11
Урок обществознания в 11 классе
Тема: «Молодежь в современном обществе».
Автор: Лавриненко Валеоий Александрович, учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ» п.Демьянка Уватского района Тюменской области
Тип урока: урок изучения нового материала, с элементами групповой и творческой работы.
Цели урока:
Образовательная - изучить понятия «молодежь», «молодость», уяснить, в чём заключается различие этих понятий, понять, что включает в себя молодость как этап жизни человека, что значит быть молодым.
Продолжить формирование собственных оценочных суждений о современной молодёжи на
основе собственного опыта, сопоставления источников и их интерпретации.
Развивающая цель - в рамках данного урока продолжается формирование общеучебных
умений: сравнительного анализа процессов и явлений, соотнесения теоретических обобщений и реальных процессов, аргументированного высказывания своего мнения, умения работать в группе, использования творческих способностей для решения учебных задач.
Воспитательная цель - помочь выработать своё собственное социальное поведение,
направленное на успешное решение личностных и общественных проблем.
Задачи урока:
Образовательные:
Уяснить понятия «молодёжь», «молодость».
Понять в чём состоит своеобразие этапа жизни человека, который называется «молодость».
Уяснить основные характеристики молодёжи, как социальной группы.
Развивающие:
1. Организовать деятельность учащихся на уроке таким образом, чтобы они могли решать учебные задачи, проявляя максимум самостоятельности и творчества.
Разобрать основные термины и понятия, связанные с темой урока.
Подвести учащихся к пониманию того, что быть молодым это не только иметь реальную возможность для реализации своих желаний и жизненных установок, но и нести на своих плечах ответственность не только за своё личное будущее, но и будущее всей страны.
Отработать с учащимися навыки групповой работы, решения творческих задач; умения аргументировано высказывать свою точку зрения, вести диалог, дискуссию, анализировать, находить правильное решение, приходить к единой точке зрения на основе консенсуса.
Решить на уроке учебные задачи, связанные с подготовкой учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
Воспитательные:
Способствовать формированию чувства ответственности за свои поступки как важнейшей психологической составляющей гражданского самосознания.
Способствовать формированию активной гражданской позиции учащихся
.
Используемое оборудование:
Мультимедийный компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.
План урока
Организационный момент.
Работа с реальной картиной (Слайд 1) и с виртуальной картиной (слайд 2). Начало первичной работы с понятиями «молодёжь» и «молодость».
Самостоятельное определение учащимися предполагаемой темы урока.
Объявление темы урока учителем (слайд 3)
Организация групповой работы с целью самостоятельного определения учащимися цели урока, основных учебных вопросов. Решения задания типа С5 из задания ЕГЭ по обществознанию (слайд 4), модель работы Законодательной ветви власти в России. Постановка творческой задачи – создать символ молодости и взрослости.
Рассмотрение первых результатов групповой работы учащихся. Окончательное определение основной цели урока и учебных вопросов (слайды 5-6).
Беседа с учащимися по первому вопросу урока. Определение основных черт, присущих молодёжи как социальной группе (слайд 7).
Работа по второму вопросу урока. Организация групповой работы. Одна группа определяет характерные признаки этапа жизни человека, называемого «молодость», вторая группа определяет характерные признаки этапа жизни человека, называемого «взрослость», одновременно обе группы заканчивают работу с символами «молодости» и «взрослости».
Обсуждение результатов групповой работы слайды (8-13). Принятие согласованного решения. Переход к следующему этапу работы.
Работа со схемой «Особенности молодости, как этапа жизни человека» (слайд14). Беседа с учащимися.
Работа в группах. Учащиеся формулируют ответ на главный вопрос урока: «Что значит быть молодым».
Обсуждения результатов работы в группе. Принятие согласованного решения относительного вариантов ответа на вопрос «что значит быть молодым?» (слайд 15).
Обсуждение с учащимися следующих вопросов: «Когда в русской литературе впервые появляется образ молодого человека и что это за образ?», «Когда впервые в Отечественной истории молодёжь громко заявляет о себе как социальная группа? Какое название в Отечественной истории получило это поколение молодых людей?». Главная цель беседы подвести учащихся к пониманию того, что в руках молодёжи не просто ключи от будущего общества. Сама молодёжь - это модель будущего страны. Возвращение к началу урока. Объяснение почему была смоделирована работа Законодательной ветви власти страны. (слайд 16).
Этап рефлексии. Работа с «портретами» молодёжи разных поколений, разных исторических периодов истории страны. «Портреты» представлены в виде песен, как народных, так и написанных конкретными авторами. Цель – дать учащимся возможность сравнить обобщённые «портреты» молодёжи различных лет. Оценить степень взрослости каждого представленного «портрета» молодого поколения, решить, как выглядит «портрет» современного поколения молодых людей на фоне других «портретов», исходя из критерия взрослости.
Игровой момент. «Что? Где? Когда?». Творческое задание. Задание типа С9 ЕГЭ по обществознанию. Задание имеет необычную форму: учащимся предлагается не написать эссе на основе высказывания, а прочитав отрывок эссе, угадать, как выглядит само высказывание. Задание даётся для того, чтобы подвести учащихся к финальной части урока - заключительному слову учителя.
Заключительное слово учителя – пожелание молодому поколению не только быть счастливыми, но и суметь правильно воспользоваться счастьем, которое называется «молодость»
Домашнее задание. Эссе, по высказыванию Н.В.Гоголя, с которым проводилась работа на уроке.
Необходимые пояснения:
Работа с картинами. Главная цель – помочь учащимся самостоятельно сформулировать тему урока. Сначала учащиеся знакомятся с картиной русского художника-передвижника Максимова В.М. «Всё в прошлом». Определяют, кто изображён на картине, почему картина называется «Всё в прошлом», предлагается дать другое название картины. Работа с понятиями «старики», «старость», «социальная группа», «этап жизни». Затем учащимся предлагается назвать противоположные понятия понятиям «старики» и «старость». Они должны назвать понятия «молодёжь», «молодость». После этого используется фрагмент ролевой игры: «Вы художник. Вам предлагают нарисовать картину «Всё в будущем». Что или кого Вы изобразите на картине? Учащиеся должны прийти к мнению, что в противовес сюжету картины Максимова В.М. на картине должны быть изображены не пожилые люди, старики, а молодые люди, молодёжь. После этого учащиеся по просьбе учителя должны попытаться самостоятельно сформулировать тему урока.
Работа над целью урока и формулировкой основных учебных вопросов. Цель – дать возможность учащимся в ходе групповой деятельности отработать учебные навыки по выполнению заданий типа С5 ЕГЭ по обществознанию.
Работа с понятиями и терминами («молодёжь», «молодость», «взрослость»). Цель – дать учащимся в ходе групповой работы (совместного обсуждения, а также выполнения творческого задания по созданию символов молодости и взрослости) самостоятельно сформулировать отличительные черты молодёжи как социальной группы и молодости как этапа жизни.
Формулировка вариантов ответа на основной вопрос урока: «Что значит быть молодым?». Цель – дать учащимся в ходе групповой работы (совместного обсуждения) самостоятельно сформулировать варианты ответа на основной вопрос урока: «Что значит быть молодым?».
Беседа на основе привлечения знаний по русской литературе: образ Митрофанушки как первого портрета молодого человека в русской литературе, а также нигилисты и народовольцы, как первое поколение русской молодёжи громко заявившей о себе в Отечественной истории. Цель – подвести учащихся к пониманию того, почему по поведению и настроению молодёжи можно судить о будущей модели общества. Объяснить на реальных исторических примерах, в чём суть выражения: «Молодёжь несёт на своих плечах ответственность за будущее страны, общества в целом». Вернуться к началу урока и объяснить, зачем в ходе групповой работы моделировалась деятельность Законодательной ветви власти России. Учащимся задаётся вопрос: «Хотите знать, какой будет Государственная Дума в России через 30-40 лет? Каким будет президент страны?» Вместе с учителем учащиеся должны прийти к мнению, что и в персональном и в поведенческом плане об этом можно судить уже сейчас, глядя на современную молодёжь: «Посмотрите друг на друга – вы и есть будущая «модель» руководства страны».
Работа с музыкальными файлами. Этап рефлексии. Главная цель – отследить насколько учащиеся глубоко усвоили учебный материал, какое воспитательное значение имел для них урок. В идеале учащиеся должны самостоятельно решить, что нынешнее поколение пока не обладает той степенью взрослости, которая была характерна для молодёжи начала XX в., а также для поколения молодых людей периода Великой Отечественной войны. При этом особое внимание надо обратить на то, что речь не идёт о современной молодёжи как «потерянном поколении», а о том, что нынешней молодёжи есть с кого брать пример и на кого равняться в плане ответственности и гражданской позиции.
Работа с высказыванием. Цель – дать возможность учащимся отработать навыки выполнения задания типа С9 ЕГЭ по обществознанию. Предлагается обратная форма выполнения задания. По фрагменту эссе составить само высказывание. Ещё одна цель – подвести учащихся к финальной части урока.
Финальная часть урока – заключительная речь учителя. Опираясь на высказывания Н.В.Гоголя:«Молодость счастлива тем, что у неё есть будущее» и на изученный на уроке материал, учитель желает ученикам быть счастливыми, любить, мечтать, искать, но при это помнить о необходимости беречь своё счастье и уметь правильно им воспользоваться.
На что обратить особое внимание:
Урок должен быть максимально демократичным. Учителю следует избегать назидательного тона, ни в коем случае не давить на учащихся. Все точки зрения учащихся должны быть учтены и приобщены к материалам урока. Даже если мнения, высказанные учащимися, выглядят не совсем приемлемыми, с точки зрения учителя, они не должны восприниматься им резко, негативно. Учитель обязан проявить сдержанность и уважение к мнению молодого поколения. Корректировка неправильной позиции ученика или учеников должна проводиться на основе совместного обсуждения и принятия решения на основе консенсуса. В крайнем случае, учителю следует оставить за учащимися право на их собственную точку зрения, но чётко объяснить детям, почему и по каким причинам он с ней не согласен.
Дополнительный теоретический материал к уроку
Кого считать молодёжью, чем она отличается от других общественных групп?
Молодёжь – большая социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения, социально-психологических свойств, которые определяются строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества. Возрастные границы молодежи от 14-16 до 25-30 лет
Какие проблемы существуют у молодых?
Именно в этом возрасте важно получение образования, ведь без этого практически невозможно найти своё место в обществе.
Именно сейчас остро стоит проблема досуга, неформального общения. Именно в молодом возрасте приобретаются друзья – часть из них останутся самыми надёжными друзьями.
Именно в этом возрасте важно отделиться, вылететь из родительского гнезда и приобрести самостоятельность.
Именно в период становления важно состояться экономически, не зависеть от родительского кошелька, но встаёт проблема экономической несостоятельности, и как следствие, проживание в семье родителей. Это формирует инфантильность.
Очень важно трудоустроиться, но работодатель предпочитает опыт, которого нет у молодых – молодёжная безработица в 2 раза выше общей: 26% против 13%.
Именно поколению молодых людей необходимо закладывать некий фундамент своего будущего общества, но решения за них принимаются взрослыми политиками, без учёта их интересов. Объясняется это зачастую политической апатией.
Как ни в одном возрасте, необходимы объединения, организации, но комсомол ушёл в прошлое, а подобной или достойной альтернативы не создают ни сами молодые, ни взрослые.
Часто многие взрослые, решая проблемы выживания, зарабатывая на достойную жизнь, просто не в состоянии ни понять молодых, ни побыть рядом с молодыми. Теряется очень важная, хрупкая нить поколений.
У молодых теряется доверие к взрослым, с большим трудом вписывающихся в современные рыночные отношения, цепляющихся за идеалы прошлого.
Проще уйти в виртуальный мир, жить, не выходя из дома и паутины,
Немало таких сил, использующих молодых в силу их легковерности, но это манипуляция естественно, не в интересах молодых, часто это экстремистские, полукриминальные или откровенно криминальные структуры. Да и у молодых есть большой соблазн решить проблемы махом, что выгодно политикам-популистам, радикалам различного толка.
Проблемы существуют, это очень серьёзные проблемы, без решения которых не решить жизненно важных задач.
Наверное, неслучайно, в государстве уделяется большое внимание молодежи (2009 год был объявлен годом молодёжи наверное, это признание и важности молодёжи, и видение её проблем.
Для чего нам важно это?
Ожидаемый ответ: Каждый школьник на пороге взрослой жизни задумывается о перспективах своей деятельности, мечтает добиться определенного успеха. Алгоритма поведения для всех стремящихся к успеху нет, но социология дает нам некоторые советы.
Исследования показывают, что в молодёжной среде усиливаются прагматическая ориентация, стремление к материальному достатку, высокому заработку, хорошим жилищно-бытовым условиям и т.п. В целом это положительная тенденция, поскольку в качестве целевого ориентира реализуется высокая экономическая активность молодёжи. Преобладает нацеленность на работу в условиях рыночной экономики. Исследователи отмечают, что молодёжь лучше адаптируется к рыночным условиям, чем старшее поколение, глубже входит в современную экономическую систему.
Не может не настораживать: в трудовой мотивации приоритет отдаётся не возможности самореализации в труде, а получению высокой зарплаты.
Вторая после прагматизма черта ценностной ориентации молодежи сегодня- индивидуализм1. Ещё в 1998 г. 70% молодёжи считали, что в жизни надо думать прежде всего о себе, о своём здоровье, семье, друзьях и детях, ибо будущее зависит от них самих. В целом это позитивно. В важности развития индивидуализма мало кто сегодня сомневается, однако процесс индивидуализации явно переходит меру. Молодые люди не способны согласовывать свои личные стремления с общими, самоограничиваться. В результате они вступают в конфликт с обществом по многим линиям. Ценности-цели человеческой жизни (труд, образование, творчество, культура искусство, познание) из ценностей-целей превратились в ценности-средства, то есть происходит примитивизация, выхолащивание духовного, возвышающего начала.
Согласно результатам опросов, среди российской молодёжи заметна гедонистическая2 направленность личности – 75% полагают, что не следует упускать развлечений и удовольствий. Только 44% настроены служить другим людям, только треть считают нравственным долгом заботу об обездоленных. Прагматизм3 и гедонизм может привести к нарастанию в обществе эгоизма, цинизма, экстремизма и агрессивности.
Участие в политической жизни
в шкале ценностных суждений в ходе анкетного опроса учащихся старших классов заняло последнее место (6%). По самооценке лишь треть имеет сложившиеся политические убеждения, 30% и 37% вообще не обладает либо никогда не задумывалось об этом.
Одна треть старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге «ничего неделание», в то время как познавательная, креативная, эвристическая функции не реализуются совсем или недостаточно. Образование для школьника и студента отходит на второй план перед реализацией экономических (заработать деньги) и досуговых (интересно провести время) потребностей.
Кризис института семьи, подавление индивидуальности и инициативности молодёжи представителями взрослого мира приводит к социальному и культурному инфантилизму4, с другой стороны – к прагматизму и социальной неадаптированности противоправного или экстремистского характера. (Д.Никольский)
Социализация в России В любую историческую эпоху молодёжи приходится нелегко в силу маргинальности5 её социального положения. Сегодняшние молодые россияне поставлены в вдвойне экстремальные условия: переворот в социально-экономическом укладе сопровождается кризисом ценностного
сознания. В отличие от старшего поколения им нечего терять, но и приобретать также нечего, ибо старшие, не жившие в капиталистическом обществе, не могут ничем помочь. Молодым приходится самим решать, что ценнее – обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, отрицание прежних норм или гибкость, приспособляемость к новым условиям, безграничная свобода межличностных отношений или семья как оплот успеха.
Динамика социальных изменений
Молодое поколение оказалось в ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать развитие на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления «отцов», их попыткам реставрировать прошлое.
Ушел в историю миф, что «молодым везде у нас дорога». Невозможность удовлетворить потребности за счет хорошей учёбы, добросовестной работы формирует у одних неуверенность, у других – циничное отношение к жизни, установку «деньги не пахнут», способствуют преступному поведению. Так называемая рыночная экономика жестока к людям, особенно к слабым и неприспособленным к тяготам жизни, привыкшим к постоянной опеке. Состояние неопределённости в будущем, необходимость платить за получение образования, рост безработицы, пренебрежительное отношение правительства к жизненным заботам подрастающего поколения приводят к запрограммированному неблагополучию молодёжи.
(Лисовский В.Т.)
В современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности.
(Клименко А., Румынина В.)
Современный молодой человек имеет гораздо большую свободу образцов поведения, выбора профессии, спутников жизни, стиля мышления, чем его сверстник 20-30 лет назад. Уровень его запросов характеризуется максимализмом, не соотносятся с его призванием, способностями, что часто ведет к нереализованности планов и связанными с ними разочарованием, неудовлетворённостью сделанным выбором.
У немалого числа молодых людей отсутствуют четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы.
Социальное отчуждение проявляется прежде всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции «стороннего наблюдателя». Вместе с тем эмоциональность, легковерность, психологическая неустойчивость молодых людей умело используются политическими элитами в борьбе за власть.
Очевидно, что молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения.
Домашнее задание: написать эссе «Молодость счастлива тем, что у неё есть будущее».
Вывод: От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований. Именно молодые люди должны быть готовы достойно перенять эстафету у старших поколений.
Структура занятия
ЭТАПЫ | Формы и методы | Ожидаемые результаты |
1.Формулировка темы и цели урока | Работа с реальной и виртуальной картиной. Групповая работа. Моделирование. Ролевая игра. Наглядно-иллюстративный метод. Задачный метод. | У учащихся должен появиться интерес к теме урока, желание обсудить проблемы молодёжи. |
2.Работа с основными учебными вопросами урока. Формулировка вариантов ответа на вопрос: «Что значит быть молодым?» | Диалог, групповая форма работы, решение творческих задач, анализ, высказывание собственных суждений. | Смогут более четко усвоить основные понятия, связанные с темой урока, отработать важные учебные навыки, высказать собственные точки зрения, мнения, суждения. Проявить своё творчество |
3.Рефлексия | Практическая работа. | Смогут показать как решены воспитательные задачи урока. умения анализа |
4. Финальная стадия урока | Практическое задание. Исследование. | Смогут показать умение анализировать, использовать творческое воображение. |
5. Итог урока | Заключительное слово учителя. | Учитель ещё раз сосредоточит внимание на важных качествах молодости, как этапе жизни человека, и важности для молодых людей достойно пройти этот этап жизни. |
Список использованной литературы:
Артамонова, Е.Г. Познавая их и себя… о нас, родителях, и о них, наших детях / Е.Г.Артамонова // Воспитание детей и молодёжи. - 2008. - №3. - С.47-48.
Бессчетнова, О.В. Семейное насилие: что думает об этом современная молодежь / Боголюбов Л.Н. Лазебникова А.Ю. «Человек и общество». Обществознание 11 класс 7 изд. Просвещение Москва 2008 г.
Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации к учебнику «Человек и общество». Обществознание 11 класс Просвещение Москва
Докучаева, Л.Н. Молодая семья, государство, общество: социальное партнёрство / Л.Н.Докучаева // Молодёжь и общество. - 2008. - №2. - С.19-25.
Концепция государственной политики в отношении молодой семьи // Молодёжь и общество. - 2007. - №3. - С.5-21.
Кучмаева, О.В. Ценность семьи и брака в глазах молодёжи / О.В.Кучмаева // Школьная библиотека. - 2008. - №5. - С.70-73.
Использованные интернет ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f732631-0d5b-4df2-a1d6-2eb074e9b7c7/59438/
http://www.rusedu.ru/detail_11292.html
http://www.openclass.ru/node/186832
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,68776/Itemid,118/
http://tphv.ru/maksimov/maksimov2.php
http://sovmusic.ru/
Самоанализ
Урок «Молодёжь в современном российском обществе» соответствует программе, плану. Форма – урок изучения нового материала, с элементами групповой и творческой работы.
Цель урока:
Способствовать формированию ответственности как важнейшей психологической составляющей гражданского самосознания.
-продолжить формирование собственных оценочных суждений о современной молодёжи на основе собственного опыта, сопоставления источников и их интерпретации,
-продолжить формирование умения организации в группе, представления результатов работы
Развивающая цель:
в рамках данного урока продолжается формирование общеучебных умений: сравнительного анализа процессов и явлений, соотнесения теоретических обобщений и реальных процессов, умения аргументировано высказывать свое мнение
Воспитательная цель: помочь выработать своё собственное социальное поведение, направленное на успешное решение личностных или общественных проблем
В соответствии с поставленными целями в структуре урока особое внимание было уделено на умение учащимися самостоятельно решать учебные задачи, как индивидуально, так и в совместной групповой работе, опыта, возможности вступить в диалог с учителем, друг с другом.
Важный момент урока: мотивация и целеполагание: через оригинальную постановку форму подачи учебных задач..
План как таковой детьми не предъявлялся, так как, согласно требований стандартов второго поколения, дети должны уметь самостоятельно формулировать тему урока, основную цель урока и учебные вопросы.
Рефлексия прозвучала в конце урока. Она была осуществлена в форме работы с музыкальными фрагментами.
В целом считаю, что урок достиг поставленных целей, состоялся разговор по очень важной теме – роль молодёжи в жизни общества. Дети показали умении мыслить, высказывать собственную точку зрения. Самое главное, считаю, что достигнуты воспитательные цели урока.
Дети были активны, включились в работу, мне приятно было видеть интерес, достаточно интересные, даже зрелые суждения
Для более эффективной организации работы на уроке: важна импровизация, умелое ведение разговора, выдерживание генеральной линии урока, умение услышать каждого.
Д/З с учетом особенностей подготовки учащихся к ЕГЭ, позволяет творчески переосмыслить изучаемую проблему.