kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час "Мораль и право - дороги ведущие к человечности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребята обсуждают эпиграф, написанный на доске. Объясняют высказывание Виссариона Григорьевича Белинского, литературного критика “Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное»

 Как же понять и узнать свою нравственную основу?  Есть две нормы жизни: мораль и право, что же означают термины «мораль», право?

Какие поступки регулируются моралью, какие – правом. а какие из этих поступков регулируются одновременно и моралью, и правом?

 Все мы очень разные. Но каждый из нас -человек. И человечество существует до тех пор, пока существует человечность, мораль и право.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мораль и право »

Классный час «Мораль и право» в 8 классе.

Подготовил классный руководитель Корнеева О.В.



Цель: формирование правовой и нравственной культуры учащихся.

Задачи:

  • Способствовать развитию критического осмысления своих и чужих поступков.

  • Формировать активную жизненную позицию, умение говорить “нет” в ситуации нравственного выбора.

План проведения:

Учитель: Ребята обсуждают эпиграф, написанный на доске. Объясняют высказывание Виссариона Григорьевича Белинского, литературного критика “Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное»

Учитель: Как же понять и узнать свою нравственную основу? Об этом мне с вами хотелось бы поговорить. Есть две нормы жизни: мораль и право, что же означают термины «мораль», право?

Рассмотрим их отличия.

 

мораль

право

определение

Мораль – совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека.

В широком смысле Право – это обоснованная свобода и возможность поведения, принятые в обществе.


источник

Эти нормы нигде не записаны.

Конституция, законы.

кто

придумал

Люди знают, что такое добро, что такое зло, что такое справедливость. Зная это, они определили для себя, что можно делать в обществе, а чего нельзя.

Государство

ответственность

За нарушение понятий добра, зла, справедливости наступает моральная ответственность (моральное порицание, неодобрение) в виде осуждения со стороны тех, кто с ним не согласен.

Государство следит за тем, чтобы эти нормы обязательно соблюдает. Если же этого не происходит, государство принуждает их соблюдать. Тогда наступает его правовая (юридическая) ответственность.



Учитель А как мы можем объяснить понятие нравственности?

Ответы детей. ------------------

Учитель Т.е. мы можем сказать, что нравственность — термин, чаще всего употребляющийся как синоним морали, иногда — этики.

В более узком значении нравственность — это внутренняя установка человека действовать согласно своей совести и свободной волею. Давайте проведём экспресс – анкету

Какие поступки регулируются моралью, какие – правом. а какие из этих поступков регулируются одновременно и моралью, и правом?

Распивать алкогольные напитки

Угрожать расправой

Бить стекла

Завидовать Лгать

Не дружить со слабыми Не платить налоги

Брать чужие вещи

Перебегать улицу в неположенном месте



Учитель: Ребята, как вы думаете, почему человек ведет себя правильно?

Из ответов найдите тот, который вам подходит больше всего:

  • Чтобы избежать наказания и получить награду

  • Таковы общепринятые нормы и ценности моего общества

  • Чтобы все обо мне думали хорошо – другие и я сам

  • Таковы мои моральные принципы; они основаны на общечеловеческих принципах

Ребята выбирают ответы

Учитель: Психологи, изучающие становление морального сознания ребенка, предложили шкалу оценки уровня нравственного развития

1-й уровень. Чтобы избежать наказания и получить награду. (Подделываться).
2-й уровень. Чтобы все обо мне думали хорошо – другие и я сам. (Казаться).
3-й уровень. Таковы общепринятые нормы и ценности моего общества. (Подчиняться).
4-й (высший) уровень. Таковы мои моральные принципы; они основаны на общечеловеческих принципах. (Быть самим собой). (

Учитель: Уровни изображены в виде лестницы, где первому уровню соответствует нижняя ступенька, четвертому соответственно верхняя. Это уровни нравственного поведения, где самому высокому уровню соответствуют высшие общечеловеческие ценности.

Учитель: Однако в нашем современном обществе возникло много отрицательных явлений: грубость, хамство, преступное поведение окружающих.

-Как вы думаете, почему это существует в мире и как на это реагировать?

Ответы детей---------------------------------------

Учитель: Сейчас мне хотелось бы предложить послушать вам китайскую притчу «Ладная семья». Читает учащийся

Притча. Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
- И мира тоже.

Учитель: Прослушав притчу, попробуйте теперь ответить на мои вопросы.

Какие слова были начертаны на бумаге? Каким общим словом можно было бы их объединить?
В своем широком смысле это слово «толерантность». Что такое толерантность? (Ответы).

Учитель: Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность группировки. Вот здесь вступает в силу правовая (юридическая) ответственность.
Мы говорили с вами, что государство следит за тем, чтобы законы соблюдались. Если же этого не происходит, государство принуждает их соблюдать.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот... Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты, а стало быть морали.

Учитель: Какие же правила поведения можно сформулировать чтобы вокруг было меньше хамства, зла, неуважения, что может привести к нарушению юридических прав, и было больше доброты, человечности, взаимоуважения

Каждый пишет ответы на листе бумаги и учитель читает

  1. Уважай собеседника.
    2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
    3. Отстаивай свое мнение тактично.
    4. Ищи лучшие аргументы.
    5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
    6. Стремись учитывать интересы других. И т.д.


Учитель: Мне бы хотелось сказать, что наш класс - это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани

Предлагаю обсудить “нормативы” для современных социальных условий.

Наказание или преступление?”

Одна особа известна как сплетница, ябеда. Вы и большинство ваших одноклассников ее терпеть не можете. Однажды ваши одноклассники договорились проучить ее – побить. Как вы поступите? Вы присоединитесь; не будете вмешиваться или расскажете об этом кому-нибудь?

Уличная мораль”

В вашем классе произошел случай. Жестоко избили хорошего, но слабого физически мальчишку за то, за то, что он не поддержал предложение сбежать с урока. Вы видели кто бил, но в ответ на предложение выдать хулиганов вы промолчали.

Что вы сделаете дальше?

Находка”

Вы случайно нашли чек на приобретение дорогой вещи …

А) Попытаетесь найти того, кто его потерял.
Б) Бежите к прилавку – вы столько о ней мечтали.
В) Сомневаетесь в его действительности, боитесь неприятностей.
Г) В растерянности не знаете, что с ним делать.

Учитель: И внешнему, и внутреннему нашему мира присуща двойственность:

Добро – зло, прекрасное – безобразное, истина – ложь, здоровье – болезнь и т. д. Ребята, прислушайтесь к следующим словам:

Молитва о встрече:

Уч 1. Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

уч2 . И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

уч3 Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!
А если нет – ну что ж, печально.

Учитель: Все мы очень разные. Но каждый из нас --человек. И человечество существует до тех пор, пока существует человечность, мораль и право



Итак, дорогие мои, что вы чувствуете сейчас,

по какой дороге мы пойдём?

Давайте каждый напишет на листе, что ему хочеться высказать сейчас, какие чувства Вы испытываете после нашего классного часа. Можно одним словом, словосочетанием, предложением.





 Мне хочется закончить наш классный час словами поэта Вадима Шефнера:

Будь же сам к себе  построже,

И добрее к прочим   людям, -

Ведь и ты шагаешь тоже

По тропинкам чьих-то  судеб.

Литература:

  1. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1989.

  2. Селевко Г.К. Управляй собой. Изд. 2-е. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006. (Серия “Самосовершенствование личности”)

  3. Селевко Г.К. Утверждай себя. Изд. 2-е. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006. (Серия “Самосовершенствование личности”)



Просмотр содержимого презентации
«Мораль и право- дороги, ведущие к человечности»

«Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное»   Виссарион Григорьевич Белинский  (1811 – 1848)  литературный критик.

«Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное» Виссарион Григорьевич Белинский (1811 – 1848) литературный критик.

Мораль и право- дороги, ведущие к человечности.

Мораль и право- дороги, ведущие к человечности.

Нравственность Мораль Право

Нравственность

Мораль

Право

  определение мораль источник право Мораль – совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека. В широком смысле Право – это обоснованная свобода и возможность поведения, принятые в обществе. кто ответственность придумал

 

определение

мораль

источник

право

Мораль – совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека.

В широком смысле Право – это обоснованная свобода и возможность поведения, принятые в обществе.

кто

ответственность

придумал

  определение мораль источник право Мораль – совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека. В широком смысле Право – это обоснованная свобода и возможность поведения, принятые в обществе. Эти нормы нигде не записаны. кто ответственность придумал

 

определение

мораль

источник

право

Мораль – совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека.

В широком смысле Право – это обоснованная свобода и возможность поведения, принятые в обществе.

Эти нормы нигде не записаны.

кто

ответственность

придумал

  определение мораль источник право Мораль – совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека. В широком смысле Право – это обоснованная свобода и возможность поведения, принятые в обществе. Эти нормы нигде не записаны. кто Конституция, законы. ответственность придумал

 

определение

мораль

источник

право

Мораль – совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека.

В широком смысле Право – это обоснованная свобода и возможность поведения, принятые в обществе.

Эти нормы нигде не записаны.

кто

Конституция, законы.

ответственность

придумал

  определение мораль источник право Мораль – совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека. В широком смысле Право – это обоснованная свобода и возможность поведения, принятые в обществе. Эти нормы нигде не записаны. кто Конституция, законы. ответственность придумал Люди знают, что такое добро, что такое зло, что такое справедливость. Зная это, они определили для себя, что можно делать в обществе, а чего нельзя.

 

определение

мораль

источник

право

Мораль – совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека.

В широком смысле Право – это обоснованная свобода и возможность поведения, принятые в обществе.

Эти нормы нигде не записаны.

кто

Конституция, законы.

ответственность

придумал

Люди знают, что такое добро, что такое зло, что такое справедливость. Зная это, они определили для себя, что можно делать в обществе, а чего нельзя.

  определение мораль источник право Мораль – совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека. В широком смысле Право – это обоснованная свобода и возможность поведения, принятые в обществе. Эти нормы нигде не записаны. кто Конституция, законы. ответственность придумал Люди знают, что такое добро, что такое зло, что такое справедливость. Зная это, они определили для себя, что можно делать в обществе, а чего нельзя. Государство

 

определение

мораль

источник

право

Мораль – совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека.

В широком смысле Право – это обоснованная свобода и возможность поведения, принятые в обществе.

Эти нормы нигде не записаны.

кто

Конституция, законы.

ответственность

придумал

Люди знают, что такое добро, что такое зло, что такое справедливость. Зная это, они определили для себя, что можно делать в обществе, а чего нельзя.

Государство

  определение мораль источник право Мораль – совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека. В широком смысле Право – это обоснованная свобода и возможность поведения, принятые в обществе. Эти нормы нигде не записаны. кто Конституция, законы. ответственность придумал Люди знают, что такое добро, что такое зло, что такое справедливость. Зная это, они определили для себя, что можно делать в обществе, а чего нельзя. Государство За нарушение понятий добра, зла, справедливости наступает моральная ответственность (моральное порицание, неодобрение) в виде осуждения со стороны тех, кто с ним не согласен.

 

определение

мораль

источник

право

Мораль – совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека.

В широком смысле Право – это обоснованная свобода и возможность поведения, принятые в обществе.

Эти нормы нигде не записаны.

кто

Конституция, законы.

ответственность

придумал

Люди знают, что такое добро, что такое зло, что такое справедливость. Зная это, они определили для себя, что можно делать в обществе, а чего нельзя.

Государство

За нарушение понятий добра, зла, справедливости наступает моральная ответственность (моральное порицание, неодобрение) в виде осуждения со стороны тех, кто с ним не согласен.

  определение мораль источник право Мораль – совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека. В широком смысле Право – это обоснованная свобода и возможность поведения, принятые в обществе. Эти нормы нигде не записаны. кто ответственность Конституция, законы. Люди знают, что такое добро, что такое зло, что такое справедливость. Зная это, они определили для себя, что можно делать в обществе, а чего нельзя. придумал Государство За нарушение понятий добра, зла, справедливости наступает моральная ответственность (моральное порицание, неодобрение) в виде осуждения со стороны тех, кто с ним не согласен. Государство следит за тем, чтобы эти нормы обязательно соблюдались. Если же этого не происходит, государство принуждает их соблюдать. Тогда наступает его правовая (юридическая) ответственность.

 

определение

мораль

источник

право

Мораль – совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека.

В широком смысле Право – это обоснованная свобода и возможность поведения, принятые в обществе.

Эти нормы нигде не записаны.

кто

ответственность

Конституция, законы.

Люди знают, что такое добро, что такое зло, что такое справедливость. Зная это, они определили для себя, что можно делать в обществе, а чего нельзя.

придумал

Государство

За нарушение понятий добра, зла, справедливости наступает моральная ответственность (моральное порицание, неодобрение) в виде осуждения со стороны тех, кто с ним не согласен.

Государство следит за тем, чтобы эти нормы обязательно соблюдались. Если же этого не происходит, государство принуждает их соблюдать. Тогда наступает его правовая (юридическая) ответственность.

Угрожать расправой  Бить стекла Не дружить со слабыми Не платить налоги Брать  чужие  вещи Лгать Завидовать Перебегать  улицу  в неположенном месте

Угрожать расправой

Бить стекла

Не дружить со слабыми

Не платить налоги

Брать чужие вещи

Лгать

Завидовать

Перебегать улицу в неположенном месте

Почему человек ведет себя хорошо?

Почему человек ведет себя хорошо?

  • Чтобы избежать наказания и получить награду
  • Таковы общепринятые нормы и ценности моего общества
  • Чтобы все обо мне думали хорошо – другие и я сам
  • Таковы мои моральные принципы; они основаны на общечеловеческих принципах
Уровни нравственного развития Быть самим собой Подчиняться Казаться Подделываться

Уровни нравственного развития

Быть самим собой

Подчиняться

Казаться

Подделываться

«Ладная семья»

«Ладная семья»

«Ладная семья» любовь, прощение, терпение .

«Ладная семья»

любовь, прощение, терпение .

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ

«нормативы» для современных социальных условий

«нормативы» для современных социальных условий

Недонесение о достоверно известном готовящемся тяжком или особо тяжком преступлении – наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.

Недонесение о достоверно известном готовящемся тяжком или особо тяжком преступлении –

наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.

Недонесение о достоверно известном совершенном особо тяжком преступлении либо о достоверно известном лице, совершившем это преступление, или о месте нахождения такого лица – наказывается общественными работами, или штрафом, или арестом на срок до трех месяцев.

Недонесение о достоверно известном совершенном особо тяжком преступлении либо о достоверно известном лице, совершившем это преступление, или о месте нахождения такого лица –

наказывается общественными работами, или штрафом, или арестом на срок до трех месяцев.

По российскому законодательству, нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее её, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить её, и возвратить найденную вещь этому лицу. Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта. Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в полицию или в орган местного самоуправления.

Если в течение шести месяцев с момента заявления о находке лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своём праве на вещь нашедшему её лицу либо в полицию или в орган местного самоуправления, нашедший вещь приобретает право собственности на неё

Нашедший вещь также вправе по её возвращении владельцу требовать вознаграждение за находку в размере до двадцати процентов стоимости вещи. В случае, если нашедший вещь не заявил о находке или пытался ее утаить, право на вознаграждение не возникает.

Я пришел в этот мир Не для того, чтобы оправдывать твои надежды, Не для того, чтобы отвечать твоим интересам, Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты пришел в этот мир Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям, Не для того, чтобы отвечать моим интересам, Не для того, чтобы оправдывать мои надежды. Потому что я – это я, а ты – это ты. Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно! А если нет – ну что ж, печально.

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я – это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!

А если нет – ну что ж, печально.

Будь же сам к себе построже, И добрее к прочим людям, - Ведь и ты шагаешь тоже По тропинкам чьих-то судеб. Вадим Шефнер

Будь же сам к себе построже,

И добрее к прочим людям, -

Ведь и ты шагаешь тоже

По тропинкам чьих-то судеб.

Вадим Шефнер


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Классный час "Мораль и право - дороги ведущие к человечности"

Автор: Корнеева Ольга Владимировна

Дата: 28.08.2015

Номер свидетельства: 227578


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства