Просмотр содержимого документа
«Мораль. Основные ценности и нормы морали»
Мораль. Основные ценности и нормы морали
Цель: систематизация знаний обучающихся о морали как общепринятой норме поведения¸ не закрепленной в законах, добре и зле как этических категориях морали.
Задачи:
- расширить знания обучающихся о понятии «мораль» и нравственность;
углубить представление об основных категориях морали: «добре» и «зле».
- развивать умения анализировать различные ситуации с позиций норм морали, проводить анализ сходных явлений; сравнивать различные точки зрения по проблеме.
- воспитывать толерантность, уважительное отношение к другим людям;
сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей.
Формы и методы: элементы «перевёрнутого класса», проблемно - поисковые методы, работа в парах, индивидуальная работа, творческая, рефлексия
План урока.
Мораль, нравственность.
Добро и зло.
Эпиграф урока:
«Добрый человек – не тот,
кто умеет делать добро,
а тот, кто не умеет делать зло»
В.О.Ключевский
Ход урока
І. Организационный момент
Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. Садитесь.
II. Мотивация учебной деятельности
Мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра.
Положите руку на сердце и повторяйте за мной:
Я есть любовь,
Я есть воля,
Я есть сила,
Я есть добро,
Я есть Человек,
Я есть всё прекрасное.
Всё зависит от меня,
Всё в моих руках.
III. Сообщение темы и целей урока
«Крошка сын к отцу пришел, и спросила Кроха: Что такое хорошо и что такое плохо?» Вы наверняка читали это замечательное стихотворение В.Маяковского. И оно как нельзя лучше подходит к тому, чтобы проилюстрировать тему урока
А тема сегодняшнего урока «Мораль. Основные ценности и нормы морали»
(Ученики, совместно с учителем ставят цели и задачи урока)
Дома вы самостоятельно изучали программный материал по данной теме в учебнике это - стр.16-22, на образовательном ресурсе Якласс - презентация, по ссылке https://clck.ru/Rwwk8смотрели видеоурок школы Лобачевского.
Определите цели и задачи урока
IV. Вовлечение
На учебном занятии будет организовано осмысление материала и применение его.
Опираясь на знания по данной теме, полученные дома, предложите вопросы, которые будем рассматривать на уроке
V. Осмысление
Переходим к осмыслению материала, изученного дома
1.Что такое мораль
2. Какой основной смысл морали
3.«Золотое правило морали»- поступай …
4.Зачем она нужна людям
4. По какому признаку мы узнаем мораль
(поотношению к другому человеку, к окружающей среде с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости
Если человек картошку почистил себе его поступок нельзя назвать моральным, это бытовой момент, а если помог почистить …
5. Почему мораль называют общечеловеческой духовной ценностью?
За долгую историю человечества существовало много разных ценностей. Но вечно живут главные моральные : не убей, не лги, не воруй, не завидуй…
6. А что является самой высшей моральной ценностью, или как ещё говорят моральным идеалом?
(человечность, гуманизм)
7. Очень ясно и просто даётся объяснение морального объяснения в Библии «Возлюби ближнего как самого себя»
Как вы это понимаете? В каких поступках проявляется любовь к ближнему?
Это значит не надо лгать, убивать, покушаться на чужое добро. Нужно стремиться к миру, быть милосердным и великодушным, терпимо относиться к недостаткам других людей, жертвуя под час своими интересами. Вот в этом и проявляется любовь к ближнему.
8. Существует ещё одно слово, которое часто употребляют со словом «МОРАЛЬ». Это слово - «Нравственность»
- А как вы считаете мораль и нравственность – это слова – синонимы?
Мораль правила поведения (как надо поступать)
Нравственность практические поступки людей
9. Конечно, в своих поступках люди должны руководствоваться своей совестью, понимать, что хорошо, а что плохо. Именно поэтому основными категориями морали являются добро и зло
Какой смысл мы вкладываем в понятие добро?
10. Что означает понятие «Зло»? Часто зло бывает коварным и многоликим.
-Конечно, в своих поступках люди должны руководствоваться своей совестью, понимать, что хорошо, а что плохо. Именно поэтому, основными категориями морали являются добро и зло.
11. Существуют ли нормы, закрепленные в законах, которые бы регулировали нравственные поступки людей? (Нет)
12. Представление индивидуальных творческих заданий
V. Закрепление изученного материала
-Иногда очень трудно оценить поступок с позиций добра и зла.
-Почему в сказках добро всегда побеждает зло?
- Как должен вести себя человек, по отношению к которому совершают дурной поступок?
Ответить на этот вопрос нам поможет притча «Ведро яблок» (подготовил Вдовиченко Марк)
-В чем смысл этой притчи?
- В виде какого предмета, явления можно изобразить добро?
-Давайте попробуем составить портрет доброго человека в виде солнца.
Напишите качества доброго человека на солнечных лучиках (каждая пара получает по «лучику», на котором нужно написать качество доброго человека, свойство доброты).
-Итак, у нас получился собирательный образ доброго человека. Каждый из нас должен помнить, что он всегда находится перед выбором и только сам человек решает, как поступить в той или иной ситуации, какую дорогу ему выбрать.
Притча о мудром Мастере
-В чем смысл этой притчи?
Д/З на выбор:
подобрать материалы из средств массовой информации или художественной литературы о моральном выборе человека (добро и зло) или
написать эссе на тему: «Приходилось ли тебе когда-нибудь делать выбор между добром и злом?»
VI. Подведение итогов
Рефлексия.
-Наш урок подходит к концу. Что он вам дал?
-Какие выводы вы для себя сделали?
-Вы сегодня работали очень хорошо, аргументировано отвечали на поставленные вопросы и заслуживаете оценки «отлично». Но помните, что окончательную оценку вам поставит сама жизнь. Старайтесь всегда в любой ситуации руководствоваться «золотым правилом», которое гласит:
(хором) Не делай другому того, чего себе не желаешь!
Приложение 1
Притча о мудром Мастере
-Послушайте притчу о мудром Мастере и объясните, в чем ее смысл.
Давно-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?». Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:
-Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в своих ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер сказал:
-Все в твоих руках.
Притча «Ведро с яблоками»
Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:
— Кто чем богат, тот тем и делится!
Притча “Яма”
“Однажды пастух обидел одного человека, а тот затаил на него злобу и решил отомстить ему. Он знал, что обидчик пасет животных в определенном месте, где почти никто не ходит, и решил воспользоваться этим: выкопать глубокую яму, чтобы пастух упал в нее. Поздней ночью человек начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадает в яму и, может быть, что-нибудь себе сломает, или умрет в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадет его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, не замечая, как яма становилась все глубже и глубже. Но вот забрезжил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что за это время выкопал такую глубокую яму, что сам не сможет вылезти из нее”