kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблема морального выбора и поступков в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний темы;

                  создать условия для усвоения философских идей повести: смысла человеческого бытия, моральный выбор, честь и совесть и др., обеспечить установление внутренне – предметных и межпредметных связей;

               2. создать условия развития учащимися умений формулировать проблемы, исследовать учащимисять проблемы морального выбора,  ского бытия, моральный выбор, честь и совесть и др.,  решения проблемы морального выбора героями, создать условия для  формирования умений формулировать собственную точку зрения, высказывать её и аргументировать;

                3. способствовать развитию умения общаться друг с другом, давать оценку учебной деятельности одноклассников, воспитывать уважение к суждениям одноклассников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблема морального выбора и поступков в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Тема: Проблема морального выбора и поступков в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Цели: 1.Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний темы;

создать условия для усвоения философских идей повести: смысла человеческого бытия, моральный выбор, честь и совесть и др., обеспечить установление внутренне – предметных и межпредметных связей;

2. создать условия развития учащимися умений формулировать проблемы, исследовать учащимисять проблемы морального выбора, ского бытия, моральный выбор, честь и совесть и др., решения проблемы морального выбора героями, создать условия для формирования умений формулировать собственную точку зрения, высказывать её и аргументировать;

3. способствовать развитию умения общаться друг с другом, давать оценку учебной деятельности одноклассников, воспитывать уважение к суждениям одноклассников.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Жанр урока: Урок – исследование.

Оборудование: фрагмент из к/ф «Капитанская дочка» (режиссёр В. Каплуновский, 1958 года), иллюстрации к повести художника С. Герасимова.


Ход урока

Береги честь смолоду.

  1. Актуализация опорных знаний.

Беседа.

  • Что такое проблема?

  • Каково значение слова «мораль» (Словарь на доске)

Мораль – это совокупность  принципов и норм поведения людей по отношению к обществу и другим людям: нравственность).

  • Что такое моральный выбор?

  • Назовите тему повести «Капитанская дочка».

  1. Определение темы и анализ эпиграфа урока.

  • Просмотр отрывка из кинофильма «Капитанская дочка» (казнь).

  • Какой важный момент в жизни переживают защитники крепости?

  • Как эпиграф отражает идею произведения?

  1. Определение цели урока.

Слово учителя

В жизни каждого человека наступает такой момент, когда необходимо принять решение, сделать моральный выбор. Выбор – это просто и сложно. Просто – потому что касается только тебя одного, сложно – потому что твой выбор может повлиять на другого.

Итак, чтобы понять, каким образом решается проблема морального выбора в повести «Капитанская дочка», мы должны поставить вопросы:

  • Перед каким выбором стоит герой?

  • Что он выбирает и почему?

  • Какие последствия его выбора?

Цель нашего урока – дать ответы на эти вопросы.

  1. Обобщение знаний, умений и навыков.

  1. Слово учителя.

Вы просмотрели отрывок из кинофильма «Капитанская дочка». Какая атмосфера царит в этом эпизоде?

Да, это самый трудный момент в жизни героев. Это – их восхождение.

  1. Работа в группах.

Каждая группа исследует моральный выбор, анализируя материал к образам, собранный на предыдущих уроках.

1 группа Гринёв,

2 группа капитан Миронов,

3 группа Маша Миронова,

4 группа Швабрин,

5 группа эксперты, которые оценивают работу групп по определенным критериям.


Критерии

Баллы

Примечание

Распределение ролей в группе



Знание текста относительно данного героя



Умение логически делать выводы



Умение подбирать и использовать цитаты



Речевые недочёты



Всего баллов




0 – предмет усовершенствования

1 – удовлетворительно

2 - хорошо.

Отводится время на подготовку и демонстрацию результатов исследования. (Можно предложить рассмотреть иллюстрации к повести. Какую динамику передает художник?).

  1. Подведение итогов (рефлексия).

        1. Беседа.

  • Какова цель урока?

  • Удалось ли решить вопросы?

  • Что вам дали работа в группах? Чему вы научились?

  • Зачем каждому из нас необходимо умение анализировать поступки? Принимать решение? Делать выбор?

  • Какие открытия для себя вы сделали на уроке?

  • Кто ещё из героев повести совершает моральный выбор?

        1. Просмотр финального эпизода из кинофильма.

Музыка (Т. Хренников) к кинофильму передаёт трагедию. Гибель Пугачёва вызывает противоречивые чувства, но нельзя не понимать, что герои повести стали для нас чем – то больше, чем персонажи. С какими бы словами вы обратились к Гринёву, Швабрину, капитану Миронову, Маше. (Учащиеся высказываются).


  1. Домашнее задание. Написать рассуждение «Жизнь прожить – не поле перейти».













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проблема морального выбора и поступков в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка

Автор: Ляшко Татьяна Леонидовна

Дата: 22.02.2016

Номер свидетельства: 297053


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства