Просмотр фрагмента фильма «Чучело». - Как вы думаете, где может происходить такая сцена? - Кто ее герои? - Как вы считаете, правильно ли проступили ребята? - Какой термин в обществознании обозначает свод основных нравственных принципов, регулирующих поведение человека? - Как вы думаете, могли ли ребята поступить иначе? Почему? | Актуализации требований к ученику («надо»). Установления тематических рамок («могу»). подводящим диалогом условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу») результаты прошлых уроков для постановки образовательных целей добрые пожелания с целью положительного настроя на результат деятельности | Самостоятельно определяют тематические рамки урока Устно отвечают на вопросы учителя Положительно отвечают на вопрос: «Хочу, потому что могу» | - самоопределение (Л) - целеполагание (П) - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) | |
Работа с наводящими вопросами: - Что такое мораль? - Что такое моральные принципы? - Каковы основные принципы морали? - Как мы можем узнать о моральных принципах? - Приведите примеры - Как влияет мораль на общество? - Почему у каждой эпохи существует своя система морали? - Как называется наука, которая изучает мораль? Работа с пословицами. - Как вы поняли, что такое моральный выбор? | 1.Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построение нового знания, их обобщения и фиксации. 2.Актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов: классификация, обобщение. 3.Смену видов деятельности. 4.Обратную связь. 5.Работа с пословицами. 6. Работа с пословицами. Мотивирует учащихся к действию и самостоятельному его осуществлению Помогает подводящим диалогом Принимает различные ответы учащихся Предлагает задания разной сложности | Выполняют посильные упражнения, основанные на изученном материале Предлагают различные варианты ответов Используют алгоритмы Выполняют упражнения разной сложности Смена видов деятельности: работа по вопросам, работа с исторической справкой, подготовленной учащимся, работа со словарем Определяют цель своей деятельности и представляют полученные результаты | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналоги, классификация (П) - построение речевого высказывания (П) Подведение под понятие (П) - выражение своих мыслей полно и точно (К) - аргументация своего мнения в коммуникации (К) - учет разных мнений (К) -волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р) - определение цели своей деятельности и представление результатов (Р) |
- Давайте поразмышляем, что же такое моральный выбор? 1. Индивидуальная работа с опросником: 3 вопроса, подготовленные одним из учащихся. Вывод – моральный выбор – это ответственность. - А что заставляет нас брать на себя ответственность? Работа в группах по карточке: примеры ситуаций. 2. Сопоставление знаний, полученных при работе в группе, с теми знаниями, которые были получены при выполнении домашнего задания. - Действительно, совесть и долг требуют того, чтобы человек брал на себя ответственность и поступал в соответствии с принципами морали. 3. Работа в парах с репродукциями картин и кадрами из фильма. - Все герои, о которых мы с вами вспомнили осуществляли моральный выбор, а часто ли нам с вами в жизни приходится делать нравственный выбор и что способствует принятию правильного решения? 4. Рассказ об А. Маресьеве. - В чем состоял нравственный выбор летчика? - Почему мы можем назвать героем любого человека, который воевал на фронтах ВОВ? | 1.Работу в группах и парах. 2. Координирует соотнесение ранее полученных знаний с новыми, полученными при работе с опросником. 3. Смену видов деятельности. 4. Обратную связь. 1.К выдвижению гипотез и их доказательству. 2. К обсуждению вариантов и выбору оптимального решения, которое фиксируется в устной речи вербально. 3. К использованию различных источников информации для решения поставленных задач. Поощряет использование практического опыта. Принимает все точки зрения. Не дает готовых решений. Создает ситуацию успеха – возможность выполнить задание с различными подходами. Осуществляет межпредметные связи. | Выполняют посильные упражнения, основанные на изученном материале. Высказывают свою точку зрения. Используют алгоритмы. Выполняют упражнения разной сложности. Работают в группах и прах на основе аксиомы коммуникации. Совместно принимают решения. Соотносят свои действия с использованным способом (алгоритмом). Высказывают свою точку зрения. Самостоятельно составляют план учебных действий. Выдвигают гипотезы, основанные на различных видах источников. Обсуждают варианты и выбирают оптимальный, который проговаривают в громкой речи. | - подведение под понятие (П) - определение основной и второстепенной информации (П) - постановка и формулирование проблемы (П) - структурирование знаний (П) - построение речевого высказывания (П) - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р) - выражение своих мыслей полно и точно (К) - учет разных мнений (К) - использование критериев для обоснования своего суждения (К) - самостоятельное определение и формулирование познавательной цели (П) - поиск и выявление необходимой информации (П) - планирование и прогнозирование (П) -аргументация своего мнения и учет мнения других (К) -планирование учебного сотрудничества (К) - познавательная инициатива (Р) - выдвижение гипотез и обоснование (П) - установление причинно-следственных связей (П) - построение логической цепи рассуждений и доказательств (П) - осознание ответственности за общее дело (Л) - следование в поведении моральным нормам и требованиям (Л) - адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных заданий (К) - координирование позиций (К) - разрешение конфликтов (К) |
- Итак, вернемся к теме урока. Что такое моральный (нравственный) выбор? - Какие качества помогают нам сделать этот выбор верно? - Почему свобода равна ответственности? Как вы понимаете смысл высказывания немецкого писателя XIX века Бертольда Ауэрбаха: «Только тот свободен, кто самостоятельно мыслит и не повторяет чужих слов, смысла которых он не понимает»? - Какие еще существуют регуляторы поведения человека в обществе? - Выполните задание по заполнению таблицы для закрепления понятия «моральный (нравственный) выбор. | 1.Практическую деятельность: усвоение детьми знаний и способов действий с громким проговариванием нового знания. Создает ситуацию успеха для каждого ученика. Мотивирует включение в дальнейшую деятельность. Принимает все точки зрения. Предлагает материал для: 1.Выявления границ применения нового знания. 2. Выполнения заданий, где новый способ применяется как промежуточный шаг. 3.Выбрать для работы материал по теме урока. Создает площадку для введения новых знаний и норм. Подбирает задания, имеющие методическую ценность для изучения последующего материала. осуществляет межпредметные связи. | Выявляют границы применения нового знания. Осуществляют практическую деятельность по применению изученного материала. Используют алгоритмы. Производят самокоррекцию ошибок и самооценку деятельности. Выполняют задания, где новые знания применяются как промежуточный шаг. Отрабатывают умственные действия по изученным нормам | - анализ, сравнение, аналогия (П) - извлечение необходимой информации (П) - установление причинно-следственных связей (П) - выполнений действий по алгоритму (П) - осознанное построение речевого высказывания (П) - построение логической цепи рассуждений и доказательств (П) - понимание учебной задачи (П) - нравственно-эстетическое оценивание усеваемого содержания (Л) - осознание ответственности за общее дело (Л) - следование в поведении моральным нормам и требованиям (Л) - выражение своих мыслей полно и точно (К) - аргументация своего мнения и коммуникации (К) - контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция (Р) |
- С какими затруднениями встретились на уроке? - Какую цель поставили? - Достигли цели? - Как? - Оцените свою работу в группах и работу ваших одноклассников? - Что необходимо изменить для более продуктивной работы? - Спасибо всем, кто захотел высказаться. | Мотивирует учащихся к самооценке и оценке работы класса. Организует обратную связь по результатам самооценки учащихся. Организует адекватную оценку деятельности. Организует фиксацию нового содержания, изученного на уроке. Соответствие цели учебной деятельности и ее результата. | Понимает необходимость стремления к конечному результату. учатся адекватной оценке и самооценке. Высказывают свое мнение. Демонстрируют частичные успехи при достижении цели. Ставят цели дальнейшей деятельности. | - построение логической цепи рассуждений и доказательств (П) - рефлексия способов и условий действий (П) - следование в поведении моральным нормам и требованиям (Л) - адекватное использование и осознанное построение речи для решения коммуникативных заданий (К) - формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К) - учет разных мнений (К) - разрешение конфликтов (К) - контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция (Р) - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л) |