1. Познакомить учащихся со структурой мирового хозяйства; с особенностями внешней торговли и факторами, влияющими на этот процесс в современном мире; с различными вариантами внешнеторговой политики на примере протекционизма и фритрейдерства (свободной торговли); с понятием «валютный курс» и механизмом его формирования.
Содействовать развитию экономического мышления на основе понимания места и роли России в международных экономических отношениях, механизма формирования обменного курса валют.
Способствовать развитию умения осуществлять экономический анализ на основе статистических данных, оценивать последствия внешнеторговой политики, экономически грамотно строить свое поведение в ситуациях, связанных с изменением курса валют.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Мировое хозяйство и международная торговля" »
Тема: Мировое хозяйство и международная торговля.
Задачи урока
1. Познакомить учащихся со структурой мирового хозяйства; с особенностями внешней торговли и факторами, влияющими на этот процесс в современном мире; с различными вариантами внешнеторговой политики на примере протекционизма и фритрейдерства (свободной торговли); с понятием «валютный курс» и механизмом его формирования.
Содействовать развитию экономического мышления на основе понимания места и роли России в международных экономических отношениях, механизма формирования обменного курса валют.
Способствовать развитию умения осуществлять экономический анализ на основе статистических данных, оценивать последствия внешнеторговой политики, экономически грамотно строить свое поведение в ситуациях, связанных с изменением курса валют.
План изучения нового материала
Мировое хозяйство.
Внешняя торговля.
Внешнеторговая политика
Обменные курсы валют
Актуализация опорных знаний
В качестве примерных вопросов для актуализации знаний из курса 7 класса учащимся можно предложить следующие:
1) Какую роль торговля играет в экономическом развитии общества?
2) Почему торгуют не только отдельные люди, но и страны?
3) Что такое мировые деньги? Почему в этой функции удобно использовать золото?
4) Зная, что представляет собой всероссийский рынок, определите, что такое мировой (всемирный) рынок.
Мировое хозяйство.
I. Первый пункт плана предполагает знакомство учащихся с понятием «мировое хозяйство». Из курса истории учащимся известно, что при переходе к индустриальному обществу на смену изолированному хозяйству отдельных стран формируется мировое хозяйство.
До настоящего времени не существует единого определения понятия «мировая экономика» в силу его сложности и многоплановости.
В современной науке существует несколько подходов к определению мировой экономики:
во-первых, как совокупность национальных хозяйств, связанных политическими и экономическими отношениями;
во-вторых, как система международных экономических отношений, связывающая национальные экономики;
в-третьих, как экономическая система, объединяющая экономику, правовые нормы, регулирующие эти отношения.
Несмотря на указанные различия в понимании сущности мировой экономики (мирового хозяйства), важно, что оно представляет собой закономерно развивающуюся и усложняющуюся систему взаимодействия национальных экономик различных стран мира, которая проявляется в разнообразных формах их международных экономических отношений на основе международного разделения труда.
Мировая экономика, или мировое хозяйство, — это совокупность национальных хозяйств, находящихся в постоянной динамике, движении, обладающих растущими международными связями и соответственно сложнейшим взаимовлиянием, подчиняющаяся объективным законам рыночной экономики, в результате чего формируется крайне противоречивая, но вместе с тем более или менее целостная мировая экономическая система.
Современное мировое хозяйство неоднородно: входящие в него государства различаются социальной структурой, политическим устройством, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, а также характером, масштабами и методами международных отношений. Ведущее положение в мировом хозяйстве среди промышленно развитых стран занимают США, Япония, Канада, Германия, Франция, Великобритания и Италия. На их долю приходится более 80 процентов промышленного производства группы промышленно развитых стран (ПРС) и около 60 процентов всего мирового промышленного производства; соответственно 70 и 60 процентов производства электроэнергии, более 60 процентов экспорта товаров и около 50 процентов услуг.
Для стимулирования познавательной активности учащихся можно предложить классу вопрос: что лежит в основе объединения национальных хозяйств в единое мировое хозяйство?
Возможный вариант ответа: международное разделение труда на основе специализации стран на производстве определенных видов продукции, которыми страны могут обмениваться между собой.
В основе международного разделения труда лежит стремление стран к получению экономических выгод. Эти выгоды проявляются в полном соответствии с законами рынка. Здесь уместно задать учащимся вопрос: как законы рынка способствуют международному разделению труда?
Дополнительно можно дать некоторые пояснения. Во-первых международное разделение труда, на котором основано мировое хозяйство, осуществляется по отраслям и сферам экономики (например, заниматься сельским хозяйством и производством продовольствия выгодно там, где для этого имеются природные условия). Во-вторых, существует специализация на производстве отдельных видов готовой продукции и услуг. В-третьих, возможна специализация и на производстве отдельных компонентов или узлов продукции.
Пояснить преимущества международного разделения труда можно с помощью примера, который использовал английский экономист Д. Рикардо (1772—1880). Англия и Португалия вели между собой торговлю вином и сукном. В Португалии производить и вино, и сукно было дешевле, чем в Англии. И Португалия могла обеспечить этими товарами обе страны. В действительности Португалия стала специализироваться на производстве вина, а Англия — сукна.
Далее можно спросить учащихся: какие выгоды каждой стране принесло такое разделение труда и специализация?
В качестве закрепления материала учащимся можно предложить вопросы 1 и 2 из рубрики «Проверь себя», а также привести примеры международного разделения труда в современном мире.
Внешняя торговля
II.Следующий пункт плана тесно связан с вопросом о международном разделении труда и не вызывает особенных трудностей понимания у восьмиклассников.
Информацию о международных экономических организациях можно дополнить заранее подготовленными сообщениями учащихся о Международном валютном фонде (МВФ) и Всемирной торговой организации (ВТО).
Внешнеторговая политика
III. Третий пункт плана посвящен внешнеторговой политике.
Важно, чтобы учащиеся осознавали, что политика в сфере международной торговли является частью внешнеэкономической политики.
Под внешнеторговой политикой принято понимать деятельность государств, направленную на развитие торговых отношений с другими странами мира или группами стран.
Эта деятельность может осуществляться различными методами: тарифными и нетарифными.
Можно пояснить это положение с помощью следующей схемы:
Методы регулирования внешней торговли
Тарифные Нетарифные
Таможенные пошлины (импортные, экспортные, транзитные) Процедуры оформления документов для таможни и требования к ним.
Технические барьеры (стандарты, санитарные требования и т. п.).
Импортные квоты
Из курса истории учащиеся знакомы с сущностью политики протекционизма и политики свободной торговли — фритрейдерства.
Уместно предложить самим ученикам объяснить, в чем суть протекционизма и в чем фритрейдерства.
Современная внешнеторговая политика разных стран мира строится как сочетание этих двух противоположных тенденций. Причем в разные периоды развития это сочетание может происходить с преобладанием той или иной тенденции.
Обменные курсы валют
IV. Заключительный пункт плана посвящен обменным курсам валют.
Вопрос этот имеет не только познавательное, но и практическое значение, поскольку расширяющиеся международные контакты, туризм, развитие международной торговли предполагают необходимость понимания механизма обмена национальной валюты на валюту других стран.
Учащимся предстоит усвоить ряд специальных терминов: «валюта», «валютный курс», «обменный курс валют», «фиксированный курс валют» и «биржевой курс валют».
На данном этапе возможна словарная работа: учащимся предлагается выписать из экономического словаря значение перечисленных выше терминов, проиллюстрировать их конкретными примерами. Эта работа может быть выполнена в группах и обсуждена в классе.
При объяснении механизма формирования обменного курса валют может быть использован материал рубрики «Ситуация».
Можно предложить учащимся в качестве дополнительного задания объяснить, как закон спроса влияет на формирование курса валют на бирже.
Для закрепления изученного можно использовать вопрос 5 из рубрики «Проверь себя».
Современное российское общество, направления политики
Среди проблем, актуальных для современной российской внешнеэкономической политики, можно выделить следующие:
• Укрепление позиций России в мировом хозяйстве.
Для раскрытия этой проблемы целесообразно обратиться к статистическим данным за истекший год, материалам периодической печати.
• Переориентация российского экспорта с преобладанием в нем сырья на высокотехнологичные товары, изменение внешнеторгового баланса в пользу продукции пере работки сырья.
Уместно дополнить имеющуюся информацию в учебнике данными, связанными с особенностями экономического развития своего региона, его внешнеэкономических связей, выхода местных предприятий на уровень международной торговли и др.
• Проблема вступления России в ВТО.
Эта проблема является дискуссионной, поскольку возможные последствия такого шага неоднозначны.
Вступление России в эту международную организацию подготовлено тем, что в стране отменена государственная монополия внешней торговли, проведена приватизация, действует рыночный валютный курс.
Среди ожидаемых плюсов от вступления в ВТО следует отметить, что вступление в эту организацию даст возможность России стать равноправным партнером во всех международных соглашениях, связанных с экономической деятельностью, исчезнут формальные основания для дискриминации России в этом вопросе, само вступление может способствовать ускорению экономического развития России.
Предлагаем раскрыть проблему, опираясь на следующие фрагменты из концепции Российской торгово-промышленной палаты «Присоединение России к ВТО»:
Условия участия в ВТО
ВТО создает для российских предприятий равные и благоприятные условия для коммерческой деятельности в иностранных государствах в обмен на открытие отечественного рынка для иностранной конкуренции...
Естественно, что экспортно-ориентированные отрасли российского бизнеса, особенно в реальном секторе экономики, заинтересованы в получении подобных преимуществ и льгот. Немаловажно и то, что через членство в ВТО в наше пока еще несовершенное деловое законодательство может быть перенесен масштабный блок современного хозяйственного права, что сделало бы его гораздо более единым, полным, систематизированным, предсказуемым и сопоставимым с мировым. Произошло бы заметное разбюрокрачивание внешнеэкономических связей...
Основные озабоченности российских предпринимателей
Как крупная мировая держава Россия обладает рядом очевидных конкурентных преимуществ. Это ее ресурсы,
уникальное евроазиатское положение, все еще сохранившийся научно-производственный потенциал, высокая квалификация рабочей силы, развитая транспортная сеть. Имеются и впечатляющие примеры успешных прорывов отдельных предприятий на внешние рынки.
Вместе с тем очевидно, что вступление в ВТО само по себе вряд ли приведет к какому-то взрывному росту отечественного экспорта или даже его заметному немедленному увеличению. Во-первых, ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, тогда как основу российского экспорта составляют пока сырье и топливо (которые и так допускаются на внешние рынки почти без ограничений). Во-вторых, структура российского экспорта крайне инерционна и не может быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей ввиду чрезмерной изношенности производственных мощностей отечественной промышленности (и транспорта)... В-третьих, по мере преодоления кризиса, растущий спрос на отечественную продукцию предъявляет внутренний рынок, что уже привело к ряду ограничений на экспорт. Наконец, Россия уже сейчас имеет доступ к основному объему тарифных льгот, зафиксированных ВТО, через свои двусторонние торговые соглашения со странами — членами этой организации.