Просмотр содержимого документа
«Молодёжь в современном обществе»
Молодежь в современном обществе
Понятие молодежь появилось в 20 веке в индустриальную фазу, в высокоразвитых обществах:
1.Акселерация – ускорение полового созревания.
2. Непрерывное отдаление сроков вступления в профессиональную жизнь в силу удлинения периода учебы.
Молодежь – особая социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (16-25 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.
Особенности социального положения:
1. Переходность положения.
2. Высокий уровень мобильности.
3. Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.
4. Активный поиск своего места в жизни.
5. Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.
Социально-психологические качества:
1. Неустойчивость психики.
2. Внутренняя противоречивость (сложность в определение себя).
3. Низкий уровень толерантности (терпение).
4. Стремление выделиться, отличаться от остальных.
5. Существование в специфической молодежной субкультуре.
Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы.
Субкультура (подкультура) – система норм ценностей, отличающих группу от большинства общества.
Контркультура – это течение в рамках традиционной культуры, которое направленно против отдельных ценностей традиционной культуры:
1. Образ – элементы костюма (прическа, украшения, макияж).
3. Сленг –специфический словарь и его использование.
Основные черты молодежной культуры:
1.Нонконформизм – подстраивание себя под группу, даже если не согласен с ней внутри себя.
2.Радикализм – жесткие методы к членам группы, к обществу, которое не разделяет их мнения.
3.Культ силы – не выделяться среди общей массы.
4. Вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни.
5. Своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке.
6. Это культура досуга, чем работы.
7. Включение в различные группы сверстников.
Критерии взрослости:
1.Социологический:
1) Независимое проживание от родителей.
2) Самостоятельное обеспечение средствами существования.
3) Самостоятельное определение образа жизни.
2.Правовой: достижение полной дееспособности (создание семьи, голосование на выборах, вся полнота правовой ответственности).
3.Психологический:
1) Готовность работать и отвечать за свои поступки.
2) Психологическая зрелость.
Инфантилизм (детский) – не желание взрослеть. Сохранение у взрослых физических и психологических черт, свойственных детскому возрасту.
Инфантилизм психологический – особенность психологического склада личности, обнаруживающей черты, свойственные более раннему возрасту: эмоциональная неустойчивость, незрелость суждений, капризность и подчиняемость
Молодежная политика – система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации, и эффективной самореализации молодежи.
Цель государственной молодежной политики – всестороннее развитие потенциала молодежи, что должно способствовать достижению долгосрочных целей – социальному, экономическую, культурному развитию страны, обеспечению ее международной конкурентоспособности и укреплению национальной безопасности.
Ориентировочный этап.
Чтобы перейти к изучению темы, надо определить круг теоретических и практических вопросов, которые будем рассматривать на уроке.
(фиксация вопросов на доске)
Предположительные вопросы от учащихся: кто является молодежью, что она делает, каков ее возраст, что такое гражданское совершеннолетие, образование и профессиональная подготовка молодежи, начало трудовой деятельности, молодежная субкультура.
Так, а по какому плану будем работать?
Предположительный план действий учащихся:
1. Кто является молодежью?
2. Возраст.
3. Деятельность молодежи.
4. Что такое «гражданское совершеннолетие»?
5. Образование и профессиональная подготовка молодежи.
6. Начало трудовой деятельности.
7. Молодежная субкультура.
Давайте немного скорректируем план, объединив некоторые вопросы:
Молодежь – это …
Возраст.
Права и обязанности.
Деятельность.
Молодежная субкультура.
А где можно найти информацию по данной теме?
Ответ учащихся: учебник, интернет, законодательство.
Хорошо, а что именно вы будете искать в интернете?
Ответ учащихся: фильмы, статьи, книги, энциклопедии, сайты.
Поисково-исследовательский этап.
Я предлагаю вам сесть так, чтобы получилось 6 групп по 2 – 3, максимум 4 человека для сбора информации. У меня есть следующие источники для каждой из групп:
1. Конституция РФ и ГК РФ (4 части);
2. УК РФ, СК РФ и КоАП;
3. ТК РФ и ФЗ «Об образовании»;
4. Определение молодежи из различных источников, в том числе и энциклопедий;
5. Статьи о возрасте молодежи и его критериях;
6. Информация по молодежным субкультурам и основным чертам и признакам молодежной субкультуры.
Учащиеся садятся по группам и разбирают материал.
Перед тем как вы начнете работать самостоятельно, давайте определимся со способом фиксации информации.
Учащиеся предлагают формы фиксации информации (например, схема, таблица, кластер, опорный конспект и другие).
Так надо выбрать что-то одно, чтобы вы знали, что вам искать. И для этого я вам могу предложить опорный конспект, который занесем в виде слайдов в презентацию. Итак, у нас в плане есть следующие пункты:
1. Молодежь – это … (определение)
2. Возраст: (возрастные рамки и возрастные критерии).
3. Права и обязанности: («гражданское совершеннолетие», основные права и обязанности). – 3 слайда
4. Деятельность: (образование и трудовая деятельность).
5. Молодежная субкультура: (основные черты и признаки молодежной субкультуры, ее виды и краткая характеристика каждого вида – 2 – 3 слова).
Каждая группа делает по 2 слайда.
Учитель расписывает план на доске и напоминает, что информацию можно дать в виде схемы.
Начинайте работу в группах, у вас 15 минут.
Учащиеся читают источники и анализируют полученную информацию, обрабатывают ее согласно плану и заносят в презентацию.
Учитель помогает учащимся скорректировать информацию для презентации, а также следит за тем как выполняется работа в группах.
Слайд №10 – Деятельность (что может делать молодежь)
Слайд №11 – Образование
Слайд №12 – Трудовая деятельность
Слайд №13 – основные черты и признаки молодежной субкультуры
Слайд №14 – виды субкультур и краткая их характеристика (2 – 3 слова)
Слайд №15 – виды субкультур и краткая их характеристика (2 – 3 слова)
Слайд №16 – Список рекомендуемой литературы (сайты, фильмы, книги, статьи)
Слайд №17 – Спасибо за внимание.
(через 15 минут) Так заканчиваем работу в группах и доделываем презентацию.
Итак, открываем тетради и записываем полученную информацию от других групп (можно это сделать схематично).
Учащиеся смотрят полученную презентацию и записывают неизвестную ранее информацию (в виде схем).
А теперь обратимся к учебнику, посмотрите, все ли мы сказали о молодежи, если не все, то кратко зафиксируйте это.
Учащиеся читают и смотрят учебник, а также кратко фиксируют недостающую информацию.
Практический этап.
А сейчас вы будете решать тест, состоящий из 2 вариантов (5 заданий части А, 2 задания части В).
Вариант 1.
Часть А.
1. Полная правовая дееспособность граждан в нашей стране наступает с…
А) 16 лет; Б) 18 лет; В) 20 лет; Г) 21 года.
2. Выделение молодежи как социальной группы относится к…
А) профессиональной стратификации;
Б) классовой дифференциации;
В) этнической стратификации;
Г) возрастной стратификации.
3. Государство гарантирует бесплатность на конкурсной основе
А) начального образования;
Б) среднего (полного) образования;
В) начального профессионального образования;
Г) высшего профессионального образования.
4. Часть общей культуры, система ценностей, норм, традиций, символов, форм поведения какой-либо социальной группы, существующей независимо от культуры общества в целом, называется
А) субкультурой ;
Б) контркультурой;
В) конформизмом;
Г) конъюктурой.
5. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным: А) называется эмансипация; Б) производиться судом.