Методическая разработка урока по обществоведению на тему: «Молодёжь в современном обществе»
Методическая разработка урока по обществоведению на тему: «Молодёжь в современном обществе»
Предлагается проект урока в 10-м классе по обществоведению (профильный уровень), заканчивающий тематический раздел «Социальная сфера общества». Данное учебное занятие проводится в рамках использования деятельностного подхода и активного метода взаимодействия с учащимися. Урок, проведённый в форме круглого стола, предполагает показать учащимся конкретные пути решения злободневных проблем молодёжи через обсуждение с одноклассниками, учителем, приводя свои аргументы, отстаивая свою точку зрения и придя к компромиссу. Методическая разработка предназначена также для проведения классных часов и тематических мероприятий в учреждениях образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по обществоведению на тему: «Молодёжь в современном обществе»»
Методическая разработка урока по обществоведению в 10 классе (профильный уровень)
Тема: «Молодёжь в современном обществе».
Автор: Сходкина Ольга Николаевна, учитель истории и обществоведения.
Пояснительная записка к уроку: предлагается проект урока в 10-м классе по обществоведению (профильный уровень), заканчивающий тематический раздел «Социальная сфера общества». Данное учебное занятие проводится в рамках использования деятельностного подхода и активного метода взаимодействия с учащимися. Урок, проведённый в форме круглого стола, предполагает показать учащимся конкретные пути решения злободневных проблем молодёжи через обсуждение с одноклассниками, учителем, приводя свои аргументы, отстаивая свою точку зрения и придя к компромиссу. Методическая разработка предназначена также для проведения классных часов и тематических мероприятий в учреждениях образования.
Цели урока:
Образовательная цель - изучить понятие «молодежь», «социальная проблема»; подвести к пониманию об особенностях социализации молодежи, охарактеризовать основные черты современной молодежной субкультуры; выявить проблемы и социальные функции молодежи в современном обществе.
Развивающая цель - развивать умения анализировать социальные проблемы, получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; выполнять познавательные и практические задания на основе поиска и извлечения нужной информации по заданной теме; представлять своё мнение в публичном выступлении.
Воспитательная цель - воспитывать культуру общения на уроке, коллективизма, воспитывать толерантность, стремление к повышению своего социального статуса, коррекции поведения.
Учебная задача: создать условия для формирования собственных оценочных суждений о современной молодёжи как обновляющего ресурса развития общества путём познавательной и творческой деятельности и в ходе учебного диалога.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: «круглый стол».
Оборудование: учебное пособие «Обществоведение» для 10 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения, под ред. М.И. Вишневского; Кодекс республики Беларусь о семье и браке, Трудовой кодекс Республики Беларусь, материалы СМИ, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал.
Примерный план работы круглого стола:
1.Молодёжь как социальная группа, её особенности.
2. Молодёжные субкультуры
2.Развитие социальных ролей в юношеском возрасте.
3. Проблемы современной молодёжи.
Ход урока:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Наш сегодняшний урок не только для вас, но и о вас. Именно вы, 15-16-летние, ещё сидящие за школьной партой, но уже устремлённые в иную, большую жизнь, находитесь в той замечательной и очень ответственной поре жизни, которую и называют молодостью или юностью. Как сегодня живется молодежи? Как к ней относятся окружающие? Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудится, а делает вид. Так ли это? Попробуют ответить на эти вопросы участники круглого стола. Тема урока: «Молодежь в современном обществе».
Основная цель нашего сегодняшнего занятия, выяснить, есть ли достаточные основания утверждать, что молодежь – обновляющая сила общества?
Актуализация знаний.
Работа с вопросником:
- Какие группы населения по возрастному признаку вы знаете?
- К какой группе населения вы относитесь?
- Какова ваша роль в обществе?
Учащиеся отвечают на вопросы, называют группы населения - дети, подростки, молодёжь, люди зрелого возраста, пенсионеры.
Изучение нового материала.
Молодежь как социальная группа, её особенности.
Вопрос учащимся:
-Кого считать молодёжью? С чем ассоциируется у вас это понятие? (Ответы: это возрастная группа с 15-30 лет, студенты, не вполне самостоятельные, малоопытные, финансово-зависимые, энергичные, активные, смотрящие вперед и др.).
Запишем определение, которое предлагают учёные – обществоведы. Молодёжь – большая социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения, социально-психологических свойств, которые определяются строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества. Возрастные границы молодежи от 14-16 до 25-30 лет.
Учитель: возрастные границы, определяющие позицию молодёжи в обществе, размыты. Этому есть ряд причин:
- начало самостоятельной трудовой деятельности;
- завершение образования, получение профессии;
- приобретение материальной независимости;
- вступление в брак;
- осознание ответственности за свои поступки, принимаемые решения;
-возможность ведения самостоятельной, не зависимой от родителей, жизни;
- определённая физиологическая зрелость;
- жизненная и творческая активность.
Вопросы учащимся:
1) Можете вы продолжить список этих критериев?
2) Какой из них, на ваш взгляд, является определяющим?
Вывод учителя: Таким образом, главная причина – отсутствие объективного критерия в определении возрастных причин. Границы молодости индивидуальны для каждого. В жизни есть обстоятельства, которые заставляют повзрослеть человека раньше. А есть взрослые у которых физические и психические черты, свойственны детскому возрасту –инфантилизм. Поэтому очень часто говорят молодые «старики» или «вечная» молодость.
Понятие «молодёжь» не столько возрастное, сколько социальное и историческое. В разное время и в разных обществах под эту категорию попадали молодые люди различного возраста. К примеру, те, кого мы сейчас называем молодёжью, столетие назад, вовсе таковой не считалась.
Вопросы учащимся:
- Почему молодежь как особая социальная группа стала восприниматься обществом только с переходом в индустриальную фазу развития общества? (Ответы: промышленная революция, разделение труда, усложнение техники, появление специализации отделили семью от процесса производства и привели к тому, что образ жизни старшего и младшего поколения стал существенно различаться).
Задания:
-Проанализируйте афоризмы об особенностях молодёжи. Приложение 1.
-Предположите, какие основные психологические особенности имеет современная молодежь? (Ответы: неустойчивая психика, несформированное сознание, внутренняя противоречивость, молодёжный сленг и т.д.).
Вывод: Таким образом, общность социальной позиции – уже не дети, еще не взрослые; особенности сознания, стиля жизни и поведения создают почву для складывания молодежных сообществ с четко выраженными собственными чертами.
Молодежная субкультура.
Учитель: Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу – субкультуру. Молодежь не стала исключением – она тоже создала свою собственную культуру.
Молодежная субкультура - это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. (Запись определения).
Вопросы учащимся:
1. Как вы думаете, что побуждает молодежь к созданию субкультуры? (Ответ: Кто-то надеется найти понимание и эмоциональную поддержку, которой лишен в обществе взрослых. Другой чувствует, что групповая принадлежность умножает его силы и делает более защищенным. Есть и те, кто жаждет испытать чувство власти над другими).
2. Приведите примеры направлений молодежной субкультуры (байкеры, рэперы, готы и сатанисты, скинхеды, панки, растаманы, фрикки, граффитеры, ролевики и др.).
3. Какие общие черты ей присущи? (Ответы учащихся: вызов ценностям взрослых, эксперимент с собственным образом жизни, своеобразные вкусы, особенно в одежде, музыке, манере поведения, и т.д.)
Учитель: У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир. В советские времена, наши бабушки и дедушки, папы и мамы были вовлечены в официальные молодежные организации. Этого требовала идеология. Практически все были октябрятами, пионерами и комсомольцами. Для нас взрослых была разработана определенная система ценностей, модель поведения, жизненный стиль.
Вопрос: А есть ли сегодня официальные политические молодежные организации? (БРПО, БРСМ, Белорусская лига интеллектуальных команд, скаутская организация, организация пожарных-спасателей и др.).
Вывод учителя: Молодежная субкультура все больше становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы. Многие из них почти нигде не зарегистрированы, своего положения и устава не имеют, условия членства в них не оговорены, численность группировок колеблется. Однако они могут успешно вписаться как в процесс демократизации общества, так и стать дестабилизирующим фактором, выступая с позиции открытого противостояния правоохранительным органам власти. Я думаю, что сегодня каждый из вас мысленно примерил себя к тому или иному направлению и сделал свой выбор.
Развитие социальных ролей в юношеском возрасте.
Учитель: Как вы знаете роль ребенка и подростка в основном связаны с семьей (сын-дочь, брат-сестра), школой (ученик-ученица) или участник спортивной секции.
Проблемный вопрос: Как изменяются социальные роли человека в течение жизни? (Ответ учащихся: в дальнейшем появляются новые социальные роли: студент, работник, супруг, родитель).
Учитель: Давайте рассмотрим основные роли. Учащимся предлагается разделиться на группы. Первая группа изучает роль работника, труженика. Обращается к законодательству Республики Беларусь – Трудовому кодексу. Вторая группа изучает роль семьянина. Работает с вырезками из Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.
Вопросы для 1 группы:
1. С какого возраста законодательство предусматривает возможность устройства на работу? (с15 лет)
2. Какие льготы предусматриваются для лиц, не достигших 18 лет? (короткий рабочий день,запрещается работать в ночную смену, выходные дни, временно командироваться на тяжелую работу и т.д.)
3. Как вы думаете, с охотой ли возьмут на работу молодого человека младше 18 лет? Почему? 1 –Да (государство заинтересованно в предоставлении рабочих мест молодежи (приучение к труду), не каждый взрослый будет заниматься не сложной работой); 2- Нет (руководители предприятий не хотят нести экономические убытки из-за предоставленных льгот).
Вывод работы 1 группы: таким образом, мы видим, что трудоустройство молодежи, это один из сложных вопросов в нашем обществе. Однако, сегодня, молодые люди легче осваивают новые профессии, быстрее подстраиваются под изменения, происходящие на рынке труда. Ведь на их стороне – быстрота реакции.
Вопросы для 2 группы:
1. Согласно Кодексом Республики Беларусь о браке и семье с какого возраста устанавливается брачный возраст? Где может быть оформлен брак? (с 18 лет, в отдельных случаях с 16 лет, в органах ЗАГСа).
2. Какие обязанности несут супруги? (обязанности супругов по взаимному содержанию, супруги обязаны материально поддерживать друг друга, вопросы воспитания детей и другие вопросы жизни семьи решаются совместно).
3. К каким проблемам ведет раннее вступление в брак и рождение ребенка? («Тормозится» образовательный и профессиональный рост молодежи, увеличивается доля тех, кто нуждается в социальной помощи, родители, нередко совмещая работу и учебу, не всегда имеют возможность уделять ребенку все свое внимание, забота о семье и детях требует большой ответственности).
Учитель обобщает: На молодые годы человека выпадают важные социальные роли, в которых молодой человек способен самостоятельно принимать решения, полностью нести ответственность за свои поступки, хотя полная дееспособность наступает лишь в 18 лет.
Проблемы молодёжи и пути их решения.
Учитель: Сложившаяся ситуация в сфере развития молодого поколения неоднозначна. С одной стороны современную молодёжь отличают рост самостоятельности, практичности и мобильности. С другой стороны расширяется криминализация молодёжной среды, влияние в ней деструктивных субкультур и сообществ. Как же идет процесс социализации, то есть взросления? С какими проблемами сталкиваются молодые люди на пути взросления?
Проблемный вопрос мини-дискуссии: Легко ли быть молодым?
Задания для учащихся: проанализировать процесс социализации молодежи на основе предложенного текста Приложение 2, ответить на вопросы. Вопросы для обсуждения прилагаются.
Далее учащиеся определяют, какие проблемы существуют у современной молодёжи? Учащиеся обсуждают вопрос в группах, а затем называют проблемы: получение высшего образования, организация досуга, наркомания, проблемы «отцов и детей», одиночество, финансовая проблема и т.д.
Вывод мини-дискуссии: Как видим, проблемы существуют, это очень серьёзные проблемы, без решения которых не решить жизненно важных задач. Так легко ли быть молодым? Да, действительно, молодым быть нелегко. Молодых людей подстерегают разные опасности в виде соблазнов, проблемы в получении образования, трудоустройстве, проблемы морального выбора. И поэтому перед вами стоят задачи решить эти проблемы. Главным помощником здесь могут быть ваши старшие друзья – это родители, учителя, авторитетные для вас люди.
IV. Закрепление и подведение итогов урока.
Учитель предлагает учащимся выбрать высказывание, которое наиболее точно характеризует современную молодежь.
Молодёжь в современном обществе ничего не решает, от неё мало что зависит.
Именно молодёжь знает, что ей нужно в будущем, и она определяет многое.
Молодёжи многое дано, но ещё больше предстоит сделать.
Учащимся предлагается сделать выводы. Центральный вопрос - есть ли достаточные основания утверждать, что молодежь – обновляющая сила общества? Отвечая на вопрос, учащиеся формируют выводы по уроку.
Нельзя однозначно судить о современной молодежи.
Молодежь неоднородна, имеет разные цели и ценностные ориентации.
Проблема молодежи была актуальна во все времена.
В жизни современных молодых людей много проблем, которые требуют внимания и разрешения.
Молодежь – это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется.
Учитель: Итак, подводим итоги нашего коллективного обсуждения. Именно молодёжь знает, что ей нужно в будущем. Молодёжи многое дано, но ещё больше предстоит сделать. От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения нашего государства по пути демократических преобразований. Молодежь – это обновляющая сила общества. В этом и состоит социологическая функция молодежи.
V. Рефлексия деятельности – завершить предложение
- Я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Это мероприятие дало мне для жизни…
VI. Домашнее задание: §6, вопросы и задания на стр. 53;
Составить синквейн на тему «Современная молодежь – какая она?».
Приложение 1. Афоризмы об особенностях молодёжи.
Молодые люди более склонны изобретать что-то, чем судить о чем-то, осуществлять, чем советовать, носиться с разными прожектами, чем заниматься определенным делом. Ф. Бэкон
Юность человека есть прекрасная роскошная весна, время деятельности и кипения сил; она бывает однажды в жизни и никогда больше не возвращается. В. Белинский
Быть консерватором в юности — это начинать жизнь навыворот. Понятно, если старики — консерваторы, но если молодые люди становятся ими, то похоронный звон уже наверняка раздается над нацией. Г. Бичер
У юности крылья с перьями из поэзии и нервами из иллюзий; на них она возносится в заоблачные выси, откуда мир видится в свете, окрашенном всеми цветами радуги, а жизнь звучит гимнами величию и славе, но бури опыта ломают поэтические крылья, и юность опускается на землю — в мир, похожий на кривое зеркало, где каждый отражается в искаженном виде. Д. Джебран
В молодости не умеют таить своих чувств. А. Моруа
Приложение 2.Письмо подростка, напечатанное в журнале «Мы».
«Мне скоро будет 16 лет, и я считаю, что многие проблемы могу решать сам. Но дело в том, что мои родители ведут себя так, как будто я еще маленький и они могут мною распоряжаться, как хотят. В частности, это касается моего свободного времени. Я все время слышу от них только запреты и приказы типа: «Чтобы в десять был дома!» Или: «На дискотеку сегодня не пойдешь!» Они хотят, чтобы все было так, как они хотят. И вообще – они не воспринимают меня всерьез, что меня особенно бесит. В результате я с предками ругаюсь, дома такой ор стоит, что соседи сбегаются. Думаю, выход тут только один: собрать вещи – и удариться в бега. А может, где-нибудь пересижу – попугаю своих. Глядишь, они что-нибудь поймут и отстанут от меня наконец-то. Другого выхода я не вижу».
Виктор О.
г. Бердянск
Вопросы:
- Как, по-вашему, должен поступить Виктор? Стоит ли убегать из дома, чтобы доказать, что он уже взрослый?