Просмотр содержимого документа
«Повторительно-обобщающий урок по теме Политика»
Повторительно-обобщающий урок обществознания по теме:
«Политика».
Цель: обобщение знаний учащихся, полученных на уроках по теме «Политика» и составление представления об отличительных признаках, атрибутах и функциях государства.
Задачи урока: повторение и углубление знаний учащихся о политической сфере жизни общества, формировать у учащихся осознания тех ценностей, которые имеет демократия,дать учащимся первичное представление о необходимости участия в политической жизни общества; развитие творческих способностей учащихся,формирование умения анализировать конкретные жизненные ситуации, дальнейшее развитие умения анализировать различные виды источников, развитие навыков работы с информационно- коммуникационными технологиями; формирование чувства ответственности за свою гражданскую позицию,формирование политической культуры,воспитание патриотизма.
Проверка домашнего задания осуществляется путём фронтального опроса по теме «Межгосударственные отношения»
III. Мотивационный этап (3 минуты)
Прочитайте рассуждения немецкого ученого-политолога М. Вебера (1864 – 1920) и ответьте на вопрос к нему. (Слайд №2)
«Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о политике профсоюзов во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Конечно, сейчас мы не берем столь широкое понятие за основу наших рассуждений. Мы намереваемся в данном случае говорить только о руководстве или оказании влияния на руководство политическим союзом, то есть в наши дни- государством.
Итак, политика, судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себя заключает»
Задание классу: Найдите и подчеркните в тексте значение термина «политика» в широком и узком смысле
IV. Работа на уроке (20 минут)
1. Определите, о чем идет речь: «… - политическая целостность, созданная национальным или многонациональной общностью на определенной территории, где с помощью политической элиты, монополизирующей власть, поддерживается юридический порядок, включая законное право применения насилия»
2. (выполняется на доске 2 учениками):
каковы признаки государства (единство территории, публичная власть, суверенитет, законодательная деятельность, налоговые сборы)
каковы функции государства (внутренние – поддержание и охрана общественного порядка, регулирование экономических процессов; внешние – взаимовыгодное сотрудничества в различных сферах с другими странами, а также обеспечение обороноспособности страны)
4. Установите соответствие между терминами и определениями
Понятия
Сущность данных понятий
А) президентская республика
1) при этой форме правления правительство формируется парламентом из представителей той партии, которая победила на выборах
Б) абсолютная монархия
2) политический режим, при котором власть сосредоточена в руках одного человека или в одном органе управления
В) федерация
3) политический режим, при котором осуществляется абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни
Г) унитарное государство
4) при этой форме правления президент совмещает функции главы государства и главы правительства
Д) парламентская республика
5) государство, состоящее из государственных территориальных единиц, не имеющих своей конституции, своих законов, своих правительств
Е) тоталитаризм
6) форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства единицы имеют собственные конституции, исполнительные, законодательные органы власти, при этом сохраняется единое гражданство, денежная единица и т.д.
Ж) авторитаризм
7) это форма правления, при которой власть находится в руках одного человека и передается по наследству
5. Заполните пропуски в тексте используя текст параграфа 4
Государство, в котором господствует право носит название ______________. Одним из основных его принципов является ________________. Согласно ему власть в государстве делится на три ветви: ________________, _________________ и __________________
6. Построить схему применения принципа разделения властей на примере РФ
V. Закрепление материала (5 минут)
(Проводится либо в форме фронтального опроса, либо в виде фронтального опроса)
Это слово греческого происхождения и изначально означало искусство управления государством, государственная деятельность. В наше время этим словом называют деятельностью связанную с отношениями между большими общественными группами, социальными слоями, нациями. Эта деятельность, связанная с определением задач и функций государства.
Важнейший элемент общественной организации, который позволяет при необходимости принуждать большие массы людей к выполнению тех или иных задач.
Добровольная политическая организация, объединяющая группу единомышленников выражающих интересы определенных социальных сил; ставит своей целью завоевание власти для реализации этих интересов и потребностей.
Форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит единоличному правителю, который наследует власть.
Форма правления, при которой источником власти признается народ и формирование высших органов власти осуществляется путем выборов.
Средство и формы, с помощью которых государство воздействует на общество, осуществляя свою власть, а общество, в свою очередь, влияет на государство.
Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, основные права и свободы человека и гражданина.
Прочитайте рассуждения немецкого ученого-политолога М. Вебера (1864 – 1920) и найдите и подчеркните в тексте значение термина «политика» в широком и узком смысле
«Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о политике профсоюзов во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Конечно, сейчас мы не берем столь широкое понятие за основу наших рассуждений. Мы намереваемся в данном случае говорить только о руководстве или оказании влияния на руководство политическим союзом, то есть в наши дни- государством.
Итак, политика, судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себя заключает».
4. Установите соответствие между терминами и определениями
Понятия
Сущность данных понятий
А) президентская республика
1) при этой форме правления правительство формируется парламентом из представителей той партии, которая победила на выборах
Б) абсолютная монархия
2) политический режим, при котором власть сосредоточена в руках одного человека или в одном органе управления
В) федерация
3) политический режим, при котором осуществляется абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни
Г) унитарное государство
4) при этой форме правления президент совмещает функции главы государства и главы правительства
Д) парламентская республика
5) государство, состоящее из государственных территориальных единиц, не имеющих своей конституции, своих законов, своих правительств
Е) тоталитаризм
6) форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства единицы имеют собственные конституции, исполнительные, законодательные органы власти, при этом сохраняется единое гражданство, денежная единица и т.д.
Ж) авторитаризм
7) это форма правления, при которой власть находится в руках одного человека и передается по наследству
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
5. Заполните пропуски в тексте используя текст параграфа 4
Государство, в котором господствует право носит название _______________. Одним из основных его принципов является ________________. Согласно ему власть в государстве делится на три ветви: ________________, _________________ и __________________