3) К какому понятию относится следующее определение: «положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением?
6) Пианистка К. получила на конкурсе молодых исполнителей почётную грамоту. Это пример:
а) социального статуса,
б) социальной роли,
в) социальной санкции.
7) Продолжите предложение.
Статус ученика школы предполагает…
II. Изучение нового материала.
ПЛАН
Этнические общности.
Причины межнациональных конфликтов.
Пути разрешения межнациональных конфликтов.
4. Межнациональные отношения в современном обществе.
Слово учителя.
Помимо классов, сословий и других групп, социальную структуру общества составляют и исторически сложившиеся общности людей.
В курсах истории мы рассматривали такие исторически сложившиеся формы общности людей.
-Какая историческая общность объединяла людей в первобытном обществе?
(Племя).
На основе усиления межплеменных связей и смешения племён формируется единый язык, возникает территориальная и культурная общность и образуется….
-Какая же историческая общность объединяет людей на этом этапе? (Народность)
Развитие экономических связей внутри народности и между народностями привело к их превращению в нации. Нации возникли как из родственных, так и неродственных племён и народностей в результате их соединения, «перемешивания».
Нация - историческая общности людей, характеризующаяся единством территории, экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, национального характера.
Эти исторические общности в науке принято называть этническим.
Этнические общности
/ \ \
племя народность нация.
Этносы- это большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, сознанием нерасторжимости исторической судьбы.
Современное человечество представлено примерно тремя тысячами различных народов, а в нашей стране их больше ста. В то же время независимых государств в мире насчитывается около 200.
-Какой вывод можно сделать из приведённых данных?
( Большинство народов проживает в многонациональных государствах).
Мечтой лучших людей всех времён и народов было создание государства дружбы и братства, общества гармонии между нациями, «когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся», как писал А.С. Пушкин.
Но, к сожалению, в современном мире мы видим множество межнациональных конфликтов. В этом понятии слово «конфликт» нам уже знакомо. Давайте вспомним, что оно означает.
(«Конфликт» - столкновение, межнациональный – между представителями разных национальностей).
Межнациональный конфликт– споры, столкновения, возникшие между большими группами людей разных национальностей, между государствами.
- Приведите известные вам примеры межнациональных конфликтов.
-В чём причина конфликтов на национальной почве?
Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам познакомиться с материалом учебника
Причины межнациональных конфликтов.
(появляются после того, как учащиеся называют данную причину)
1. Территориальные споры.
Из истории мы знаем, что в разные её периоды происходило передвижение
каких- то народов, завоевание, переселения, при которых территория, занимаемая тем или иным народом, неоднократно менялась. Менялись и неоднократно границы. В настоящий момент, когда возникает территориальный спор, доказать что- либо очень трудно, а попытка силой решить этот вопрос ведёт к немыслимым бедствиям.
2. Неравенство социально- экономических условий.
Различия в уровне жизни, разное представительство в высокооплачиваемых профессиях, в органах власти - всё это становиться источником недовольства, порождает конфликтную ситуацию.
3. Ущемление прав по национальному и религиозному признаку.
Если в государстве вводятся ограничения на использование языка того народа, который является меньшинством, если преследуется национальная религия, то отношения в обществе становятся напряжёнными.
4. Национальные предрассудки, низкая культура.
Некоторые люди верят, что есть «плохие» и «хорошие» национальности. Их раздражают люди, непохожие на них по языку, религии, образу жизни. Предрассудки, которые являются следствием незнания истории, традиций, культуры других народов, а нередко результатом злонамеренной лжи, порождают оскорбительные высказывания в отношении людей иной национальности.
Насколько сильны национальные предрассудки среди подростков нашей школы мы решили выяснить, проведя анкетирование по теме межнациональных отношений в 8-9 классах.
Анкета.
1.Имеет ли для вас значение, к какой национальности вы принадлежите?
2. Влияет ли цвет кожи и национальность на интеллектуальные и моральные
качества человека?
3. Есть ли у тебя друзья других национальностей?
4. Готов ли ты помочь в беде человеку другой национальности?
5. Как отнеслись бы твои родители к тому, что к тебе в дом пришёл твой друг,
национальность которого отличается от твоей?
6. Надо ли обсуждать тему межнациональных отношений.
Анализ анкетирования показал, что:
1.Большая часть опрошеных гордится своей национальностью.
2. Для основной части учащихся интеллектуальные и моральные качества человека не зависят от национальности.
3. Чуть больше половины учащихся имеют друзей среди представителей другой национальности.
4. Подавляющее большинство ребят готовы помочь в беде человеку другой национальности.
5. 80% родителей относятся положительно к дружбе их ребёнка с человеком иной национальности.
6. 75% учащихся считают, что в межнациональных отношениях не всё так хорошо, как хотелось.
Вы, ребята, должны понимать, что в современном мире многонациональны не только государства, но и города, сёла. Коллективы с многонациональным составом в наши дни стали нормой не только на земле, но и в космическом пространстве.
Исторически наше государство складывалось как сообщество разных народов, культур и религий.
Ещё писатель Алексей Степанович Хомяков во второй половине 19 века отмечал:
«Русский смотрит на все народы, замежёванные в бесконечных равнинах Северного царства, как на братьев своих. Лихой казак Кавказа берёт жену из аула чеченского, крестьянин женится на татарке или мордовке, и Россия называет своею славою и радостью негра Ганнибала».
А в 20 веке поэт и драматург Юлий Кирсанович Ким (его отец- кореец, а дед по материнской линии- из Калужской области) писал( читает ученик):
…Отчасти я вполне чистопороден,
Всесвятский, из калужских христиан,
Но по отцу - чучмек я, инородец,
И должен убираться в свой Пхеньян.
Куда же мне, по- вашему закону?
Мой край теперь отчасти только мой.
Пойти на Волгу, побродить по Пскову
Имею право лишь одной ногой?
Во мне кошмар национальной розни.
С утра я слышу брань своих кровей:
Одна кричит, что я кацап безмозглый,
Другая - почему- то, что еврей.
…А мой язык, любимый и привычный,
Его питал полвека этот край.
Так русский он иль русскоязычный?
-Какая общая мысль объединяет высказывание Хомякова и стихотворение Кима? Какую особенность межнациональных отношений в нашей стране они раскрывают? (Межнациональные браки)
От смешанных браков рождаются дети, которые соединяют в себе разные этнические ветви в одно древо человеческой жизни. Наука утверждает: сегодня нет не только чистокровных народов, но и отдельных людей, среди предков, которых не присутствовали бы наверняка (или с большей долей вероятности) представители разных этносов. Любые претензии на «чистокровность» есть обман, путь в тупик, причём тупик кровавый, о чём говорят и опыт истории, и опыт наших дней.
-Как же предотвратить национальные конфликты?
При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение гуманистических принципов политики в области национальных отношений:
- отказ от насилия и принуждения,
- мирное урегулирование спорных проблем;
- поиск согласия;
- равенство наций и народов;
- признания прав и свобод человека важнейшей ценностью.
Эти гуманистические принципы нашли отражение в Конституции Российской Федерации
-Какие нормы по вопросам развития наций и национальных отношений содержатся в Конституции России?
Ребята, вам было дано задание: в Конституции РФ в главе 2 и 3 найти статьи, которые регулируют национальные отношения.
-Какие это статьи? (ст.19,26,29,68,69). Прокомментируйте их.
Статья 19.
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Статья 26
Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Статья 29
Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Статья 68.
Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
Статья 69.
Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Наше государство многое делает для того, чтобы каждый человек, к какой бы нации он не относился, чувствовал себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, имел возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом. Но многое зависит и от каждого отдельного человека, от нас с вами. Необходимо проявлять уважение, терпение к людям другой национальности, их верованиям, обычаям, сочувствие к беженцам, мигрантам, большинство из них не от хорошей жизни покинули родные места. Нам нужно учиться жить в согласии в этом многообразном мире.
В заключении мне хотелось бы напомнить вам слова Антуан де Сент- Экзюпери: « Если я чем - то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Его слова - не только урок нам, живущим в 21 веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. Мы связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями. В наших интересах сделать нашу жизнь счастливой, комфортной, радостной, чтобы последующие поколения не только продолжали наши традиции, но и восхищались нашим умением прощать, творить добро и быть терпимым друг к другу.
Домашнее задание: § 25, сформулировать правила взаимоотношений между людьми разных национальностей.