kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План -конспект урока "Нации и межнациональные отношения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для слушателей курсов ИРООО Омской области. Перед учителем была поставлена задача продемонстрировать возможности урока для адаптации и подготовки выпускников к  сдаче ЕГЭ. Урок закрепления и систематизации знаний в профильной группе 11 класса "Нации и межнациональные отношения" является логическим продолжением изучения темы в рамках блочно - модульной системы. В течение  занятия учащиеся через систему заданий "прокручивают" полученные теоретические знания, составляя кластеры - паутины, повторяя понятия, выполняя задания в формате ЕГЭ.(все задания взяты из публикаций ФИПИ разных лет издания).Организация работы учащихся в такой форме позволяет:

1) оценить свои возможности и степень готовности к итоговой аттестации;

2)мотивация систематической. доскональной подготовки к урокам;

3)  снятие психологической напряженности, понимание возможности успешной сдачи ЕГЭ;

4)адаптация к новым моделям заданий ЕГЭ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План -конспект урока "Нации и межнациональные отношения" »

План - конспект изучения темы «Нации и межнациональные отношения» в 11 классе

(этап закрепления и систематизации знаний, урок - практикум) -2 часа

Проблема занятия: « Мир без этнических конфликтов –утопия или реальность»


1 этап. Определение целей и задач учебного занятия.

Учитель. На прошлом занятии мы рассмотрели теоретические аспекты изучаемой темы и определили конечную цель работы над ней – определить, исходя из идей гуманизма, анализа исторического опыта, оптимальные пути межэтнических отношений, выработка подходов гармонизации межнациональных отношений в полиэтническом мире.

Ученики: - Определяют актуальность рассмотрения данной темы , определяют место и роль данного занятия в системе уроков по данной теме, определяют задачи сегодняшнего занятия.


Предполагаемые ответы

- Актуальность темы вызвана состоянием общества, в котором ещё существует национализм, экстремизм, вооружённые столкновения на национальной почве. В последнее время мы всё чаще сталкиваемся с проявлением нетерпимости, насилия, ксенофобии и расизма, антисемитизма и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Этот факт представляет собой угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях и является препятствием на пути социального развития.

Задачи урока – практикума:

- в процессе выполнения заданий повторить и осмыслить основные термины, понятия, классификации; рассмотрение наиболее сложных вопросов в изучаемой теме, которые требуют привлечение дополнительных знаний и умений

- использование изученного теоретического материала для решения заданий в формате ЕГЭ,

акцентируя внимание на те вопросы, которые вызывают наибольшую сложность у выпускников. ( иллюстрация примерами теоретических положений, аргументация своей позиции, эссе, составление плана по заданной теме)

- в процессе выполнения практических задач, используя информационный потенциал данных заданий, выработать личностную позицию в отношении изучаемых проблем, на основе которой формируется наше поведение, выработка образцов такого взаимодействия в глобальном мире, которые позволят гармонизировать этнооотношения.

Итог данного этапа: Мотивация учащихся

Учащиеся получают маршрут изучения темы, листы самооценки.

Учитель определяет форму работы на занятии – пары (по необходимости – группы), провокатор мыследеятельности – Богданова Настя.


2 этап: Систематизация и структурирование теоретического материала – значение способствует успешному выполнению заданий в формате ЕГЭ (вставь пропущенное слово в схему, определи родовое понятие, какие термины лишние)

Учитель: составьте кластеры –паутины по следующим теоретическим блокам и комментарии к ним. (обязательная иллюстрация примерами) Распределите роли в группе и представьте ответ.

1гр. Классификация этносов

2 гр. Тенденции развития МНО

3 гр. Причины МНК. Виды МНК ( анализ текстов, выделение причин и видов , добавление своей информации в кластере)

5 гр. Пути решения


Итог этапа: Представление кластеров на доске.


3 этап: Выполнение учащимися после представления каждого кластера практических занятий в формате ЕГЭ и самооценка в оценочном листе.




После 1 кластера:

В5. (А.) Этнос – межпоколенная группа людей, объединённая длительным совместным проживанием на определённой территории, едиными языком, культурой и самосознанием. (Б) В современном мире проживают сотни этносов. (В) Для возникновения этноса едва ли нужны другие условия, кроме общности территории и языка. (Г). Учёные считают, что этнос может формироваться из разноязычных элементов, складываться и закрепляться на разных территориях в процессе миграции. (Д) Под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определённых природных условиях формируются специфические для данного этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик.

Какие положения текста носят:

1. фактический характер

2.характер оценочных суждений

3.характер теоретических утверждений


А

Б

В

Г

Д

3

1

2

1

3

Комментарии Богдановой.

В6 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.


«Под ________(А), по мнению ряда ученых, понимается исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общностью культуры, языка, ________(Б) своего единства. Основными стадиями развития являются племя, ________(В), нация. Ученые полагают, что единство нации может поддерживаться как материальными, так и ________(Г) факторами, общностью духовных ________(Д), происхождения и исторической судьбы. Распространяется и еще один подход, при котором нация рассматривается как многокультурная,

политическая, гражданская, территориальная ________(Е), как сообщество граждан данного государства».

Cписок терминов:

1) община 5) этнос

2) осознание 6) ценность

3) народность 7) общность

4) психологический 8) производственный

9) познание


А

Б

В

Г

Д

Е

5

2

3

4

6

7


В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Понятия «________(А)» и «этнос» сходны, поэтому их определения аналогичны.

В последнее время всё чаще используется в этнографии, социологии и политологии термин «этнос» (что точнее). Существует три типа этноса. Для __________(Б) главное основание объединения людей в одну ________(В) – кровно – родственные связи и общее _______(Г).

С возникновением государств появляются ____________(Д), состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно – культурными отношениями территориально – соседского типа. В период буржуазных общественно – экономических отношений формируются __________(Е)- этносоциальный организм, объединённый связями культурного, языкового, исторического, территориально – политического характера и имеющих, по словам английского историка Д. Хоскинга, «единое чувство судьбы»


Список терминов:

1) происхождение 6) народность

2) племя 7) национальность

3) общность 8) раса

4) народ 9) диаспора

5)нация



А

Б

В

Г

Д

Е

4

2

3

1

6

5


В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.


Основными историческими типами соц. общностей людей являются род, племя, _________(А), нация .Их называют также __________(Б) общностями. Род – это объединение людей на основе ____________(В) связей. Племя- это соц. общность, возникающая на основе объединения родов. В этот период объединения людей складываются по_______(Г) признаку. Вместо родовой общины возникает соседская, появляется разделение труда, присвоение излишков, ___________(Д), слой управляющих и управляемых. Племена превращаются в народности в период складывания институтов__________(Е), общественных классов, собственности , права, письменной культуры.

1. этнический 5. демографический

2. территориальный 6. неравенство

3. Народность 7. государство

4. кровнородственный 8. община

9. экономика


А

Б

В

Г

Д

Е

3

1

4

2

6

7

Итог после выполнения –поставьте баллы в оценочном листе.


После 2-й группы- выполнение заданий

Как развиваются межнациональные отношения?

В развитии нации чётко выделяется две тенденции. Первая тенденция в мировом развитии нации и народов – интернационализация, основанная на экономической интеграции. Интернационализм понимается как добровольное сотрудничество разных рас и наций, не исключающее их суверенитета, равноправия. Объективной основой межнациональной интеграции является развитие производительных сил и разделение труда, усиление на этой основе процессов кооперации и экономической интеграции. К объективным причинам межнациональной интеграции можно также отнести развитие глобальных проблем современности и усиление культурного, научного обмена в мировом сообществе. Вторая тенденция в развитии наций состоит в дифференциации нации и народов, которая выражается в их стремлении к самоопределению. Эти процессы часто происходят в конфликтной форме. Возникают идеологии «национализма», «расизма», «шовинизма».

Внутри каждой нации также действуют две тенденции. Первая тенденция – пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьба против всякого национального гнёта, создание национальных государств. Вторая тенденция – это развитие отношений между нациями, ломка национальных перегородок, создание интернационального единства экономической жизни, политики, науки. Противоречие между ними является основным противоречием в сфере межнациональных отношений. Из основного противоречия вытекают и другие, например, противоречие интересов отдельных наций с интересами общества в целом. Обострение национального вопроса связано с противоречиями между нарастающей научно – технической революцией, требующей максимального кооперирования, международного разделения труда, и национальной самобытностью государств и народов. Между самими национальными государствами возникают противоречия в связи с наличием специфических интересов: использование природных ресурсов, транспортных коммуникаций. Возникают противоречия между представителями различных национальностей в трудовых и иных многонациональных коллективах. Причины обострения национальных противоречий могут носить политический, экономический, демографический характер. Межнациональные противоречия проявляются в форме межнациональных конфликтов.

И. В. Мостовая.


С1. Какие тенденции в развитии наций называет автор? Приведите по одному примеру их проявления в современном мире.

С2. Какие причины интернационализма указывает автор? (Назовите не менее 3-х)

С3. На основе имеющихся обществоведческих знаний дайте определение национализма, расизма, шовинизма.

С4. Какие причины межнациональных конфликтов называет автор? (укажите не менее 3-х)

Каких принципов, на ваш взгляд, необходимо придерживаться в национальной политике государства? ( назовите не менее 3- х).


С6. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.

Итог – самооценка в листе.





После 3 групп выполнение заданий

В3. Установите соответствие между проявлениями межнациональных конфликтов и их причинами:


Проявления Причины межнациональных

конфликтов


А) требования гражданского равноправия, 1) экономические

равенства перед законом

Б) требования сохранения или возрождения, 2) социальные

развития родного языка, сплачивающего

этнос в единое целое

В) борьба этносов за обладание собственностью, 3) культурно – языковые

материальными ресурсами (земля, недра)

Г) требования равенства в образовании, 4) этнодемографические

в оплате труда. при приёме на работу

Д) изменение соотношения численности контактирующих

народов вследствие миграции и различий в уровне

естественного прироста населения


А

Б

В

Г

Д

2

3

1

2

4


Межнациональные конфликты и общечеловеческие ценности

Глубокие перемены в общественном развитии в результате демократизации, расширение гласности вызвали резкое обострение политической ситуации, нагнетание национальных страстей и амбиций в борьбе за политическую власть на местах. А концепция перестройки, по моему глубокому убеждению, не была продумана с точки зрения анализа возможных социальных и политических последствий в целом,

межнациональных отношений и национальной политики в частности. Именно межнациональная сфера наиболее полно аккумулирует все ошибки, промахи и просчеты социально-экономического развития страны, политического руководства. Поэтому естественно, что при той одновременной ломке во всех сферах жизни общества, которая стала

осуществляться в ходе перестройки, именно в области межнациональных отношений стали наиболее интенсивно вызревать и вспыхивать политические конфликты на национальной почве. Эти конфликты в настоящее время вышли за рамки национальных границ и захватили все сферы общественной жизни…

Существуют различные подходы к их классификации: по содержанию, по хронологии возникновения, по формам… наиболее перспективна классификация по уровню конфликтов, предусматривающая уровни – вертикальный и горизонтальный. Первый уровень – по вертикали – включает три группы конфликтов: между центром и республикой, между трудовыми коллективами и местными органами власти, между армией и местными органами власти.

Второй уровень – по горизонтали… конфликты между разными по национальному составу партиями и общественными движениями, внутри смешанных по национальному составу трудовых коллективов, микроконфликты на личностном уровне.

…Разрыв общечеловеческих, национальных и социальных интересов конфликтующих сторон составляет по сути основное содержание межнациональных конфликтов. Добиваясь гармонии этих интересов, общество тем самым решает проблему смягчения, нейтрализации и, в конечном счете, устранения острых форм межнациональных конфликтов.

(Силласте Г.Г.)

С1. Что, по мнению автора, составляет основное содержание межнациональных конфликтов? Что может способствовать устранению их наиболее острых форм?

С2. Почему, по мнению автора, глубокие перемены в результате демократизации привели к росту межнациональных конфликтов? Укажите две причины.

С3. Автор характеризует различные подходы к классификации конфликтов. Назовите четыре подхода. Приведите два примера межнациональных конфликтов.

С4. Приведите три аргумента, подтверждающие мысль о том, что в основе межнациональных конфликтов лежит противопоставление общечеловеческих, национальных и социальных ценностей (интересов).


С1-4.


….История этнополитических конфликтов настолько длительна, что современные представления, основанные на методах их разрешения в рамках либеральной цивилизации, отражают лишь её миг. Это теоретическое положение применимо и к России, прошлое которой оставило нам сложные и запутанные межнациональные проблемы ….

Под этнополитическим конфликтом понимается конфликт, характеризующийся определённым уровнем организованного политического действия, участием общественных движений, наличием массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояния проходит по линии этнической общности ….

…..Выявились два подхода к анализу этнополитических столкновений.

Первый – социологический. Он явно доминирует. В рамках данного подхода причины конфликтов объясняются при опоре на анализ этнических параметров основных социальных слоёв, групп, группировок, а также на исследование взаимосвязи и взаимовлияния социальной стратификации общества и разделения труда с этническими характеристиками региона, переживающего этнополитическую напряжённость.

Второй – политологический. Опираясь на такой подход, учёные первоочередное внимание уделяют трактовке роли национальных элит ( прежде всего интеллектуальных и политических) в мобилизации чувств в процессе межэтнической напряжённости и её эскалации до уровня до уровня открытого конфликта. В качестве ключевого исследуется вопрос о власти, доступе к ресурсам.

(Манцев А.А.)


С1. Что понимает автор под этнополитическим конфликтом?

С2. На основании текста заполните таблицу


Подходы к анализу этнополитических конфликтов

Объяснение причин этнополитического конфликта




С3. Автор говорит о длительности истории этнополитических конфликтов. Привлекая знания курсов истории и обществознания, приведите три примера этнополитических конфликтов.

С4. В тексте охарактеризованы два подхода к объяснению причин этнополитического конфликта. Опираясь на знания курса, укажите другие три причины этнополитических конфликтов.


Итог – самооценка в оценочном листе.

После ответа 5й группы:


С6. В Конституции РФ сформулирован ряд принципов национального устройства нашей страны. Назовите любые три принципа и объясните, в чём проявляется каждый из них


С7. В государстве Х. была проведена реформа государственного устройства, в результате которой основной закон государства зафиксировал право территориальных единиц (департаментов) иметь свои конституции и принимать законы. Какое территориальное устройство было введено в государстве Х.? Назовите ещё два изменения, которые были внесены в основной закон.


4этап. Представители (по выбору группы) каждой группы сдают домашние эссе для экспертизы другой группе.- 4эссе, учащимся выдаются критерии проверки эссе. Каждая группа проводит экспертизу.


Остальные эссе – на проверку учителю.


Богданова и Компанейщикова подводят общий итог по целям и задачам урока.

(какую практическую функцию выполняют такие занятия

Какие выводы по проблеме сделал каждый из вас)


5 этап. Составление плана по теме . (при наличии времени)

6.этап- сдача оценочных листов.

Д/З- подготовка к зачёту по теме.




Тип задания

В5




2 балла

В6



(всего -6 баллов)

Текст




10 баллов

С6




3 балла

В3




2 балла

Текст




10 баллов

С6




3 балла


С7




3 балла

Эссе




5 баллов

Балл










Оценочный лист ученика______________________




Маршрутный лист урока- практикума для 1-й группы по теме «Нации и межнациональные отношения»

Проблема – Можно ли жить мирно, без этнических конфликтов в современном мире?



1 этап. – Определите актуальность данного занятия с точки зрения подготовки к ЕГЭ

и с точки зрения его значимости для формирования личностного мировоззрения и гармонизации межэтнических отношений в полиэтническом мире.

Сформулируйте позиции, озвучьте их.


2-й этап: определите задачи данного занятия.


3 этап. Составьте сложный кластер по классификациям этноса, комментарии к нему. Самое главное– обеспечьте иллюстрацию примерами каждой теоретической позиции.

Распределите роли в группе , представьте результаты работы на доске.


4 этап. Выполните индивидуально задания в маршрутном листе, сверьте с образцом и поставьте количество баллов в своём оценочном листе.


В5. (А.) Этнос – межпоколенная группа людей, объединённая длительным совместным проживанием на определённой территории, едиными языком, культурой и самосознанием. (Б) В современном мире проживают сотни этносов. (В) Для возникновения этноса едва ли нужны другие условия, кроме общности территории и языка. (Г). Учёные считают, что этнос может формироваться из разноязычных элементов, складываться и закрепляться на разных территориях в процессе миграции. (Д) Под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определённых природных условиях формируются специфические для данного этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик.

Какие положения текста носят:

1. фактический характер

2.характер оценочных суждений

3.характер теоретических утверждений


А

Б

В

Г

Д


В6 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.


«Под ________(А), по мнению ряда ученых, понимается исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общностью культуры, языка, ________(Б) своего единства. Основными стадиями развития являются племя, ________(В), нация. Ученые полагают, что единство нации может поддерживаться как материальными, так и ________(Г) факторами, общностью духовных ________(Д), происхождения и исторической судьбы. Распространяется и еще один подход, при котором нация рассматривается как многокультурная,

политическая, гражданская, территориальная ________(Е), как сообщество граждан данного государства».

Cписок терминов:

1) община 5) этнос

2) осознание 6) ценность

3) народность 7) общность

4) психологический 8) производственный

9) познание


А

Б

В

Г

Д

Е


В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Понятия «________(А)» и «этнос» сходны, поэтому их определения аналогичны.

В последнее время всё чаще используется в этнографии, социологии и политологии термин «этнос» (что точнее). Существует три типа этноса. Для __________(Б) главное основание объединения людей в одну ________(В) – кровно – родственные связи и общее _______(Г).

С возникновением государств появляются ____________(Д), состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно – культурными отношениями территориально – соседского типа. В период буржуазных общественно – экономических отношений формируются __________(Е)- этносоциальный организм, объединённый связями культурного, языкового, исторического, территориально – политического характера и имеющих, по словам английского историка Д. Хоскинга, «единое чувство судьбы»


Список терминов:

1) происхождение 6) народность

2) племя 7) национальность

3) общность 8) раса

4) народ 9) диаспора

5)нация



А

Б

В

Г

Д

Е


В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.


Основными историческими типами соц. общностей людей являются род, племя, _________(А), нация .Их называют также __________(Б) общностями. Род – это объединение людей на основе ____________(В) связей. Племя- это соц. общность, возникающая на основе объединения родов. В этот период объединения людей складываются по_______(Г) признаку. Вместо родовой общины возникает соседская, появляется разделение труда, присвоение излишков, ___________(Д), слой управляющих и управляемых. Племена превращаются в народности в период складывания институтов__________(Е), общественных классов, собственности , права, письменной культуры.

1. этнический 5. демографический

2. территориальный 6. неравенство

3. Народность 7. государство

4. кровнородственный 8. община

9. экономика


А

Б

В

Г

Д

Е


5 этап. После прослушивания кластера по тенденциям развития межнациональных отношений, выполни задания с текстом и С6.

Как развиваются межнациональные отношения?

В развитии нации чётко выделяется две тенденции. Первая тенденция в мировом развитии нации и народов – интернационализация, основанная на экономической интеграции. Интернационализм понимается как добровольное сотрудничество разных рас и наций, не исключающее их суверенитета, равноправия. Объективной основой межнациональной интеграции является развитие производительных сил и разделение труда, усиление на этой основе процессов кооперации и экономической интеграции. К объективным причинам межнациональной интеграции можно также отнести развитие глобальных проблем современности и усиление культурного, научного обмена в мировом сообществе. Вторая тенденция в развитии наций состоит в дифференциации нации и народов, которая выражается в их стремлении к самоопределению. Эти процессы часто происходят в конфликтной форме. Возникают идеологии «национализма», «расизма», «шовинизма».

Внутри каждой нации также действуют две тенденции. Первая тенденция – пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьба против всякого национального гнёта, создание национальных государств. Вторая тенденция – это развитие отношений между нациями, ломка национальных перегородок, создание интернационального единства экономической жизни, политики, науки. Противоречие между ними является основным противоречием в сфере межнациональных отношений. Из основного противоречия вытекают и другие, например, противоречие интересов отдельных наций с интересами общества в целом. Обострение национального вопроса связано с противоречиями между нарастающей научно – технической революцией, требующей максимального кооперирования, международного разделения труда, и национальной самобытностью государств и народов. Между самими национальными государствами возникают противоречия в связи с наличием специфических интересов: использование природных ресурсов, транспортных коммуникаций. Возникают противоречия между представителями различных национальностей в трудовых и иных многонациональных коллективах. Причины обострения национальных противоречий могут носить политический, экономический, демографический характер. Межнациональные противоречия проявляются в форме межнациональных конфликтов.

И. В. Мостовая.


С1. Какие тенденции в развитии наций называет автор? Приведите по одному примеру их проявления в современном мире.

С2. Какие причины интернационализма указывает автор? (Назовите не менее 3-х)

С3. На основе имеющихся обществоведческих знаний дайте определение национализма, расизма, шовинизма.

С4. Какие причины межнациональных конфликтов называет автор? (укажите не менее 3-х)

Каких принципов, на ваш взгляд, необходимо придерживаться в национальной политике государства? ( назовите не менее 3- х).




С6. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.


Итог – самооценка в листе.


6 этап. После выполнения задания группой по причинам и видам межнациональных конфликтов выполните индивидуально задание В3.


В3. Установите соответствие между проявлениями межнациональных конфликтов и их причинами:

Проявления Причины межнациональных

конфликтов


А) требования гражданского равноправия, 1) экономические

равенства перед законом

Б) требования сохранения или возрождения, 2) социальные

развития родного языка, сплачивающего

этнос в единое целое

В) борьба этносов за обладание собственностью, 3) культурно – языковые

материальными ресурсами (земля, недра)

Г) требования равенства в образовании, 4) этнодемографические

в оплате труда. при приёме на работу

Д) изменение соотношения численности контактирующих

народов вследствие миграции и различий в уровне

естественного прироста населения



А

Б

В

Г

Д

Итог – самооценка в листе.


7 этап. Прослушав ответ группы по теме пути решения и предотвращения конфликтов выполни заданияС6 и С7.


С6. В Конституции РФ сформулирован ряд принципов национального устройства нашей страны. Назовите любые три принципа и объясните, в чём проявляется каждый из них


С7. В государстве Х. была проведена реформа государственного устройства, в результате которой основной закон государства зафиксировал право территориальных единиц (департаментов) иметь свои конституции и принимать законы. Какое территориальное устройство было введено в государстве Х.? Назовите ещё два изменения, которые были внесены в основной закон.


Итог – самооценка в листе.


8 этап. Выберите эссе от группы по заданным на дом высказываниям, передать его на экспертизу другой группе. Оценить по критериям ЕГЭ эссе соседней группы.

Никакая нация не может достичь процветания, пока она не осознает, что пахать поле – такое же достойное занятие, как писать поэму. (В. Буккер)

Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность – национализм. ( И. Шевелёв)


9 этап : при наличии времени составить план по теме»Нации и межнациональные отношения»


10 .тап – сдай оценочный лист и своё непроверенное эссе учителю.


11 этап – д/ з –подготовка к зачёту.












Маршрутный лист урока- практикума для 2-й группы по теме «Нации и межнациональные отношения»

Проблема – Можно ли жить мирно, без этнических конфликтов в современном мире?



1 этап. – Определите актуальность данного занятия с точки зрения подготовки к ЕГЭ

и с точки зрения его значимости для формирования личностного мировоззрения и гармонизации межэтнических отношений в полиэтническом мире.

Сформулируйте позиции, озвучьте их.


2-й этап: определите задачи данного занятия.

3 этап. Составь кластер по тенденциям развития национальных отношений, приготовь презентацию ответа у доски. Самое главное– обеспечьте иллюстрацию примерами каждой теоретической позиции. (5-7) мин.

Распределите роли в группе , представьте результаты работы на доске.

4 этап: после прослушивания кластера по классификациям этноса , выполните индивидуально задания в маршрутном листе, сверьте с образцом и поставьте количество баллов в своём оценочном листе.


В5. (А.) Этнос – межпоколенная группа людей, объединённая длительным совместным проживанием на определённой территории, едиными языком, культурой и самосознанием. (Б) В современном мире проживают сотни этносов. (В) Для возникновения этноса едва ли нужны другие условия, кроме общности территории и языка. (Г). Учёные считают, что этнос может формироваться из разноязычных элементов, складываться и закрепляться на разных территориях в процессе миграции. (Д) Под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определённых природных условиях формируются специфические для данного этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик.

Какие положения текста носят:

1. фактический характер

2.характер оценочных суждений

3.характер теоретических утверждений


А

Б

В

Г

Д


В6 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.


«Под ________(А), по мнению ряда ученых, понимается исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общностью культуры, языка, ________(Б) своего единства. Основными стадиями развития являются племя, ________(В), нация. Ученые полагают, что единство нации может поддерживаться как материальными, так и ________(Г) факторами, общностью духовных ________(Д), происхождения и исторической судьбы. Распространяется и еще один подход, при котором нация рассматривается как многокультурная,

политическая, гражданская, территориальная ________(Е), как сообщество граждан данного государства».

Cписок терминов:

1) община 5) этнос

2) осознание 6) ценность

3) народность 7) общность

4) психологический 8) производственный

9) познание


А

Б

В

Г

Д

Е


В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Понятия «________(А)» и «этнос» сходны, поэтому их определения аналогичны.

В последнее время всё чаще используется в этнографии, социологии и политологии термин «этнос» (что точнее). Существует три типа этноса. Для __________(Б) главное основание объединения людей в одну ________(В) – кровно – родственные связи и общее _______(Г).

С возникновением государств появляются ____________(Д), состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно – культурными отношениями территориально – соседского типа. В период буржуазных общественно – экономических отношений формируются __________(Е)- этносоциальный организм, объединённый связями культурного, языкового, исторического, территориально – политического характера и имеющих, по словам английского историка Д. Хоскинга, «единое чувство судьбы»


Список терминов:

1) происхождение 6) народность

2) племя 7) национальность

3) общность 8) раса

4) народ 9) диаспора

5)нация



А

Б

В

Г

Д

Е


В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.


Основными историческими типами соц. общностей людей являются род, племя, _________(А), нация .Их называют также __________(Б) общностями. Род – это объединение людей на основе ____________(В) связей. Племя- это соц. общность, возникающая на основе объединения родов. В этот период объединения людей складываются по_______(Г) признаку. Вместо родовой общины возникает соседская, появляется разделение труда, присвоение излишков, ___________(Д), слой управляющих и управляемых. Племена превращаются в народности в период складывания институтов__________(Е), общественных классов, собственности , права, письменной культуры.

1. этнический 5. демографический

2. территориальный 6. неравенство

3. Народность 7. государство

4. кровнородственный 8. община

9. экономика


А

Б

В

Г

Д

Е


5 этап. ВАШЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ. Выполни задания к тексту и С6.

Как развиваются межнациональные отношения?

В развитии нации чётко выделяется две тенденции. Первая тенденция в мировом развитии нации и народов – интернационализация, основанная на экономической интеграции. Интернационализм понимается как добровольное сотрудничество разных рас и наций, не исключающее их суверенитета, равноправия. Объективной основой межнациональной интеграции является развитие производительных сил и разделение труда, усиление на этой основе процессов кооперации и экономической интеграции. К объективным причинам межнациональной интеграции можно также отнести развитие глобальных проблем современности и усиление культурного, научного обмена в мировом сообществе. Вторая тенденция в развитии наций состоит в дифференциации нации и народов, которая выражается в их стремлении к самоопределению. Эти процессы часто происходят в конфликтной форме. Возникают идеологии «национализма», «расизма», «шовинизма».

Внутри каждой нации также действуют две тенденции. Первая тенденция – пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьба против всякого национального гнёта, создание национальных государств. Вторая тенденция – это развитие отношений между нациями, ломка национальных перегородок, создание интернационального единства экономической жизни, политики, науки. Противоречие между ними является основным противоречием в сфере межнациональных отношений. Из основного противоречия вытекают и другие, например, противоречие интересов отдельных наций с интересами общества в целом. Обострение национального вопроса связано с противоречиями между нарастающей научно – технической революцией, требующей максимального кооперирования, международного разделения труда, и национальной самобытностью государств и народов. Между самими национальными государствами возникают противоречия в связи с наличием специфических интересов: использование природных ресурсов, транспортных коммуникаций. Возникают противоречия между представителями различных национальностей в трудовых и иных многонациональных коллективах. Причины обострения национальных противоречий могут носить политический, экономический, демографический характер. Межнациональные противоречия проявляются в форме межнациональных конфликтов.

И. В. Мостовая.


С1. Какие тенденции в развитии наций называет автор? Приведите по одному примеру их проявления в современном мире.

С2. Какие причины интернационализма указывает автор? (Назовите не менее 3-х)

С3. На основе имеющихся обществоведческих знаний дайте определение национализма, расизма, шовинизма.

С4. Какие причины межнациональных конфликтов называет автор? (укажите не менее 3-х)

Каких принципов, на ваш взгляд, необходимо придерживаться в национальной политике государства? ( назовите не менее 3- х).


С6. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.

Итог – самооценка в листе.


6 этап. После выполнения задания группой по причинам и видам межнациональных конфликтов выполните индивидуально задание В3.


В3. Установите соответствие между проявлениями межнациональных конфликтов и их причинами:

Проявления Причины межнациональных

конфликтов


А) требования гражданского равноправия, 1) экономические

равенства перед законом

Б) требования сохранения или возрождения, 2) социальные

развития родного языка, сплачивающего

этнос в единое целое

В) борьба этносов за обладание собственностью, 3) культурно – языковые

материальными ресурсами (земля, недра)

Г) требования равенства в образовании, 4) этнодемографические

в оплате труда. при приёме на работу

Д) изменение соотношения численности контактирующих

народов вследствие миграции и различий в уровне

естественного прироста населения




А

Б

В

Г

Д

Итог – самооценка в листе.


7 этап. Прослушав ответ группы по теме пути решения и предотвращения конфликтов выполни заданияС6 и С7.


С6. В Конституции РФ сформулирован ряд принципов национального устройства нашей страны. Назовите любые три принципа и объясните, в чём проявляется каждый из них


С7. В государстве Х. была проведена реформа государственного устройства, в результате которой основной закон государства зафиксировал право территориальных единиц (департаментов) иметь свои конституции и принимать законы. Какое территориальное устройство было введено в государстве Х.? Назовите ещё два изменения, которые были внесены в основной закон.


Итог – самооценка в листе.


8 этап. Выберите эссе от группы по заданным на дом высказываниям, передать его на экспертизу другой группе. Оценить по критериям ЕГЭ эссе соседней группы.

Никакая нация не может достичь процветания, пока она не осознает, что пахать поле – такое же достойное занятие, как писать поэму. (В. Буккер)

Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность – национализм. ( И. Шевелёв)


9 этап : при наличии времени составить план по теме»Нации и межнациональные отношения»


10 .тап – сдай оценочный лист и своё непроверенное эссе учителю.


11 этап – д/ з –подготовка к зачёту.















Маршрутный лист урока- практикума для 3-й группы по теме «Нации и межнациональные отношения»

Проблема – Можно ли жить мирно, без этнических конфликтов в современном мире?



1 этап. – Определите актуальность данного занятия с точки зрения подготовки к ЕГЭ

и с точки зрения его значимости для формирования личностного мировоззрения и гармонизации межэтнических отношений в полиэтническом мире.

Сформулируйте позиции, озвучьте их.


2-й этап: определите задачи данного занятия.

3 этап. Прочитай текст № 1 и №2 . На основании текстов

1). выделите причины и виды межнациональных конфликтов

2) составьте кластеры по причинам и видам МНК

3). Опираясь на знания курса. добавьте кластеры своей информацией и прокомментируйте их.


Самое главное– обеспечьте иллюстрацию примерами каждой теоретической позиции.

Распределите роли в группе , представьте результаты работы на доске.

Межнациональные конфликты и общечеловеческие ценности

Глубокие перемены в общественном развитии в результате демократизации, расширение гласности вызвали резкое обострение политической ситуации, нагнетание национальных страстей и амбиций в борьбе за политическую власть на местах. А концепция перестройки, по моему глубокому убеждению, не была продумана с точки зрения анализа возможных социальных и политических последствий в целом, межнациональных отношений и национальной политики в частности. Именно межнациональная сфера наиболее полно аккумулирует все ошибки, промахи и просчеты социально-экономического развития страны, политического руководства. Поэтому естественно, что при той одновременной ломке во всех сферах жизни общества, которая стала осуществляться в ходе перестройки, именно в области межнациональных отношений стали наиболее интенсивно вызревать и вспыхивать политические конфликты на национальной почве. Эти конфликты в настоящее время вышли за рамки национальных границ и захватили все сферы общественной жизни…

Существуют различные подходы к их классификации: по содержанию, по хронологии возникновения, по формам… наиболее перспективна классификация по уровню конфликтов, предусматривающая уровни – вертикальный и горизонтальный. Первый уровень – по вертикали – включает три группы конфликтов: между центром и республикой, между трудовыми коллективами и местными органами власти, между армией и местными органами власти.

Второй уровень – по горизонтали… конфликты между разными по национальному составу партиями и общественными движениями, внутри смешанных по национальному составу трудовых коллективов, микроконфликты на личностном уровне.

…Разрыв общечеловеческих, национальных и социальных интересов конфликтующих сторон составляет по сути основное содержание межнациональных конфликтов. Добиваясь гармонии этих интересов, общество тем самым решает проблему смягчения, нейтрализации и, в конечном счете, устранения острых форм межнациональных конфликтов.

(Силласте Г.Г.)

С1. Что, по мнению автора, составляет основное содержание межнациональных конфликтов? Что может способствовать устранению их наиболее острых форм?

С2. Почему, по мнению автора, глубокие перемены в результате демократизации привели к росту межнациональных конфликтов? Укажите две причины.

С3. Автор характеризует различные подходы к классификации конфликтов. Назовите четыре подхода. Приведите два примера межнациональных конфликтов.

С4. Приведите три аргумента, подтверждающие мысль о том, что в основе межнациональных конфликтов лежит противопоставление общечеловеческих, национальных и социальных ценностей (интересов).


С1-4.


….История этнополитических конфликтов настолько длительна, что современные представления, основанные на методах их разрешения в рамках либеральной цивилизации, отражают лишь её миг. Это теоретическое положение применимо и к России, прошлое которой оставило нам сложные и запутанные межнациональные проблемы ….

Под этнополитическим конфликтом понимается конфликт, характеризующийся определённым уровнем организованного политического действия, участием общественных движений, наличием массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояния проходит по линии этнической общности ….

…..Выявились два подхода к анализу этнополитических столкновений.

Первый – социологический. Он явно доминирует. В рамках данного подхода причины конфликтов объясняются при опоре на анализ этнических параметров основных социальных слоёв, групп, группировок, а также на исследование взаимосвязи и взаимовлияния социальной стратификации общества и разделения труда с этническими характеристиками региона, переживающего этнополитическую напряжённость.

Второй – политологический. Опираясь на такой подход, учёные первоочередное внимание уделяют трактовке роли национальных элит ( прежде всего интеллектуальных и политических) в мобилизации чувств в процессе межэтнической напряжённости и её эскалации до уровня до уровня открытого конфликта. В качестве ключевого исследуется вопрос о власти, доступе к ресурсам.

(Манцев А.А.)


С1. Что понимает автор под этнополитическим конфликтом?

С2. На основании текста заполните таблицу


Подходы к анализу этнополитических конфликтов

Объяснение причин этнополитического конфликта




С3. Автор говорит о длительности истории этнополитических конфликтов. Привлекая знания курсов истории и обществознания, приведите три примера этнополитических конфликтов.

С4. В тексте охарактеризованы два подхода к объяснению причин этнополитического конфликта. Опираясь на знания курса, укажите другие три причины этнополитических конфликтов.


4 этап: после прослушивания кластера по классификациям этноса , выполните индивидуально задания в маршрутном листе, сверьте с образцом и поставьте количество баллов в своём оценочном листе.


В5. (А.) Этнос – межпоколенная группа людей, объединённая длительным совместным проживанием на определённой территории, едиными языком, культурой и самосознанием. (Б) В современном мире проживают сотни этносов. (В) Для возникновения этноса едва ли нужны другие условия, кроме общности территории и языка. (Г). Учёные считают, что этнос может формироваться из разноязычных элементов, складываться и закрепляться на разных территориях в процессе миграции. (Д) Под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определённых природных условиях формируются специфические для данного этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик.

Какие положения текста носят:

1. фактический характер

2.характер оценочных суждений

3.характер теоретических утверждений


А

Б

В

Г

Д


В6 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.


«Под ________(А), по мнению ряда ученых, понимается исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общностью культуры, языка, ________(Б) своего единства. Основными стадиями развития являются племя, ________(В), нация. Ученые полагают, что единство нации может поддерживаться как материальными, так и ________(Г) факторами, общностью духовных ________(Д), происхождения и исторической судьбы. Распространяется и еще один подход, при котором нация рассматривается как многокультурная,

политическая, гражданская, территориальная ________(Е), как сообщество граждан данного государства».

Cписок терминов:

1) община 5) этнос

2) осознание 6) ценность

3) народность 7) общность

4) психологический 8) производственный

9) познание


А

Б

В

Г

Д

Е


В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Понятия «________(А)» и «этнос» сходны, поэтому их определения аналогичны.

В последнее время всё чаще используется в этнографии, социологии и политологии термин «этнос» (что точнее). Существует три типа этноса. Для __________(Б) главное основание объединения людей в одну ________(В) – кровно – родственные связи и общее _______(Г).

С возникновением государств появляются ____________(Д), состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно – культурными отношениями территориально – соседского типа. В период буржуазных общественно – экономических отношений формируются __________(Е)- этносоциальный организм, объединённый связями культурного, языкового, исторического, территориально – политического характера и имеющих, по словам английского историка Д. Хоскинга, «единое чувство судьбы»


Список терминов:

1) происхождение 6) народность

2) племя 7) национальность

3) общность 8) раса

4) народ 9) диаспора

5)нация



А

Б

В

Г

Д

Е


В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.


Основными историческими типами соц. общностей людей являются род, племя, _________(А), нация .Их называют также __________(Б) общностями. Род – это объединение людей на основе ____________(В) связей. Племя- это соц. общность, возникающая на основе объединения родов. В этот период объединения людей складываются по_______(Г) признаку. Вместо родовой общины возникает соседская, появляется разделение труда, присвоение излишков, ___________(Д), слой управляющих и управляемых. Племена превращаются в народности в период складывания институтов__________(Е), общественных классов, собственности , права, письменной культуры.

1. этнический 5. демографический

2. территориальный 6. неравенство

3. Народность 7. государство

4. кровнородственный 8. община

9. экономика


А

Б

В

Г

Д

Е


5 этап. После прослушивания кластера по тенденциям развития межнациональных отношений, выполни задания с текстом и С6.

Как развиваются межнациональные отношения?

В развитии нации чётко выделяется две тенденции. Первая тенденция в мировом развитии нации и народов – интернационализация, основанная на экономической интеграции. Интернационализм понимается как добровольное сотрудничество разных рас и наций, не исключающее их суверенитета, равноправия. Объективной основой межнациональной интеграции является развитие производительных сил и разделение труда, усиление на этой основе процессов кооперации и экономической интеграции. К объективным причинам межнациональной интеграции можно также отнести развитие глобальных проблем современности и усиление культурного, научного обмена в мировом сообществе. Вторая тенденция в развитии наций состоит в дифференциации нации и народов, которая выражается в их стремлении к самоопределению. Эти процессы часто происходят в конфликтной форме. Возникают идеологии «национализма», «расизма», «шовинизма».

Внутри каждой нации также действуют две тенденции. Первая тенденция – пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьба против всякого национального гнёта, создание национальных государств. Вторая тенденция – это развитие отношений между нациями, ломка национальных перегородок, создание интернационального единства экономической жизни, политики, науки. Противоречие между ними является основным противоречием в сфере межнациональных отношений. Из основного противоречия вытекают и другие, например, противоречие интересов отдельных наций с интересами общества в целом. Обострение национального вопроса связано с противоречиями между нарастающей научно – технической революцией, требующей максимального кооперирования, международного разделения труда, и национальной самобытностью государств и народов. Между самими национальными государствами возникают противоречия в связи с наличием специфических интересов: использование природных ресурсов, транспортных коммуникаций. Возникают противоречия между представителями различных национальностей в трудовых и иных многонациональных коллективах. Причины обострения национальных противоречий могут носить политический, экономический, демографический характер. Межнациональные противоречия проявляются в форме межнациональных конфликтов.

И. В. Мостовая.


С1. Какие тенденции в развитии наций называет автор? Приведите по одному примеру их проявления в современном мире.

С2. Какие причины интернационализма указывает автор? (Назовите не менее 3-х)

С3. На основе имеющихся обществоведческих знаний дайте определение национализма, расизма, шовинизма.

С4. Какие причины межнациональных конфликтов называет автор? (укажите не менее 3-х)

Каких принципов, на ваш взгляд, необходимо придерживаться в национальной политике государства? ( назовите не менее 3- х)


С6. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.

Итог – самооценка в листе.


6 этап. ВАШЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ. После выполнения задания группой по причинам и видам межнациональных конфликтов выполните индивидуально задание В3.


В3. Установите соответствие между проявлениями межнациональных конфликтов и их причинами:

Проявления Причины межнациональных

конфликтов


А) требования гражданского равноправия, 1) экономические

равенства перед законом

Б) требования сохранения или возрождения, 2) социальные

развития родного языка, сплачивающего

этнос в единое целое

В) борьба этносов за обладание собственностью, 3) культурно – языковые

материальными ресурсами (земля, недра)

Г) требования равенства в образовании, 4) этнодемографические

в оплате труда. при приёме на работу

Д) изменение соотношения численности контактирующих

народов вследствие миграции и различий в уровне

естественного прироста населения



А

Б

В

Г

Д

Итог – самооценка в листе.


7 этап. Прослушав ответ группы по теме пути решения и предотвращения конфликтов выполни заданияС6 и С7.


С6. В Конституции РФ сформулирован ряд принципов национального устройства нашей страны. Назовите любые три принципа и объясните, в чём проявляется каждый из них


С7. В государстве Х. была проведена реформа государственного устройства, в результате которой основной закон государства зафиксировал право территориальных единиц (департаментов) иметь свои конституции и принимать законы. Какое территориальное устройство было введено в государстве Х.? Назовите ещё два изменения, которые были внесены в основной закон.


Итог – самооценка в листе.


8 этап. Выберите эссе от группы по заданным на дом высказываниям, передать его на экспертизу другой группе. Оценить по критериям ЕГЭ эссе соседней группы.

Никакая нация не может достичь процветания, пока она не осознает, что пахать поле – такое же достойное занятие, как писать поэму. (В. Буккер)

Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность – национализм. ( И. Шевелёв)


9 этап : при наличии времени составить план по теме»Нации и межнациональные отношения»


10 .тап – сдай оценочный лист и своё непроверенное эссе учителю.


11 этап – д/ з –подготовка к зачёту.

Маршрутный лист урока- практикума для 4-й группы по теме «Нации и межнациональные отношения»

Проблема – Можно ли жить мирно, без этнических конфликтов в современном мире?



1 этап. – Определите актуальность данного занятия с точки зрения подготовки к ЕГЭ

и с точки зрения его значимости для формирования личностного мировоззрения и гармонизации межэтнических отношений в полиэтническом мире.

Сформулируйте позиции, озвучьте их.


2-й этап: определите задачи данного занятия.

3 этап: Составь кластер « Пути решения и предотвращения МНК» Составьте сложный кластер, комментарии к нему. Самое главное– обеспечьте иллюстрацию примерами каждой теоретической позиции.

Распределите роли в группе , представьте результаты работы на доске.

4 этап: после прослушивания кластера по классификациям этноса , выполните индивидуально задания в маршрутном листе, сверьте с образцом и поставьте количество баллов в своём оценочном листе.


В5. (А.) Этнос – межпоколенная группа людей, объединённая длительным совместным проживанием на определённой территории, едиными языком, культурой и самосознанием. (Б) В современном мире проживают сотни этносов. (В) Для возникновения этноса едва ли нужны другие условия, кроме общности территории и языка. (Г). Учёные считают, что этнос может формироваться из разноязычных элементов, складываться и закрепляться на разных территориях в процессе миграции. (Д) Под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определённых природных условиях формируются специфические для данного этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик.

Какие положения текста носят:

1. фактический характер

2.характер оценочных суждений

3.характер теоретических утверждений


А

Б

В

Г

Д


В6 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.


«Под ________(А), по мнению ряда ученых, понимается исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общностью культуры, языка, ________(Б) своего единства. Основными стадиями развития являются племя, ________(В), нация. Ученые полагают, что единство нации может поддерживаться как материальными, так и ________(Г) факторами, общностью духовных ________(Д), происхождения и исторической судьбы. Распространяется и еще один подход, при котором нация рассматривается как многокультурная,

политическая, гражданская, территориальная ________(Е), как сообщество граждан данного государства».

Cписок терминов:

1) община 5) этнос

2) осознание 6) ценность

3) народность 7) общность

4) психологический 8) производственный

9) познание


А

Б

В

Г

Д

Е


В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Понятия «________(А)» и «этнос» сходны, поэтому их определения аналогичны.

В последнее время всё чаще используется в этнографии, социологии и политологии термин «этнос» (что точнее). Существует три типа этноса. Для __________(Б) главное основание объединения людей в одну ________(В) – кровно – родственные связи и общее _______(Г).

С возникновением государств появляются ____________(Д), состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно – культурными отношениями территориально – соседского типа. В период буржуазных общественно – экономических отношений формируются __________(Е)- этносоциальный организм, объединённый связями культурного, языкового, исторического, территориально – политического характера и имеющих, по словам английского историка Д. Хоскинга, «единое чувство судьбы»


Список терминов:

1) происхождение 6) народность

2) племя 7) национальность

3) общность 8) раса

4) народ 9) диаспора

5)нация



А

Б

В

Г

Д

Е


В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.


Основными историческими типами соц. общностей людей являются род, племя, _________(А), нация .Их называют также __________(Б) общностями. Род – это объединение людей на основе ____________(В) связей. Племя- это соц. общность, возникающая на основе объединения родов. В этот период объединения людей складываются по_______(Г) признаку. Вместо родовой общины возникает соседская, появляется разделение труда, присвоение излишков, ___________(Д), слой управляющих и управляемых. Племена превращаются в народности в период складывания институтов__________(Е), общественных классов, собственности , права, письменной культуры.

1. этнический 5. демографический

2. территориальный 6. неравенство

3. Народность 7. государство

4. кровнородственный 8. община

9. экономика


А

Б

В

Г

Д

Е


5 этап. После прослушивания кластера по тенденциям развития межнациональных отношений, выполни задания с текстом и С6.

Как развиваются межнациональные отношения?

В развитии нации чётко выделяется две тенденции. Первая тенденция в мировом развитии нации и народов – интернационализация, основанная на экономической интеграции. Интернационализм понимается как добровольное сотрудничество разных рас и наций, не исключающее их суверенитета, равноправия. Объективной основой межнациональной интеграции является развитие производительных сил и разделение труда, усиление на этой основе процессов кооперации и экономической интеграции. К объективным причинам межнациональной интеграции можно также отнести развитие глобальных проблем современности и усиление культурного, научного обмена в мировом сообществе. Вторая тенденция в развитии наций состоит в дифференциации нации и народов, которая выражается в их стремлении к самоопределению. Эти процессы часто происходят в конфликтной форме. Возникают идеологии «национализма», «расизма», «шовинизма».

Внутри каждой нации также действуют две тенденции. Первая тенденция – пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьба против всякого национального гнёта, создание национальных государств. Вторая тенденция – это развитие отношений между нациями, ломка национальных перегородок, создание интернационального единства экономической жизни, политики, науки. Противоречие между ними является основным противоречием в сфере межнациональных отношений. Из основного противоречия вытекают и другие, например, противоречие интересов отдельных наций с интересами общества в целом. Обострение национального вопроса связано с противоречиями между нарастающей научно – технической революцией, требующей максимального кооперирования, международного разделения труда, и национальной самобытностью государств и народов. Между самими национальными государствами возникают противоречия в связи с наличием специфических интересов: использование природных ресурсов, транспортных коммуникаций. Возникают противоречия между представителями различных национальностей в трудовых и иных многонациональных коллективах. Причины обострения национальных противоречий могут носить политический, экономический, демографический характер. Межнациональные противоречия проявляются в форме межнациональных конфликтов.

И. В. Мостовая.


С1. Какие тенденции в развитии наций называет автор? Приведите по одному примеру их проявления в современном мире.

С2. Какие причины интернационализма указывает автор? (Назовите не менее 3-х)

С3. На основе имеющихся обществоведческих знаний дайте определение национализма, расизма, шовинизма.

С4. Какие причины межнациональных конфликтов называет автор? (укажите не менее 3-х)

Каких принципов, на ваш взгляд, необходимо придерживаться в национальной политике государства? ( назовите не менее 3- х).




С6. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.


Итог – самооценка в листе.


6 этап. После выполнения задания группой по причинам и видам межнациональных конфликтов выполните индивидуально задание В3.


В3. Установите соответствие между проявлениями межнациональных конфликтов и их причинами:

Проявления Причины межнациональных

конфликтов


А) требования гражданского равноправия, 1) экономические

равенства перед законом

Б) требования сохранения или возрождения, 2) социальные

развития родного языка, сплачивающего

этнос в единое целое

В) борьба этносов за обладание собственностью, 3) культурно – языковые

материальными ресурсами (земля, недра)

Г) требования равенства в образовании, 4) этнодемографические

в оплате труда. при приёме на работу

Д) изменение соотношения численности контактирующих

народов вследствие миграции и различий в уровне

естественного прироста населения



А

Б

В

Г

Д

Итог – самооценка в листе.


7 этап. ВАШЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ. Выполни заданияС6 и С7.


С6. В Конституции РФ сформулирован ряд принципов национального устройства нашей страны. Назовите любые три принципа и объясните, в чём проявляется каждый из них


С7. В государстве Х. была проведена реформа государственного устройства, в результате которой основной закон государства зафиксировал право территориальных единиц (департаментов) иметь свои конституции и принимать законы. Какое территориальное устройство было введено в государстве Х.? Назовите ещё два изменения, которые были внесены в основной закон.


8 этап. Выберите эссе от группы по заданным на дом высказываниям, передать его на экспертизу другой группе. Оценить по критериям ЕГЭ эссе соседней группы.

Никакая нация не может достичь процветания, пока она не осознает, что пахать поле – такое же достойное занятие, как писать поэму. (В. Буккер)

Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность – национализм. ( И. Шевелёв)

Итог – самооценка в листе.


9 этап : при наличии времени составить план по теме»Нации и межнациональные отношения»


10 .тап – сдай оценочный лист и своё непроверенное эссе учителю.


11 этап – д/ з –подготовка к зачёту.




23




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
План -конспект урока "Нации и межнациональные отношения"

Автор: Трофимова Елена Владимировна

Дата: 09.12.2014

Номер свидетельства: 141307

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока по теме "Нации и межнациональные отношения в современном мире ""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_tiemie_natsii_i_miezhnatsional_nyie_otnoshieniia_v_sovriemien"
    ["file_id"] => string(6) "442022"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1512362900"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Методическая разработка урока по всемирной истории на тему: "Международные отношения в начале 20 века. Первая мировая война". "
    ["seo_title"] => string(138) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-vsiemirnoi-istorii-na-tiemu-miezhdunarodnyie-otnoshieniia-v-nachalie-20-vieka-piervaia-mirovaia-voina"
    ["file_id"] => string(6) "165777"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422874013"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства