kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Биология – наука о жизни. Жизнь-вид движения материи. Методы изучения биологии. Значение биологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Биология - наука о жизни, ее закономерностях и формах проявления, о существовании и распространении ее во вре­мени и пространстве. Она исследует происхождение жизни и ее сущность, развитие, взаимосвязи и многообразие. Биолгия относится к естественным наукам.Термин «биология» впервые был предложен немецким про­фессором Т. Рузом в 1797 г. Однако общепринятым он стал в 1802 г., после того как его стал употреблять в своих работах французский натуралист Ж.-Б. Ламарк.

Современная биология представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования.

Например:

1.  Ботаника - исследует строение, способ существования,
распространение растений и историю их происхождения. Вклю­чает в себя подразделы:

  • микология - наука о грибах;
  • бриология - наука о мхах;
  • геоботаника - изучает закономерности распространения растений по поверхности суши;
  • палеоботаника - изучает ископаемые останки древних рас­тений

и др. науки.

2.  Зоология - изучает строение, распространение и историю развития животных.

Подразделы:

  • ихтиология - наука о рыбах;
  • орнитология - наука о птицах и др. науки об определенных группах животных;

этология - наука о поведении животных.

3. Морфология - изучает особенности внешнего строения
живых организмов.

4.   Физиология - изучает особенности жизнедеятельности
живых организмов.

  1. Анатомия - изучает внутреннее строение живых орга­низмов.
  2. Цитология - наука о клетке.
  3. Гистология - наука о тканях.
  4. Генетика - наука, изучающая закономерности наследст­венности и изменчивости живых организмов.

9.  Микробиология — изучает строение, способ существования и распространение микроорганизмов (бактерий, одноклеточных) и вирусов.

10. Экология - наука о взаимоотношениях организмов между  собой и с факторами окружающей среды.

И др. науки.

Возрастающий темп развития науки и накопления знаний привел к необходимости взаимодействия между различными естественными науками. В ходе такого развития на стыке между биологией и другими научными дисциплинами возник ряд пограничных и иных наук:

1) биофизика - исследует биологические структуры и функ­ции организмов физическими методами;

  1. биохимия - исследует основы жизненных процессов и явлений химическими методами на биологических объектах;
  2. биотехнология - изучает возможности использования имеющих хозяйственное значение микроорганизмов (бактерий, дрожжей) в качестве сырья, а также использование их особых crohctb в производстве.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Биология – наука о жизни. Жизнь-вид движения материи. Методы изучения биологии. Значение биологии. »

План учебного занятия № 1

Дата Предмет биология группа

Ф.И.О. преподавателя: Кайырбекова И.А.

І. Тема занятия: Биология – наука о жизни. Жизнь-вид движения материи. Методы изучения биологии. Значение биологии.

Тип занятия: объяснение нового материала

Цель: Показать актуальность биологических знаний, выявить значение общей биологии и ее место в системе биоло­гических знаний.

Задачи

А) Образовательные: Дать понятие о науке биологии, знать основные признаки живого, уровни организации жизни, методы изучения биологии, значении биологии.

Ә) Воспитательные: использовать специальные приёмы поддержания работоспособности учащихся, содействовать формированию экологического воспитания учащихся, способствовать формированию трудовых и учебных навыков, увеличить эффективность использования изучаемых вопросов в жизни, практической деятельности.

Б) Развивающие:  способствовать развитию познавательного интереса  учащихся, внося в содержание  урока элементы новизны.  развивать навыки культуры речи.

ІІ. Ожидаемые результаты:

А) Учащиеся должны знать : основные признаки живого организма

Ә) Учащиеся должны уметь: определять биологические методы, уровни организации живой природы

б) учащиеся должны владеть: делать выводы, сравнивать, работать с учебником

ІІІ. Метод и приемы каждого этапа занятия: словесно- наглядный, объяснительно- иллюстративный

IV. Средства: интерактивная доска, учебник, комнатные растения

Ход урока


І. Организационная часть: Проверить посещяемость учащихся. Озна

комление с целью и задачами сегодняшнего занятия. Ознакомление с правилом поведения в кабинете.

ІІ. Актуализация знаний: Вспомните школьный курс биологии и ответьте на следующие вопросы:

  1. Что изучает наука биология?

  2. Перечислите основные свойства живого организма

ІІІ. Объяснение нового материала:

План:

  1. Науки биология

  2. Основные методы изучения биологии

  3. Значение биологии

  4. Основные свойства живых систем

  5. Уровни организации живой природы.

IV. Закрепление:

Заполнить диаграмму Венна

Работа с учебником: ответить на вопросы стр 5-6, 1-7 вопрос

V. Домашнее задание: Введение. Конспек читать. Краткое сообщение об казахстанских ученных, внесшие вклад в эту науку




Лекция

1. Биология - наука о жизни, ее закономерностях и формах проявления, о существовании и распространении ее во вре­мени и пространстве. Она исследует происхождение жизни и ее сущность, развитие, взаимосвязи и многообразие. Биолгия относится к естественным наукам.Термин «биология» впервые был предложен немецким про­фессором Т. Рузом в 1797 г. Однако общепринятым он стал в 1802 г., после того как его стал употреблять в своих работах французский натуралист Ж.-Б. Ламарк.

Современная биология представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования.

Например:

1. Ботаника - исследует строение, способ существования,
распространение растений и историю их происхождения. Вклю­чает в себя подразделы:

  • микология - наука о грибах;

  • бриология - наука о мхах;

  • геоботаника - изучает закономерности распространения растений по поверхности суши;

  • палеоботаника - изучает ископаемые останки древних рас­тений

и др. науки.

2. Зоология - изучает строение, распространение и историю развития животных.

Подразделы:

  • ихтиология - наука о рыбах;

  • орнитология - наука о птицах и др. науки об определенных группах животных;

этология - наука о поведении животных.

3. Морфология - изучает особенности внешнего строения
живых организмов.

4. Физиология - изучает особенности жизнедеятельности
живых организмов.

  1. Анатомия - изучает внутреннее строение живых орга­низмов.

  2. Цитология - наука о клетке.

  3. Гистология - наука о тканях.

  4. Генетика - наука, изучающая закономерности наследст­венности и изменчивости живых организмов.

9. Микробиология — изучает строение, способ существования и распространение микроорганизмов (бактерий, одноклеточных) и вирусов.

10. Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и с факторами окружающей среды.

И др. науки.

Возрастающий темп развития науки и накопления знаний привел к необходимости взаимодействия между различными естественными науками. В ходе такого развития на стыке между биологией и другими научными дисциплинами возник ряд пограничных и иных наук:

1) биофизика - исследует биологические структуры и функ­ции организмов физическими методами;

  1. биохимия - исследует основы жизненных процессов и явлений химическими методами на биологических объектах;

  2. биотехнология - изучает возможности использования имеющих хозяйственное значение микроорганизмов (бактерий, дрожжей) в качестве сырья, а также использование их особых crohctb в производстве.

Методы изучения биологии:

  • наблюдение – выявляет объекты и явления;

  • сравнение- дает возможность установить закономерности;

  • эксперимент или опыт – выявляет свойства биологических объектов;

  • исторический – познать процессы развития живой природы.

При изучении биологических объектов используется самая различная техника: микроскопы, ультрацентрифуги, анализаторы.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Этапы работы

Осуществление

Постановка проблемы

Выработка четкой постановки проблемы

Предполагаемое реше­ние, формулировка гипотезы

Формулировка ожидаемых результатов и их научного значения, с опорой на уже извест­ные данные

Планирование

Мысленная разработка порядка проведения опыта (последовательность осуществления отдельных этапов исследования)

Проведение опыта

Подбор необходимых биологических объек­тов, приборов и реактивов. Проведение опы­та. Сбор и запись наблюдений, измеряемых величин и результатов

Обсуждение

Сравнение полученных результатов с гипо­тезой, научное объяснение результатов


  1. Значение биологии:

А) производство продовольствия;

Б) разработка методов предупреждения и лечения болезней человека, особенно тяжелых, сердечно- сосудистых, рак, СПИД.

В) охрана природы и приумножение ее богатств.

4.Уровни организации живой природы.

Уровень организации

пояснение

Науки занимающие этими вопросами

Молекулярно-клеточный

Строение и функции клеток

Биохимия, цитология

организменный

Строение и жизнедеятельность организма

Анатомия, генетика, физиология

Популяционно-видовой

Взаимоотношение между особями их связи со средой

Экология, эволюционное учение

биогеоценотичный

Взаимосвязь организма в сообществе

Экология

биосферный

Живые организмы

Экология, учение о биосфере

  1. Основные свойства живых систем.

  • Единство хим состава- все живые орг состоят из тех ж химии элементов что и объекты неживой природы.

  • Метаболизм- поглощение питательных веществ: анаболизм и катаболизм

  • Рост и развитие- увеличение размеров и массы, сопровождается развитием

  • Наследственность- передача признаков, свойств, особенности развития из поколения в поколение

  • Изменчивость- способность приобретать новые признаки и свойства

  • Размножение- продолжение рода

  • Дыхание поглощение кислорода, выделение углекислого газа

  • Раздражимость- реагирование на условия окружающей среды

  • Саморегуляция- поддерживать постоянство своего хим состава и интенсивность физиологических процессов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кайырбекова Индира Амангазиевна

Дата: 14.06.2014

Номер свидетельства: 104743


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства