kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наука. 1.11

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учителей и обучающихся.

Предлагаю краткий конспект по обществознанию. Содержание соответствует «Кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения  ЕГЭ по обществознанию». Здесь изложен материал, который будет полезен для обучающихся  в подготовке к урокам и к сдаче ЕГЭ по обществознанию, даны краткие ответы на все вопросы, которые могут встретиться на ЕГЭ. «Человек и общество» является одним из базовых блоков курса обществознания, и занимает одно из ведущих мест в экзаменационных работах. Материал максимально удобен для ознакомления и изучения данного элемента кодификатора: сначала даётся краткое содержание темы, а затем более подробное изложение по материалам сайта sosnovo-school. Это позволяет более продуктивно использовать время при подготовке и к экзаменам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наука. 1.11 »

1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Богбаз10, §6, 60-63; Богпроф10, §24, 25.

13.1. Наука = получение нового знания + система знаний. 

Цели науки – описание, объяснение и предсказание явлений действительности на основе законов.

13.2Особенности научного познания:

1) объективность; 2) обоснованность; 3) системность; 4) проверяемость.

13.3Функции науки

1) познавательная; 2) практически-деятельностная; 3) культурная; 4) мировоззренческая; 5) социальная. 

13.4Уровни научного знания: эмпирический и теоретический. Отличия:

1) эмпирическое знание отражает изучаемый объект со стороны, доступной наблюдению; теоретическое познание имеет дело с логической моделью изучаемого объекта; 

2) на эмпирическом уровне – научные факты (события, процессы), на теоретическом – понятия, гипотезы, законы; 

3) по методам исследования: эмпирический уровень: наблюдение, эксперимент

теоретический уровень: формализация, математизация, моделирование

4) по степени систематизации: эмпирическое знание фрагментарно, а теория – систематизированная картину, раскрывающая сущность изучаемого объекта.

13.5Методы научного познания:

Эмпирические: 1) наблюдение, 2) эксперимент, 3) классификация, 4) измерение, 5) систематизация, 6) сравнение, 7) описание.

Теоретические: 1) единство исторического и логического; 2) восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному; 3) формализация; 4) математизация.

Универсальные: 1) анализ и синтез, 2) дедукция и индукция, 3) аналогия, 4) моделирование, 5) абстрагирование, 6) идеализация.

13.6Как развивается научное знание?

Кумулятивизм: развитие науки есть постепенное накопление фактов и теорий. 

Антикумулятивизм (Томас Кун): развитие науки есть смена парадигм (решения исследовательских задач ) 

13.8Наука и человек

13.8.1. Большая наукаНаука как производительная сила. Наука превратилась в непосредственную производительную силу = переход от «малой науки» к «большой науке».

Научно – техническая революция (НТР) – третья по счету после аграрной (неолитической) революции и промышленного переворота Великая революция в развитии производительных сил, представляющая собой коренной, качественный скачок в развитии современных производительных сил на основе превращения науки в непосредственную производительную силу. 

Главные направления НТР

1) автоматизация; 2) новые виды энергии; 3) биотехнологии; 4) новые материалы. 5) компьютеризация

Научно – технический прогресс – единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники. 

13.8.2. Социальная ответственность науки.

Почему в наши дни возрастает влияние альтернативных науке взглядов и установок?

1) В XX в. наука обнаружила свое бессилие в решении ряда важных для человечества проблем, более того, стала источником многих новых затруднений, ведя западную цивилизацию к упадку.

2) Человечество, подобно маятнику, постоянно переходит из фазы предпочтения рационального мышления и науки в фазу упадка рационализма и усиления тяги к вере и откровению.

3) Цивилизация устала от бремени выбора и ответственности. Предопределенность астрологии предпочтительнее научного критицизма и постоянных сомнений. 

13.9Особенности социального (в широком смысле) познания (социальное познание в узком смысле + гуманитарное познание): 

1) Субъект познания (общество) и объект познания (общество) совпадают. 

2) Сложность объекта познания (каждое событие социальной жизни неповторимо и отличается от других).

3) Возможности наблюдения и эксперимента ограничены. 

4) Социальное познание затрагивает интересы людей. 

13.10Классификация наук

По предмету исследования

1) Социальные: социология, психология, социальная психология, экономика, политология, антропология, этнография (наука о народах). 

2) Гуманитарные: философия, история, искусствознание, литературоведение. 

Методом познания гуманитарных наук является понимание, методом естествознания и социальных наук – объяснение

3) Естественные науки.

4) Технические науки. 

По связи с практикой: 1) фундаментальные;2) прикладные.

ПОДРОБНО


13. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Богбаз10, §6, 60-63; Богпроф10, §24, 25.  
     13.1. Что такое наука? 
     13.1.1.Особенности (признаки) научного познания.
     13.1.2. Функции науки.
     13.2. Уровни научного знания: эмпирический и теоретический. 
     13.2.1. Чем отличается эмпирический уровень знания от теоретического?
     13.2.2. Эмпирический уровень.
     13.2.3. Теоретический уровень. 
     13.2.4. Структура научной теории.
     13.3. Методы научного познания.
     13.3.1. Эмпирические методы.
     13.3.2. Теоретические методы.
     13.3.3. Универсальные методы.
     13.4. Как развивается научное знание?
     13.4.1. Кумулятивизм. 
     13.4.2. Антикумулятивизм.
     13.4.3. Синергетика как новая парадигма.
     13.4.4. Какие факторы влияют на развитие научного знания? 
     13.5. Когда и где возникла современная наука? 
     13.6. Дифференциация и интеграция научного знания. 
     13.7. Наука и человек. 
     13.7.1. Большая наука. Наука как производительная сила. 
     
     13.1Что такое наука?
     Наука – 1) сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. 
     Непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов.
     13.1.1. Особенности (признаки) научного познания:
     Версия №1:
     1) принцип объективности (научное познание должно отразить объект таким, каков он есть на самом деле); 
     2) рационалистическая обоснованность
     3) системность знания (не только упорядочено, но и выражается в форме теории или развёрнутого теоретического понятия); 
     4) принципиальная проверяемость (средствами проверки могут быть научное наблюдение, практика, логические рассуждения).
     Версия №2
     1) доказательность; 
     2) логическая непротиворечивость; 
     3) подтверждаемость опытом; 
     4) системность; 
     5) простота (способность, исходя из сравнительно немногих оснований и не прибегая к произвольным допущениям объяснить наивозможно широкий круг явлений = «бритва Оккама»);
     6) воспроизводимость (возможность повторить методы и результаты научного исследования); 
     7) предсказательная сила (гипотезы и теории должны не только объяснять факты, для объяснения которых они созданы, но и предсказывать новые); 
     8) преемственность (из новых идей, конкурирующих друг с другом, предпочтительнее та, которая "наименее агрессивна" по отношению к предшествующему знанию); 
     9) наличие методологии – обоснования применяемых приёмов; 
     10) формализация, выражающаяся, в первую очередь, в формализации языка науки (научные знания фиксируются в виде точных понятий, принципов, законов).
     !!! Список признаков научного знания зависит от того, какая из наук считается образцом научного знания. Долгое время в роли «образцовой науки» выступала математика. Поэтому главными признаками научности считались аксиоматизм и дедуктивность. 
     13.1.2. Функции науки
     1) познавательная; 
     2) практически-деятельностная; 
     3) культурная; 
     4) культурно-мировоззренческая; 
     5) социальная (исследование жизни и деятельности человека, роль науки в процессе социального развития и управления, определение путей и способов практического использования добытых знаний).  
     13.2Уровни научного знания: эмпирический и теоретический.
     13.2.1. Чем отличается эмпирический уровень знания от теоретического?
     1) Эмпирическое знание отражает изучаемый объект со стороны, доступной наблюдению (исследователь взаимодействует с предметом непосредственно или с помощью приборов; теоретическое познание имеет дело с логической моделью изучаемого объекта, выраженной специальным языком); 
     2) по содержанию знания = целям научного познания = характеру полученного знания:
     на эмпирическом уровне знание представлено научными фактами (события, физические процессы) и эмпирическими законами , на теоретическом – научными понятиями, гипотезами, принципами, законами; 
     3) по методам исследования
     эмпирический уровень: наблюдениеэксперимент, измерение, описание, сравнение; 
     теоретический уровень: формализацияматематизация, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация; 
     4) по степени систематизации
     эмпирические знания фрагментарны, а теоретические знания представляют более систематизированную картину, раскрывающую сущность изучаемого объекта.
     13.2.2. Эмпирический уровень.
     1) Что такое научный факт?
     Факт (от лат. factum – сделанное, совершившееся) – знание, достоверность которого доказана.
     В обыденном языке фактом, как правило, называют 1) фрагмент действительности. В научном познании под словом «факт» чаще всего подразумевается либо 2) достоверное знание, либо 3) описание эмпирических данных.
     Отдельно существующие вещи не являются фактами. Например: Волга, дождь, Достоевский – это не факты. Фактом является утверждение, фиксирующее определенное свойство или отношение: Волга впадает в Каспийское море; роман «Преступление и наказание» написан Достоевским; идет дождь – это примеры фактов. 
     Наука никогда не имеет дело с «чистыми» фактами. Знание, полученное эмпирическими методами, нуждается в интерпретации (истолковании), которая всегда исходит из определённых теоретических предпосылок. В этом смысле любой факт имеет смысл только в рамках определённой теории.
     2) Эмпирический закон – закон, справедливость которого была установлена не из теоретических соображений, а из опытных данных. 
     13.2.3. Теоретический уровень.
     1) Проблема (от греч. problema – задача) – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. 
     2) Гипотеза (греч. hypothesis – основание, предположение) – 1) предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; 2) форма научного познания.
     3) Теория (от греч. theoria – рассмотрение, исследование) – 1) система основных идей в той или иной отрасли знания; 2) форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.
     4) Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. 
     Виды законов
     1) специфические, или частные (напр., закон сложения скоростей в механике); 
     2) общие для больших групп явлений (напр., закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора); 
     3) всеобщие, или универсальные, законы. 
     13.2.4. Структура научной теории:
     1) исходные основания (фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы); 
     2) идеализированные объекты; 
     3) логика и методология; 
     4) совокупность законов и утверждений, выведенных из теории;
     5) метатеоретический уровень: а) парадигма, б) научно-исследовательская программа, в) стиль мышления, г) картина мира, д) стандарты рациональности. 
     13.3Методы научного познания.
     Метод – (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. 
     13.3.1. Эмпирические методы.
     1) Наблюдение – целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. 
     Основное условие научного наблюдения – объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования (напр., эксперимента). 
     2) Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – прямое и целенаправленное вмешательство исследователя в состояние изучаемого объекта или процесса, активное воздействие на них с помощью различных средств.
      3) Классификация (от лат. classis – разряд, класс) – распределение каких-либо объектов по классам (отделам, разрядам, видам и т. д.) в зависимости от их общих признаков.
     4) Измерение.
     13.3.2. Теоретические методы: 1) единство исторического и логического; 2) восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному; 3) формализация; 4) математизация.
     1) Историческое относится к логическому как процесс развития к его результату. «Анатомия человека – ключ к анатомии обезьяны» (Маркс).
     2) Абстрактное и конкретное – различные моменты развития. Абстрактное – это неразвитое состояние предмета, когда еще не полностью развернулись все его свойства, особенности, а конкретное – это предмет в его органической целостности, во всем многообразии его сторон и связей. 
     3) Формализация – способ выражения знаний через знаки искусственного языка. 
     4) Математизация – внедрение математических методов и достижений математики в другие науки, области знания и сферы человеческой деятельности. 
     13.3.3. Универсальные методы: 1) анализ и синтез, 2) дедукция и индукция, 3) аналогия, 4) моделирование, 5) абстрагирование, 6) идеализация.
     1) Анализ (от греч. analysis – разложение) – расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; анализ неразрывно связан с синтезом.
     Синтез (от греч. synthesis – соединение) – соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему).
     2) Дедукция (от лат. deductio – выведение) – выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному.
     Индукция (от лат. inductio – наведение) – метод исследования и способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам.
     Индукция и дедукция органически связаны и взаимно дополняют друг друга.
     3) Метод аналогии (греч. analogia – соответствие, сходство) – это логический прием, с помощью которого, на основе сходства объектов по одним признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам. 
     4) Моделирование (от лат. modulus – мера, образец) – исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей. 
     На идее моделирования базируется !!! любой метод научного исследования – как теоретический (знаковые, абстрактные, идеальные модели), так и экспериментальный (предметные модели).  
     Идеальными моделями являются, по существу, все компьютерные программы. Экспериментирование с такими моделями практически ни в чём не ограничено.
     5) Абстрагирование (от лат. abstractio) – мысленное выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других его свойств и связей, признаваемых «частными», несущественными. 
6) Идеализация (франц. idéal, от греч. idéa идея, первообраз) – процесс идеализации, мыслительное конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире (напр., «точка», «абсолютно твердое тело», «идеальный газ»).
    13.4. Как развивается научное знание?
13.4.1. Кумулятивизм (лат. cumulatio – увеличение): развитие науки есть постепенное накопление фактов и теорий. 
13.4.2. Антикумулятивизм (Томас Кун). 
Парадигма состоит из а) типового образца исследования; б) представлений об изучаемом предмете; в) теорий; г) методов и процедур исследования.
Парадигма (греч. paradeigma – пример, образец) – теория (или модель постановки про-блем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач. 
В роли физической парадигмы в своё время выступали физика Аристотеля, геоцентриче-ская система Птолемея, физика Ньютона. 
Теория становится парадигмой в результате того, что научное сообщество придаёт ей статус эталона. Кун выделяет два этапа развития науки: нормальный и революционный. На стадии нормальной науки учёные действуют в рамках принятой парадигмы. Накопление фактов-аномалий, не объяснимых с точки зрения старой парадигмы, ведёт к революции в науке, которая заключается в смене парадигмы. 
13.4.4. Какие факторы влияют на развитие научного знания? 
Интернализм (от лат. internus – внутренний) – направление в истории и философии науки, признающее движущей силой развития науки внутренние, интеллектуальные (философские, собственно научные) факторы. 
Экстернализм (от лат. externus – внешний) – течение в историографии и философии науки, усматривающее источник развития научных идей непосредственно во внешних социальных (экономических и политических) факторах. 
Ближе к истине, по-видимому, экстернализм. Наука существует в определенных социально-культурных условиях и не может не испытывать их влияния. Особенно ясно это стало во второй половине 20 в., когда целые научные области и даже науки стали возникать благодаря ясной общественной потребности, напр. потребности в создании новых видов вооружений, вычислительной техники или в охране окружающей среды. 
13.5. Когда и где возникла современная наука? 
1) Наука сформировалась ещё в доисторические времена с возникновением у древних лю-дей первых знаний об окружающем мире. 
2) Эдмунд Гуссерль. «Кризис европейского человечества и философия» (1935):
«Духовная Европа имеет место рождения. Я имею в виду не географическое, в одной из стран, хотя и это тоже правильно, но духовное место рождения… Это древнегреческая нация VII и VI столетий до Рождества Христова. В ней сформировалась новая установка индивида по отношению к окружающему миру. Следствием её стало рождение, прорыв совершенно нового рода духовной структуры, быстро развившейся в систематически законченное культурное образование; греки назвали его философией… Очень скоро интерес к целому, а, следовательно, и вопрос о всеохватном становлении и бытии в становлении стал делиться по отношению к всеобщим формам и регионам бытия, и, таким образом, философия, единая наука, разветвилась на многообразные частные науки».
3) Современная наука стала создаваться лишь в XVI-XVII вв., когда Коперник, Кеплер, Галилей впервые стали систематически применять подлинно научные – экспериментальные и математические – методы исследования природы. 
Но как тогда оценить знания, например, древневавилонских жрецов, которые предсказы-вали лунные затмения? В состав современного научного знания входит и евклидова геометрия, созданная в IV – III вв. до н.э.
13.6. Дифференциация и интеграция научного знания. 
Дифференциация (от лат. differentia – разность) – разделение, расчленение целого на части, формы и т. п. 
Интеграция (от лат. integration – восстановление) – сближение и связь различных частей, процессов, явлений.
Дифференциация и интеграция (от лат. differentia – разность, различие, integratio – восстановление, восполнение) научного знания – два противоположных, но взаимосвязанных процесса развития научного знания. 
Уже древневосточные цивилизации накопили немало астрономических, математических, медицинских знаний. Древнегреческие мыслители первыми перешли к созданию математиче-ских, философских, космогонических теорий. Однако элементы научных знаний были растворены: сначала в мифологии, а затем и в философии.
В античной Греции не было строгого разграничения между конкретными областями ис-следования и не существовало отдельных научных дисциплин за исключением математики и частично астрономии. Впервые отдельные научные дисциплины возникают в эпоху Возрождения.
И сразу научное знание начинает дифференцироваться – появляются отдельные науки со своими предметом и методами исследования. Вслед за математикой оформляется научное естествознание. Бурное развитие промышленности в эпоху индустриальной цивилизации, изобретение новых инженерных устройств были связаны с появлением технических наук. 
Во второй половине XIX в. происходит становление социального и гуманитарного научного знания.
Появлению общественных наук способствовали два обстоятельства: 
1) начавшиеся в XIX в. глубокие общественные изменения, вызвавшие потребность в лучшем понимании социальных процессов и возможном управлении ими; 
2) прогресс естествознания. Последнее обстоятельство породило стремление создать научную социологию по образцу естественных наук: новое обществознание стали называть «социальной физикой». 
Позднее всех возникли гуманитарные науки. 
Бурный характер дифференциация научного знания приняла в XX веке. Новые отрасли научного знания возникали на стыке традиционных областей науки: физическая химия, математическая лингвистика, социальная психология и т. п.
Дифференциация наук позволяла добывать более глубокие знания об изучаемых объектах, выявлять ранее скрытые стороны и отношения. Вместе с тем нарастала потребность в интеграции научного знания, позволяющей объединить часто разрозненные компоненты в единую картину. Особенно остро недостаток интеграции научного знания ощущался в изучении человека как целостной развивающейся системы. 
Интеграции научного знания препятствует: 
1) дефицит объединяющих научных идей; 
2) бурный рост специализированного научного знания, который не позволяет ученым стать специалистами по целому ряду научных дисциплин (иными словами, век энциклопедистов безвозвратно прошел) = ФУТУРОШОК.
13.7. Наука и человек. 
13.7.1. Большая наука. Наука как производительная сила. 
Раньше техника и производство опережали науку, ставили перед наукой задачи, в решении которых заинтересована практика. В наши дни наука превратилась в производительную силу и стала фундаментом для развития современных отраслей производства. 
С превращением науки в непосредственную производительную силу связан переход от «малой науки» к «большой науке».
Вплоть до конца 19 в. наука играла вспомогательную роль по отношению к производству. Затем развитие науки начинает опережать развитие техники и производства. 
До конца 19 века наука оставалась «малой», занимая в своей сфере относительно небольшое число людей. На рубеже 19 и 20 вв. возникает новый способ организации науки – крупные научные институты и лаборатории, с мощной технической базой, что приближает научную деятельность к формам современного индустриального труда. Тем самым происходит превращение «малой» науки в «большую». Современная наука все глубже связывается со всеми без исключения социальными институтами, пронизывая собой не только промышленное и с.-х. производство, но и политику, административную и военную сферу. В свою очередь, наука как социальный институт становится важнейшим фактором социально-экономического потенциала, требует растущих затрат, в силу чего политика в области науки превращается в одну из ведущих сфер социального управления.
Научно – техническая революция (НТР) – коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. Началась с середины 20 в. Резко ускоряет научно-технический прогресс, оказывает воздействие на все стороны жизни общества. В ходе НТР возникают проблемы ликвидации и ограничения некоторых ее отрицательных последствий. Предъявляет возрастающие требования к уровню образования, квалификации, культуры, организованности, ответственности работников.
Главные направления НТР: 
1) комплексная автоматизация производства, контроля и управления на основе широкого применения ЭВМ; 
2) открытие и использование новых видов энергии; 
3) развитие биотехнологии; 
4) создание и применение новых видов конструкционных материалов.
Этапы НТР: 
Первый этап.
40-е г. – телевидение, транзисторы, компьютеры, радар, ракеты, атомная бомба, синтетические волокна, пенициллин;
50-е гг. – водородная бомба, искусственные спутники Земли, реактивный пассажирский самолет, электроэнергетическая установка на базе ядерного реактора, станки с числовым программным управлением (ЧПУ);
60-е гг. – лазеры, интегральные схемы, спутники связи, скоростные экспрессы.
Второй этап.
70-е гг. – микропроцессоры, волоконно-оптическая передача информации, промышленные роботы, биотехнология;
80-е гг. – сверхбольшие и объемные интегральные схемы, сверхпрочная керамика, компьютеры пятого поколения, генная инженерия, термоядерный синтез.
Научно – технический прогресс – единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники. 
1) Первый этап научно-технического прогресса относится к 16-18 вв., когда мануфактурное производство, нужды торговли, мореплавания потребовали теоретического и эксперимен-тального решения практических задач.
2) Второй этап связан с развитием машинного производства с конца 18 в. – наука и техника взаимно стимулируют ускоряющиеся темпы развития друг друга.
3) Современный этап определяется научно-технической революцией, охватывает наряду с промышленностью сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование, быт. 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Наука. 1.11

Автор: Копылов Юрий Геннадьевич

Дата: 29.04.2015

Номер свидетельства: 206894

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Биология – наука о жизни.  Жизнь-вид движения материи. Методы изучения биологии. Значение биологии. "
    ["seo_title"] => string(108) "biologhiia-nauka-o-zhizni-zhizn-vid-dvizhieniia-matierii-mietody-izuchieniia-biologhii-znachieniie-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "104743"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402755396"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Информатика как наука. "
    ["seo_title"] => string(21) "informatika-kak-nauka"
    ["file_id"] => string(6) "176142"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424364118"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Урок на тему "Наука и научное познание" "
    ["seo_title"] => string(41) "urok-na-tiemu-nauka-i-nauchnoie-poznaniie"
    ["file_id"] => string(6) "202079"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429179651"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Физика и техника. Наука о небесных телах"
    ["seo_title"] => string(40) "fizikaitiekhnikanaukaoniebiesnykhtielakh"
    ["file_id"] => string(6) "336857"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1467477297"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Лингвистика – это увлекательная наука "
    ["seo_title"] => string(39) "linghvistika-eto-uvliekatiel-naia-nauka"
    ["file_id"] => string(6) "243312"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445693640"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства