Повторительно-обобщающий урок обществознания по теме:
«Политика» в 9 классе.
Цель: обобщение знаний учащихся, полученных на уроках по теме «Политика»,
выработка навыков работы с различными видами заданий, формирование коммуникативной культуры, составление представления об отличительных признаках, атрибутах и функциях государства.
Задачи урока:
Образовательная: повторение и углубление знаний учащихся о политической сфере жизни общества, формировать у учащихся осознания тех ценностей, которые имеет демократия, дать учащимся первичное представление о необходимости участия в политической жизни общества.
Развивающая: развитие творческих способностей учащихся, формирование умения анализировать конкретные жизненные ситуации, дальнейшее развитие умения анализировать различные виды источников, развитие навыков работы с информационно- коммуникационными технологиями.
Воспитательная: формирование чувства ответственности за свою гражданскую позицию, формирование политической культуры, воспитание патриотизма.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, раздаточный материал , конституция РФ.
Тип урока: повторительно- обобщающий
Форма урока: практикум
Форма деятельности: фронтальная, индивидуальная
Методы работы на уроке : проблемный метод, частично- поисковый, дискуссия, методика критического мышления.
Ход урока.
«Я не занимаюсь политикой. –
А знаете, это все равно,
что сказать: « Не занимаюсь жизнью»
(Ж.Ренар, французский писатель)
I.Мотивация.
Прочитайте рассуждения немецкого ученого- политолога М.Вебера (1864-1920) и ответьте на вопрос к нему.( Слайд №2)
«Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о политике профсоюзов во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Конечно, сейчас мы не берем столь широкое понятие за основу наших рассуждений. Мы намереваемся в данном случае говорить только о руководстве или оказании влияния на руководство политическим союзом, то есть в наши дни- государством.
Итак, политика, судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себя заключает»
Вопрос: Что такое политика:
А) в широком смысле слова?
Б) в узком смысле слова?
Выделите эти два значения в тексте.
II.Терминологический диктант( Слайд №3)
1. Это слово греческого происхождения и изначально означало искусство управления государством, государственная деятельность. В наше время этим словом называют деятельностью связанную с отношениями между большими общественными группами, социальными слоями, нациями. Эта деятельность, связанная с определением задач и функций государства.
2.Важнейший элемент общественной организации. Позволяет при необходимости принуждать большие массы людей к выполнению тех или иных задач.
3.Добровальная политическая организация, объединяющая группу единомышленников выражающих интересы определенных социальных сил; ставит своей целью завоевание власти для реализации этих интересов и потребностей.
4.Форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит единоличному правителю, который наследует власть.
5. Форма правления, при которой источником власти признается народ и формирование высших органов власти осуществляется путем выборов.
6.Средство и формы, с помощью которых государство воздействует на общество, осуществляя свою власть, а общество, в свою очередь, влияет на государство.
7. Устойчивая политическая правовая связь человека с государством. Выражается в совокупности их – гражданина и государства- взаимных прав и обязанностей.
8.Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, основные права и свободы человека и гражданина.
9. Парламент Российской Федерации.
Проверь себя.
Политика
Политическая власть
3.Политическая партия
4.Монархия
5.Республика
6.Политический режим
7.Гражданство
8.Конституция
9.Федеральное собрание
III. Государство: признаки и формы
Задание 1 ( Слайд №7)
1.О чем идет речь?
«… - политическая целостность, созданная национальным или многонациональной общностью на определенной территории, где с помощью политической элиты, монополизирующей власть, поддерживается юридический порядок, включая законное право применения насилия»
2. Задание 2 (выполняется на доске 2 учениками) (Слайд № 8):
-каковы признаки государства;
-каковы функции государства
Признаки государства :
1.Единство территории
2.Публичная власть
3.Суверенитет
4.Законадательная деятельность
5.Налоговые сборы
Функции государства:
Внутренние- поддержание и охрана общественного порядка, поддержка незащищенных слоев населения, регулирование экономических процессов, установление правовых норм и контроль за их выполнением, создание условий для удовлетворение материальных и духовных благ человека, поддержка образования,медецины,науки и т.д.
Внешние-взаимовыгодное сотрудничества в различных сферах с другими страными, а также обеспечение обороноспособности страны.
3.Задание классу 3 (Слайд № 9) Заполните схемы:
Демократия | | Тоталитаризм | | Авторитаризм |
Монархия: - абсолютная - конституционная |
Республика: - президентская; -парламентская; -смешанная |
Фо́рма госуда́рственного устро́йства |
IV.Участие граждан в политической жизни страны.
Вопросы к классу:
- Как гражданин может повлиять на политику? ( митинги, выборы, состоять в политической партии)
- С каких лет человек может участвовать в выборах?( 18 лет)
4.Задание 4 ( Слайд № 12) Установите соответствие признаков и функций государства:
Понятия | Сущность данных понятий |
1) президентская республика | А) при этой форме правления правительство формируется парламентом из представителей той партии, которая победила на выборах |
2) абсолютная монархия | Б) политический режим, при котором власть сосредоточена в руках одного человека или в одном органе управления |
3) федерация | В) политический режим, при котором осуществляется абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни |
4) унитарное государство | Г) право быть избранным |
5) парламентская республика | Д) при этой форме правления президент совмещает функции главы государства и главы правительства |
6) активное избирательное право | Ж) государство, состоящее из государственных территориальных единиц, не имеющих своей конституции, своих законов, своих правительств |
7) пассивное избирательное право | З) форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства единицы имеют собственные конституции, исполнительные, законодательные органы власти, при этом сохраняется единое гражданство, денежная единица и т.д. |
8) тоталитаризм | И) право избирать |
9) авторитаризм | К) это форма правления, при которой власть находится в руках одного человека и передается по наследству |
Проверка выполнения данного задания- Критерий выставления оценок
1- Д ОЦЕНКИ: «5»- 0 ошибок
2- К «4»- 1-2 ошибки
3- З «3»- 3-4 ошибки
4- Ж «2»- 5 и более ошибок
5- А
6- И
7- Г 8- В 9- Б
V.Правовое государство.
Вопросы классу:
-Какое государство называется правовым?(государство, в котором господствует право)
-Назовите признаки правового государства.(верховенство права, незыблемость прав и свобод человека, разделение власти).
-Можно ли назвать РФ правовым государством?
Найдите в Главе 1 КРФ подтверждение своим словам.(Ст.2)
VI.Демократическое государство.
Речь учителя: в современном мире в большинстве стран существует демократический режим, потому что ядром демократии является суверенитет народа.
Перед вами два высказывания о демократии:
1.«Демократия- наихудшая форма правления, если не считать остальных»
( У.Черчилль)
2.« Демократия – это власть народа, избранная народом и для народа.»
( А. Линкольн)
Ваше отношение к данным высказываниям ? Обсуждение данных высказываний
VII. Политическое устройство РФ.( Слайд № 14)
Государственная власть в РФ. |
Законодательная | | Исполнительная | | Судебная |
1.Запишите, каким государством является Россия по форме правления, государственному устройству и политическому режиму.
2. Найдите в Главе 1 КРФ подтверждение своим словам.( Ст.10)
7. Презентация учащихся на тему « Власть в современной России».
8.Подведение итогов
1. Вернемся к нашему эпиграфу.
Какое место занимает политика в жизни человека?
Домашнее задание.
Подготовиться к контрольному тестированию. Повторить п.1-7