической техники : Свобода выбора.Открытость.Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя – М.: Вита-Пресс, 2006

2.Логинова О.Б Система оценивания учебных достижений школьников. Рекомендации Министерства образования Российской Федерации для участников эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования 2004

3.Татубаев С. Жесты как компонент искусства. Алма-Ата: Казахстан ,1979.

4.Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка,отметка.М.:Знание,1980.

5.Азбука поведения. Алма-Ата:Кайнар,1990.

6. ЛихачевД.С.Письма о добром и прекрасном /Сост. И общая ред. Г.А Дубровской – М

7. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деательности.Образовательная система Д.Б. Эколькина- В.В.Давыдова. М:Рассказов, 2002.

8. Журнал «12-летнее образование» 2006-2007.

9. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б.Эколькина-В.В.Давыдова. М.ЦПРО «Развитие личности»,1998






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Султанова Бибижамал Давлетбаевна

Дата: 09.10.2015

Номер свидетельства: 237688

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей  «Юное поколение»"
    ["seo_title"] => string(85) "obrazovatiel-naia-programma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-dietiei-iunoie-pokolieniie"
    ["file_id"] => string(6) "265041"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449831932"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Решение задач по химии"
    ["seo_title"] => string(28) "rieshieniie-zadach-po-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "129516"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415720177"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства