Тема: Мировой рынок товаров, услуг и валют
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели урока:
• показать учащимся необходимость и целесообразность внешней торговли
• познакомить с главными концепциями теории внешней торговли
• дать учащимся представление об инструментах регулирования внешней торговли и последствиях этого регулирования для населения и государства.
Новые понятия:
• абсолютные преимущества
• относительные преимущества
• протекционизм
• таможенная пошлина
• квота
• зона свободной торговли
Оборудование:
• раздаточный материал для студентов
• слайды.
Презентация
1. Знакомство с темой и задачами урока:
Джон Стюарт Милль, английский философ и экономист в свое время сказал "единственная прямая выгода страны от внешней торговли состоит в импорте", наша задача вспомнить, какое место занимает торговля во всемирных экономических отношениях, вспомнить географию Мировой торговли, изучая новый материал мы должны узнать, причины возникновения международной торговли, каковы достоинства и недостатки международной торговли, способах ее регулирования, (слайд 1).
2. Повторение материала.
Вопрос: вспомните, какие виды всемирных экономических отношений вы знаете?
(слайд 2),
Преподаватель: Одной из важных форм всемирных экономических отношений и мирового
хозяйства является международная торговля. Она характеризуется тремя главными
показателями: оборотом, товарной структурой, географическим распределением.
Задание 1. Работа со статистическими материалами:
За последние годы мировая торговля достигла небывалых темпов роста.
Используя статистические данные, сравните оборот мировой торговли в разные годы и
сделайте вывод (таблица 1 раздаточного материала для учащихся.)С чем связано
увеличение доли торговли в мировом обороте? (слайд 3).
Задание 2. Сравните товарную структуру мировой торговли и сделайте вывод, (диаграмма 1 раздаточного материала для учащихся), (слейд) 4).
Вывод: в товарной структуре наблюдается увеличение доли готовых изделий и уменьшение доли сырья. Среди готовых изделий первые места в мировой торговле
занимают продукция электроники и электротехники и автомобили, среди сырьевых
товаров-нефть и нефтепродукты.
Преподаватель:
Мировая торговля подразделяется на торговлю товарами и услугами. Торговля услугами
растет быстрыми темпами, и на нее приходится 1\3 всей мировой торговли.
Вопрос: приведите примеры международных услуг.
Преподаватель: Рассмотрим географию мировой торговли по регионам мира, (слайд 5).
Преподаватель: Рассмотрим таблицу 3: "Распределение мирового товарного экспорта по ведущим странам" (2000 г), (слайд 6). Сделайте вывод.
Преподаватель: Назовите основные товаропотоки в Мировой экономике.
Заполните таблицу: "Главные страны-экспортеры промышленной и сельскохозяйственной
продукции".
Сделайте вывод, какие категории товаров характерны для экономически развитых и
развивающихся стран мира?
Преподаватель: Назовите основные товаропотоки в Мировой экономике.
Заполните таблицу: "Главные страны-экспортеры промышленной и сельскохозяйственной
продукции".
Сделайте вывод, какие категории товаров характерны для экономически развитых и
развивающихся стран мира?
Демонстрация учащимися результатов исследования, проведенных в результате изучения рынка товаров:
1.рынок овощей и фруктов:
2. рынок гигиенических средств;
3. рынок бытовой техники, (слайды 9-13).
Учащиеся делают вывод о достоинствах международной торговли:
1. удовлетворение потребностей покупателей, граждане смогут купить больше товаров;
2. возможность производить благ больше, чем в условиях изоляции от мирового рынка, получение большей прибыли;
3. государство получает налоги от международной торговли;
4.рост уровня жизни граждан, улучшение внутриполитической ситуации в стране. Преподаватель:
Мы видим достоинства международной торговли. Они достаточно убедительны. В том, что международная торговля, безусловно идет на пользу гражданам любой страны. россияне могли лишь убедиться на собственном примере. Едва в 1992 году государственная монополия внешней торговли и право заключения внешнеторговых сделок получили все отечественные фирмы, ситуация на потребительском рынке улучшилась в лучшую сторону. Трудно представить, что еще осенью 1991 года в витрина: продовольственных магазинов практически ничего не было, все остальные продукты питания можно было купить либо на городских рынках, либо по блату, как говорили в то время.
Студенты делают вывод о недостатках международной торговли:
1. Сократятся продажи отечественных товаров:
2. Упадут доходы отечественных фирм-производителей, и государство получит меньше налогов;
- Начнутся увольнения в отечественной промышленности, что приведет к уменьшению налоговых поступлений с заработной платы при увеличении расходов на выплату пособий по безработице;
4Безработные и владельцы отечественных предприятий будут протестовать против политики нынешнего правительства и это уменьшит его шансы на сохранение власти:
5. Возрастет зависимость страны от поставок товаров из-за рубежа, что может ослабить ее политическую зависимость.
Бизнесмены многих стран прилагают огромные усилия, чтобы заставить государство перекрыть путь на национальный рынок зарубежным конкурентам. Под давлением таких требований правительства многих стран проводят политику протекционизма (от латинского слова - "прикрытие".
Вопрос: Давайте рассмотрим, как государство может защищать отечественного производителя? Как можно ограничить ввоз иностранных товаров?
Преподаватель объясняет новый материал о политике протекционизма (слайд 14).
-введение таможенных пошлин;
-импортные квоты;
-импортные лицензии;
Преподаватель:
Развитие международной торговли в 20 веке стало решающим фактором экономического роста для большинства стран мира. Многие страны открывают свой рынок товаров и услуг, создавая зоны свободной торговли. Международные экономические организации.
Выступлении студентов : ВТО, зона свободной торговли.
4. Закрепление (слайд 15):
1. Каковы экономические факторы возникновения международной торговли?
2. Для чего правительство страны вводит ограничение на международную торговлю?
3. Почему многие страны стремятся создать на своей территории свободные экономические зоны?
4.Тестирование. Выставление оценок.