kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Мировое хозяйство и международная торговля"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока

1. Познакомить учащихся со структурой мирового хо­зяйства; с особенностями внешней торговли и факторами, влияющими на этот процесс в современном мире; с раз­личными вариантами внешнеторговой политики на при­мере протекционизма и фритрейдерства (свободной тор­говли); с понятием «валютный курс» и механизмом его формирования.

  1. Содействовать развитию экономического мышления на основе понимания места и роли России в международ­ных экономических отношениях, механизма формирова­ния обменного курса валют.

Способствовать развитию умения осуществлять эко­номический анализ на основе статистических данных, оценивать последствия внешнеторговой политики, эконо­мически грамотно строить свое поведение в ситуациях, связанных с изменением курса валют.

Просмотр содержимого документа
«"Мировое хозяйство и международная торговля" »

Тема: Мировое хозяйство и международная торговля.

Задачи урока

1. Познакомить учащихся со структурой мирового хо­зяйства; с особенностями внешней торговли и факторами, влияющими на этот процесс в современном мире; с раз­личными вариантами внешнеторговой политики на при­мере протекционизма и фритрейдерства (свободной тор­говли); с понятием «валютный курс» и механизмом его формирования.

  1. Содействовать развитию экономического мышления на основе понимания места и роли России в международ­ных экономических отношениях, механизма формирова­ния обменного курса валют.

  2. Способствовать развитию умения осуществлять эко­номический анализ на основе статистических данных, оценивать последствия внешнеторговой политики, эконо­мически грамотно строить свое поведение в ситуациях, связанных с изменением курса валют.

План изучения нового материала

  1. Мировое хозяйство.

  2. Внешняя торговля.

  1. Внешнеторговая политика

  2. Обменные курсы валют


Актуализация опорных знаний

В качестве примерных вопросов для актуализации зна­ний из курса 7 класса учащимся можно предложить следу­ющие:

1) Какую роль торговля играет в экономическом раз­витии общества?

2) Почему торгуют не только отдельные люди, но и страны?

3) Что такое мировые деньги? По­чему в этой функции удобно использовать золото?

4) Зная, что представляет собой всероссийский рынок, определите, что такое мировой (всемирный) рынок.


Мировое хозяйство.


I. Первый пункт плана предполагает знакомство уча­щихся с понятием «мировое хозяйство». Из курса исто­рии учащимся известно, что при переходе к индустриаль­ному обществу на смену изолированному хозяйству от­дельных стран формируется мировое хозяйство.

До настоящего времени не существует единого опреде­ления понятия «мировая экономика» в силу его сложнос­ти и многоплановости.

В современной науке существует несколько подходов к определению мировой экономики:

во-первых, как совокупность национальных хозяйств, связанных политическими и экономическими отношени­ями;

во-вторых, как система международных экономичес­ких отношений, связывающая национальные экономики;

в-третьих, как экономическая система, объединяю­щая экономику, правовые нормы, регулирующие эти от­ношения.

Несмотря на указанные различия в понимании сущнос­ти мировой экономики (мирового хозяйства), важно, что оно представляет собой закономерно развивающуюся и усложняющуюся систему взаимодействия национальных экономик различных стран мира, которая проявляется в разнообразных формах их международных экономических отношений на основе международного разделения труда.

Мировая экономика, или мировое хозяйство, — это совокупность национальных хозяйств, находящихся в постоянной динамике, движении, обладающих растущими международными связями и соответственно сложнейшим взаимовлиянием, подчиняющаяся объективным законам рыночной экономики, в результате чего формируется крайне противоречивая, но вместе с тем более или менее целостная мировая экономическая система.

Современное мировое хозяйство неоднородно: входя­щие в него государства различаются социальной структу­рой, политическим устройством, уровнем развития произ­водительных сил и производственных отношений, а также характером, масштабами и методами международных отношений. Ведущее положение в мировом хозяйстве сре­ди промышленно развитых стран занимают США, Япо­ния, Канада, Германия, Франция, Великобритания и Ита­лия. На их долю приходится более 80 процентов промыш­ленного производства группы промышленно развитых стран (ПРС) и около 60 процентов всего мирового промышленного производства; соответственно 70 и 60 процентов производства электроэнергии, более 60 про­центов экспорта товаров и около 50 процентов услуг.

Для стимулирования познавательной активности уча­щихся можно предложить классу вопрос: что лежит в ос­нове объединения национальных хозяйств в единое миро­вое хозяйство?

Возможный вариант ответа: международное разделение труда на основе специализации стран на производстве определенных видов продукции, которыми страны могут обмениваться между собой.

В основе международного разделения труда лежит стремление стран к получению экономических выгод. Эти выгоды проявляются в полном соответствии с законами рынка. Здесь уместно задать учащимся вопрос: как законы рынка способствуют международному разделению труда?

Дополнительно можно дать некоторые пояснения. Во-первых международное разделение труда, на котором ос­новано мировое хозяйство, осуществляется по отраслям и сферам экономики (например, заниматься сельским хо­зяйством и производством продовольствия выгодно там, где для этого имеются природные условия). Во-вторых, существует специализация на производстве отдельных ви­дов готовой продукции и услуг. В-третьих, возможна спе­циализация и на производстве отдельных компонентов или узлов продукции.

Пояснить преимущества международного разделения труда можно с помощью примера, который использовал английский экономист Д. Рикардо (1772—1880). Англия и Португалия вели между собой торговлю вином и сукном. В Португалии производить и вино, и сукно было дешевле, чем в Англии. И Португалия могла обеспечить этими товарами обе страны. В действительности Португалия стала специа­лизироваться на производстве вина, а Англия — сукна.

Далее можно спросить учащихся: какие выгоды каж­дой стране принесло такое разделение труда и специали­зация?

В качестве закрепления материала учащимся можно предложить вопросы 1 и 2 из рубрики «Проверь себя», а также привести примеры международного разделения труда в современном мире.


Внешняя торговля

II. Следующий пункт плана тесно связан с вопросом о международном разделении труда и не вызывает особен­ных трудностей понимания у восьмиклассников.

Информацию о международных экономических орга­низациях можно дополнить заранее подготовленными со­общениями учащихся о Международном валютном фонде (МВФ) и Всемирной торговой организации (ВТО).

Внешнеторговая политика


III. Третий пункт плана посвящен внешнеторговой по­литике.

Важно, чтобы учащиеся осознавали, что политика в сфере международной торговли является частью внешне­экономической политики.

Под внешнеторговой политикой принято понимать дея­тельность государств, направленную на развитие торговых отношений с другими странами мира или группами стран.

Эта деятельность может осуществляться различными методами: тарифными и нетарифными.

Можно пояснить это положение с помощью следующей схемы:

Методы регулирования внешней торговли


Тарифные Нетарифные

Таможенные пошлины (импортные, экспортные, транзитные) Процедуры оформле­ния документов для та­можни и требования к ним.

Технические барьеры (стандарты, санитарные требования и т. п.).

Импортные квоты



Из курса истории учащиеся знакомы с сущностью политики протекционизма и политики свободной тор­говли — фритрейдерства.

Уместно предложить самим ученикам объяснить, в чем суть протекционизма и в чем фритрейдерства.

Современная внешнеторговая политика разных стран мира строится как сочетание этих двух противоположных тенденций. Причем в разные периоды развития это соче­тание может происходить с преобладанием той или иной тенденции.


Обменные курсы валют


IV. Заключительный пункт плана посвящен обменным курсам валют.

Вопрос этот имеет не только познавательное, но и практическое значение, поскольку расширяющиеся международные контакты, туризм, развитие междуна­родной торговли предполагают необходимость понима­ния механизма обмена национальной валюты на валюту других стран.

Учащимся предстоит усвоить ряд специальных тер­минов: «валюта», «валютный курс», «обменный курс валют», «фиксированный курс валют» и «биржевой курс валют».

На данном этапе возможна словарная работа: учащим­ся предлагается выписать из экономического словаря зна­чение перечисленных выше терминов, проиллюстрировать их конкретными примерами. Эта работа может быть вы­полнена в группах и обсуждена в классе.

При объяснении механизма формирования обменного курса валют может быть использован материал рубрики «Ситуация».

Можно предложить учащимся в качестве дополнитель­ного задания объяснить, как закон спроса влияет на фор­мирование курса валют на бирже.

Для закрепления изученного можно использовать во­прос 5 из рубрики «Проверь себя».

Современное российское общество, направления политики

Среди проблем, актуальных для современной российс­кой внешнеэкономической политики, можно выделить следующие:

• Укрепление позиций России в мировом хозяйстве.

Для раскрытия этой проблемы целесообразно обратить­ся к статистическим данным за истекший год, материа­лам периодической печати.

• Переориентация российского экспорта с преоблада­нием в нем сырья на высокотехнологичные товары, изме­нение внешнеторгового баланса в пользу продукции пере­
работки сырья.

Уместно дополнить имеющуюся информацию в учебни­ке данными, связанными с особенностями экономическо­го развития своего региона, его внешнеэкономических связей, выхода местных предприятий на уровень между­народной торговли и др.

• Проблема вступления России в ВТО.

Эта проблема является дискуссионной, поскольку воз­можные последствия такого шага неоднозначны.

Вступление России в эту международную организацию подготовлено тем, что в стране отменена государственная монополия внешней торговли, проведена приватизация, действует рыночный валютный курс.

Среди ожидаемых плюсов от вступления в ВТО следу­ет отметить, что вступление в эту организацию даст воз­можность России стать равноправным партнером во всех международных соглашениях, связанных с экономичес­кой деятельностью, исчезнут формальные основания для дискриминации России в этом вопросе, само вступление может способствовать ускорению экономического разви­тия России.

Предлагаем раскрыть проблему, опираясь на следую­щие фрагменты из концепции Российской торгово-про­мышленной палаты «Присоединение России к ВТО»:

Условия участия в ВТО

ВТО создает для российских предприятий равные и благоприятные условия для коммерческой деятельности в иностранных государствах в обмен на открытие отечест­венного рынка для иностранной конкуренции...

Естественно, что экспортно-ориентированные отрасли российского бизнеса, особенно в реальном секторе экономи­ки, заинтересованы в получении подобных преимуществ и льгот. Немаловажно и то, что через членство в ВТО в наше пока еще несовершенное деловое законодательство может быть перенесен масштабный блок современного хозяйствен­ного права, что сделало бы его гораздо более единым, пол­ным, систематизированным, предсказуемым и сопостави­мым с мировым. Произошло бы заметное разбюрокрачивание внешнеэкономических связей...

Основные озабоченности российских предпринимателей

Как крупная мировая держава Россия обладает рядом очевидных конкурентных преимуществ. Это ее ресурсы,

уникальное евроазиатское положение, все еще сохранив­шийся научно-производственный потенциал, высокая ква­лификация рабочей силы, развитая транспортная сеть. Имеются и впечатляющие примеры успешных прорывов отдельных предприятий на внешние рынки.

Вместе с тем очевидно, что вступление в ВТО само по себе вряд ли приведет к какому-то взрывному росту оте­чественного экспорта или даже его заметному немедлен­ному увеличению. Во-первых, ВТО стимулирует в основ­ном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продук­цией, тогда как основу российского экспорта составляют пока сырье и топливо (которые и так допускаются на внешние рынки почти без ограничений). Во-вторых, структура российского экспорта крайне инерционна и не может быть быстро изменена в сторону перерабатываю­щих отраслей ввиду чрезмерной изношенности производ­ственных мощностей отечественной промышленности (и транспорта)... В-третьих, по мере преодоления кризиса, растущий спрос на отечественную продукцию предъявля­ет внутренний рынок, что уже привело к ряду ограниче­ний на экспорт. Наконец, Россия уже сейчас имеет дос­туп к основному объему тарифных льгот, зафиксирован­ных ВТО, через свои двусторонние торговые соглашения со странами — членами этой организации.

Домашнее задание



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
"Мировое хозяйство и международная торговля"

Автор: Ибагишева Эльвира Табрисовна

Дата: 27.04.2015

Номер свидетельства: 206113

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) ""Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют.""
    ["seo_title"] => string(72) "mirovoie_khoziaistvo_miezhdunarodnaia_torghovlia_obmiennyie_kursy_valiut"
    ["file_id"] => string(6) "443944"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1513103316"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Международная торговля"
    ["seo_title"] => string(29) "miezhdunarodnaia_torghovlia_2"
    ["file_id"] => string(6) "443496"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1512934017"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Может ли международная торговля сделать нашу страну богаче? "
    ["seo_title"] => string(69) "mozhiet-li-miezhdunarodnaia-torghovlia-sdielat-nashu-stranu-boghachie"
    ["file_id"] => string(6) "129457"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415713244"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект интегрированного урока по социально-экономической географии мира и экономике. (10 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_intieghrirovannogho_uroka_po_sotsial_no_ekonomichieskoi_ghieoghrafii_m"
    ["file_id"] => string(6) "352235"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477414945"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Методическая разработка урока "Мировой рынок товаров, услуг и валют" "
    ["seo_title"] => string(71) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-mirovoi-rynok-tovarov-uslugh-i-valiut"
    ["file_id"] => string(6) "132944"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416423909"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства