Проблема морального выбора и поступков в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка
Проблема морального выбора и поступков в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка
Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний темы;
создать условия для усвоения философских идей повести: смысла человеческого бытия, моральный выбор, честь и совесть и др., обеспечить установление внутренне – предметных и межпредметных связей;
2. создать условия развития учащимися умений формулировать проблемы, исследовать учащимисять проблемы морального выбора, ского бытия, моральный выбор, честь и совесть и др., решения проблемы морального выбора героями, создать условия для формирования умений формулировать собственную точку зрения, высказывать её и аргументировать;
3. способствовать развитию умения общаться друг с другом, давать оценку учебной деятельности одноклассников, воспитывать уважение к суждениям одноклассников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблема морального выбора и поступков в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Тема: Проблема морального выбора и поступков в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Цели: 1.Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний темы;
создать условия для усвоения философских идей повести: смысла человеческого бытия, моральный выбор, честь и совесть и др., обеспечить установление внутренне – предметных и межпредметных связей;
2. создать условия развития учащимися умений формулировать проблемы, исследовать учащимисять проблемы морального выбора, ского бытия, моральный выбор, честь и совесть и др., решения проблемы морального выбора героями, создать условия для формирования умений формулировать собственную точку зрения, высказывать её и аргументировать;
3. способствовать развитию умения общаться друг с другом, давать оценку учебной деятельности одноклассников, воспитывать уважение к суждениям одноклассников.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Жанр урока: Урок – исследование.
Оборудование: фрагмент из к/ф «Капитанская дочка» (режиссёр В. Каплуновский, 1958 года), иллюстрации к повести художника С. Герасимова.
Ход урока
Береги честь смолоду.
Актуализация опорных знаний.
Беседа.
Что такое проблема?
Каково значение слова «мораль» (Словарь на доске)
Мораль – это совокупность принципов и норм поведения людей по отношению к обществу и другим людям: нравственность).
Что такое моральный выбор?
Назовите тему повести «Капитанская дочка».
Определение темы и анализ эпиграфа урока.
Просмотр отрывка из кинофильма «Капитанская дочка» (казнь).
Какой важный момент в жизни переживают защитники крепости?
Как эпиграф отражает идею произведения?
Определение цели урока.
Слово учителя
В жизни каждого человека наступает такой момент, когда необходимо принять решение, сделать моральный выбор. Выбор – это просто и сложно. Просто – потому что касается только тебя одного, сложно – потому что твой выбор может повлиять на другого.
Итак, чтобы понять, каким образом решается проблема морального выбора в повести «Капитанская дочка», мы должны поставить вопросы:
Перед каким выбором стоит герой?
Что он выбирает и почему?
Какие последствия его выбора?
Цель нашего урока – дать ответы на эти вопросы.
Обобщение знаний, умений и навыков.
Слово учителя.
Вы просмотрели отрывок из кинофильма «Капитанская дочка». Какая атмосфера царит в этом эпизоде?
Да, это самый трудный момент в жизни героев. Это – их восхождение.
Работа в группах.
Каждая группа исследует моральный выбор, анализируя материал к образам, собранный на предыдущих уроках.
1 группа Гринёв,
2 группа капитан Миронов,
3 группа Маша Миронова,
4 группа Швабрин,
5 группа эксперты, которые оценивают работу групп по определенным критериям.
Критерии
Баллы
Примечание
Распределение ролей в группе
Знание текста относительно данного героя
Умение логически делать выводы
Умение подбирать и использовать цитаты
Речевые недочёты
Всего баллов
0 – предмет усовершенствования
1 – удовлетворительно
2 - хорошо.
Отводится время на подготовку и демонстрацию результатов исследования. (Можно предложить рассмотреть иллюстрации к повести. Какую динамику передает художник?).
Подведение итогов (рефлексия).
Беседа.
Какова цель урока?
Удалось ли решить вопросы?
Что вам дали работа в группах? Чему вы научились?
Зачем каждому из нас необходимо умение анализировать поступки? Принимать решение? Делать выбор?
Какие открытия для себя вы сделали на уроке?
Кто ещё из героев повести совершает моральный выбор?
Просмотр финального эпизода из кинофильма.
Музыка (Т. Хренников) к кинофильму передаёт трагедию. Гибель Пугачёва вызывает противоречивые чувства, но нельзя не понимать, что герои повести стали для нас чем – то больше, чем персонажи. С какими бы словами вы обратились к Гринёву, Швабрину, капитану Миронову, Маше. (Учащиеся высказываются).
Домашнее задание. Написать рассуждение «Жизнь прожить – не поле перейти».