Биология – наука о жизни. Жизнь-вид движения материи. Методы изучения биологии. Значение биологии.
Биология – наука о жизни. Жизнь-вид движения материи. Методы изучения биологии. Значение биологии.
1. Биология - наука о жизни, ее закономерностях и формах проявления, о существовании и распространении ее во времени и пространстве. Она исследует происхождение жизни и ее сущность, развитие, взаимосвязи и многообразие. Биолгия относится к естественным наукам.Термин «биология» впервые был предложен немецким профессором Т. Рузом в 1797 г. Однако общепринятым он стал в 1802 г., после того как его стал употреблять в своих работах французский натуралист Ж.-Б. Ламарк.
Современная биология представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования.
Например:
1. Ботаника - исследует строение, способ существования,
распространение растений и историю их происхождения. Включает в себя подразделы:
микология - наука о грибах;
бриология - наука о мхах;
геоботаника - изучает закономерности распространения растений по поверхности суши;
палеоботаника - изучает ископаемые останки древних растений
и др. науки.
2. Зоология - изучает строение, распространение и историю развития животных.
Подразделы:
ихтиология - наука о рыбах;
орнитология - наука о птицах и др. науки об определенных группах животных;
• этология - наука о поведении животных.
3. Морфология - изучает особенности внешнего строения
живых организмов.
4. Физиология - изучает особенности жизнедеятельности
живых организмов.
Анатомия - изучает внутреннее строение живых организмов.
Цитология - наука о клетке.
Гистология - наука о тканях.
Генетика - наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов.
9. Микробиология — изучает строение, способ существования и распространение микроорганизмов (бактерий, одноклеточных) и вирусов.
10. Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и с факторами окружающей среды.
И др. науки.
Возрастающий темп развития науки и накопления знаний привел к необходимости взаимодействия между различными естественными науками. В ходе такого развития на стыке между биологией и другими научными дисциплинами возник ряд пограничных и иных наук:
1) биофизика - исследует биологические структуры и функции организмов физическими методами;
биохимия - исследует основы жизненных процессов и явлений химическими методами на биологических объектах;
биотехнология - изучает возможности использования имеющих хозяйственное значение микроорганизмов (бактерий, дрожжей) в качестве сырья, а также использование их особых crohctb в производстве.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Биология – наука о жизни. Жизнь-вид движения материи. Методы изучения биологии. Значение биологии. »
План учебного занятия № 1
Дата Предмет биология группа
Ф.И.О. преподавателя: Кайырбекова И.А.
І. Тема занятия: Биология – наука о жизни. Жизнь-вид движения материи. Методы изучения биологии. Значение биологии.
Тип занятия: объяснение нового материала
Цель: Показать актуальность биологических знаний, выявить значение общей биологии и ее место в системе биологических знаний.
Задачи
А) Образовательные: Дать понятие о науке биологии, знать основные признаки живого, уровни организации жизни, методы изучения биологии, значении биологии.
Ә) Воспитательные: использовать специальные приёмы поддержания работоспособности учащихся, содействовать формированию экологического воспитания учащихся, способствовать формированию трудовых и учебных навыков, увеличить эффективность использования изучаемых вопросов в жизни, практической деятельности.
Б) Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса учащихся, внося в содержание урока элементы новизны. развивать навыки культуры речи.
ІІ. Ожидаемые результаты:
А) Учащиеся должны знать : основные признаки живого организма
Ә) Учащиеся должны уметь: определять биологические методы, уровни организации живой природы
б) учащиеся должны владеть: делать выводы, сравнивать, работать с учебником
ІІІ. Метод и приемы каждого этапа занятия: словесно- наглядный, объяснительно- иллюстративный
IV. Средства: интерактивная доска, учебник, комнатные растения
Ход урока
І. Организационная часть: Проверить посещяемость учащихся. Озна
комление с целью и задачами сегодняшнего занятия. Ознакомление с правилом поведения в кабинете.
ІІ. Актуализация знаний: Вспомните школьный курс биологии и ответьте на следующие вопросы:
Что изучает наука биология?
Перечислите основные свойства живого организма
ІІІ. Объяснение нового материала:
План:
Науки биология
Основные методы изучения биологии
Значение биологии
Основные свойства живых систем
Уровни организации живой природы.
IV. Закрепление:
Заполнить диаграмму Венна
Работа с учебником: ответить на вопросы стр 5-6, 1-7 вопрос
V. Домашнее задание: Введение. Конспек читать. Краткое сообщение об казахстанских ученных, внесшие вклад в эту науку
Лекция
1. Биология - наука о жизни, ее закономерностях и формах проявления, о существовании и распространении ее во времени и пространстве. Она исследует происхождение жизни и ее сущность, развитие, взаимосвязи и многообразие. Биолгия относится к естественным наукам.Термин «биология» впервые был предложен немецким профессором Т. Рузом в 1797 г. Однако общепринятым он стал в 1802 г., после того как его стал употреблять в своих работах французский натуралист Ж.-Б. Ламарк.
Современная биология представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования.
Например:
1. Ботаника - исследует строение, способ существования, распространение растений и историю их происхождения. Включает в себя подразделы:
микология - наука о грибах;
бриология - наука о мхах;
геоботаника - изучает закономерности распространения растений по поверхности суши;
палеоботаника - изучает ископаемые останки древних растений
и др. науки.
2. Зоология - изучает строение, распространение и историю развития животных.
Подразделы:
ихтиология - наука о рыбах;
орнитология - наука о птицах и др. науки об определенных группах животных;
• этология - наука о поведении животных.
3. Морфология - изучает особенности внешнего строения живых организмов.
4. Физиология - изучает особенности жизнедеятельности живых организмов.
Анатомия - изучает внутреннее строение живых организмов.
Цитология - наука о клетке.
Гистология - наука о тканях.
Генетика - наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов.
9. Микробиология — изучает строение, способ существования и распространение микроорганизмов (бактерий, одноклеточных) и вирусов.
10. Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и с факторами окружающей среды.
И др. науки.
Возрастающий темп развития науки и накопления знаний привел к необходимости взаимодействия между различными естественными науками. В ходе такого развития на стыке между биологией и другими научными дисциплинами возник ряд пограничных и иных наук:
1) биофизика - исследует биологические структуры и функции организмов физическими методами;
биохимия - исследует основы жизненных процессов и явлений химическими методами на биологических объектах;
биотехнология - изучает возможности использования имеющих хозяйственное значение микроорганизмов (бактерий, дрожжей) в качестве сырья, а также использование их особых crohctb в производстве.
Методы изучения биологии:
наблюдение – выявляет объекты и явления;
сравнение- дает возможность установить закономерности;
эксперимент или опыт – выявляет свойства биологических объектов;
исторический – познать процессы развития живой природы.
При изучении биологических объектов используется самая различная техника: микроскопы, ультрацентрифуги, анализаторы.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Этапы работы
Осуществление
Постановка проблемы
Выработка четкой постановки проблемы
Предполагаемое решение, формулировка гипотезы
Формулировка ожидаемых результатов и их научного значения, с опорой на уже известные данные
Планирование
Мысленная разработка порядка проведения опыта (последовательность осуществления отдельных этапов исследования)
Проведение опыта
Подбор необходимых биологических объектов, приборов и реактивов. Проведение опыта. Сбор и запись наблюдений, измеряемых величин и результатов
Обсуждение
Сравнение полученных результатов с гипотезой, научное объяснение результатов
Значение биологии:
А) производство продовольствия;
Б) разработка методов предупреждения и лечения болезней человека, особенно тяжелых, сердечно- сосудистых, рак, СПИД.
В) охрана природы и приумножение ее богатств.
4.Уровни организации живой природы.
Уровень организации
пояснение
Науки занимающие этими вопросами
Молекулярно-клеточный
Строение и функции клеток
Биохимия, цитология
организменный
Строение и жизнедеятельность организма
Анатомия, генетика, физиология
Популяционно-видовой
Взаимоотношение между особями их связи со средой
Экология, эволюционное учение
биогеоценотичный
Взаимосвязь организма в сообществе
Экология
биосферный
Живые организмы
Экология, учение о биосфере
Основные свойства живых систем.
Единство хим состава- все живые орг состоят из тех ж химии элементов что и объекты неживой природы.
Метаболизм- поглощение питательных веществ: анаболизм и катаболизм
Рост и развитие- увеличение размеров и массы, сопровождается развитием
Наследственность- передача признаков, свойств, особенности развития из поколения в поколение
Изменчивость- способность приобретать новые признаки и свойства
Размножение- продолжение рода
Дыхание поглощение кислорода, выделение углекислого газа
Раздражимость- реагирование на условия окружающей среды
Саморегуляция- поддерживать постоянство своего хим состава и интенсивность физиологических процессов.