Обобщающий урок-игра "Путешествие в Средневековье". 6-й класс
- Омельянович Мария Викторовна- учитель истории
Цели урока: повторение и систематизация знаний по курсу истории средних веков, обобщение пройденного материала.
Задачи урока:
- Образовательная: систематизировать и обобщить знания учащихся
- Развивающая: развивать гуманитарную культуру школьников, приобщить учащихся к мировой культуре, развивать коммуникативные умения при работе в группе или команде, решать поставленные задачи, готовить сообщение.
- Воспитывающая: воспитывать уважение к истории, культуре и традициям народов эпохи средневековья, способствовать укреплению чувства товарищества в групповой работе.
Правила викторины: викторина состоит из нескольких туров. Перед выполнением задания объясняются правила, требования к содержанию ответа.
Ход викторины
I. Организационный этап. Класс делится на две команды, выбирают капитанов, придумывают название.
II. Выполнение заданий викторины.
III. Подведение итогов.
Ребята, вы заканчиваете изучение Истории средних веков.
Скажите, а задумывались ли вы о том, почему они называются средними?
(второй период Всемирной истории, начавшийся с V века и продолжавшийся до XV, между Древним миром и Новым временем)
Чем же этот период отличается от других?
Она обладает особенным, неповторимым обликом, который складывался на протяжении тысячи лет. В средние века появились многие из ныне существующих городов. Города превращаются в центры ремесла и торговли. Складывается товарное хозяйство. В некоторых странах началось освобождение крестьян от личной зависимости за выкуп. Рост городов и развитие торговли подготовили условия для образования централизованных государств и возникновения сословных собраний. В средние века образовались государства, существующие и поныне: Англия, Франция, Россия и другие.
Ребята, скажите, любите ли вы путешествовать?
А что для вас путешествие?
Вот мы с вами сегодня и отправимся в путешествие, но необычное!
Я попрошу вас закрыть глаза и взяться за руки...
Мимо белого тумана,
Мимо жёлтого тумана,
Мимо чёрного тумана,
Мимо стран и городов,
По лесам и океанам,
По пустыням и полянам
Понарошку без обмана
Мы летим среди миров.
Тише, тише, раз, два, три:
Открывай глаза - смотри!
Для того чтобы вы смогли освежить свои знания по пройденным темам, я предлагаю сыграть в игру под названием “Путешествие в средневековье”.
Игра состоит из нескольких небольших туров, в каждом туре свои задания, которые я буду объяснять по ходу нашей игры.
Правила игры:
Правила игры:
- Выбор капитана команды.
- Отвечать можно каждой команде по очереди.
- Если первая команда отказывается отвечать на вопрос или отвечает, неправильно ход переходит к команде соперников. За выкрики с места команда лишается очков.
- Правильный ответ, каждая из команд, дает, с разрешения капитана и посовещавшись.
- В конце урока все очки суммируются и учитель подводит итоги.
- Самых победителей активных игроков ждет награда.
- Капитан команды следит за активностью игроков, руководит обсуждением вопроса, делает выбор - кому отвечать от имени команды.
- Правильный ответ – 10б, ответ с неточностями – 5б, дополнение команд –3б
I тур: “Разминка”
Задача этого тура – ввод конкурсантов в круг понятий, фактов, исторических личностей, которые относятся к теме игры.
Каждая команда отвечает на 5 одинаковых вопросов. (Слайд 5)
- Глава католической церкви. (Папа Римский)
- Родина арабов. (Аравийский полуостров)
- Явление, когда государство делится на части. (Раздробленность)
- Грамота о прощении грехов. (Индульгенция)
- Состязание рыцарей в силе и ловкости. (Турнир)
II тур: “Башня событий”
Средние века были полны важными и интересными событиями. Давайте вспомним некоторые из них.
Для ответа команде достаточно поднять карточку с буквой правильного ответа - А, Б или В. (Слайд 7-12)
1. Когда происходило Великое переселение народов?
А) IV-VII вв. Б) III-IV вв. В) I-II вв.
2. В каком году Карл Великий был провозглашен императором?
А) в 800 году Б) в 500 году В) в 395 году
3. Когда проходила Столетняя война?
А) 1337 – 1453 г. Б) в 1300 -1400 г. В) 1360-1459 г.
4. Когда проходил первый Крестовый поход?
А) 1095-1098 гг. Б) 1094-1097 гг. В) 1096-1099 гг.
5. Когда произошло разделение христианской церкви на Западную и Восточную?
А) 1080 г. Б) 1200г. В) 1054 г.
6. Когда произошла гибель Византийской империи?
А) 1453 г. Б) 1553г. В) 1353 г.
III тур “Замок личностей ”
Этот конкурс посвящается, как вы уже догадались, историческим личностям, которые и вершили историю.
Задание: Определите, о ком идет речь в приводимых отрывках
1.Кто изображен Ж Дарк
2. Кто изображен король Артур
3. Мухаммед
4. О ком идет речь в документе?
Первоначально он был вождем одного из германских племен, а затем королем обширного государства на территории бывшей римской провинции Галлии. Вероломный, коварный и хитрый, для достижения цели он не останавливался ни перед чем. Крестил франков. (Хлодвиг)
(Король франков, правил в 481/482 — 511 годах, из династии Меровингов. Хлодвиг был, безусловно, одним из самых крупных политиков своего времени и, пожалуй, единственным великим королём династии Меровингов.)
- Старший сын Пипина Короткого и Бертрады Лаонской. По имени Карла династия Пипинидов получила название Каролингов. Ещё при жизни именовался «Великим».
5. популярный герой средневековых английских народных баллад, предводитель лесных разбойников. По преданию, действовал со своей шайкой в Шервудском лесу около Ноттингема — грабил богатых, отдавая добытое беднякам.
Робин Гуд
IV тур: “Стена понятий”
Этот конкурс построен по настоящему правилу рыцарского турнира. Каждый из членов одной команды имеет право выбрать себе противника из другой.
Предлагаемые понятия:
- Династия (ряд последовательно правящих монархов из одного и того же рода)
- Хартия (грамота, дававшая или подтверждающая те или иные права)
- Десятина (Налог на содержание церкви, 1/10 часть доходов)
- Феодальное поместье (Большое хозяйство феодала, где владельцы земли эксплуатировали крестьян)
- Повинности (Принудительные обязанности)
- Барщина (Все работы крестьян в хозяйстве господина)
- Оброк (Платежи крестьян феодалу продуктами или изделиями)
- Сословия (Большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству)
V тур: “Внимание на экран”
.
1.Перед Вами изображение средневекового храма.
- Определите:
- Что это за храм?
- К какому художественному стилю относится это сооружение?
ОТВЕТЫ
Нотр-Дам де Пари
Готика
2. Средневековая профессия?
инквизитор
3. На картине изображено событие, вошедшее в историю под названием “Черная смерть”. Что это за событие?
Чума
4. Священная книга мусульман?
каран
VI тур: “Конкурс капитанов”
Необходимо описать феодальную лестницу
Подведение итогов игры.
Итак, победу одерживает.... команда.
Молодцы! Видно, что многое знаете. Многое вспомнили, то, что успели забыть.
Скажите, а зачем нам всё это необходимо знать? Для чего мы изучаем историю средних веков?
Конечно, первое, что приходит на ум, это рыцари, рыцарские турниры, средневековые замки, но эпоха средневековья знаменита и тем, что в это время появилось много изобретений, новшеств, достижений культуры, которые используются в современной жизни. Порой, мы с вами и не догадываемся, что те “новинки”, которые мы используем в нашей современной жизни, родом из средневековья.
В средние века образовалось большинство народностей и государств современной Европы.
В средние века возникли первые университеты, многие из которых продолжают существовать и сегодня (старейшими университетами считаются Болонский, Оксфордский, Парижский),
Одним из влиятельных институтов, унаследованных миром от средневековья, является церковь.
Многие города современной Западной Европы сохраняют “аромат” средневековой эпохи в планировке, архитектуре,
Сегодня, ребята, вы состязались не в силе и ловкости, а в заданиях, находчивости, смекалке и эрудиции. И эти качества не менее важны, а порой даже и более, так как они помогают нам в решении сложных жизненных ситуаций, создают уверенность в себе и устойчивую жизненную позицию.
На этом всё. Ребята спасибо за урок. Спасибо за внимание!